1 Тема IV-10. Тема и рема. Исходный пункт. Подлежащее. Залог. Порядок слов ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Advertisements

Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Типовые расчёты Растворы
Michael Jackson
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 1. Все внешние силы лежат в одной плоскости, проходящей через главную ось сечения 2. Силы перпендикулярны продольной оси Вначале рассматривается наиболее.
1 Трудные случаи таблицы умножения и деления 2 Приношу свои извинения, но придётся начать заново!
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.

Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 Внутренность ЧЕРНЫХ ДЫР и КРОТОВЫХ НОР. 2 Современнику трудно гадать, какое истинное место займет нейтрино в физике будущего. Но свойства этой частицы.
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
В7 ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЕГЭ по математике.

Транксрипт:

1 Тема IV-10. Тема и рема. Исходный пункт. Подлежащее. Залог. Порядок слов ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008

2 Три типа «субъекта» ИванподарилМариичасы ПсихолСубГрамСубЛогичСуб Марииэти часы были подарены Иваном подлежаще е агенс тема

3 В. Матезиус (1920-е гг.) а.Иван подарил часы Марии б.Часы Марии подарил Иван в.Часы Иван подарил Марии г.Марии часы подарил Иван …………………….. «Свободный» порядок слов в славянских языках: «тема», как правило, в начале

4 Членение Актуальное Темо-рематическое Коммуникативное ……..

5 Синонимы топик – комментарий (comment) топик – фокус

6 Определения темы Формальное определение: начало Семантические определения Тема как двусторонний знак

7 Семантическое определение 1 Aboutness очемность Е.В. Падучева 1985: начало vs. «смысловая тема» Критика О. Есперсена

8 Семантическое определение 2 Чейф: Исходный пункт сообщения The Theme is a function in the clause as a message. It is what the message is concerned with: the point of departure for what the speaker is going to say (Halliday 1985: 36)

9 Некоторые примеры ТЕМАРЕМА /Марсэто \планета /В Москве девять \вокзалов /Волга /впадаетв \Каспийское \море /Выросла репабольшая- \пребольшая /Оттоль \сорвался \раз \обвал

10 Естественный пример /Ещё у меня был /\такой сон,..(0.2) ка=..(0.1) ээ(0.3) как я поссорился с /друзья-аw= ||..(0.2) ээ(0.3) с-с..(0.3) /\подру-ужкой,...(0.6) а-а вот...(0.6) ээ(0.2) с другом не /поссорился,..(0.4) и /\подружка..(0.4) значит,....(1.4) ээ(0.3)..(0.4) ээ(0.2)..(0.2) её кто-то ээ(0.1)..(0.3) /\сту-укнул,..(0.4) и она попала в /бо-ольни-иц= =цу,....(1.8) и я к ней чего-то хо=..(0.3) /\ходи-ил,..(0.2) в –больницу,...(0.5) ээ(0.2)..(0.4) она под /капельницей лежала что ли_

11 Естественный пример /Ещё у меня был | /\такой сон,..(0.2) ка=..(0.1) ээ(0.3) как я | поссорился с /друзья-аw= ||..(0.2) ээ(0.3) с-с..(0.3) /\подру-ужкой,...(0.6) а-а вот...(0.6) ээ(0.2) с другом | не /поссорился,..(0.4) и /\подружка..(0.4) значит,....(1.4) ээ(0.3)..(0.4) ээ(0.2)..(0.2) её | кто-то ээ(0.1)..(0.3) /\сту-укнул,..(0.4) и она | попала в /бо-ольни-иц= =цу,....(1.8) и я к ней | чего-то хо=..(0.3) /\ходи-ил,..(0.2) в –больницу,...(0.5) ээ(0.2)..(0.4) она | под /капельницей лежала что ли_

12 Инверсия РЕМАТЕМА Над \собойсмеетесь! \Попадисьты мне!....(1.0) А /потом..(0.4) как-то /неожиданно зайчик захотел \морковку кушать...(0.1) А /морковка..(0.4) /стояла ||..(0.4) у /меня там..(0.2) /лежала в \тарелочке...(0.4) Он /взял эту морковку, и \скуш-шал.

13 Нисходящий тон на реме - идеализация..(0.4) Мы прошли по этой /тропинке, и вышли-и...(0.7) в /\школу. Примеры С.В.Кодзасова: А. – Когда она вернется? Б. - Не знаю. Может быть, во /вторник. неуверенность А. - А где Ваня? Б. - Да ты знаешь, ему на /работу пришлось поехать. неожиданное Можешь себе /представить Иван /Иваныч сломал /руку. неожиданное

14 Тема как знак Т.Е. Янко: План содержания: зачин План выражения: восходящий тон

15 Рема То, что добавляется к теме То, что конституирует высказывание То, что передает коммуникативную цель высказывания Падучева: Компонент, включающий слово с главным фразовым ударением /Волга /впадаетв Каспийское \море [/Волга [/впадает [в [Каспийское [\море]]]]]

16 Отличия от данного/нового Не является континуальной шкалой Не до конца ясная природа данное/новое – дискурсивные значения, которым соответствуют независимо определяемые формальные средства «тема – рема» трудно определяются функционально и не обладают формальным единством

17 Разные понимания Два понимания Т.Е. Янко: тема и рема бывают только в сообщениях, а например в вопросе «собственно вопросительный компонент» и «несобственно вопросительный компонент» С.В. Кодзасов: тема и рема бывают в разных иллокутивных актах Где мои ключи? Ты завтра что делаешь? Ты завтра на работу идешь?

18 Коммуникативность Коммуникативное членение чаще всего изучается некоммуникативно: искусственные примеры малый опыт применения к естественному дискурсу не осознается разница между устным и письменным дискурсом, между естественным устным и озвученным письменным дискурсом

19 Соотношение с данным/новым Прототипически: тема – данное, рема – новое Они [переписывались на клочках бумаги] ТДРН

20 Непрототипические соотношения Дама[досталакнижку] ТНРН Вася приехал? – [Приехал]. РД [Над собой] смеетесь! РД

21 Граница Онипереписывалисьна клочках бумаги Т??Р Ян Фирбас: тема vs. не-тема переходрема

22 Применимость Служебные слова Клитики Постпозитивные уточнения (парцелляции, приращения, эхо)....(1.8) и я к ней чего-то хо=..(0.3) /\ходи-ил,..(0.2) в –больницу,

23 Полипредикативность За их треском трудно было слушать друг друга пассажирам, которые сидели в каюте аппарата

24 Опыт применения

25

26 Выводы 1. Типичная последовательность Тема – Рема 2. Много элементов, которые трудны для атрибуции - маркеры связи (что, но, и, то есть) - маркеры дискурсивного режима (вот, ну…) 3. Много предикаций «с неингерентной темой» 4. Тем может быть более одной (составляющей) 5. Тема типично бывает представлена подлежащим, не- подлежащным Актором (17, 18), временным или локативным элементом 6. Тему иногда трудно отличить от маркера связи – потом 7. Тема и рема могут быть линейно перемешаны 8. Проблема клитик типа мне

27 Концепция Чейфа Исходный пункт грамматикализуется в виде подлежащего (английский язык) Англ. подлежащее конституируется в первую очередь линейной (предглагольной позицией) NB: тема была «открыта» на материале славянских языков, где такой тесной связи между темой и подлежащим нет

28 Ограничение легкого подлежащего (ОЛП) Выбор подлежащего Легкая информация данное (81%) доступное (16%) несущественное новое Связь с данным/новым Важность категории «доступное»

29 Пробный подсчет Рассказ про пожарную машину 7 случаев данного, безударного, местоименного подлежащего 4 случая нулевого 5 случаев дативного: безударного местоименного или нулевого ИТОГО: 16

30 Другие случаи Дан?у меня же /мама больная Досоттуда \пламя так |полыхает Дослифты уже не \могли работать Нну там \кот мне еще снился мой Ну нашего подъезда пожарная \машина стоит Последний пример не вписывается в ОЛП

31 Тема как фокус внимания Tomlin 1995 Тема – теоретически неясное понятие Гипотеза: то, что лингвисты называют темой, - известный в когнитивной психологии механизм фокусирования внимания контроль над зрительным фокусом внимания кодирование ФВ в репортаже

32 Fish Film (

33 Результаты ФВ в английском и многих других языках кодируется подлежащим Когда в ФВ агенс, выбирается активный залог Когда в ФВ пациенс - пассивный

34 Русский язык (А. Мячиков) Четкого коррелята ФВ нет Ни пассивный залог, ни порядок OVS систематически не используются Задержка на 200 мс при описании пациентных сцен Перестройка системы внимания

35 Фокус внимания и рабочая память РП контролируется вниманием (Baddeley 1990, Cowan 1995, Posner & Raichle 1994: 173). Фокусное внимание реализуется в языковой структуре в виде подлежащного статуса (Tomlin 1995) Подлежащность антецедента - один из сильнейших факторов активации

36 Взаимодействие между вниманием и памятью в когнитивной и языковой структуре Внимание контролирует РП: то, что находится в фокусе внимания в момент t n, становится активированным в РП в момент t n+1 Языковые моменты = дискурсивные единицы Референты в фокусе внимания (в момент t n ) кодируются подлежащими Активированные референты (в момент t n+1 ) кодируются редуцированными ИГ (местоимениями)

37 Взаимодействие между вниманием и памятью в когнитивной и языковой структуре : резюме

38 Порядок слов Английский: кодирует синтаксические роли Русский: не кодирует Болящий дух врачует песнопенье (Баратынский)

39 Типологические тенденции Славянские языки: данное вначале Многие другие языки: новое вначале Славистика vs. Т. Гивон

40 Jacennik and Dryer 1992 Дискурсивные свойства предикаций SV и VS VS# и VSX SV – 58% VS# – 34% VSX – 8% NB: не транслируется тривиально на русский язык

41 Результаты

42 Выводы VSX – это вариант SV, реализующийся при особых условиях Глагол стремится к срединной позиции Конечная позиция обладает функциональной общностью (новое? рема?) Пражская концепция в целом подтверждается, хотя и с оговорками Ограниченная применимость к русскому и к другим жанрам

43 Анализ примера Произвести сегментацию на клаузы Идентифицировать в каждой клаузе S и V и их относительный порядок Построить набор гипотез Произвести количественный анализ

44 Количественный анализ

45 Выводы Возможно более одного решения В данном случае простейшее решение – на основе activation cost