Тема урока: «Служебные части речи» Цели: 1.Систематизировать знания о служебных частях речи 2. Выработать умения определять служебные части речи в любом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Advertisements

СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
Тема урока: « Самостоятельные и служебные части речи.» Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 38 г. Тулы.
Заключительный урок по теме «Частица». (Русский язык, 7 класс). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Светлый,
Тема: Обобщение сведений о предлогах и союзах. Цели урока: Обобщить знания об известных частях речи, их грамматических свойствах. Дать объяснение роли.
Союз как часть речи Презентация создана Смирновой О.А. учителем русского языка и литературы МОУ Лесная СОШ.
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. Она, петь, ему, русские, песни. Она, быть, верная, «подруга дней суровых», опальный, поэт. в, и, не, на, что с, а, к,
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Правописание предлогов (Репродукции с картин И. Шишкина) Пейзаж с озером.
1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы. а) Бабушка говорила убедительно и просто. б) Я просто ослеп от весеннего солнца. в) В лесу.
Частица как часть речи. Формообразующие частицы. 8 класс русский язык. Учитель русского языка и литературы: Садыкова Бахытгуль Газизовна Школа-гимназия.
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы: Простые Составные.
Урок в 7 классе Путешествие по стране Частиц МОУ «Ломовская СОШ» Преподаватель: Гиниятова С.А.
Урок в 5 классе. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении? 1. Мороз пощипывает нос и щёки. 2. Я люблю, когда мороз пощипывает нос и.
МОУ Радужненская средняя школа Коломенского района Московской области.
СОЮЗ как служебная часть речи. План урока 1.Повторение. Правописание производных предлогов. 2.Изучение новой темы. 3.Работа с предложениями (предложение.
Транксрипт:

Тема урока: «Служебные части речи» Цели: 1.Систематизировать знания о служебных частях речи 2. Выработать умения определять служебные части речи в любом тексте на разных этапах пути 3. Развивать навыки слаженной коллективной работы в командах

Методы и приемы: Исследовательский; репродуктивный: задания исследовательского характера; работа с таблицами; задания по развитию речи. Оборудование: -поле служебных частей речи ; - плакат (картинки с изображением, речки, моста, долины союзов, горы частиц и междометий) - раздаточный материал – картинка «Предлоги перепутались»; - маршрутные листы с заданиями

План урока 1. Поле служебных частей речи 2. Мост 3. Речка Найти в тексте ошибки исправить их 4. Долина союзов а) Переписать пословицы, вставляя союзы, подписывая, «С»-Сочинительные «П»-Подчинительные б) Раскрыть скобки, правильно записать союзы. 5. Гора частиц и междометий В таблицу записать частицы и междометия. 6. Тест

Служебные части речи - это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли. Союз связывает: Весь день дождь и ветер. Льёт дождь, и дует ветер. Предлог связывает слова: дом у дороги; Кто стучится в дверь ко мне? Частица придаёт оттенки значения словам и предложениям: Не губи меня, девица! Неужели вы серьёзно?

1. Поле служебных частей речи Потому что, из-за, на, про, хотя, впереди, Разве, ах, ли, не, от, если, или, ни, хи-хи, Ура, надо, вследствие, чтобы, сколько ни, Ба, впоследствии, в продолжение, пусть, Также, то же, ой, примерно, ку-ку. Заполните таблицу: ПредлогиСоюзыЧастицыМеждометия

2. Мост. Рассмотрите внимательно картинку, составьте предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги 1.Солнце спряталось в тучу. А надо? ________________ 2.___________________________________________________ 3.___________________________________________________ 4.___________________________________________________ 5.___________________________________________________

Пауза 1 Загадочная надпись над дверью техникума осталась, когда налетел ветер и сорвал все согласные. Утром все увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь Помогите восстановить эту надпись.

3.Речка. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Галки. Нет ни одного села ни одной деревни где бы не было галок. Больших городов галки не любят, а ютяться преимущественно в деревне. В течении осени и зимы они живут за счет человека. Зато другую часть года в продолжении весны и лета галки усердно работают на нас. Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц. Галки преносят этим громаднейшую пользу человеку. Осенью из-за недостатка насекомых галки нападают на хлебные поля и снопы.

4.Долина союзов. I. Перепишите пословицы, вставляя вместо почерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С»,над подчинительными «П». 1.Снаружи поп, _ внутри черт. 2. Лучше поберечься, _ обжечься. 3. Иди туда, _ тебя уважают. 4. Дерево затем и посадили, _ есть плоды. 5. Медный кувшин, упав, не разбился, _ звон слышен далеко. 6. Не мил и свет, _ друга нет. 7. Берегись бед, _ их нет. II. Спишите, раскрывая скобки. В моховой толще корням леса трудно дышать,(от)того и растет здесь покореженный сосняк, кривая береза. За(то) другие растения (не)боятся мха - всюду рдеет клюква, кругом душистый багульник. Вдоль болота шла тропинка. Но и по ней то(же) было идти опасно. Все вокруг казалось так (не)ожиданно странно и в то(же) время так давно и так сладко знакомо. В это летнее утро трепетные осинки стояли (не)подвижно. В березовом заказнике так(же) было тихо. Летние каникулы я прожил в деревне так(же) приятно, как и в прошлом году.

Пауза 2 Назвать слово, к нему подобрать еще одну букву, чтобы получилось новое слово: Например: лень-олень

5.Гора частиц и междометий. Найдите в данных предложениях частицы и подчеркните их. 1.И мало ли у нас мохнатых здесь зверей:олени,козы,серны,лани.2.Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.3.Кто думает, до чего-нибудь додумается.4.Нет,вижу-в пении ты совсем не искусен.5.На небе ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.6.Давай-ка сядем, вспомним дни былые.7.Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.8.Где-то совсем недалеко звучит флейта иволги.

6. Заполните тест. 1. В русском языке есть … … … … … … … … … … … … … … и служебные части речи. 2. Служебные части речи -это … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …. 3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … … … … … … … … … … … … …. 4. Предлоги выражают различные отношения: временнные, … … … … … … … … … … 5. Предлоги бывают многозначными и однозначными. Многозначным называется такой предлог, который … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 6. Производными называются такие предлоги, которые … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7. Предлоги, состоящие из одного слова, называются … … … … … … … … … … … … … …,Из двух или нескольких слов называются … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 8. Служебная часть речи, которая связывается однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного называется … … … … … … … … … … … … … … … … … … 9. Союзы бывают простыми и … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 10. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного называется … … … … … … … … … … … … … 11. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одна зависит от другого, называются … … … … … … … … … 12. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы: … … … … … … … … … … … …

Домашнее задание: Стр. 190 – 195 читать, отвечать на вопросы.