«Упреждающая подготовка краевой системы общего образования к реализации новых образовательных стандартов» Имакаев В.Р. доктор философских наук заведующий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Advertisements

ТЕМА: «Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников как интегрального средства обеспечения современного качества.
Инновационная и экспериментальная деятельность муниципальной системы образования. Методист по инновационной работе Стрельникова А.А.
Об организации инновационной деятельности по освоению ФГОС ООО в Пермском крае Таизова О.С.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
Инновационная деятельность в образовательных учреждениях Томского района. Управление образования Администрации Томского района.
Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
Метапредметные и личностные результаты в основной школе Проектно-аналитический семинар г. Пермь, октября 2011 г.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Образовательная программа в контексте муниципального компонента региональной системы оценки качества образования: опыт разработки, проблемы и перспективы.
Организация методического сопровождения подготовки к введению ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чердынского муниципального района гг. Чердынь.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Создание инновационных площадок по организации психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы.
Введение и реализация Федеральных государственных стандартов основного общего образования в образовательном учреждении г.
Итоговое заседание Университетского округа инновационных образовательных учреждений ПГГПУ.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Результаты и социальные эффекты апробации ФГОС второго поколения (начальная школа) в Омской области Колядинцева О.А., проректор по научно-методической.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Основная образовательная программа образовательного учреждения: от начального общего к основному общему образованию ГБОУ ДПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Транксрипт:

«Упреждающая подготовка краевой системы общего образования к реализации новых образовательных стандартов» Имакаев В.Р. доктор философских наук заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы ПГУ

Общий контекст форума Форум проводится в рамках госконтракта Министерства образования Пермского края «Комплексное научно-методическое сопровождение процессов обучения, воспитания, разработки образовательных программ базовых школ Пермского края»

Участники проекта Муниципальные органы управления образованием (30) Муниципальные методические службы (25) Базовые школы (52)

Школы - активные участники проекта Губахинская школа 15 Ильинская школа Кормовищенская школа Лысьвенского района Куединская школа 2 Ленинская школа Кудымкарского района Октябрьская школа 1 Ординская школа

… Оханская школа Сепычевская школа Верещагинского района Сергеевская школа Гайнского района Шерьинская школа Нытвенского района Школа 65 Лысьвенского района (поселок Кын) Юрлиская школа

Активные муниципалитеты Губахинский район Кудымкарский район Куединский район Лысьвенский район Нытвенский район Октябрьский район Чернушенский район Юрлинский район

Содержательный замысел проекта Базовая школа появляется в результате слияния нескольких юридических лиц. По сути создается новое образовательное учреждение. Образовательная программа базовой школы разрабатывается в условиях начала перехода на стандарты II поколения. Несмотря на то, что реализация стандартов запланирована на ближайшие 5-10 лет, образовательную программу БШ надо строить с учетом концептуальных идей ФГОС и ведущих модернизационных тенденций

Первый вывод Прошедшее десятилетие прошло под знаком стандартизации процесса и результатов. Новые стандарты требуют институционального проектирования и конструирования

Важная формула Старые стандарты + ЕГЭ + НПФ + рыночные механизмы + обеспечение доступности + эксперимент по профильности = единообразие школ

Обратная сторона единообразия Система, состоящая из одинаковых элементов, обладает низким потенциалом к развитию Менеджеры образования за эти десять лет привыкли выполнять предписания и достигать нормативов, заданных сверху Компетенция конструирования образовательного процесса частично утрачена

Второй вывод Новые стандарты это не только новые нормы оформления документов. Это не только новые требования к условиям. Это не только новая структура учебного (образовательного) плана. Это принципиально новая педагогическая и управленческая практика, это новый опыт, новые профессиональные компетенции

Кто проще и быстрее понимает концепт новых стандартов? Те педагогические команды, которые последние 5-7 лет разработали, реализовали институциональные проекты профильного обучения и предпрофильной подготовки или иные институциональные проекты В новых стандартах изначально заложена идея конструирования ООП

Третий вывод Господствующая в образовании установка - «а все равно ничего не изменится» - не адекватна современной ситуации. В образовании начинаются радикальные изменения. Примеры: ЕГЭ, двухуровневая система в вузах, создание новых университетов.

IT-(не)-компетентность менеджеров образования Проекты стандартов, концептуальные документы «висят» в Интернете уже 2 года. Большинство менеджеров «видят их в первый раз». Это касается не только школ. Заведующие кафедр и деканы факультетов большинства вузов также не знакомы со стандартами ВПО.

Это больше похоже на цунами Сосуществование двух стандартов Учителя основной и старшей школы одновременно работают в двух стандартах В НШ в течение 4 лет каждый год надо будет учить новых учителей

Радикальность изменений От отбора – к выбору Тьюторская и учительская позиции Единый образовательный план Внеурочная деятельность не обязана быть до или после уроков! Часть учебного плана ученик должен выбирать Метапредметные результаты и их оценка УУД (компетенцию) не сформируешь на одном уроке или даже серии уроков.

Четвертый вывод Введение новых стандартов требует существенного увеличения объема и значимости проектирования, конструирования, инновирования. Внедрение стандартов II поколения должно основываться на инновационной деятельности.

Идея упреждения Не стоит дожидаться цунами внедрения стандартов. Необходим системный запуск инновационных разработок, проектирования и апробации отдельных элементов. Необходимо восстановление содержательной горизонтальной рефлексивно-проектной коммуникации.

Три уровня инновирования Институциональный Муниципальный Региональный

Институциональный уровень Проектный офис как необходимая составная часть структуры деятельности любой школы Организационно-педагогический замысел как основа разработки ООП Реализация новых требований в комплексе сразу, после перехода на новые стандарты в очередной параллели – непосильная задача. Необходима расстановка приоритетов, конкретизация результатов освоения ООП по наиболее актуальным направлениям.

Муниципальный и региональный уровень По мысли Й. Шумпетера, не всякое новшество является инновацией. Только если новшество появляется в рамках определенной системы управления, оно становится или может стать инновацией. Перед муниципальными и региональными органами управления образованием встает задача актуализации, соорганизации и управления инновациями, обусловленными введением новых стандартов.

Значение дискурса Реализация госконтракта показала, что освоение, осмысление новых стандартов требует особого инновационного дискурса. Образовательные учреждения не могут и не должны разрабатывать собственные ООП «в одиночку». Необходимо создание дискурсивного пространства обсуждения идей, проектов, интерпретаций.

Вместо заключения Второе десятилетие XXI века может стать вторым десятилетием «инновационного образовательного бума» в постперестроечной России. Развитию образования, появлению нового качества препятствуют институциональная автономия и отраслевая («цеховая») замкнутость. Новые стандарты – не цель, а условие появления нового качества, усложнения сферы образования.