Вариативность образовательных систем как ресурс новых образовательных результатов? Вариативность образовательных систем как ресурс новых образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 3. Экспериментальное обоснование необходимости реформирования образования.
Advertisements

1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП НОО Результаты междисциплинарных (сквозных) программ – «Формирование УУД» и «Чтение. Работа с текстом», представленные:
Анализ математических блоков современных программ дошкольного образования Развивающее обучение.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Учебно – методический комплект по математике для четырёхлетней начальной школы Н.Б.Истоминой был удостоен премии Правительства РФ в области образования.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
«Не так, как учились мы!» Образовательная система «Школа 2100»
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
Пути реализации безотметочного обучения младших школьников.
Транксрипт:

Вариативность образовательных систем как ресурс новых образовательных результатов? Вариативность образовательных систем как ресурс новых образовательных результатов? А.Б. Воронцов кандидат педагогических наук, Открытый институт «Развивающее образование», г.Москва

Вариативные системы образования в начальной школе 1. Традиционная (инновационная) школа: «Школа России» - личностно-развивающее образование младших школьников «Классическая начальная школа»- подготовка к жизни, готовность к усвоению постоянно обновляющегося потока информации «Начальная школа 21 век» - формирование основных компонентов учебной деятельности «Начальная школа 21 век» - формирование основных компонентов учебной деятельности «Школа 2100» - личностно-ориентированное образование (комплекс целей) «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие ребенка на основе поддержки его индивидуальности «Гармония» - создание комфортных условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков

Развивающее обучение 2. Образовательная система Л.В. Занкова - направлена на общее развитие ребенка через формирование общей картины мира; 3. Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова - сформировать у школьников основы теоретического мышления, способности к самоизменению и саморазвитию

При этом: На 2000 год ( «Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России»: На 2000 год ( «Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России»: 91% учащихся работают по различным вариантам учебника М.И. Моро; 6% - И.И. Аргинская (Занков), Н.Б. Истомина (Гармония), Л.Г.Петерсон (Школа 2100); 2% - С.Ф.Горбов, Э.И. Александрова (система Эльконина-Давыдова) 1% - другие

Исходный тезис: О качестве той или иной системы образования можно судить только в той степени, в которой достигаются поставленные цели О качестве той или иной системы образования можно судить только в той степени, в которой достигаются поставленные цели

Недостатки математической подготовки выпускников начальной школы (1999) на основе данных ЦОК Беспомощность МШ в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни; Беспомощность МШ в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни; Недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов. Недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов.

Образовательные достижения на 2004 год ФАКТ: ФАКТ: МШ вполне успешно справляются с заданиями, проверяющие ЗУНы и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов Уде- правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля Общий вывод: «Учителя НШ пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить МШ учиться, формировать у них учебную деятельность. По прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками

Результаты мониторинга МО РФ в рамках эксперимента мо модернизации (2 класс) 1 задание 1 задание Найдите отрезок длиной 4 см 2 задание Определите длину данного отрезка 86% %

Международные исследования качества образования ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы место среди 32 стран место среди 32 стран Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Математика: от 9 % в 1995 году до 6% в 2003 году Естествознание: от 11% в 1995 году до 6 % в 2003 году PISA: Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% PISA: Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Естественнонаучная грамотность - 30 место Естественнонаучная грамотность - 30 место

Условия организации образовательного процесса Количество часов по учебному плану (естествознание): Количество часов по учебному плану (естествознание): 6 класс 8 класс 6 класс 8 класс РФ Япония Нидерланды Сингапур 10 14

Индекс домашних заданий в % высокий средний низкий высокий средний низкий РФ РФ Среднее Среднее Нидерланды Нидерланды

Почему такие результаты? Гипотеза 1 До тех пор, пока основным содержанием и формой предъявления будет оставаться проверка ЗУНов, никаких движений в сторону новых образовательных результатов не будет До тех пор, пока основным содержанием и формой предъявления будет оставаться проверка ЗУНов, никаких движений в сторону новых образовательных результатов не будет

Почему такие результаты? Гипотеза 2 Способ обучения и результат обучения в форме теста- это про разное. Если делать ориентацию только на тест, который не покрывает всего образования (только обученность в варианте 19 века) и на это делать ставку…, то заведомо учителя и ученика вести по ложному следу. Есть иллюзия того, что МЫШЛЕНИЮ (способностям) можно научить, можно натаскать… Способ обучения и результат обучения в форме теста- это про разное. Если делать ориентацию только на тест, который не покрывает всего образования (только обученность в варианте 19 века) и на это делать ставку…, то заведомо учителя и ученика вести по ложному следу. Есть иллюзия того, что МЫШЛЕНИЮ (способностям) можно научить, можно натаскать…

Результаты начального образования (вариант стандарта 2004 года) Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность ; Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность ; Желание и основы умения учиться : умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде Желание и основы умения учиться : умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде Приемы и навыки учебного сотрудничества : умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата Приемы и навыки учебного сотрудничества : умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата

Вариант типовой итоговой контрольной работы (по материалам газеты «Первое сентября») Задание 1. Реши задачу. Задание 1. Реши задачу. Незнайка и Кнопочка решили позагорать у реки. Они одновременно отправились из своих домиков. Кнопочка пошла пешком и каждые 4 минуты проходила 12 м, а Незнайка поехал на велосипеде со скоростью в 3 раза больше скорости Кнопочки. У реки они оказались одновременно через 8 минут. На каком расстоянии друг от друга находятся домики друзей? Незнайка и Кнопочка решили позагорать у реки. Они одновременно отправились из своих домиков. Кнопочка пошла пешком и каждые 4 минуты проходила 12 м, а Незнайка поехал на велосипеде со скоростью в 3 раза больше скорости Кнопочки. У реки они оказались одновременно через 8 минут. На каком расстоянии друг от друга находятся домики друзей? Задание 2. Найди корни уравнений и сделай проверку. Задание 2. Найди корни уравнений и сделай проверку. 5х – 4х + 7 = 10 8х – 3 = 5х + 6 5х – 4х + 7 = 10 8х – 3 = 5х + 6 Задание 3. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 8 см, 6 см, 5 см. Задание 3. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 8 см, 6 см, 5 см. б) Построй треугольник со сторонами такой длины. б) Построй треугольник со сторонами такой длины. в) Запиши длины сторон двух других треугольников с таким же периметром. в) Запиши длины сторон двух других треугольников с таким же периметром. Задание 4. Выполни действия. Задание 4. Выполни действия. 181 т 6 ц х м 27 см + 12 м 85 см 36 мин 20 с – 2 мин 28 с 38 м см2 : т 6 ц х м 27 см + 12 м 85 см 36 мин 20 с – 2 мин 28 с 38 м см2 : 756

Как можно из обычных заданий сделать «РО-шные»?? Почему астру называют астрой? «Астер» по-гречески значит «зв…зды». Лепестки астр, как лучи зв…зды, расходя?ся во все стор…ны. Сохр…нилось предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со зв…зды. Вот почему в тихую звёз(?)ную ноч(?), по преданию, у клумб с астрами слыши(?) ся слабый ш…пот: это астры б…седуют с р…дными звёздами. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Как можно из обычных заданий сделать «РО-шные»?? Почему астру называют астрой? «Астер» по-гречески значит «зв…зды». Лепестки астр, как лучи зв…зды, расходя?ся во все стор…ны. Сохр…нилось предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со зв…зды. Вот почему в тихую звёз(?)ную ноч(?), по преданию, у клумб с астрами слыши(?) ся слабый ш…пот: это астры б…седуют с р…дными звёздами. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Астры б…седуют с р…дными звёзд…ми. Петя: Безударную гласную в слове звёзд…ми проверяю, изменив слово по числу звездой Петя: Безударную гласную в слове звёзд…ми проверяю, изменив слово по числу звездой Маша: Безударную гласную в слове звёзд…ми проверяю, изменив по падежу звезда Маша: Безударную гласную в слове звёзд…ми проверяю, изменив по падежу звезда С кем из детей согласен?

Ученики дали разный ответ на вопрос Верно ли, что 10+А >10-А Петя: Если к 10 прибавить А, то получится больше 10, а если отнять, то меньше, значит верно. Маша: Если А =0, то 10+А=10-А Значит, не верно

Можно ли: 125 карандашей разложить поровну в 5 коробок? 125 карандашей разложить в 10 коробок? 125 карандашей разложить поровну в 9 коробок? 125 литров разлить поровну в 7 ведер? Если ты считаешь, что это сделать можно, запиши, как это сделать. Если ты считаешь, что этого сделать нельзя, объясни, почему.

Почему такие результаты? Гипотеза 3 Надо изменять содержание не отдельных предметов, ни отдельных ступеней, необходимо менять собственно ШКОЛУ: Надо изменять содержание не отдельных предметов, ни отдельных ступеней, необходимо менять собственно ШКОЛУ: Переход от «школы навыка» с ее репродуктивными формами обучения «к школе мышления». « Школа должна учить мыслить» (Ильенков)…

Выводы: Количество отдельных инноваций в области образования не изменила кардинально вектор движения российской школы Количество отдельных инноваций в области образования не изменила кардинально вектор движения российской школы Продолжаем «сидеть на двух стульях»: вся «инноватика» есть «игрушка» для школ и учителей (выпуск пара), принципиальной разницы между НШ 70-х годов и 2006 года нет… так как НИКТО не спрашивает другого результата… Кто сказал, что «минимум» это «РЕПРОДУКЦИЯ»???? Продолжаем «сидеть на двух стульях»: вся «инноватика» есть «игрушка» для школ и учителей (выпуск пара), принципиальной разницы между НШ 70-х годов и 2006 года нет… так как НИКТО не спрашивает другого результата… Кто сказал, что «минимум» это «РЕПРОДУКЦИЯ»???? Надо начинать с начальной школы, если мы хотим получить на выходе (15-16 лет) другой результат… Надо начинать с начальной школы, если мы хотим получить на выходе (15-16 лет) другой результат… Нужно класть другие контрольно-измерительные материалы, которые не берутся «натаскиванием» Нужно класть другие контрольно-измерительные материалы, которые не берутся «натаскиванием» «Обученность» может быть проверена только в незнакомой, нестандартной ситуации, а так это просто иллюзия… «Обученность» может быть проверена только в незнакомой, нестандартной ситуации, а так это просто иллюзия… Поголовное тестирование есть уход от проблемы… надо направить силы на поиск эффективных способов решения проблемы «навыка» (если это кому-то нужно) Поголовное тестирование есть уход от проблемы… надо направить силы на поиск эффективных способов решения проблемы «навыка» (если это кому-то нужно)

Следующий шаг в РО Разработка контрольно-измерительных материалов под ЦЕЛИ РО и на их основе разворачивание МОНИТОРИНГА образовательного процесса в школе развивающего обучения Разработка контрольно-измерительных материалов под ЦЕЛИ РО и на их основе разворачивание МОНИТОРИНГА образовательного процесса в школе развивающего обучения