Итоги ЕГЭ по русскому языку ( уч. год) Крайник О.М., ГОУ ВПО АлтГПА
Характеристика участников Всего ЕГЭ по русскому языку в июне 2010 года сдавали человек, из них выпускников – – – – 15612
Средний балл по краю Тип ОУЧеловекСредний балл Не набрали минимум / % Средняя общеобразовательная школа ,18422/3,34 СОШ с углублённым изучением предметов 49161,24/0,81 Гимназия ,389/0,7 Лицей ,544/0,32 Основная общеобразовательная школа 1690 Лицей-интернат 15468,720 Вечерняя общеобразовательная школа 33345,7959/17,72 Кадетская школа 7752,121/1,3
Средний балл по районам РайонЧеловекСредний балл «2» (%) Железнодорожный978620,92 Индустриальный927610,32 Ленинский811621,36 Октябрьский672601,34 Центральный830591,45
Средний балл по годам ГодКол-во учащ-ся Средний балл «2» (%) ,076, ,734, ,3813, ,183, ,411,93
Лексика и фразеология А11 (лексический анализ слова в контексте) – 77% плохо знают слова (блокада, синтез) не учитывают многозначность слова (материя, природа) «уходят» от контекста
Лексика и фразеология А30 (нахождение лексических средств) – 66,3% Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капéль, зáморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь; Марионетки, осуждённые на подвиг; люди, у которых отняли будущее; медленно и неизбежно таяла память об учителе, исчезал школьный сад.
Словообразование (В1) незнание способов словообразования (корневой, отглагольный, подчинительный, безсуфиксыальный) непонимание механизма способов игнорирование морфологической составляющей (наречие) невнимательность при выполнении задания (Укажите способ образования слова «ощущение» - описание, контакт, существительное, надпись)
Морфология А10 (основные характеристики частей речи) – 52,1% разряды причастий разграничение частиц, союзов, предлогов разграничение производных предлогов и сочетаний (сущ. + предлог)
Морфология В2 (нахождение части речи в контексте) – 23,3% неразличение причастий и деепричастий незнание разрядов местоимений незнание производных предлогов неразличение частиц в структуре предложения трудности с определением степеней сравнения
Синтаксис задани я А8А9В3В4В5В6 % выполне ния 55,862,550,238,840,633,6 В3 – виды связи в словосочетании В4 – односоставные предложения В5 – обособленные члены предложения В6 – классификация сложных предл-ий
Орфография Достаточно высокий уровень (в среднем 70-72%) выполнения заданий части А. Критерий К7 (орфографическая грамотность) – 58,6% на «нулевом» уровне. Изменились критерии оценивания: орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3 балла допущено не более 2-х ошибок – 2 балла допущены 3–4 ошибки – 1 балл допущено более 4-х ошибок – 0 баллов
Пунктуация Средний уровень (от 57% до 75,2%) выполнения заданий части А. Критерий К8 (пунктуационная грамотность) – 66% на «нулевом» уровне. Изменились критерии оценивания: пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3 балла допущены 1–3 ошибки – 2 балла допущено 4–5 ошибок – 1 балл допущено более 5-ти ошибок – 0 баллов
Речь. Текст А6 (смысловая информация текста) – 89,8% выполнили А7 (определение структурно- смыслового слова) – 84% А27 (определение главной информации) – 75,2% Не умеют соотносить элементы исходного текста и предложения, представленные в ответах
Речь. Текст Критерии при выборе правильного ответа выделить в тексте смысловые центры найти в предложении эти центры (исключить лишнюю информацию) проверить фактическую точность обратить внимание на замену излишних деталей, подробностей одним словом или оборотом
Пример анализа В России лён всегда был самым любимым растением и разводился с незапамятных времён, что подтверждается как летописями, так и законодательными памятниками. В древнерусском земледелии лён был не только прядильным, но и масличным растением. Преподобный Нестор в жизнеописании Феодосия Печерского рассказывает, что, когда не хватало у печерских монахов деревянного масла для лампад, они наливали в них масло льняное. 1) О том, что лён всегда был любимым растением в России, мы узнаём от преподобного Нестора из жизнеописания Феодосия Печерского. 2) С древних времён лён в России разводился в качестве сырья для изготовления тканей и производства масла. 3) Печерские монахи при нехватке деревянного масла для лампад использовали льняное масло. 4) Летописи и законодательные акты подтверждают использование печерскими монахами льна в качестве масличного растения.
Речь. Текст А28 (осмысление проблематики текста, намерений автора) – 76,8% А29 (типология текста) – 71,6% В7 (связность предложений в тексте) – 51,4% !!! В Демоверсии изменилась формулировка задания А29 !!!
Средства связи предложений в тексте средство связи находится не в начале предложения («спрятано» внутри) в задании – одно средство; в предложении – несколько среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи … массовые ошибки: лексический повтор, разряды местоимений, однокоренное слово
Речь. Языковые нормы Самое слабое – умение находить грамматические ошибки в контексте (задание А5) Махатма Ганди утверждал о том, что умение прощать … Сразу же по приезду в столицу… Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь…
Анализ средств языка (В8) За выполнение задания В8 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл: 4 балла – нет ошибок; 3 балла – допущена 1 ошибка; 2 балла – допущены 2 ошибки; 1 балл – верно указана только одна цифра; 0 баллов – полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение
Сочинение-рассуждение (часть С) Самые слабые места – С2 (комментарий) и С4 (аргументы). С2: художественные тексты сложнее; пересказ, рассуждение по поводу С4: формальный характер аргументов; два равноценных доказательства; аргументы не по сформулированной проблеме !!! С7, С8, С9, С10 !!!
Рекомендации 1.Активизация обучения на текстовой основе. 2.Разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. 3.Комплексный анализ текста, позволяющий решать задачи различных уровней языка и речи. В качестве материала должны выступать тексты, созданные мастерами слова, поскольку именно в них заложены различные пути и способы выражения позиции автора, типы аргументации, осваивая которые, ученики развивают способности «увидеть» в предложенном материале скрытые смыслы (аналитическая деятельность) и «перенести» это знание в собственную речевую практику (продуктивная деятельность).