Николай Иванович Бахметев
В гг. среди музыкальной общественности Саратова приобрел известность композитор Н.И.Бахметев ( ). Им написан квартет для струнных инструментов, несколько романсов – «Песня ямщика», «Спи младенец мой прекрасный», «Борода ль моя Бородушка» на стихи помещика Тимофеева Алексея Васильевича и другие произведения.
Выйдя в отставку в 1842 году, он поселился в своем поместье. Здесь он из крепостных крестьян (а их у него было 1100 человек) сформировал хор и оркестр, создал своеобразный музыкальный театр. В далеком от столиц захолустном селе оркестр под управлением Бахметева исполнял многие классические произведения, в том числе знаменитую 9 симфонию Бетховена.
Бахметев не только дирижировал оркестром и хором, но и выступал с исполнением сольных номеров на скрипке: «Прощание воина», «Воспоминания Нормы» Беллини, фантазии из русских песен.
В труппе Бахметева имелись неплохие голоса. Бахметев нередко привозил своих музыкантов и певцов в Саратов, давал здесь концерты, устраивал музыкальные вечера и даже ставил сцены из опер, например, из романтической оперы «Карл Смелый» Р. Зотова.
Вот как описывает современник пристрастие к певчим помещика Бахметева: «Николай Иванович унаследовал от отца любовь к пению и музыке до страсти. Красавец собой, как бывший придворный с утонченными манерами, всегда любезный, ласковый, говорящий всегда с улыбкой на устах, гостеприимный до крайности, он всякого обвораживал …. В хору у помещика большая часть дискантов, альтов и теноров были девушки и женщины. Николай Иванович всегда был хлебосолом и гостей всегда был полон дом, но теперь молодой жене, родившейся и выросшей в Петербурге, развлечения были необходимы. Иначе ей житья в Саратовской глуши, да еще в деревне, было хуже каторги. Поэтому гости, музыка, пение, фейерверки, гуляние по лесам, пикники каждый день! Пение и музыку сам хозяин любил до страсти и любил похвастаться перед другими».
После музыки, пения, танцев, гуляний и прочих удовольствий к Бахметеву нередко приходило желание позабавить гостей обедней, и он, обращаясь к ним, говорил: «А как у меня певчие поют обедню! Не угодно ли послушать?» Гости обычно соглашались, и барин приказывал священнику на завтра служить обедню. Идя в церковь, все наслаждались превосходной музыкой, которую артистически выдавал церковный сторож, прошедший специальную подготовку в Саратове.
Если обедня была не обыкновенная, а праздничная, Бахметев бывал особенно придирчив к пению и всякая фальшивая нотка или неверная интонация стоили хористам известного наказания (порки на конюшне). Причем указывались эти ошибки самым нежным, ласковым тоном, с улыбкой и поглаживанием
В 1848 году Бахметев был избран губернским предводителем дворянства, и прием гостей в его имении, увеселения полились нескончаемым потоком. Довольные его расточительством дворяне дважды выбирали его своим предводителем. К концу второго трехлетия разорившийся предводитель обобрал своих крестьян, вырубил лес в своем имении, часть его продал, другую – заложил и перезаложил. Однако Бахметев никак не хотел мириться с участью банкрота и по-прежнему продолжал давать балы и концерты, хотя и значительно реже и не так пышно и торжественно, пришлось расстаться и с домашним театром, и с оркестром и, в конце концов, с приемом гостей.
И вот, когда имение Бахметева было уже назначено к продаже с аукциона, к нему вновь съехались дворяне и упросили баллотироваться в предводители на новый срок. Он долго отказывался, но потом согласился и был избран на третий срок. Больше он в дворянском собрании никогда не появлялся.
В 1850-е годы был преподавателем музыки Саратовского Мариинского института благородных девиц.
В гг. был директором Придворной певческой капеллы города Петербурга.
С тем и завершились театральные и музыкальные забавы в Старой Бахметьевке.