Великая Отечественная война в экспозиции школьного музея Учителя школы 6 г.Приволжска на фронтах Великой Отечественной войны Муниципальное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учителя школы 6 г. Приволжска на фронтах Великой Отечественной войны Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 г.Приволжска.
Advertisements

Открытый урок по краеведению на тему: «Великая Отечественная война в судьбах наших учителей».
Поклон земле, суровой и прекрасной! 70 – летию Сталинградской битвы посвящается 1.
Мелёхин Владимир Иванович, родился в 1950 году. Был призван в ряды Советской армии в ноябре 1968 года. Служил на границе в Ханкайском (Комисаровском)
След войны в моей семье Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры, на пороге.
Смирнов Николай Андреевич Родился в 1913 году в городе Макарьеве Костромской области в семье рабочего. Окончил среднюю школу. Трудовую деятельность начал.
Годовиков Даниил Мой прадедушка Макаров Алексей Никанович воевал на Ленинградском фронте, а затем на Карельском. Был ранен и контужен. Был старшим лейтенантом.
Великая Отечественная война гг. Внеклассное мероприятие, посвящается празднованию 70-летия Великой Победы над фашистской Германией Составила.
– Родился 15 июня 1921 года в деревне Алексеевка Бавлинского района. Прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР начал с 4.
КНИГА ПАМЯТИ МБОУ Быркинская ООШ. Селезнёв Павел Гаврилович Родился в 1923 году 5 января, в п. Усть-Ага Шилкинского района, Читинской области. Окончил.
Презентацию выполнила Нуждина Лена. В ней я рассказываю о моем прадедушке. В 1937 году он закончил артиллерийские курсы. Война для него началась в июне.
Педагоги Будогощской средней школы-участники Великой Отечественной войны.
МКОУ Василёвская ООШ Подготовила: учитель информатики Медведева В.А. Владимирская область Гусь – Хрустальный район.
ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСВЕННОЙ ВОЙНЫ И ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА – педагоги школы 7 Выполнила: Е.Н.Евтушенко, заместитель директора по ВР.
Классный час Классный руководитель: Мокрушина С.Г.
Мой прадед Александром Матвеевич Сорокин. Участник ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ гг. Введение.
Мой прадедушка Попков Василий Иванович Работу выполнил ученик 6Б класса школы9 Аленицкий Григорий.
Салют, Победа!. В центре нашего села стоит высокий памятник. На мемориальной плите 218 фамилий. Это фамилии юдихинцев, которые пали геройски на фронтах.
Мой прадедушка Муравьёв Михаил Георгиевич. Муравьёв Михаил Георгиевич родился 17 ноября 1924 года в деревне Парушево Приволжского района в семье крестьян.
Наши земляки – Наши земляки – участники ВОВ участники ВОВ.
Транксрипт:

Великая Отечественная война в экспозиции школьного музея Учителя школы 6 г.Приволжска на фронтах Великой Отечественной войны Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 г.Приволжска

Учителям школы 6 города Приволжска, участникам Великой Отечественной войны, посвящается Давно окончилась война Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

Они ушли на фронт и не вернулись

Смирнов Алексей Александрович Родился в 1899году в деревне Меленки Фурмановского района. Окончил Макаревскую учительскую семинарию в 1918 году. Работал учителем в Ногинской, Ильинской, Петрушинской школах Фурмановского района. В 1936 назначен директором Приволжской школы 6. С завуч школы, учитель физики и математики. Призван г.Воевал на Брянском направлении. Был ранен, эвакуирован в госпиталь на Большую землю. После ранения вернулся на фронт. Пропал без вести в ноябре 1943 года

Павлов Григорий Михайлович Родился в 1912году. До войны работал в школе 6 учителем физкультуры Призван г. Пропал без вести в августе 1941г

Малков Николай Ермилович Родился в 1919году. Учитель иностранного языка Приволжской школы 6 Призван г. Пропал без вести 1941г

Чухнин Сергей Александрович Родился в 1918году. Окончил школу в 1936 году. Окончил десятимесячные курсы подготовки учителей неполной средней школы при Вязниковском педучилище в 1937 году. Учитель математики 5-7 классов школы 6 Призван г. Пропал без вести в 1941г.

Кузнецов Александр Иванович Родился в 1903 году в деревне Григорево Костромской губернии. Окончил Ярославский педагогический институт. Работал учителем истории в школе 6 г.Приволжска. Ученики его любили и звали «Александр Македонский». Призван г. Погиб в 1943году под Смоленском

Потёмкин Алексей Мефодьевич Учитель математики Приволжской школы 6 Погиб в 1941году. Похоронен в Ленинградской обл., д. Ольгино Похоронен в Ленинградской обл., д. Ольгино

Мемориальная доска учителям и учащимся школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Они пришли в школу с фронтов Великой Отечественной войны

Малков Александр Михайлович Родился в 1912 году в деревне Грещиха Фурмановского района. Окончил среднюю школу. Был членом общества «Осовиахим». Работал в Приволжской школе 6 с 1940г. учителем физики В октябре 1941 года воевал на Северном фронте, защищал г.Мурманск в звании младший сержант. Приходилось переносить суровые испытания, засыпать в снегу, спасаться в шхерах. Воевал в Польше. Завершил войну в мае 1945г. в Германии.

Орден «Красной звезды», медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Вов г.; и юбилейные медали «20 лет Победы», «30 лет Победы», «60 лет вооружённых сил СССР»

Работал в Приволжской школе 6 учителем физики, электротехники. Много лет работал завучем школы, зам. директором по производственному обучению. Награждён Почётной Грамотой Министерства Просвещения РСФСР в 1960 году. Умер в 1980г.

Кочнева Павла Георгиевна Родилась в 1922 году в семье крестьянина. В 1930 году поступила в школу, а в 1939 году закончила. Работала на Яковлевской фабрике слесарем по ремонту швейных машин. Призвана в 1942году и служила до 1945года. На фронте получила ранение ноги. В 1945г. поступила в Приволжскую школу 6 учителем начальных классов. Применяла дифференцированный подход в обучении, умело находила контакт с «трудными» учащимися. На пенсию вышла в 1977году.

Потоков Алексей Иванович Родился в 1921году в Приволжске. Трудовую жизнь начал с 14 лет, работал столяром в бельном производстве Яковлевского льнокомбината. Призван в 1940 г. в Красную Армию. Служил на Балтийском флоте на ледоколе «Молотов», командир открытых батарей. Многие корабли флота были затоплены, чтобы не допустить врага к Ленинграду. Участвовал в обороне Ленинграда в 18 артиллерийском дивизионе береговой обороны, в боевых операциях по освобождению пос. Ханко. С 5 августа 1946г. уволен в запас. Награждён Орденом Отечественной 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и др., «50 лет снятия блокады Ленинграда», «За участие в Великой Отечественной войне» и юбилейными медалями.

С 1964 по 1982 г. учителем трудового обучения Приволжской средней школе 6. Пользовался уважением и любовью учащихся. Умер в 1988г. Работал мастером-бригадиром столяров на Яковлевской фабрике.

Экспозиции музея А.Е.Соколова

Он победил смерть

Груздев Михаил Иванович

Михаил Иванович родился 13 сентября 1918года в городе Вичуга Ивановской области в семье крестьян. В1927 году семья переехала жить в г. Плес. С год учился в Плесской школе, где окончил семилетку. В 1837году окончил Костромское педагогическое училище. По направлению работал учителем начальных классов в селе Красное Ярославской области. По комсомольской путевке был направлен в артиллерийское училище. В период с 1938 по 1940 годы учился в артиллерийском училище города Горький. По окончанию получил звание лейтенанта и был направлен на службу в Киевский военный округ. С 15 марта 1940 года по 15октября 1941года был командиром батареи Юго-Западного военного фронта в составе артдивизиона ФГК, где его и застала война. В ноябре 1941 года попал в плен, находился в лагерях в Полтаве и Кременчуге. Совершил три побега. За организацию третьего побега был отправлен в концлагерь «Бухенвальд» в марте 1943года. В концлагере стал членом подпольной антифашистской организации в качестве политрука роты. Командиром был Смирнов Николай Николаевич.

БУХЕНВАЛЬД. Концентрационный лагерь в нацистской Германии близ г. Веймер. Лагерь был создан в июле 1937года. В гг был расширен, имел от 66 до 130 филиалов и внешних рабочих команд. Через Бухенвальд прошло от 240 тысяч мужчин и 25 тысяч женщин из 33 стран, из которых 56тысяч, в том числе 19тысяч советских граждан, погибли от истощения, болезней, истязаний, были казнены или стали жертвами медицинских опытов. В отдельном блоке содержались государственные деятели из оккупированных стран, в т.ч. участники заговора 20 июля 1944года. Из 66внешних рабочих команд и филиалов наиболее крупные «Дора», «Лаура», «Ордфур», где монтировались самолеты - снаряды «ФАУ». Труд узников использовали в каменоломнях и промышленных предприятиях. В «Бухенвальде» возникли и действовали антифашистские группы Сопротивления. 11апреля 1945года узники «Бухенвальда» подняли восстание и захватили лагерь. 12апреля 1945г. в «Бухенвальд» вступили части американской армии, было освобождено более 20 тысяч, в т.ч. 900 детей. В июле 1945года американские оккупационные власти передали «Бухенвальд» советской военной организации в Германии. С августа 1945 по 1950 год на базе «Бухенвальда» действовал лагерь интернированных.

На воротах лагеря надпись «Каждому свое». Это означало, что человеку, брошенному за колючую проволоку, больше не видать свободы, что его путь только к смерти.

Приём пленных в лагерь Совершенно голых пригнали в помещение, где стояли люди в арестантской одежде, каждый держал в руках электрическую машинку. Всех стригли наголо. Перед входом в полу была огромная ванна, заполненная какой-то вонючей жидкостью. «Дезинфицирен». Один эсесовец вталкивал в ванну по нескольку человек. Потом все очутились в душевой. Воду долго не давали. Потом послышались крики, сверху поток кипятка. Горячая вода смешалась с холодной, получился пар. Кое - как удалось смыть с себя липкую, как смола, дезинфицирующую жидкость. Бухенвальд. Дезинфекционный блок.

Вещевая камера Здесь выдавали арестантскую одежду (форму). Все работники камеры заключенные. Один из них стал совать в рот тряпки. Это были две красные в виде треугольника, две белые – прямоугольные. В руки тряпки подавать не полагалось. Держи в руках крепче. Оденешься – положи в карман, они не помешают одеваться. Хорошо запомни свой номер. Он записан на белых тряпках, а имя и фамилию забудь. Ты теперь политический заключенный. Все политические носят красные треугольники. Красный цвет – политический заключенный, «Р»- русский, номер заменяет фамилию и имя. С сегодняшнего дня ты не человек, а гетфлинг, заключенный Один венкель и номер пришить на груди слева, против груди, а второй – на штаны, чуть пониже кармана, тоже слева. Пришивать так, чтобы венкель был выше номера на палец. Во флигеле насчитывалось около 140 человек, люди самых различных возрастов и многих национальностей.

Принудительный труд Создавались рабочие команды строительная, садоводческая, каменоломная. Работали по часов в сутки. Работали по строительству лагеря, военного завода, железной дороги Гитлеровцы убивали непосильным трудом, морили голодом, сжигали в крематориях и расстреливали, расстреливали без конца.

УЖИН Заключенные сидели за столами. Старший по столу раздал миски и ложки. Запах вареной картошки в мундире распространялся из бака. Каждый заключенный, дождавшись очереди, быстро подавал миску и также быстро получал ее назад. Четыре картошины и немного капустной подливы. Все посчитано: мелкие картошины – 5, а черная подлива -1/4 литра. В «Бухенвальде» обедов не было, поэтому некоторые прятали картошку, чтобы съесть потом. Узник до предела терял вес, а затем начинались отеки от голода. Узники получали 150 граммов эрзац – хлеба и менее литра супа. Сотни людей оставались голодными целыми сутками и более. В суточном рационе было калорий, а должно не менее 4000 калорий.

Отбой в 11часов. В бараке стужа, не отапливали. Окна открыты – проветривали. В первое время в бараках советских военнопленных не было даже нар. Люди спали на голом полу. На нарах лежали бумажные матрацы и едва заправленные соломой подушки, дырявые одеяла. Свет проникал через открытую дверь. Жилищные условия

ПОРКА После зачтения приказа узник снял с себя мантель, пиджак, спустил штаны и лег на станок. Солдат с силой привязал жертву ремнями к станку и приготовился к порке. Он крепко сжимал рукоятку розги, которая представляла собой стальной трос, оплетенный специально обработанными бычьими жилами. Эсесовец с бульдожьей физиономией дал знак, порка началась. Солдат поднял розгу высоко над головой и с силой опустил ее. Кроваво-красный рубец опоясал тощий зад узника. Слышно только как шумно вздыхает солдат при ударе. Узник лежал молча, он не кричал, не стонал и никого не просил. Такой изможденный, и такая выдержка! Он преподал урок мужества, стойкости и величайшего терпения, и преподал этот урок – русский человек. После 15 удара голова узника неестественно дернулась, все тело обмякло. Врач подал команду прекратить порку. Пороли Сергея Семеновича Швецова. Он родом из Тейкова Ивановской области, член КПСС с 1936года, политрук батареи. Невысокого роста, с большими крепкими руками, короткими ногами, он хромал, но стоял на земле, а рос из нее. После порки он чувствовал себя очень плохо: нельзя было сидеть, держалась высокая температура. Второй порки не состоялось, помогли немецкие товарищи. Его положили в больницу, подлечили, снабдили номером умершего, Швецов стал Пайковским.

Методы наказания пленных Каждое утро заключенных заставляли маршировать и петь нацистские песни. Кто не пел, тех выводили из строя и подвешивали на столб. Заключенных давили под грузом, пороли, морили голодом, кастрировали, увечили, сжигали в крематориях и расстреливали, расстреливали без конца. Из человеческой кожи изготовляли абажуры, книжные переплеты, перчатки, дамские сумки.

Печи крематория

Наши земляки в концлагере Бухенвальд Сергей Семёнович Швецов в концлагере обнаружил земляков: Женю Торопова из Ильинского района, Михаила Ивановича Груздева из Плеса, Василия Константиновича Тихонова из Владимира. Все эти ребята настоящие патриоты, и все вступили в подполье, и будут в активе. В лагере военнопленных Женя Соловьев – лейтенант, танкист, вичужанин, Коля Муравьев из деревни Лубеньки Лухского района, кинешемец Павел Калинин, Филиппов Федя из Шуи. Все они члены подпольного лагеря военнопленных.

Создание антифашистского подполья В концлагере, в ночь с марта отдельные патриотические группы русских политзаключенных большого лагеря были слиты в единую антифашистскую организацию, разработан и утвержден план работы на ближайшее время. Антифашистское подполье возглавлял Симонов. Антифашистским подпольем руководил Николай Семенович Симаков. Был избран центр, в который вошли Симаков Н.С., В.Азаров, И.Ашарин, С,Бакланов, А.Купцов, М. Левшенков. Заключенные издавали в концлагере и подпольную газету «Правда пленных». В ней было три раздела: Фронтовое обозрение, Вести с Родины, Лагерные новости. Эпиграф: «Находясь в плену, помни о Родине». Газета выходила 2 раза в месяц. Редактор Левшенков Михаил Васильевич, корректор Сапуров Юрий Александрович.

Радиоприёмник Был смонтирован и радиоприемник в ведре, обобщал полученные сводки Совинформбюро. При политическом отделе центра была группа связных, передававших сводки по цепи подпольщиков. Так лагерники узнавали новости с фронта.

Русское подполье Среди русских узников «Бухенвальда» стало 2 антифашистские организации военнопленных и политических заключенных. Русское подполье снабжалось оружием тремя путями: - Централизованно – через коммунистов (получили 37 винтовок и 16 гранат) - Добывали путем хищения у эсесовцев. - На заводе «Густлоф верке» и мастерских ДАВ Изготовляли самодельное оружие – стилеты, ножи, приспособление для разрыва колючей проволоки, цепи, ножницы. В лагере формировались подпольные взводы, роты, батальоны. Военнопленные содержались в огороженных под колючей проволокой нескольких бараках.

Восстание года. В 10часов ИЛК принял решение о штурме дивизии «Мертвая Голова». В бригадах зачитывалось воззвание комитета: «Сегодня г. в 15 час. 15минут начать беспощадную борьбу с фашистами. Все, как один, на штурм за свое освобождение! И будь проклят тот, кто забыл свой долг, спасует в этот последней беспощадной битве!» Огласил приказ командир русских бригад Смирнов И.И. о всеобщем вооруженном выступлении против фашистов. Из тайников выдали: 91 немецкую винтовку, 18 немецких гранат, 107 самодельных гранат, 200 бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью, 150 стажей, 100 самодельных ножей, 150 стилетов. Лагерь гудел. Все шло по плану. Каждое подразделение штурмовало свой сектор. Русские и чехи – казармы СС, склад оружия с боеприпасами. (Николай Задумов, Казаков, Логунов, Цветков). Вышки, расположенные против ривера штурмовали бригады молодого лагеря, командовал Сергей Семенович Швецов. Восставшие захватили лагерь.

После восстания в лагере началось оживление – все говорили о скором освобождении. У ИЛК были новые заботы: всех обуть, позаботиться о больных… Из заключенных, прошедших через «Бухенвальд» со дня основания умерли или были убиты. Всем советским военнопленным была уготована одна участь – могила. Только в одной конюшне было убито 7200 советских военнопленных. За один только 1944 год в подвале крематория фашисты повесили тысячу советских военнопленных.

Памятник восставшим заключённым Бухенвальда

Жизнь Груздева Михаила Ивановича после войны С апреля 1945года по ноябрь 1945год прошел госпроверку в 1-ой Горьковской запасной дивизии Смоленского военного округа. Восстановили в звании лейтенант и направили для дальнейшего прохождения службы в город Томск, в МВД. Работал начальником изыскательной партии.В феврале 1947года демобилизовался. С год. Работал учителем физкультуры, военного дела, истории в Кировоградской области. В 1953году окончил Костромской педагогический институт, исторический факультет. С этого года работает учителем истории в Приволжском районе. Утвержден заведующим отделом народного образования Приволжского района в 1958году, работал до 1960года.С 1960 по 1980 годы работал учителем истории и обществоведения, военруком в средней школе 6 города Приволжска. Был руководителем районного методического объединения учителей истории. В работе применяет дифференцированный подход, развивает познавательную активность, прививает интерес к истории через факультативные занятия, неделю истории, выпуск исторических газет. Как классный руководитель проводит экскурсии на предприятия города, в музей Д.А.Фурманова, Костромскую ГРЭС. В летний период совершал с учащимися многодневные велопробеги по родному краю.

Внеклассная работа Экскурсия в зале Боевой Славы с 10 классом в 1977 году На экскурсии в г. Волгореченске 70-е годы

Груздев Михаил Иванович, во главе велопробега Груздев Михаил Иванович на районном туристическом слёте

Михаил Иванович поздравляет выпускников Цветы любимому учителю

Отзывы учащихся о Груздеве Михаиле Ивановиче. Скоробогатов И. Учитель нам нравится тем, что очень ясно и убедительно рассказывает. Мы получаем глубокие и прочные навыки. Сорокина Н. Интересны и содержательны уроки истории и обществоведения М.И.Груздева. Он дает обширную информацию о международном положении и готов ответить на любой вопрос.. Кочеткова Н. Обществоведение - мой любимый предмет. У Михаила Ивановича на все своя точка зрения, которую он умеет объяснить. Яркий и убедительный язык, ораторская речь, искусство убеждения характеризует его уроки. Я уважаю Михаила Ивановича, и совесть не позволяет мне не выучить урок. Степанова Н. Михаил Иванович был прекрасным учителем, хорошим рассказчиком. Был чутким к учащимся, давал прочные знания. Ученики уважали его. Бессонов Ю. Я ценю в Михаиле Ивановиче то, что он умел передать знания учащимся и научил их применять эти знания на практике.

Бухенвальдский набат Сл. А. Соболева, муз. В. Мурадели Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон - Это раздаётся в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь. И восстали, и восстали, И восстали вновь! И восстали, и восстали, И восстали вновь!