Тренинг техники чтения УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ Е.В. ЗАИКА Оригинальная версия использования системы упражнений Степановой В. А.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Добро пожаловать на эстафету по русскому языку! Мы приглашаем вас отправиться в страну с необычным названием РУСЛАНДИЯ Мы приглашаем вас отправиться.
Advertisements

Пишем сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Работа учителя русского.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
- Ребята, вы любите ночью смотреть на небо? Что можно увидеть на небе? (Звёзды, Луну). А что можно увидеть на небе днём? (Солнце). Почему мы не видим.
…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона.
Тема урока: Разбор сложного предложения.. Наступила поздняя осень. Целый день идёт мелкий, холодный дождь. Солнце светит тускло. По небу плывут низкие,
Проект на тему: Работу выполнил: Ученик 4 А класса Средней школы 48 г.Астрахани Михин Валерий.
Команда 8-1 класса Школа 142 Г Омск. Царевна Несмеяна.
Мои первые библиотечные правила. Зачем нужны правила? Неужели без них в библиотеке не обойтись?
Цель урока: повторение изученного в начальной школе, обогатить словарный запас учащихся, напомнить основные правила дорожного движения Цель урока: повторение.
Геометрические сказки. Дружно жили Чистюлька и Карандаш. Но трудолюбивый Карандаш заскучал, - линии, проведённые им, перестали быть тоненькими. Но друзей.
Систематизация и обобщение изученного. Там варят сталь из полотна Кроят рубахи из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из сажи Там ваксу.
Презентация на конкурс «Правила дорожного движения – наши лучшие друзья» Воспитатель: Мельниченко Лилия Гурамовна.
Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие Восточная мудрость.
Правила дорожного движения По трассам, улицам, проулкам Машины едут взад-вперед. А ты выходишь на прогулку, Теперь, мой друг, ты пешеход!
Презентация подготовлена воспитателем ГБДОУ ЦРР детского сада 33 Красносельского района г. Санкт – Петербурга. Богдановой О. В Правила дорожного.
Математика Математический брэйн-ринг для 5 классов по теме «Дроби» Разработала Ласынова А.Р. Учитель математики МАОУ СОШ 97 города Уфы.
Дорога – не место для игры! Автор презентации Иванова Анастасия Ученица 5 «Б» класса МОУ «Усть-Карская СОШ» Руководитель Карелина Оксана Сергеевна.
Сочинение на тему: «Мой любимый учитель» Сочинение на тему: «Мой любимый учитель»
Похвальное слово Урок риторики в 6 классе. ... Восклицать, друг другом восхищаться можно и тогда, когда мы произносим похвальное слово. А чем отличается.
Транксрипт:

Тренинг техники чтения УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ Е.В. ЗАИКА Оригинальная версия использования системы упражнений Степановой В. А., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 24» Великого Новгорода

Привет, друзья! Вы любите читать? Не очень? Тогда история, которую я хочу рассказать, как раз для вас! - Произошла эта история в обычной школе, в обычном классе. Начался урок.

Учитель предложил ребятам совершить увлекательное путешествие, но не реальное, а фантастическое: путешествие по книге! Значит, мы снова будем читать? Но ведь это долго и скучно! Не хотим, хотим в настоящее путешествие! Что ж, будь по- вашему! Я предлагаю вам отправиться в страну Всезнандию. Там даже читать учатся просто так, по щучьему велению!

- Ребята очень обрадовались, хотя учитель их и предупредил, что дорога будет долгая и трудная! В помощь дам вам, ребята, волшебную азбуку, она обязательно пригодится в сказочном путешествии! - Азбуку нёс Коля Отставашкин. Он даже в волшебную страну Всезнандию плёлся позади всех. Азбука казалась ему тяжёлой, и Коля тайком выкидывал по одной букве.

- Вот друзья попали на станцию, где собирались сесть на поезд. Но поезда всё не было, а на доске висело такое объявление: Гр_жд_не встр_чающ_е, пр_вож_ющ_е и отъ_зж_ющ_е. Ск_рый по_зд «Т_да – с_да» зад_ржив_ется: маш_нист д_лго жд_л, но так и не д_жд_лся тех, кто з_хот_л бы в_рн_ться обр_тно из д_лёк_й Вс_знандии! С_йчас он уже в пути, п_этому сохр_няйте сп_койств_е: с_мых т_рпел_вых и н_стойч_вых из в_с он з_бер_т со ст_нц_и пр_мерно чер_з три ч_са, к_гда п_мчится обр_тно во Вс_знанд_ю! - Ну что, догадались? Конечно, это Коля Отставашкин все буквы из волшебной азбуки растерял! Задание. Попробуйте прочитать объявление в таком виде.

- У вас, наверно, получилось прочитать, а у ребят нет. Пришлось им вернуться домой, чтобы обратиться за помощью к учителю. Но не тут – то было! Слова из волшебного объявления никак не хотели отправляться с лентяями и стали от них убегать! Но ребята нашли выход: они поймали все слова и нанизали их на булавку – теперь – то уж никуда не денутся!

- Вернувшись в школу, ребята снова не смогли разобрать, что же написано в объявлении! Интересно, что мы опять не так сделали? Ведь мы собрали все слова, с первого до последнего! Вот именно - с первого до последнего, а нужно было наоборот: ведь читаем мы слева направо, а не наоборот! - Интересно, а у вас получится прочитать текст наоборот?

Граждане встречающие, провожающие и отъезжающие. Скорый поезд «Туда – сюда» задерживается: машинист долго ждал, но так и не дождался тех, кто захотел бы вернуться обратно из далёкой Всезнандии! Сейчас он уже в пути, поэтому сохраняйте спокойствие: самых терпеливых и настойчивых из вас он заберёт со станции примерно через три часа, когда помчится обратно во Всезнандию! Задание. Прочитайте слова в тексте, начиная с последнего, двигаясь к первому: «Всезнандию во обратно помчится…»

- Ребята, наконец, поняли свою ошибку, расставили слова по местам и прочитали объявление. Они узнали, что поезд ещё не уехал. Радостные, они отправились снова на станцию, благополучно сели на поезд и отправились в путь! Здесь ребятам предстояло провести несколько часов. На вокзале их ждало ещё одно объявление, но разобраться в написанном они снова не смогли. Может, вы им поможете?

Задание. Прочитайте текст объявления. Еигород итсог, в мешан едорог ыв етежомс ясьтитсемзар в йонсаркерп йоннемервос ецинитсог, едг сав тёдж еонтяирп еинавижулсбо, еыньлебатрофмок аремон ан евд ыносреп, йынтюу наротсер, в юнем огороток ьтсе адюлб ан йобюл сукв. В хакмар йонрутьлук ыммаргорп ыв етитесоп итсоньлетачемирпотсод огешан адорог: йыньлакрез церовд, йинтел крап хыньлакрез рутпьлукс, юуньлакрез юерелаг хынжартив нитрак, йезум хыньлакрез воклоксо. Огонтяирп ахыдто! -Наверно, вы догадались, что в Зазеркалье все слова пишутся в зеркальном отражении, и, если читать задом наперёд каждое слово, текст приобретёт смысл! Задание. Прочитай текст так, как указано в подсказке.

- Когда наши путешественники догадались, в чём дело, им так понравилась играть в слова – перевёртыши, что они даже решили написать в такой манере письмо своему учителю. Но чтобы не запутать его, дети переворачивали не все слова, а только некоторые. Вот что у них получилось: Дорогой Пётр Чивонёмес! Сегодня мы илавыбоп в зеркальном ецровд. Это еещяотсан чудо! Еыньлакрез стены, пол и колотоп, лестницы и даже алиреп. Солнце ястежарто в этом иипелокилев миллион зар, поэтому всё титселб и светится ееньлис золота. Заходя ьртунв дворца, ьшеадапоп в причудливый йынчосарк коллейдоскоп, где ырозу сменяются онченоксеб, стоит только ьтилевешеоп рукой или йогон. Задание. Прочитайте текст дважды: в первый раз как он написан, а второй раз – «расшифровывая слова – перевёртыши».

- В следующий раз ребята оказались в государстве «Шиворот навыворот». Здесь как раз праздновали День государственной независимости. На главной площади установили памятник королю – освободителю Пирусу, который давно отошёл в мир иной. А гостям поручили изучить историю государства и написать о Пирусе оду. Дети не смогли отказаться, так как это было против правил приличия. Оду они сочинили и отдали главному секретарю государства её напечатать. Ох, у меня столько работы по подготовке к празднику. Когда я всё успею?! - Тем не менее ода была напечатана вовремя, а именно, к открытию памятника.

- Но когда оду стали зачитывать на открытии памятника, ребята чуть со стыда не сгорели! Вот почему: Задание. Помогите ребятам избежать позора. Если вы поменяете местами первые буквы в «странных» словах, то в оде всё встанет на свои места.

- Следующая станция, где остановился поезд, была страна несуразностей. Детям здесь очень понравилось. Учителю они написали письмо о том, что видели в этой чудесной стране: … кисель там варят из резины Там шины делают из глины Кирпич там жгут из молока Творог готовят из песка Стекло там плавят из бетона Плотины строят из картона Обложки там из чугуна Там варят сталь из полотна Кроят рубахи из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из сажи Там ваксу делают из пряжи Прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна… заза -Учитель, получив такое письмо, очень расстроился и решил, что детям нужен доктор. Задание. Прочитайте текст письма так, чтобы учитель убедился, что дети не сошли с ума и доктор им не нужен.

- Что ж, наши друзья двигались дальше, а мы – за ними. Следующая остановка – «Королевство ЭХО». - Но этого предупреждения ребята не испугались, ведь эхо повторяет только окончания слов. Так что пусть себе выкрикивает!

-Только собрались путешественники на прогулку, как снова их ждало объявление. Висело оно так высоко, что ребятам пришлось сесть друг другу на кулички. Самый верхний, Вова Вышкин, начал громко читать, чтобы было слышно тем, кто внизу: Я, ЭХО, хозяйка этого королевства, приготовила для моих гостей нелёгкое испытание: перекричать меня невозможно. Это у себя дома вы слышите мой голос еле – еле, а здесь я властвую. Чем громче говорите вы, тем громче буду вторить я, «докрикивая» обрывки сказанных вами слов. Но не считайте меня негостеприимной хозяйкой, ведь и со мной можно договориться. Чем медленнее и отчётливее вы будете произносить свои речи, тем внятнее и полнее повторять их буду я! - Но, к сожалению, Вова Вышкин не выполнил условия хозяйки, поэтому ребята слышали только обрывки слов. Задание. Прочитайте только вторую часть каждого слова в тексте, проводя границу приблизительно пополам. Выполнив задание, вы поймёте, что же слышали мальчики.

Здесь ребята увидели корабль, который прибило к берегу штормовым ветром. Рядом с кораблем находился огромный старинный сундук, выброшенный на берег с корабля. В сундуке было письмо. Но оно было такое старое, испорченное ветром, водой и временем, что ребята не смогли его прочитать. Больше не тратя времени, мальчишки побежали на корабль. Задание. Попробуйте разобрать текст письма, который не смогли прочитать дети. - В следующий раз поезд остановился у самого морского побережья.

- У вас получилось разобрать текст? Ну тогда вы понимаете, что ребята попали в беду. Смотрите, пираты связали детей веревками и уже готовят котёл, чтобы их сварить!!! Нужно скорее выручать ребят! На верёвках, которыми связаны наши горе – путешественники, какие – то надписи. Если вы сможете их прочитать, дети будут спасены! п закл и нание м оно с б а б ь котор о г о л я м а а я ь з В д р е в н е м к з т ч а к л и н а н и б с паст и н е о г н я к о в п й с п о м н и т ь н п робуйте ики Если вы смогли распутать верёвки, вы, наверно, вспомнили и заклинание, о котором идёт речь.

Сникке, снакке, снарри!!!!! Запомните это древнее заклинание, оно обязательно вам ещё пригодится. А теперь пора снова в путь! - Дальнейшая дорога путешественников пролегла через горное ущелье. Это единственная дорога во Всезнандию. Накануне был сильный снегопад, но не обычный, а словесный. С неба сыпались слова, и к утру образовался словесный завал. Если бы герои не попали к разбойникам, то это место миновали бы они ещё днём раньше. Теперь же им предстоит расчистить дорогу от словесных завалов.

Задание. Помогите ребятам расчистить дорогу, отделяя слова от «псевдослов». Дорога, метро, грузовин, обуклет, ущелье, серпантит, пристедол, лимузон, автопогрузчик, автотрансорт, вертолёт, дельтоплан, самолёл, вагонетка, воздухоплан, бронепоезж, рельсы, шпаны, машина, асфальт, электричкна, корабль, парохок, лайнер, парусник, грузовик, прицеп, фургоп, автомобиль, танк, мотороллер, мотоцикн, вездеход, вунка. -Я думаю, это задание вы прощёлкаете, как орешки! Скоро поезд отправится в дальнейшее путешествие.

- Что ж, дорога расчищена и можно следовать дальше. На этот раз ребята попали в очень милый и приветливый городок «Я здесь свой!» Ребятам предстояло здесь пробыть несколько часов. Чтобы не скучать, они отправились в парк развлечений, где всё было бесплатно. Но чтобы попасть в него, нужно было назвать волшебное заклинание. Дети, к сожалению, его забыли. Может, вы им поможете? Задание. Отыщите среди предложенных верный вариант заклинания:

- Благодаря вам ребята здорово повеселились и развлеклись. Отдых им был необходим, ведь объездили они уже полмира! А Земля наша, как известно, круглая, и кто-то под нами ходит вверх ногами. Сюда – то, на станцию «Вверх тормашками» и прибыли наши герои. При въезде в город путешественников ждала приветливая собака с рекламным плакатом на спине: Дорогие гости, добро пожаловать! Вам может показаться, что ставить всё с ног на голову – это очень неудобно. Но, поверьте, жить в перевёрнутом состоянии чрезвычайно полезно для совершенствования координации движений, остроты зрения и переработки воспринятой информации в затылочном отделе головного мозга. Задание. Прочитайте перевёрнутый текст снизу вверх.

Вероятно, чтение перевёрнутого текста показалось вам забавным, а наши герои поленились и читать не стали. Они решили, что если собака ходит вверх ногами и носит на себе табличку с надписью, то на ней, должно быть, написано, что собака - бешенная! Поэтому ребята поспешили убежать от собаки. Бежали быстро, не разбирая дороги. Так оказались наши смельчаки в болоте. Задание. Помоги ребятам выбраться из болота. Для этого прочитай текст целиком, даже те слова, которые расположились на кочках: Переступая с кочки на кочку, осторожно двигайтесь строго на север. У кривой сосны сверните на запад, пройдите сто шагов вперёд, затем двадцать пять шагов вправо. Если всё сделаете верно, вы окажитесь у лесной тропинки, которая приведёт вас к волшебному болоту, где живёт лягушка – царевна. Если сможете покорить её сердце, можете рассчитывать на исполнение одного заветного желания!

- Наконец – то, дети добрались до Царевны – лягушки. Пока они шли бодро, каждый предлагал свой вариант заветного желания. Но когда они, уставшие и измождённые дорогой, дошли до лягушки, желание у всех было только одно – выбраться поскорее из болота. Ну уж нет, не так быстро. Сначала выполните вы моё желание, а потом только я ваше! Хочу, чтобы вы сочинили мне хвалебную песню!!! -Ребята долго ломали головы и наконец придумали такую песню: «Ты говорящая лягушка Болотное создание. Ты образованна, умна, Скромна ты и так далее. Ты знаешь сто учёных слов: Ракетодром, регалия, Европа, лайнер, сенбернар, Транзистор и так далее. Ты замечательно поёшь, Играешь и так далее. А иногда ты исполняешь Заветные желания!» - Лягушке эта песня очень понравилась и она решила её выучить. А чтобы легче было запоминать, она попросила проговорить стихи медленно, дважды повторяя каждое слово. Задание. Прочитай текст 1) с двукратным повторением каждого слова; 2) с двукратным повторением каждого второго слова; 3) с двукратным повторением каждого третьего слова при чтении.

- Лягушка исполнила желание ребят и вот они снова в поезде. Им стало обидно, что они сочинили хвалебную песенку про лягушку, а про себя, «прошедших достойно все испытания», не придумали ни строчки. Свой новый «шедевр стихотворного искусства» они записали на жалюзи в поезде, чтобы все узнали, кто в нём ехал! Задание. 1) Когда жалюзи закрыты, текст на них читается легко. А сможете ли вы прочитать его, если жалюзи слегка приоткрыть? 2) Произнеси стихотворение много раз подряд без пауз и как можно быстрее, как будто от скорости твоего чтения зависит скорость поезда.

- Вот это скорость! Здорово вы разогнали поезд! Он мчался так быстро, что пролетел следующую станцию на полном ходу. К сожалению, там наших героев ждало новое объявление. Воздушным потоком от пролетающего мимо поезда его сорвало и растрепало в клочья. Как же собрать из этих обрывков фразы? Задание. Составьте из данных слов предложение. Формы слов менять нельзя.

-Вот что у вас должно было получиться: Будь не злым, работай честно И умей дружить. Если все такими станут, Славно будет жить! Хорошие слова! Но наши путешественники уже подъезжали к следующей станции. Это была страна пылающего солнца, где хозяйничали учёные жирафы. Они не только не боялись пылающего солнца, но и тянулись к нему, поэтому у них вырастали длинные – длинные шеи! - Жирафы были гостеприимными хозяевами и оставили для путешественников, отправляющихся во Всезнандию, путеводитель, как можно добраться до источника воды, чтобы приезжие не умерли от жажды под палящим солнцем. Я ничего так не люблю, Как Африку мою. И в зной на солнце, и в жару Я песенку пою. Всё хорошо, морозов нет И снега тоже нет. Всем замерзающим друзьям Горячий шлю привет!

- Но так как шеи у жирафов длинные, для удобства они пишут не слева направо, а сверху вниз! Задание. Прочитай послание, оставленное жирафами, чтобы наши герои не умерли от жажды и не спеклись на солнце.

- Благодаря вам, ребята не только не умерли от жажды но и приобрели в пещере сокровище. Это - Дети были очень рады находке, ведь они решили, что это ключ от Всезнандии. Счастливые, они отправились в путь.

Вот она, заветная Всезнандия… Ой, какое разочарование! Здесь ничего нет! Ах, как я злюсь на себя, что попался на удочку учителя! А вот и он, обведший нас вокруг пальца! Интересно, как же здесь оказался наш Пётр Семёнович? Ведь мы ехали сюда так долго!

Пожалуйста, ребята, не сердитесь! Я вас не обманывал, и Всезнандия действительно существует. У вас в руках от неё есть ключ. Вы в суматохе внимательно не рассмотрели его, а ведь на ключе есть надпись: «Чтение»! Чтение в нашей жизни творит чудеса: оно открывает перед нами все дороги. И, конечно же, главную дорогу – дорогу к знаниям. Поэтому я здесь! Конечно, ребята не будут злиться на учителя, ведь он как всегда прав! А нам с вами пора прощаться. До новых встреч!!!