Деятельность ОУ по созданию и реализации программы «Здоровье» М.Г.Колесникова, к.п.н., доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Advertisements

Деятельность ОУ по созданию и реализации программы «Здоровье» М.Г.Колесникова, к.п.н., доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Департамент образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт Лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Городской семинар «Реализация программы Калининского района «Здоровое поколение» Районная программа «Здоровое поколение»: концепция, планирование и реализация.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проект: «Создание оптимальной модели здоровьесозидающего.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Москва – Ханты-Мансийск, 10 – 13 декабря 2011 г. ПРОГРАММА проектно-образовательного семинара ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. «ПРОФИЛАКТИКА.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Транксрипт:

Деятельность ОУ по созданию и реализации программы «Здоровье» М.Г.Колесникова, к.п.н., доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Динамика показателей общей заболеваемости детей и подростков России (на 100 тыс. детей соответствующего возраста)

Динамика заболеваемости детей за 10 лет (показатель на 1000 населения) РФ 152,2 болезни пищеварительной системы болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани болезни эндокринной системы, расстройствами питания ожирение РФ 80,3 РФ 43,3

Уровень патологической пораженности у детей 6-17 лет г. Санкт-Петербурга ()

Форум «Здоровьесберегающее образование» Москва, 3-4 декабря 2009 Реализация государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся Березина Валентина Александровна начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России

Где заявлены приоритетные задачи решения проблемы здоровья в системе образования? 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) 2. Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 г р): - формирование здорового образа жизни; - формирование новых экологических стандартов жизни 3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2008, 2009 годы)

Где заявлены приоритетные задачи решения проблемы здоровья в системе образования? 4. ПНП «Образование», направление «Школьное питание» Цель экспериментального проекта (поручение Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. Пр-2065) Отработать все аспекты организации школьного питания по разным моделям: 1) технологические; 2) организационно-управленческие; 3) кадровые вопросы, связанные с внедрением современных технологий в сферу школьного питания; 4) финансово-экономические; 5) нормативно-правовые; 6) обеспечение организационно-просветительской работы с родителями и педагогическим коллективом меню. Специализированный федеральный сайт

Президентская инициатива «Наша новая школа» - современные технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечение школьников качественным горячим питанием Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации ( г., г.)

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ «ВЕТХОЙ» 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Новое поколение образовательных стандартов 2. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения 3. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 4. Создание мотиваций и условий для здорового образа жизни 5. «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека… И если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Разгрузка Создание стимулов для здорового образа жизни Вместо части уроков Индивидуальный подход к каждому ученику Жесткий контроль за индивидуальным здоровьем Внутри уроков Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы 5. Здоровье школьников и индивидуальный подход

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС - общие требования к условиям реализации основных образовательных программ; -санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности -( проект « Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – Санпин )

Требования к структуре основных образовательных программ ФГОС Требования к структуре основных образовательных программ ФГОС ТРЕБОВАНИЯ Учебный план Программа развития УУД Программы по предметам Система оценки Плани- руемые резуль- таты Программа ДН воспитания Программа здорового образа жизни

Федеральные целевые программы Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (2009 г. – проект «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры») «Дети России» на гг. (подпрограмма «Здоровое поколение») Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на гг. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на гг.

Цель проекта: разработать учебно-методическое обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры (ФЦПРО – гг.) 1) Методика оценки эффективности современных инновационных здоровьесберегающих технологий; 2) методические рекомендации для руководителей и работников образовательных учреждений; 3) примерные образовательные программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, учебно- методический комплект (мww.netzavisimosti.ru); 4) программа родительского всеобуча по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактики асоциальных явлений среди обучающихся, учебно-методический комплект для родителей, обучающихся развитию физической культуры Проект «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры»)

- проект «Разработка и апробация модульной программы формирования и развития психолого- педагогической компетентности учителей физической культуры в общеобразовательных учреждениях (для трех возрастных групп: начальной, средней и старшей ступеней)». - проект «Разработка требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ с позиции формирования у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов». Проект «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры»)

- формирование норм поведения здорового и безопасного образа жизни детей, подростков и молодежи; - организация культурно-просветительской и профилактической работы среди обучающихся по привитию им норм здорового и безопасного образа жизни; - развитие современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся; - разработка соответствующих учебных программам для подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов общеобразовательных учреждений В рамках комплексных проектов, интегрирующих основные направления в контексте задачи модернизации образования как института социального развития на годы

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ заседание Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. по профилактике наркомании: - принять меры к созданию государственной системы профилактики наркомании (1- е п/г 2010 г.); - разработать проект стратегии государственной антинаркотической политики РФ (до г. внести на утверждение Президенту РФ); - представить предложения о внесении в нормативные правовые акты РФ изменений, касающихся введения тестирования учащихся образовательных учреждений на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ (до г.); - разработать комплекс мер, направленных на повышение психологической устойчивости молодежи к наркотикам, создание благоприятных условий для самореализации подрастающего поколения путем поддержки деятельности молодежных групп и объединений, занятых решением общественно значимых задач (1-е п/г 2010 г.). Разработать проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (июнь 2010 г.)

Документы, регламентирующие создание условий для обеспечения здоровья в ОУ СПб Закон СПб «Об охране здоровья граждан в Санкт-Петербурге» (от г.) Закон СПб «Об общем образовании» (от г.) Закон СПб «О гарантиях прав детей в Санкт-Петербурге» (от г.) «Концепция социально-экономического развития Санкт- Петербурга до 2025 года» (от ) «Концепция демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года» (от г. 1539) «Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа гг.» (от г. 343) Официальные документы Комитета по образованию и Комитета по здравоохранению Правительства Санкт- Петербурга

сбережение или созидание здоровья? технологии или направления деятельности? поиск панацеи или построение системы?

эт о физическое душевное социальное а не только отсутствие болезней или физических дефектов

сохранение укрепление формирование (развитие) С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведушим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека

Методология решения проблемы – здоровьесозидающая образовательная среда ОУ ВЕДУЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ холистический подход к индивидуальному здоровью человека холистический подход к индивидуальному здоровью человека – понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); культурологический подход к обеспечению здоровья человека культурологический подход к обеспечению здоровья человека – признание определяющей роли культуры здоровья как ценностно- мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни; средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования – образовательная среда определяется как совокупность образовательных факторов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на здоровье человека

Систематизация и упорядочение деятельности школы по решению проблемы здоровья участников образовательного процесса Построение внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность его участников Повышение культуры здоровья участников образовательного процесса Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья

Задача 1. Построение внутренней среды ОУ обеспечение внедрения во все предметные области здоровьесозидающих образовательных технологий построение научно обоснованного учебного режима ОУ обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня обеспечение оптимизации учебной нагрузки учащихся санитарно-гигиеническое обеспечение общей инфраструктуры ОУ обеспечение оздоровительной инфраструктуры ОУ создание условий для здорового питания в ОУ

Задача 2. Повышение уровня культуры здоровья повышение готовности педагогов к применению здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, образованию учащихся и просвещению родителей в области здоровья и здорового образа жизни повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию здорового образа жизни повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей, становления здоровой и социально благополучной семьи повышение уровня культуры здоровья учащихся посредством различных моделей обучения и воспитания

Задача 3. Создание условий для … ослабленных учащихся (воспитанников) углубленная диагностика состояния здоровья и образа жизни учащихся разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на консилиуме специалистов и педагогов ОУ специфическая первичная профилактика наркозависимости и социально обусловленных заболеваний разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ социальная защита и помощь, укрепление семейных отношений разработка и реализация индивидуальных программ коррекции образа жизни

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» Анализ документов 158 санкт-петербургских школ – победителей ПНПО Варианты опыта отдельных компонентов 1) Построение отдельных компонентов здоровьесозидающей образовательной среды – 70,8% школ комплексной целевой программы 2) Наличие комплексной целевой программы (проекта) здоровьесозидающей направленности – 21,5% школ приоритетная цель 3) Здоровье участников образовательного процесса как приоритетная цель инновационной деятельности ОУ – 11,4% школ

Служба здоровья образовательного учреждения Служба здоровья образовательного учреждения – это организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования и формирования на ее основе здорового образа жизни. Физкультурно- оздоровительное служба здоровья Информационно- технологическое ВалеологическоеМедицинское ПсихологическоеСоциально- педагогическое Организационный механизм построения здоровьесозидающей образовательной среды ОУ

Возможный организационный механизм – служба здоровья ОУ Разработка и утверждение внутришкольных локальных актов Подготовка команды специалистов службы здоровья Подготовка педагогов и родителей ОУ: проведение инициирующих и обучающих семинаров Проектирование деятельности службы здоровья: выявление проблем и ресурсов ОУ на основе мониторинга и построение целевой программы деятельности ОУ Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ

Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды Факторы внутренней среды ОУ: 1) инфраструктура 2) учебный процесс 3) кадровый потенциал 4) готовность педколлектива к здоровьесозидающей деятельности 5) здоровьесозидающие мероприятия Факторы внешней к ОУ среды: 1) характеристика семьи 2) условия жизни 3) питание 4) режим дня 5) физическая активность 6) наркогенное заражение окружения 7) готовность к здоровому образу жизни Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся: 1) группы здоровья 2) хронические болезни 3) острая заболеваемость 4) физическое развитие 5) физическая подготовленность 6) психоэмоциональное напряжение 7) школьная мотивация

АИС мониторинга: предъявление результатов

Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг. Приложение 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от Наименование мероприятия Срок выполнения Объем финансирования, тыс. руб. Ответственные исполнители 4Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ общего и дополнительного образования детей гг. ВПТФКО, КЗ, КТСЗН 11. Содержание Программы и условия реализации основных направлений Программы Мониторинг здоровьесозидающей деятельности ОУ Приложение 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг.

«Служба здоровья в ОУ Санкт-Петербурга» web-сайт «Служба здоровья в ОУ Санкт-Петербурга»

Научно-методическое обеспечение построения ЗОС

Сеть ресурсных центров городского уровня по теме «Служба здоровья образовательного учреждения» Распоряжение Комитета по образованию от р «Об утверждении Концепции создания службы здоровья в ОУ Санкт- Петербурга» Распоряжение Комитета по образованию от р «О переводе ГОУ ОУ 503, 280, 455, 667, 279 в режим городского ресурсного центра»

Программа СПбАППО ( гг.) «Служба здоровья ОУ: опыт, проблемы, перспективы» Цель Цель: научно-методическое сопровождение деятельности ОУ, решающих проблемы здоровья участников образовательного процесса в системе образования Санкт- Петербурга Первоочередные задачи: 1.Инвентаризация ресурсов участников Программы. 2.Подготовка к совместной деятельности: определение структуры региональной сети; совершенствование ее информационно- коммуникационной среды (АИС, сайт и т.п.) 3.Проведение совместных мероприятий участников Программы: региональных конференций, конкурсов и т.п. 4.Расширение количества участников Программы: подготовка школьных команд службы здоровья, специалистов и педагогов ОУ

открытые мероприятия школ – школ – ресурсных центров сетевые семинары для специалистов и педагогов ОУ Общие мероприятия программы: мероприятия на базе ресурсных центров Семинары, мастер-классы, консультации, круглые столы, дискуссии, проблемно-целевые курсы

Общие мероприятия программы Общие мероприятия программы Региональные конкурсы «Школа – территория здоровья», «Школьное питание» и т.п. Участники – 14 ОУ – победителей районного этапа конкурса Из них типов ОУ: СОШ – 8, С(К)ОШ – 3, лицеи – 2, детский сад- начальная школа - 1 Статус ОУ: школы-лаборатории – 4, ресурсные центры районного и городского уровня – 4, экспериментальные площадки районного уровня – 4 Результаты экспертизы: 1 место: ГОУ С(К)ОШ 6 вида 49 интернат Петродворцового района, ГОУ лицей 623 Выборгского района 2 место: ГОУ СОШ 201 Фрунзенского района 3 место: ГОУ СОШ 391 Красносельского района

Курсы по образовательной программе «Служба здоровья образовательного учреждения» для подготовки школьных команд (120 часов) Режим занятий: сессии в дни школьных каникул, межсессионные семинары Место проведения: СПбАППО, СПбМАПО, ресурсные центры Начало занятий: 2 ноября 2009 г. Система повышения квалификации: повышение квалификации специалистов и педагогов ОУ в СПбАППО и ресурсных центрах «Служба здоровья ОУ» Курсы по образовательной программе «Здоровьесозидающая образовательная среда школы» для специалистов и педагогов ОУ (144 часа по накопительной системе) Режим занятий: еженедельно, среда, – Место проведения: ресурсные центры Начало занятий: 21 октября 2009 г.

Модель сетевого взаимодействия ОУ (в зависимости от стартовых условий ОУ) Участие в деятельности сети (в зависимости от стартовых условий ОУ) Тьюторство второго уровня (ресурсные центры городского уровня Курирование сети по отдельным направлениям (ресурсные центры городского уровня) КО, СПбАППО, НМЦ Научно- методическое сопровождение сети (КО, СПбАППО, НМЦ) Создана служба здоровья: Создана служба здоровья:: 22 ОУ Участвуют в мониторинге: Участвуют в мониторинге: 38 ОУ Создается районная сеть на базе НМЦ: Петроградский район, Кировский район

Сетевое взаимодействие ОУ: определение функций участников сети создание единой информационно-коммуникационной среды взаимодействия ОУ; взаимообмен ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, организационными и т.п.) систематизация и расширение опыта ОУ; анализ, обобщение и предъявление опыта ОУ; выявление и коррекция результативности деятельности ОУ по решению данной проблемы за счет участия в едином мониторинге; подготовка и повышение квалификации педагогов и других специалистов ОУ в данной области; расширение межотраслевого и межведомственного партнерства ОУ; развитие сетевого взаимодействия ОУ, расширение влияния на общественное сознание

Закон Сэттинджера: "Любое устройство работает лучше, если его включить в сеть", (из новых Законов Мерфи) Эффективно решать проблему здоровья в ОУ можно на основе: сетевого взаимодействия 1) широкого сетевого взаимодействия с ОУ, решающими сходные проблемы; 2) социального партнерства 2) социального партнерства с родителями учащихся, общественностью, органами и организациями, деятельность которых связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса. региональной системы ОУ Необходимо создание региональной системы ОУ, оптимизирующих свою деятельность за счет сетевого взаимодействия.