Технология. Поддубная Жанна Викторовна учитель начальных классов БОУ «Средняя общеобразовательная школа 81»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развивать познавательные способности и навыки учащихся Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Advertisements

Организация проектной деятельности как условие формирования регулятивных УУД младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов. Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
РАБОТУ ПОДГОТОВИЛ БОЛЯСОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения « отдаленного эффекта » школьного образования все. Что изучается. должно быть включено.
Формирование универсальных учебных действий на уроках предмета «Технология» Петрова Ольга Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ 289 Заозерск 2011.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Транксрипт:

Технология. Поддубная Жанна Викторовна учитель начальных классов БОУ «Средняя общеобразовательная школа 81»

Что такое технология? Технология (в узком смысле) – последова- тельность приемов и операций по преобразованию сырья (материалов), энергии и информации в конечный продукт (изделие), имеющий личную или общественную значимость. Технология (в широком смысле) – любая преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным производством.

Ведущие виды деятельности: дошкольник – игра, 6 – 12 лет – учебная деятельность, – общение. Цель периода формирования учебной деятельности (от 6 до 12 лет) - самостоятельность как качество личности – научить самостоятельно решать учебные и житейские проблемы. Условия успешного формирования учебной деятельности: Ученик на уроке должен думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать до тех пор, пока полностью не разберется в проблеме (математической, филологической, технологической, биологической, жизненной и т.д.). Развитие творческих способностей предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения возникающих (или предлагаемых учителем) проблем и творческому преобразованию действительности. Это достигается путем развития мышления и овладения приемами практической деятельности. Условие развития интеллектуальных способностей у человека (в любом возрасте) – активная познавательная деятельность.

Особенности содержания учебного предмета технология: Не каждый урок связан с изготовлением изделия. На некоторых уроках учащиеся наблюдают, обсуждают, обобщают, выполняют доступные исследования, поисковые, пробные или тренировочные упражнения по освоению нового знания и умения (цель – новое знание, умение, развитие качеств творческого мышления) Показан человек-созидатель, творец, создатель материального мира. Включение со второго класса исторического блока – от проблем первобытного человека до научно-технических достижений ХХI века ( цель – расширение кругозора, пропедевтика учебных курсов истории, физики, химии, биологии, астрономии ).

Роль изделий, образцов Изготовление изделия, не есть цель урока. Изделие (задание) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое задание должно быть доступно для его выполнения и обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе его выполнения. Изделия, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, учить работать с информацией (добывать, использовать), развивать мышление, духовные качества личности.

Особенности содержания курса в первом классе Цель 1 и 2 классов – накопление знаний и умений, воспитание личностных качеств, развитие основ творческой деятельности, самостоятельности. 1 класс Включение адаптационного периода. Ведущий социально-личностный компонент, воспитание личностных качеств: чувство уверенности в себе, веры в свои возможности; осознание уязвимость, хрупкость природы и последствий деятельности человека; пробуждение чувства красоты, радости от сделанного или созданного ими самими для родных, друзей и других людей; развитие творческих способностей, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.

Основы проектной деятельности младших школьников Цель 3-4 классов – развитие основ творческой деятельности, освоение новых материалов путём переноса известных знаний и умений в новые ситуации. Работа по образцу – полное повторение предъявленного образца изделия (начало 1 кл.). Творческая работа – внесение отдельных дополнений, конструкторско-технологических решений в предъявленный образец (1, 2 кл.). Творческий проект – высшая форма творческой работы – разработка и воплощение собственной идеи (на начальных этапах с опорой на ряд схожих примерных работ) (2-4 кл.).

Основы проектной деятельности младших школьников Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя. Базовая основа творческого проекта технико- технологические знания и умения качества творческого мышления

От творческой работы к проекту Требования к творческому проекту: 1. Наличие значимой проблемы/задачи. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся. 4. Четкая выраженность этапов выполнения проекта ( разработка проекта, п рактическая реализация проекта, защита проекта ). 5. Использование исследовательских методов (свойства аналитико- синтетическое мышления): - умение выделять проблему, ставить задачи; - умение выдвигать гипотезы и выстраивать возможные пути их решения; - сбор, систематизация и анализ полученных данных. 6. Результат имеет материальный характер ( изделие, альбом, газета, доклад, видеофильм и др. ).

Работа над проектом 1. Определение идеи работы (выбор объекта).. 5. Разработка конструкции и технологии изготовления деталей и объекта в целом (зарисовки, схемы, эскизы, чертежи). I. Разработка проекта 3. Выбор материалов. 6. Подбор необходи м ых инструментов 2. Р азработка эскизов объекта. 4. Выявление возможных конструкторско- технологических проблем, поиск рациональных путей их решения. Что? Для чего? Как? Результат первого этапа проектной деятельности ?

Работа над проектом II. Практическая реализация проекта - выполнение проекта - корректировка возника- ющих проблем. - обоснование значимости выполненной работы, - представление проведенной работы от идеи до её реализации с объяснением возникших в ходе работы проблем и способов их решения III. Защита проекта

Основы проектной деятельности младших школьников Информация: доклад, сообщение Комплексная работа Результат проектной деятельности – личност- но или общественно значимый продукт: Формы творческих проектов :. индивидуальные проектыколлективные проекты Изделие

Методика реализации содержания курса объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути обучения Передача знаний Обучение умению добывать знания Задача курса – научить добывать знания

О развивающем подходе в методике обучения Развитие – личностное изменение, приобретение нового опыта. Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях. Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных). Задача курса – научить добывать знания

Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ образцов, объектов (с выходом на варианты материалов, конструкции, технологии) Работа с информацией (рисунки, схемы, инструкционные карты, тексты, информация на электронных носителях…) Пробные, тренировочные упражнения Демонстрационное развёртывание сложной конструкции Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…) Задача курса – научить добывать знания

Методическая схема проблемного урока Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): - через личный опыт детей, наблюдения, исследования, информацию в учебнике; - выявление проблемы (из истории технологии, в особенностях конструкции и технологии). Формулирование выявленной проблемы. Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (конструктивных особенностей, способов выполнения технологической операции, и др.) - обсуждение найденных решений, выбор оптимального решения; - определение необходимых материалов, инструментов.

Методическая схема проблемного урока Планирование предстоящей практической работы. - озвучивание этапов практической работы (в кратких предложениях). Практическая работа. - подготовка рабочих мест, выполнение работы, уборка рабочих мест. Обобщение (осознание и формулирование нового знания) Оценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки.

Примерная структура урока технологии (урок- исследование) 1. Познавательно-информационная беседа с целью введения нового знания, знакомства с новой информацией: обращение к опыту детей; наблюдения, работа с графической и текстовой информацией в учебнике; 2. Небольшие практические исследования с целью овладения способами самостоятельной познавательной деятельности

Примерная структура урока технологии (урок- исследование) (при определении свойств материалов, инструментов, конструктивных и технологических особенностей изделий, особенностей жизнедеятельности растений и др.). 3. Обобщение наблюдаемых явлений с целью формирования умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Примерная структура урока технологии (урок-практикум) 1. Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу). 2. Информационно-познавательная беседа (истори- ческая или технико-технологическая информация). 3. Анализ задания (образца изделия) (определение конструктивных и технологических особенностей задания). 3.1.Открытие нового знания и практического умения (в области конструкции изделия или технологии его изготовления). 4. Планирование предстоящей самостоятельной прак- тической работы.

Примерная структура урока технологии (урок-практикум) 5. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов). 6. Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия). 7. Уборка рабочих мест. 8. Обобщение (осознание и формулирование нового знания). 9. Оценка деятельности учащихся на уроке: качество, самостоятельность, творчество при выполнении отдельных этапов и всей работы.

Работа над проектом Для чего? (назначение и польза) Это нужно мне или другим Что делать? (объект) 1. Изделие или информация 2. Какая конструкция изделия или форма подачи информации. 3. Какие материалы использовать. 4. Зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта. 5. Выбор лучшего варианта. Как делать? (технология изготовления) 1. Выбор технологической последовательности выполнения. 2. Возможные конструкторско- технологические проблемы. 3. Как решить эти проблемы. 4. Инструменты. 1. Разработка проекта

Воплощаем замысел 1. Распределение ролей (обязанностей) в коллективном проекте. 2. Изготовление изделия или подготовка информации. 3. Дополнения, исправления (в конструкции, форме, технологии) 3. Защита проекта Что делали и как? 1. Что решили делать и для чего. 2. Как рождался образ объекта. 3. Какие проблемы возникали. 4. Как решались проблемы. 5. Что получилось. 2. Выполнение проекта Работа над проектом

Памятка педагогу Развитие творческих способностей у младших школьников предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» проблем и творческому преобразованию действительности. Это достигается путем развития мышления и овладения трудовыми (в т.ч. конструкторско-технологическими) умениями. Развития мышления детей осуществляется только в активной познавательной деятельности. Это могут быть и высказывания о своих наблюдениях, предложения детей по изменению конструкции изделия, обоснование выбора той или иной технологической операции, приема, поиск своих вариантов оформления изделия.

. Ребенок на уроке должен думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать - до тех пор, пока полностью не разберется в конструкции и технологии изготовления изделия. А для этого особенно важно четко организовать анализ предъявляемого детям образца изделия, в котором учащиеся не констатируют видимое, а объясняют, почему именно такой материал, такой способ соединения и т.д. Будут оптимальными для данного изделия. Для достижения наибольшего результата на уроках используются образцы изделий в собранном виде и эти же образцы в разборе для лучшего понимания их конструктивных особенностей. Образцы дополняют зрительные графические опоры- рисунки, схемы, карточки.