Миасс МОУ «СОШ 25» Карабатова Е.В. Учитель начальных классов. 2007год апрель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Advertisements

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Автор: Меденцева Л.Е. МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.
Виды работы над безударной гласной в корне учитель начальных классов МОУ «НОШ 11» Коски Л.И.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи – ши, цы – ци. научиться правильно писать сочетания жи – ши, цы – ци; развивать орфографическую зоркость.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Формирование интереса к русскому языку и развитие орфографической зоркости учащихся.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Учителя начальных классов Фотофудиновой Лидии Юрьевны МАОУ СОШ 29 Г. Калининград.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Выполнила: учитель первой категории МОУ «СОШ 2» Снигирёва Надежда Ивановна МОУ «СОШ 2» Снигирёва Надежда Ивановна.
Урок русского языка 2 класс Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ 4» г.Магнитогорска Гаврицкова Н.В.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
Транксрипт:

Миасс МОУ «СОШ 25» Карабатова Е.В. Учитель начальных классов. 2007год апрель.

Содержание. Что такое орфографическая зоркость? Что такое орфографическая зоркость? Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через : Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через : зрительные диктанты, зрительные диктанты, работа над словарём трудных слов, работа над словарём трудных слов, занимательный словарь. занимательный словарь.

Что такое орфографическая зоркость? Э то умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит:в сильной или в слабой. Звук в сильной позиции обозначается буквой по слуху(кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании. В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук[у], сонорные согласные парные согласные перед сонорными и [в], [в],а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки,парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и [в], [в]). Э то умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит:в сильной или в слабой. Звук в сильной позиции обозначается буквой по слуху(кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании. В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук[у], сонорные согласные парные согласные перед сонорными и [в], [в],а также все согласные звуки перед гласными. В слабой позиции находятся безударные гласные звуки,парные согласные на конце слова, согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и [в], [в]). В развивающем обучении русскому языку все орфограммы выстроены в систему, и ребёнок легко ориентируется, какая орфограмма должна быть, проверена так как есть два типа орфограмм. В развивающем обучении русскому языку все орфограммы выстроены в систему, и ребёнок легко ориентируется, какая орфограмма должна быть, проверена так как есть два типа орфограмм.

Орфограммы 1-й тип 2-тип 1-й тип 2-тип Связанные с произношением Связанные с произношением (т.е. обозначением звуков буквами) 1-вид сильных 2-вид слабых 1-вид сильных 2-вид слабых позиций позиций позиций позиций Жи-Ши Гласные без Жи-Ши Гласные без ударения ударения Ча-Ща Парные согласные Не связанные с произ Ча-Ща Парные согласные Не связанные с произ на конце слова ношением;большая на конце слова ношением;большая буква;перенос; слит- буква;перенос; слит- ное и раздельное написание. ное и раздельное написание. Цы-ци, це. Цы-ци, це. Ъ, ь Ъ, ь О,ё после шипящих. О,ё после шипящих.

Орфографическое действие-это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего(каких шагов-этапов) складывается это действие? Из чего(каких шагов-этапов) складывается это действие? 1 Видеть выделять «ошибкоопасные» места -есть умение оценивать возможность обозначать звуки буквами(слабые позиции пропускаю, ставлю чёрточку,сильные пишу по правилам или по слуху). 1 Видеть выделять «ошибкоопасные» места -есть умение оценивать возможность обозначать звуки буквами(слабые позиции пропускаю, ставлю чёрточку,сильные пишу по правилам или по слуху). 2 Определяю, в какой части слова находится орфограмма(ребёнок должен знать состав слова). 2 Определяю, в какой части слова находится орфограмма(ребёнок должен знать состав слова). 3 Проверяю слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции. 3 Проверяю слабую позицию способом: измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции. 4 Действую по закону русского письма, т.е.обозначаю звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова. 4 Действую по закону русского письма, т.е.обозначаю звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова.

Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через : Зрительные диктанты(тексты И. Федоренко). Зрительные диктанты(тексты И. Федоренко). Фотография цветная(зелёным цветом выделяем орфограмму). Фотография цветная(зелёным цветом выделяем орфограмму). Набор1 Набор1 о а о а о а о а А О А о А О А о и ы и ы и ы и ы Иа Ау. Иа Ау. Что особенного заметили в каждой строчке? Что общего на всех Что особенного заметили в каждой строчке? Что общего на всех строчках? строчках? Набор2 Набор2 он-сон он-сон сон-нос сон-нос нос-нас нос-нас У нас сани. Следует работать23урока У нас сани. Следует работать23урока

Диктант проводится на фоне разгадывания ребусов. Диктант проводится на фоне разгадывания ребусов. Понятие «опасное»выделенное место в слове. Понятие «опасное»выделенное место в слове. Исходя из особенностей букваря Д.Эльконина наборы текстов вида: Исходя из особенностей букваря Д.Эльконина наборы текстов вида: ма мал мал мыл ма мал мал мыл мал мял мял мил мал мял мял мил мало Оля мел млыла мало Оля мел млыла Каждый раз звучит вопрос : «Что общего в словах каждой пары и чем они отличаются?» В последующих наборах раскрывается понятие «слабая и сильная позиция» в слове. В последующих наборах раскрывается понятие «слабая и сильная позиция» в слове. Набор 5 Набор6 Набор 5 Набор6 он - Она кот-коты он - Она кот-коты он - Оно У Оли кот. он - Оно У Оли кот. он - Они он - Они У кота усы. У кота усы. кот –котик. кот –котик.

Работа над словарём « трудных» слов. Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных»слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдить его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной речи. Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных»слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдить его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной речи. Стихотворная(рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи). Стихотворная(рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи). Задействовать три «кита»(слух, зрение, рука- письмо) в обучении русскому языку. Задействовать три «кита»(слух, зрение, рука- письмо) в обучении русскому языку.

CхемаКЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ И РАБОТ. СЛУХОВЫЕ : предупредительный, объяснительный, выборочный, использование загадок, использование описательных оборотов, кратковременный, запись цепочки слов, запись родственных слов и синонимов и антонимов, запись по смысловому признаку, группировка и запись по фонетическим признакам, по орфографическим признакам по морфологическим признакам. ЗРИТЕЛЬНЫЕ :предупредител ьный, объяснительный, выборочный, списывание слов, использование загадок, использование описательных оборотов, кратковременный, картинный, работа по перфокартам, группировка по фонетическим признакам, группировка по орфографическим признакам, группировка по морфологическим признакам, использование словаря учебника, использование Орфографического словаря,запись родственных слов, запись синонимов и антонимов, работа над многозначными словами, составление и запись словосочетаний,запись слов по смысловому признаку, работа над деформированными словами, ребусы, кроссворды,пословицы, этимологический анализ слова. ЗРИТЕЛЬНЫЕ :предупредител ьный, объяснительный, выборочный, списывание слов, использование загадок, использование описательных оборотов, кратковременный, картинный, работа по перфокартам, группировка по фонетическим признакам, группировка по орфографическим признакам, группировка по морфологическим признакам, использование словаря учебника, использование Орфографического словаря,запись родственных слов, запись синонимов и антонимов, работа над многозначными словами, составление и запись словосочетаний,запись слов по смысловому признаку, работа над деформированными словами, ребусы, кроссворды,пословицы, этимологический анализ слова.

Кроссворды,ребусы. «Перекрёсток» «Буквы рассыпались» О бейворо, бярета, рокова, чиутель, О бейворо, бярета, рокова, чиутель, ОРО уникче, няревде,скваМо. ОРО уникче, няревде,скваМо. О ВОРОНА в о р о на. 1-всеядная птица. 2-зевака, ротозей. 3-белая ворона-о том,кто резко отличается от других,не похож на Окружающих. ВОРОН СЧИТАТЬ(ловить)ротозейничать,зевать. Русские пословицы и поговорки: На чужой стОРОнушке рад родной вОРОнушке. Можно использовать тематические кроссворды: на правописание парных согласных, при изучении темы «Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ», Задание: вставь ЖИ-ШИ, ма… на, ры … ки, ти … на, сне… нки. Вставь букву Д в слова: горо…, обе…, заво…, наро…, огоро….

Игры со словами. «какая буква заблудилась?»лУжи или лЫжи? «какая буква заблудилась?»лУжи или лЫжи? «бюро находок»надо найти пропущенную букву :зон… Т или Д. гри…П или Б. «бюро находок»надо найти пропущенную букву :зон… Т или Д. гри…П или Б. «третий лишний» найти лишнее слово и объяснить почему лишнее. ЛИСА, НОС, СЛОН. НОС, РОТ,СЫР. ЗЕРНО, КОЛОС, ГОЛУБИ. ГНОМ, КАРЛИК,СКАЗОЧНИК. «третий лишний» найти лишнее слово и объяснить почему лишнее. ЛИСА, НОС, СЛОН. НОС, РОТ,СЫР. ЗЕРНО, КОЛОС, ГОЛУБИ. ГНОМ, КАРЛИК,СКАЗОЧНИК. «игрыклассификации(лото) «игрыклассификации(лото) ЗВЕРИ КТО ГДЕ СПИТ? КТО ЧТО ЕСТ? КТО ЧЕМ ЗАНЯТ? ЗВЕРИ КТО ГДЕ СПИТ? КТО ЧТО ЕСТ? КТО ЧЕМ ЗАНЯТ? мЕдведь бЕрлога мёд ищет малину и мёд мЕдведь бЕрлога мёд ищет малину и мёд белка дупло орехи скачет по веткам белка дупло орехи скачет по веткам «словесные конструкторы». Рисованные конструкторы, например игра «Как это назвала ворона?» Летела ворона, увидела вот что (показываете карандаш и названные предметы) и назвала по-вороньи КАР, потом она увидела другие предметы(карман, карусель, картину, карту, картошку, карамель.) «страна слов» в волшебной СТРАНЕ СЛОВ весной огород засевают не так,как у нас На грядках «пишется»то что должно вырасти, если слова написаны правильно,то урожай будет отличный, если допущены ошибки,то урожай не взойдёт. Вот как засеял житель СТРАНЫ СЛОВ: ЛУК, САЛАТ, ТИКВА,АРПУЗЫ, МОМИДОРЫ,ДЫНИ, УКРАП,РЕДИС, МОКРОВКА, РЕПКА, КАПУСА.- с помощью такой игры развиваем орфографическую зоркость и удовольствие быть учителем- грамотным человеком На грядках «пишется»то что должно вырасти, если слова написаны правильно,то урожай будет отличный, если допущены ошибки,то урожай не взойдёт. Вот как засеял житель СТРАНЫ СЛОВ: ЛУК, САЛАТ, ТИКВА,АРПУЗЫ, МОМИДОРЫ,ДЫНИ, УКРАП,РЕДИС, МОКРОВКА, РЕПКА, КАПУСА.- с помощью такой игры развиваем орфографическую зоркость и удовольствие быть учителем- грамотным человеком «конструктор из слогов» собрать из разбросанных слогов слова и правильно прочитать.

Литература.Журнал «Начальная школа» за:1989год 3 «Работа с орфографическим словарём»..Журнал «Начальная школа» за:1989год 3 «Работа с орфографическим словарём». Газета приложение к журналу «Начальная школа»36 за 2001 год Газета приложение к журналу «Начальная школа»36 за 2001 год