Гендерный подход и оценка, основанная на принципах гендерного равенства Ирина Д.Горшкова РГСУ, Москва, 19 октября 2011 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Ирина Д. Горшкова, эксперт НПЦ « Семья. Гендер. Демография »
Advertisements

Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
Средняя школа 4 г. Петропавловск. Государство Международные организации Зарубежные страны Бизнес Система образования Религиозные институты Политические.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
ТЕЗИСЫ Выступление председателя общественной организации «Женщины с высшим образованием Республики Таджикистан» на тему « Нужды и приоритеты для образования.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в контексте универсального доступа к профилактике, лечению и поддержке при ВИЧ-инфекции «Итоги.
Обеспечение гендерной чувствительности политик и программ в области образования в соответствии с международными стандартами А. Н Ниязова – эксперт ООН.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Финансирование как фактор, способствующий переменам Джудит Камерон.
Ольга Владимировна Гукаленко, член-корреспондент РАО, д.п.н., проф., главный научный сотрудник ИСП РАО.
Равенство возможностей: оптимизация межведомственного взаимодействия в Саратовской области Елена Ярская-Смирнова, Эльмира Наберушкина, Екатерина Пашинина.
Стандарты и обязательства по учету гендерных аспектов предотвращения и разрешения конфликтов.
United Nations Economic Commission for Europe Statistical Division Совмещение семейной жизни и работы.
Транксрипт:

Гендерный подход и оценка, основанная на принципах гендерного равенства Ирина Д.Горшкова РГСУ, Москва, 19 октября

Международные правовые акты по вопросам гендерного равенства Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.); Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.); Пекинская платформа действий и Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995 г.) ; Декларация Цели развития Тысячелетия (Цель 3 - способствовать гендерному равенству) (2000 г.); «Ж енщины в 2000 году : равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке ; Р езолюции Комиссии по правам человека 2000 г., 2001 г., 2003 г.; Обязательства, принятые Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам гендерного равенства.

Июль 2010 г.: Генеральная Ассамблея ООН создает Структуру ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин «ООН Женщины». Объединены четыре отдельных подразделения системы ООН ( в т.ч., ЮНИФЕМ), которые прежде занимались вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Цель: ускорение прогресса в решении проблем женщин и девочек во всем мире. Основные функции: Поддержка межправительственных органов (Комиссий по положению женщин) в разработке политики, глобальных стандартов и норм. Помощь государствам-членам в реализации этих стандартов, готовность предоставить подходящую техническую и финансовую поддержку тем странам, которые просят об этом, а также укрепление эффективных партнерских связей с гражданским обществом. Обеспечение ответственного отношения системы ООН к своим собственным обязательствам в области гендерного равенства, в том числе осуществление регулярного мониторинга общесистемного прогресса.

Приоритетные области, которые имеют основополагающее значение для гендерного равенства, открывающие дорогу прогрессу по всем направлениям: Насилие в отношении женщин (законодательство, противодействие и профилактика) Мир и безопасность (изнасилование одно из средств ведения вооруженной действий, учет потребностей и интересов женщин в мирных переговорах и постконфликтном восстановлении) Лидерство и участие (ограниченное участие в политике, бизнесе в решении вопросов, затрагивающих интересы женщин, квоты, потенциал) Расширение экономических возможностей (доступ к земле, кредитам, достойной работе) Национальное планирование и бюджет (учет потребностей женщин) Права человека (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин устанавливает всеобъемлющие международные стандарты в области прав человека женщин и обязательства Правительств) Цели развития тысячелетия (цель 3, но и неотъемлемая часть достижения всех восьми ЦРТ, от предотвращения распространения ВИЧ до сохранения окружающей среды в условиях изменения климата) Все человеческое развитие и вопросы прав человека имеют гендерные аспекты

Базовые или практические гендерные потребности (Basic/practical gender needs) Стратегические гендерные потребности (Strategic gender needs)

Базовые гендерные потребности - вытекают из гендерного разделения труда и подчиненного положения женщин в обществе, - не ставят под сомнение существующие властные отношения между женщинами и мужчинами. Деятельность, направленная только на удовлетворение этих потребностей, ведет лишь к сохранению уязвимого положения женщин в обществе. Стратегические гендерные потребности направлены на устранение зависимости женщин от мужчин в обществе и связаны с расширением возможностей женщин. Учет этих потребностей/интересов интересов помогает женщинам самим контролировать свою личную жизнь и общественную деятельность и, т. о., менять существующие гендерные роли, преодолевать свое зависимое положение. Стратегические потребности, невозможно удовлетворить без учета практических нужд.

Потребности : базовые ? стратегические ? 1. Доступ женщин к получению медицинской помощи во время беременности 2. Доступ женщин к получению информации о контрацепции 3. Школа ответственного отцовства 4. Консультация для трудящихся мигранток по вопросам устройства детей в общеобразовательные школы 5. Конкурсы среди предприятий за лучшие условия работы для молодых мам 6. Программы льгот и субсидий для семей многодетных, имеющих детей - инвалидов

Удовлетворяя базовые ( практические ) гендерные потребности принимать в внимание стратегические ( трансформирующие ) гендерные потребности и интересы. В противном случае – отсутствие устойчивых результатов.

Постсоциалистические страны и гендерные вопросы Демонтаж системы социального обеспечения ( ликвидация значимых социальных дотаций на уход за ребенком, сокращение доступа к качественному образованию, здравоохранению и пр.) « двойная нагрузка », недостаток доступа к рычагам власти, неравенство в оплате труда, неравные возможности в получении работы, бедность Возрождение консервативных взглядов и скрытых предрассудков, которые ставят женщину в невыгодное положение переопределение гендерных ролей и отношений, моделей поведения

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) принята г. Факультативный протокол ( ): подача индивидуальных жалоб. Надзор – Комитет. Российская Федерация : Конвенция подписана г. вступила в силу г., протокол / Гендерные проблемы в Российской Федерации (согласно заключительным замечаниям Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, 16 августа 2010 г.)

Гендерные проблемы РФ (1) Нет демонстрации достаточной воли и эффективных механизмов осуществления CEDAW Нет ФЗ о гендерном равенстве Низкая осведомленность общественности, госслужб, судов о Конвенции ( нет дел, в которых в судах делались прямые ссылки на Конвенцию ) Не работают правовые механизмы подачи и рассмотрения жалоб Отсутствие национального механизма по улучшению положения женщин, нет плана действий Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (2) Стереотипы и культурная практика Подчеркивание роли женщин как матерей и домохозяек => неблагоприятный и неравный статус. Нет эффективных и систематических мер для изменения и ликвидации стереотипов. СМИ должны содействовать формированию позитивного, нестереотипного и недискриминационного образа жизни. Насилие в отношении женщин Контроль мужчинами поведения женщин => легитимизация общественного мнения, что насилие в семье – частное дело / обвинение. Мало исследований, данных. Незначительное число городских приютов, доступных только местным жителям. Необходимо : всеобъемлющий закон, уголовная ответственность за супружеское изнасилование, преступления в защиту чести, подготовка правоохранительной системы Насилие на Северном Кавказе Рост убийств в защиту чести, похищения невест в Чечне, которые часто официально не фиксируются. Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (3) Торговля людьми Увеличение в 6 раз. РФ – страна происхождения, транзита и назначения. Нет статистики ( пол, возраст, компенсация, расследования, преследования, наказания ). Не устраняются коренные причины уязвимости девочек и женщин. Нет защитных мер от компаний по трудоустройству, брачных агентств. Недостаток соглашений внутри СНГ. Необходимо : повышение осведомленности судебной системы, правоохранительных органов, пограничных служб, усилия по реабилитации и реинтенграции жертв, мониторинг, исследования. Эксплуатация проституции Отсутствуют данные о распространенности. Административная ответственность женщин – причина злоупотреблений с стороны МВД. Нет программ охраны здоровья. Необходимы : программы помощи тем, кто прекращает, расследование дел по злоупотреблениям, мониторинг, исследования. Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (4) Участие политической и общественной жизни Число женщин в федеральных органах власти незначительно, мало в резерве. Слабая представленность на высших должностях ( дипломатия, руководство вузов и пр.) Необходимы специальные меры, информировать общественность о значении участия женщин в принятии решений, целевые программы подготовки женщин, развитие навыков руководства, ведения переговоров Женщины - журналисты и правозащитницы Домогательства, акты насилия, убийства ( особенно на С. Кавказе ). Нет эффективных мер защиты. Необходимо : защита, оперативное, беспристрастное и эффективное расследование Образование Гендерные диспропорции среди педагогов ( мужчины – руководители ), сегрегация по специальностям ( женщины – гуманитарное, мужчины – техническое ), нет стимулов выбора женщинами « мужских » специальностей. Нет детализированной информации Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (5) Занятость Нет отдельного закона о равенстве возможностей в сфере занятости. Женщины – большинство на низкооплачиваемых позициях в государственном секторе. Малая доля в руководстве частных структур. Большой разрыв в зарплате : 64% от мужской. Широкий перечень (400) для запрета женщин детородного возраста. Узкая трактовка « сексуального домогательства » ( принуждение к сексуальным действиям ) Здравоохранение Сокращение государственных ассигнований => снижение доступа в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Современные средства контрацепции используют 27%, в школьных программах нет просвещения по планированию семьи. Аборт остается одним из основных способов контроля рождаемости. Увеличение числа ВИЧ + женщин. Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (6) ЛБТ Акты насилия, домогательств со стороны МВД, убийства по причине сексуальной ориентации. Дискриминация в сфере занятости, здравоохранения, образования и др. Необходима эффективная защита, всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, в т. ч. по ориентации, информирование общественности, подготовка правоохранительных органов. Сельские женщины Сложность положения, нет мер и программ национального уровня. Нет полной информации о мерах, адресованных в т. ч. девочкам, пожилым женщинам по рынку труда, здравоохранению, образованию, земле, кредитам, процессу принятия решений, отдачи от этих мер. Низкая информированность ( включая, правовую ) сельских женщин, низкое участие в советах старейшин. Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (7) Женщины, принадлежащие к этническим меньшинствам Нет всеобъемлющего антидискриминационного законодательство ( чеченцы, цыгане, выходцы из Африки ). В этнических общинах традиционные стереотипные представления о роли женщин. Нет просвещения по правам человека, гендерного равенства для женщин из этнических общин. Необходима информация о тенденциях, фактическом положении женщин из этнических групп Многочисленные формы дискриминации Нет статистики о группах : домашней прислуги, тех, кто ищет убежища, беженках, внутренне перемещенных женщинах, девочках, живущих на улице. Дискриминация при доступе к образованию, рынку труда и здравоохранению, средствам защиты от насилия, правосудию. Необходимы программы и информация о результатах. Предусмотреть в Законе о беженцах особый порядок предоставления женщинам, ищущим убежища статус беженцев. Комитет CEDAW, 2010

Гендерные проблемы в РФ (8) Брак и семейные отношения Раннее замужество, полигамия на С. Кавказе. Нет правовой базы, регулирующей « гражданские » браки, уязвимость в случае разрыва отношений. Жертвы домашнего насилия не могут найти отдельного жилья, места в приюте => вынуждены совместно проживать с агрессорами даже после развода., Необходимы : искоренение полигамии, ранних браков. Гарантия равных прав на собственность и активы, нажитые в « гражданском браке », жилье для жертв семейного насилия. Комитет CEDAW, 2010,

Гендерное равенство Предполагает равные права, обязанности и возможности для женщин и мужчин. Подразумевает учет интересов, потребностей и приоритетов и женщин, и мужчин, и признание многообразия среди женщин и мужчин. Является одним из прав человека, а также условием и показателем уровня социально-экономического и личностного развития. Источник : UNEG Guidance

Women in Development ( Женщины в развитии ) Фокус : на женщинах, как представителях определенной группы. Цель : повышение эффективности развития за счет интеграции женщин в процессы развития. Логика : развитие будет более эффективным, если женщины будут вовлечены в него в полном объеме. Стратегия : участие женщин в проектах ; рост доходов женщин ; улучшение навыков управления домохозяйствами. Gender and Development ( Гендер и развитие ) Фокус : на изучении социальных ролей мужчин и женщин в процессе развития. Цель : достижение гендерного равенства в развитии. Логика : развитие будет более эффективным, если будет поддерживаться гендерное равенство в проектах и программах развития. Стратегия : участие и женщин и мужчин в проектах по развитию ; учет потребностей каждого члена семьи ; обеспечение равенства в получении благ ; равное участие в управлении домохозяйствами.

Gender mainstreaming ( комплексный гендерный подход ) подразумевает процесс оценки любого планируемого мероприятия, включая разработку законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях, с точки зрения его возможного воздействия на женщин и мужчин. Гендерный подход делает видимыми гендерное измерение проблем во всех секторах деятельности. Гендерное равенство не рассматривается более как отдельный вопрос, но становится частью любой стратегии и программы

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД : определение ООН (The Report of the Economic and Social Council for United Nations, 1997) « процесс оценки возникающих для женщин и мужчин последствий любых планируемых мер, включая законодательство, политику или программы, во всех областях и на всех уровнях. Речь идет о стратегии, благодаря которой проблемы, встающие перед женщинами и мужчинами, и накопленный ими опыт должны стать одним из неотъемлемых измерений в процессе разработки, осуществления, контроля и оценки политики и программ во всех сферах политической, экономической и общественной жизни с тем, чтобы и мужчины и женщины в равной степени пользовались плодами таких усилий и для неравенства не оставалось места »

Гендерный подход – это единая всеобъемлющая стратегия, направленная на достижение более высокого уровня гендерного равенства, которого можно добиться только путем включения гендерной перспективы в работу ведущих организаций и во все направления и секторы программной деятельности ( например, в торговлю, здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, транспорт и др.).

Гендерный подход должен присутствовать на уровне политики, программ и проектов на всех этапах цикла программирования ( разработка, планирование, реализация, мониторинг и оценка ). Предполагаемые действия, должны быть направлены на : осуществление гендерного анализа с целью выявления фактов неравенства между мужчинами и женщинами, которые необходимо устранить ; обеспечение равных возможностей для всех и принятие гендерно ориентированных мер в случаях явно выраженного неравенства ; инициирование процесса институциональных изменений, содействующих продвижению гендерного равенства ; формирование активной позиции девушек и женщин ; разработку гендерного бюджета

Гендерно предвзятая политика - носит дискриминационный характер по отношению к женщинам. Гендерно слепая политика - является результатом непризнания людьми, ответственными за формирование политики, важности гендерного фактора, который определяет степень гендерного неравенства в конкретной стране. Гендерно нейтральная политика - де - юре закрепляет принцип равенства мужчин и женщин, однако осуществление этой политики на практике может иногда отрицательно влиять на положение женщин. Гендерно чувствительная политика - ставит целью проанализировать глубинные факторы, определяющие гендерное разделение труда, а также разработать ориентированные на женщин меры, призванные содействовать большему равенству возможностей, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Гендерная стратегия развития : составляющие приоритетное рассмотрение и учет нужд и потребностей женщин ( особенно когда культурные нормы и ценности ограничивают равное участие в деятельности ); определение и улучшение положения женщин в обществе по отношению к положению мужчин ; осознание женщинами своего положения, нужд и потребностей ; определение препятствий, мешающих улучшению положения женщин ; - расширение сфер деятельности женщин, освоение ими традиционно мужских ролей и профессий ; устранение прямых или косвенных результатов прошлой дискриминации ; приоритетное развитие уязвимых групп женщин

ОЦЕНКА, ОСНОВАННАЯ НА ЦЕННОСТЯХ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (GE) И ПРАВ ЦЕЛОВЕКА (HR) Объединяя подходы, ориентированные на ценности гендерного равенства и прав человека: Анализирует, в какой степени программа учитывает организационные и системные цели в области гендерного равенства и прав человека; Интегрирует эти подходы в процесс проведения оценки..,

Гендерный подход : оценка результатов Предварительная оценка - определяет, учитывается или нет гендерный подход в планируемых политических мерах. Основной этап оценки – три шага : Шаг 1. Оценка различий в подходе к женщинам и мужчинам в политике (например, трудовой миграции ) и в результатах осуществления этой политики в краткосрочном и долгосрочном плане. Шаг 2. Оценка факторов, определяющих выявленные в ходе первого шага различия. Шаг 3. Оценка предлагаемых решений.

Оценка программ и политики использование статистических данных с разбивкой по полу и гендерного анализа ; степень участия женщин и мужчин в процессе формирования политики ; степень отражения гендерного фактора в программах и политике, включая индикаторы, отражающие достижения в сфере гендерного равенства ; показатели, отражающие организационный потенциал в плане развития и перемен в целях достижения гендерного равенства Четыре общих индикатора – оценка внедрения комплексного гендерного подхода:

Гендерный подход - это включение гендерной перспективы и гендерного анализа во все этапы разработки, осуществления и оценки проектов, стратегий и программ. Практическое руководство по внедрению гендерного подхода, 2007 г. Руководство подготовлено по заказу Регионального центра ПРООН для Европы и СНГ.

ООН Женщины/UN Women (2011): оценка, основанная на ценностях гендерного равенства и прав человека (Gender Equality and Human Rights/GE&HR)… должна выявлять и анализировать проявления неравенства, дискриминационные практики и несправедливое распределение властных полномочий, которые являются главным препятствием для социально-экономического и личностного развития. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА