Выполнил: Шыырып Артыш, ученик 6 класса Руководитель: Пляскин Евгений Валерьевич - учитель немецкого языка школы - интернат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Резьба по дереву Иванина В.В. МОУ"СОШ25"г.Балаково.
Advertisements

Царство заколдованных камней рисование на камнях.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
История Китая. Древний Китай.
ГОУ школа 337 Невского района Автор: обучающаяся 5 Э класса Иванова Кристина Руководитель: Холодилова Надежда Антоновна 2011 год Санкт-Петербург.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Каменные сказы. Пермская роспись по дереву. Лялина Наталия Васильевна учитель начальных классов г. Пермь МАОУ «СОШ 101»
Методика обучения бумагопластике в системе урочной и внеурочной деятельности Сосницкая Р.А.- учитель изобразительного искусства МОУ Ильинская СОШ.
Работу выполнил ученик 10 класса МАОУ «Гимназия 6» Тарасов Вячеслав.
Мезенская роспись. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись.
Во времена великих ледников Карта Сибири ледникового периода Шерстистый носорог – вымершее млекопитающее.
ПОЧТИ СКАЗКА… © Тимохина Е.Г., Там, где Кольский край! Ступай! Сроку тебе – 1 день! Как-то раз позвала Хозяйка Медной горы Данилу-Мастера. - Хочу.
Проектная работа «Резное панно» Автор работы: Меркулов Егор 8 А класс Руководитель: Антюфеев Александр Валерьевич.
Виды резьбы по дереву Автор: учитель технологии Костин С. Д.
Изобразительная деятельность, как отражение мира детства Выполнила Евсеева Елена Александровна.
« Орнаменты и узоры на посуде » Учащиеся 3Бкласса МАОУСОШ 12 Руководитель проекта: Ширяева С.И. ПРОЕКТ.
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
Деревянное зодчество русского севера Учитель изобразительного искусства ГОУ СОШ 141 Чилингарова Татьяна Тихоновна.
Транксрипт:

Выполнил: Шыырып Артыш, ученик 6 класса Руководитель: Пляскин Евгений Валерьевич - учитель немецкого языка школы - интернат.

Введение Введение Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия. Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.

В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня. В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.

Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют «Чонар даш» - камень, который можно резать. Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют «Чонар даш» - камень, который можно резать.

Справка о волшебном камне Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения. Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения. Не случайно его название происходит от греческих слов agalma «изваяние», «статуя» и lithos «камень». Впервые термин «агальматолит» был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году. Не случайно его название происходит от греческих слов agalma «изваяние», «статуя» и lithos «камень». Впервые термин «агальматолит» был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.

Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной» поверхности агальматолит называют «восковым камнем» или «жировиком». Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной» поверхности агальматолит называют «восковым камнем» или «жировиком». Э. Б. Байынды «Всадник на верблюде» «Девушка на Сарлыке» Э. Б. Байынды «Бой быков 1977»

Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы. Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы. Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом. Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом. Д. Х. Тойбухаа «Укрощение строптивого» 1979г. Х. С. Мижит-Доржу «Собака» 1964

Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет. Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет. В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый). В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый). К. М. Саая «Козел» 1979г. Б. С. Байынды «Всадник» 1977

В Киевской Руси в X- XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли «образным» (он шел в производство объемных икон) и «мыльным» камнем. На Востоке - «пагодитом» (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым. В Киевской Руси в X- XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли «образным» (он шел в производство объемных икон) и «мыльным» камнем. На Востоке - «пагодитом» (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым. Х. К. Тойбухаа «Охотник» 1975г.

Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии. выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии. Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня). Б. С. Дупчур «Погонщик верблюдов» 1980г.

Сюжет, тематика и персонажи тувинской скульптуры. Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии. Е. Б. Тюлюш «Стремительная всадница» 1979г. Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень. Д. Х. Дойбухаа «Арат с сарлыком» 1978

В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела. Подчеркивая отдельные формы ( например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву. Р.А Аракчаа «Сарлык с теленком»1977г. Х. К. Тойбухаа «Конь» 1978г.

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение «арзылана» (льва), который с настоящим львом ( в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об «арзылане» издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами. Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение «арзылана» (льва), который с настоящим львом ( в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об «арзылане» издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами. В изображении этих «арзыланов» тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3 Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, «арзлан» - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы. Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты. Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, «арзлан» - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы. Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.

Мастера и почерк их резьбы При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров. При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров. Например, мастер М.Х.Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами. Например, мастер М.Х.Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами. Меньше внимания орнаментации уделял Х.К.Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С.Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции « Бой быков» (1977 г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет. Меньше внимания орнаментации уделял Х.К.Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С.Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции « Бой быков» (1977 г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.

Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии. Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии. Владимир Салчак исследовал чонар-даш и обнаружил, что он еще и поет: « камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье». Сергей Кочаа за работой

Заключение Заключение Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства тувинского народа, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата тувинская земля. Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства тувинского народа, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата тувинская земля. Х. К. Хертек «Верблюд» Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту при помощи волшебного камня - агальмотолита.

Список литературы: Газета «Центр Азии» 42 от г. Статья «Мелодия камня». Автор: Саяна Ондур. Газета «Центр Азии» 42 от г. Статья «Мелодия камня». Автор: Саяна Ондур. Червонная С.М. «Художники Республики Тыва. – СПб.; Художник России», 1995 г. Червонная С.М. «Художники Республики Тыва. – СПб.; Художник России», 1995 г.