Подходы к оценке особенностей читательской грамотности учащихся 4, 6, 9-х классов (конструирование теста, проведение исследования в школах, возможные направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Advertisements

Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Обсуждение хода и перспектив развития проекта по изучению особенностей читательской грамотности учащихся в связи с анализом результатов международных сравнительных.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
ДИНАМИКИ Работа "Чтение и понимание текстов" направлена на определение ДИНАМИКИ читательской грамотности.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Учитель английского языка ГОУ СОШ 460 ЮВАО Мухитдинова Нурия Матыгулловна.
Рефлексивная фаза учебного года подготовка, проведение итоговой проверочной предметной работы в 4 классе и промежуточных предметных работ – на конец 1,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Транксрипт:

Подходы к оценке особенностей читательской грамотности учащихся 4, 6, 9-х классов (конструирование теста, проведение исследования в школах, возможные направления анализа результатов)

Для выявления особенностей читательской грамотности на разных ступенях образования и установления причин разрыва в уровне достижений в чтении в различных образовательных учреждениях необходимо решить несколько задач: 1) проанализировать подходы к оцениванию читательской грамотности по завершению обучения в начальной школе (концепция PIRLS) и по достижению 15-летнего возраста (концепция PISA); 2) выделить общие параметры оценивания; 3) сконструировать единый тест, опираясь на инструментарий PIRLS и PISA, открытый для педагогической общественности, и внося необходимые в связи с задачами исследования изменения; 4) разработать анкеты для учащихся и учителей; 5) провести апробацию теста в конце 4, 6 и 9 классов, доработать тест, используя результаты апробации; 6) провести на репрезентативной выборке обследование состояния читательской грамотности учащихся 4-х, 6-х, 9-х классов; 7) сделать выводы об особенностях читательской грамотности на разных ступенях обучения и разработать рекомендации для совершенствования работы по развитию читательской грамотности учащихся разных возрастов.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда IEA – организация, инициировавшая PIRLS, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения.

В исследовании PIRLS читательская грамотность четвероклассников определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, и для удовольствия» В исследовании PISA грамотность чтения определяется как: «понимание, использование и осмысление письменных текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а осознание его содержания и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

В исследовании PISA выделяется три существенных характеристики инструментария, оценивающего читательскую грамотность: 1) формат текстов – используются «сплошные/непрерывные» тексты, в которых информация представлена в виде идущих друг за другом абзацев, и «несплошные» тексты, в которых информация представлена определенными блоками и может включать не только словесный текст, но и карты, графики, диаграммы; 2) различные процессы читательской деятельности (читательские умения): а) вычитывание информации из текста, б) интерпретация текста и его общее понимание, в) размышление и оценка содержания, формы и особенностей текста; 3) широкий контекст или ситуация использования текста: в личных целях, в общественных, в профессиональных целях или в целях обучения.

В исследовании PIRLS выделяется две существенные характеристики инструментария, оценивающего читательскую грамотность: 1) цель чтения, при этом выделяются две основные цели – чтение с целью приобретения читательского опыта и чтение с целью получения и использования информации, в связи с этими целями используются литературные и информационные тексты, при этом формат текстов довольно разнообразен, как и в PISA используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы и т.д.; 2) различные процессы читательской деятельности (читательские умения): а) вычитывание информации из текста, б) формулирование прямых выводов, в) интерпретация и обобщение, г) оценка содержания, структуры и языковых особенностей текста.

1. RETRIVING (+ straightforward inferences в PIRLS) восстановление, возвращение, вычитывание информации из текста ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Извлечь информацию и заполнить «зазоры» текста. Восстановить реалии, описанные в тексте. 2. INTERPRETARTION толкование, объяснение, интерпретация, понимание информации, сообщенной в тексте ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Связать отдельные авторские сообщения в целостную картину. Понять, что хотел сказать читателю автор. 3. REFLECTION AND EVALUATION размышление и оценка информации, сообщенной в тексте ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Отнестись к тому, что сказал мне автор. Поместить авторское сообщение в собственный контекст.

Таким образом, была определена следующая классификация читательских действий единого теста: 1 группа читательских действий: вычитывание информации из текста, формулирование на ее основе несложных выводов; 2 группа читательских действий: интерпретация содержания текста и его общее понимание; 3 группа читательских действий: оценка содержания, формы и структурных и языковых особенностей текста.

Процесс отбора текстов и основание для внесения незначительных изменений в тексты и вопросы

Основания для создания новых вопросов. Процедура работы над новыми вопросами и критериями их оценивания. Проблемы комплектации 4-х вариантов. Проблемы времени, необходимого для проведения работы в разных параллелях. Проблема контекстной информации – подходы к разработке анкет.

Показатели, заложенные в «Анкету для учащегося» 1. Время, которое учащийся уделяет чтению (в целом и на чтение для собственного удовольствия) 2. Круг чтения (механизмы выбора, тематика чтения, мотивация) 3. Отношение к чтению 4. Самооценка читателя 5. Отношение к чтению в семье (количество книг дома, семейное чтение, помощь при выполнении заданий по чтению) 6. Социально-экономический статус семьи 7. Наиболее частотные виды работы учащихся на уроках Практически все вопросы многокомпонентные

Показатели, заложенные в «Анкету для учителя» 1. Характеристика школы 2. Характеристика класса (уровень овладения чтением, наличие учащихся, испытывающих трудности в понимании русской речи, в чтении и понимании текстов, наличие учащихся с высоким уровнем чтения) 3. Виды работы на уроке 4. Контрольно-оценочная деятельность учителя

Работа по подготовке проведения исследования в школах: 1) проведение выборки учащихся; 2) создание макета тетрадей и анкеты для учащихся; 3) создание машиночитаемой формы анкеты для учителя; 4) создание программы ввода данных; 5) разработка «Спецификации работы», «Инструкции по проведению работы», «Руководства по оцениванию работы»; 6) подготовка экспертов.

В исследовании приняли участие более 3000 учащихся. Параметры выборки: - выполнение заданий каждой из четырех тетрадей не менее 250 учащимися в каждой из трех параллелей (250х4х3=3000); - при выборе школ были приняты во внимание тип школы, место ее расположения, вид школы, стратификация выборки соответствует стратификации российской школы.

Направления анализа результатов: 1)особенность выполнения каждого задания учащимися разных параллелей; 2) состояние каждой из трех выделенных ранее групп читательских действий в каждой из параллелей, сравнение состояния разных читательских действий у учащихся одного возраста, сравнение состояния определенного читательского действия у учащихся разных возрастов; 3)выделение разных по динамике развития читательской грамотности типов школ; 4) анализ анкет учащихся, установление связей между достижениями учащихся и их читательскими привычками, особенностями; 5) анализ анкет учителей, установление связей между достижениями учащихся и особенностями преподавания.

Предварительные выводы, полученные после проведения пилотного исследования в 2009 году 1 группа читательских действий: степень успешности выполнения заданий, направленных на оценку этой группы читательских действий, зависит от сложности самого текста. При работе с более простым текстом процент выполнения довольно высокий, как только текст усложняется, происходит статистически значимое ухудшение результатов у всех классов, при этом очень резкое ухудшение происходит у 6 класса. Более высокие результаты работы 4 класса по всей видимости связаны с тем, что, в отличии от 6 класса, четвероклассники более настроены на неторопливую работу по вычитыванию информации из текста, более мотивированы на нее. 6 класс под давлением значительных объемов текстов, предлагаемых им в учебниках, утрачивает точность вычитывания информации при работе со сложно устроенным текстом. Для 6 класса характерна зависимость состояния первой группы читательских действий от степени сложности текста и отсутствие этой зависимости в отношении второй группы – как при работе с легким текстом, так и при работе с более сложным текстом шестиклассники лишь наполовину справляются с заданиями на обобщение и интерпретацию результатов.