Русские поэты XX века о родине и родной природе Урок литературы в 5 классе Урок литературы в 5 классе Учебник В.Я. Коровиной Учебник В.Я. Коровиной Проведен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения 3 Мысли и чувства автора 4 Главная.
Advertisements

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ – ВЕДУЩАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
Я покинул родимый дом Голубую оставил Русь В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть… Теплит матери старой грусть… Опять, как в годы.
«Стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: «Мотивы одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»
«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева». Урок литературы в 5 классе.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века.
ЛИРИКА Н. РУБЦОВА. УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПОЭТА урок литературы в 8 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
Мой университет - mummi.ru «Поэтическая тетрадь» урок литературного чтения в 4 классе.
Урок по русскому языку в 5 кл. ЦЕЛИ УРОКА: 1.Развивать устную и письменную речь уч-ся, раскрыть понятие ключевые слова, образные выражения, показать.
Тест по творчеству Н.М.Рубцова Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики.
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века Сакун Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) школы (VII вида)
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Транксрипт:

Русские поэты XX века о родине и родной природе Урок литературы в 5 классе Урок литературы в 5 классе Учебник В.Я. Коровиной Учебник В.Я. Коровиной Проведен учителем русского языка и литературы МОУ Калачеевская СОШ 1 Рыбасовой Т.В. Проведен учителем русского языка и литературы МОУ Калачеевская СОШ 1 Рыбасовой Т.В.

Русские поэты XX века о родине и родной природе - Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души? - Какие строки понравились, запомнились?

План урока: Помните: Помните: чтение – это труд и творчество! чтение – это труд и творчество! Выступления творческих групп учащихся по плану: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2.Слово об авторе / портрет, информационная справка/ 3. Анализ стихотворения по плану: а) основная тема стихотворения; б) мысли и чувства автора; в) главная мысль (идея); г) художественные средства, использованные автором; д) какое впечатление произвело стихотворение.

Поэтические термины Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания. Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Эпитет – ( гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет – ( гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность. Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Иван Алексеевич Бунин ( ) « Помню долгий зимний вечер…» « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов» « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов» Плеяды – семизвездие, купа звезд в созвездии Тельца; стожары, висожары, волосожары, утиное гнездо / Из словаря В.И. Даля, с. 218 / Плеяды – семизвездие, купа звезд в созвездии Тельца; стожары, висожары, волосожары, утиное гнездо / Из словаря В.И. Даля, с. 218 /

Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения Стихотворение о детстве, родине, родной природе 3 Мысли и чувства автора Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину 4 Главная мысль (идея) Родная природа дает человеку силы, успокаивает 5 Художественные средства, использованные автором Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон» Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи» Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев» Прямая речь

«Алёнушка». Васнецов Виктор Михайлович ( )

«Вещий Баян»

«Битва русских со скифами»

« После побоища Игоря Святославича с половцами».1880

«Иван-царевич на Сером Волке».1889

« Богатыри»

« Царь Иван Васильевич Грозный».1897

«Алёнушка». Васнецов Виктор Михайлович ( )

Дмитрий Борисович Кедрин ( ) « Алёнушка» околица – в словаре Даля, с ) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья околица – в словаре Даля, с ) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья омут –в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде омут –в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде стойбище- 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах стойбище- 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах вотчина – в словаре Даля, с – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою вотчина – в словаре Даля, с – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, вечный нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, вечный

Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения О родине: ее сказочной природе, силе 3 Мысли и чувства автора Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней 4 Главная мысль (идея) «Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать…» - дороже Родины нет ничего на свете! 5 Художественные средства, использованные автором метафоры

Николай Михайлович Рубцов ( ) «Родная деревня» « … ангел Родины незлобивой моей» « … ангел Родины незлобивой моей» Г. Свиридов Г. Свиридов Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой. Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой. Мать умерла. Мать умерла. Отец ушел на фронт. Отец ушел на фронт. Соседка злая Соседка злая Не дает проходу. Не дает проходу. Я смутно помню Я смутно помню Утро похорон Утро похорон И за окошком И за окошком Скудную природу Скудную природу

Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе Вологодский поэт. Годы жизни: Человек и природа – основная тема творчества 2 Основная тема стихотворения Отношение к тому месту, где ты родился и вырос 3 Мысли и чувства автора Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека. 4 Главная мысль (идея) Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам 5 Художественные средства, использованные автором Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен

Дон-Аминадо ( ) «Города и годы» Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции. Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции. … Но один есть в мире запах, … Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Это русский запах снега.

Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор 3 Мысли и чувства автора Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами. 4 Главная мысль (идея) Ничто не сравнится с Родиной: «…одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега» 5 Художественные средства, использованные автором Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»; Метафора: «толпятся тени У последнего порога»

«Рожь» И. Шишкин