ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: преодоление кризиса, новая модель управления развитием территории (на примере г. Кемерово) Докладчик: А.М.Лавров, зав. кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Advertisements

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА «ЗАРЕЧНЫЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ И НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР»
«Красноярск через 20 лет- мировой центр». «Красноярск – столица Края». Вероятный Портрет Красноярского края 2030 на основании исследования текущей ситуации:
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СЦК 1 «Экономическое развитие и бизнес-среда» Докладчик: Придатко Юрий Михайлович, кандидат технических наук, доцент,
Деловая игра 28 июня 2013 г. ФАУ ВИПКЛХ Профессор, д. э. н. А. П. Петров.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Партийный проект «Управдом» Всероссийская политическая партия «Единая Россия» г. Москва, 9 сентября 2009 г.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Комаров В.М. к.э.н., доцент Социально и территориально ориентированная сервисная организация как элемент устойчивого регионального развития.
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
«Оценка потенциала территории и направления её развития (на примере муниципального образования «Тереньгульский район»)». Автор: Глава - председатель Совета.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Транксрипт:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ: преодоление кризиса, новая модель управления развитием территории (на примере г. Кемерово) Докладчик: А.М.Лавров, зав. кафедрой маркетинга КемГУ, д.э.н., профессор

-2- Содержание Диагноз современного состояния г. Кемерово Сценарии преодоления кризиса Ключевые проблемы Идея новой модели управления Оценка конкурентных позиций г. Кемерово Управление ресурсами 20-летие кафедры маркетинга

-3- Диагноз современного состояния г. Кемерово Наследие прошлого Продукт индустриальной эпохи, типично сырьевая направленность Постсоветская инерция развития полностью исчерпана Продукция бывших градообразующих гигантов производства (Азот, КШТ, ЗХВ, Прогресс, Коммунар, АКЗ, КЭМЗ, Химмаш и др.) уже не востребована в прежних масштабах

Диагноз современного состояния г. Кемерово -4- Влияние мирового кризиса Экономика города на дне Системообразующие предприятия становятся в большей степени системообразующими банкротами, их поддержка не ведет к трансформации экономики, откладывает решение ключевых вопросов и не устраняет основных препятствий движения вперед Обнажается нереалистичность комплексных программ социально-экономического развития и стратегических концепций, созданных за последние докризисные годы

Диагностика современного состояния г. Кемерово Появление новых секторов экономики: развитие сферы услуг, новых направлений в торговле Становление элементов транспортного хаба: международный аэропорт Развитие рыночной инфраструктуры Изменение на рынке труда: избыток традиционных рабочих профессий, возникновение и развитие спроса на новые профессии Появление проектов комплексного освоения территорий Зачатки торгово-промышленного центра. Сформированная базовая инфраструктура: распределение электроэнергии, газа, воды; общегородские транспортные коммуникации Сформированная социальная инфраструктура: образование, здравоохранение, культура Сформированная структура «Центр- торгово-промышленные районы- спальные районы-рабочие окраины- деревни в городе – районы жизненной неуспешности». -5- Ростки нового

Сценарии преодоления кризиса -6- Четыре основных варианта (сценария) выхода экономики города из мирового кризиса L-образный. Резкое падение и долгое пребывание на этом уровне V-образный. Резкое снижение, затем резкий взлет U-образный. Медленное падение, медленный подъем W-образный. Двойной цикл резкого падения и роста По завершению кризиса экономика города не вернется к прежним параметрам. Она должна адаптироваться к новым условиям

Сценарии преодоления кризиса -7- Экономика города на развилке падение ДНО Путь развития Развилка

Сценарии преодоления кризиса -8- Позиция органов муниципальной власти и управления на развилке По сути выполняют роль пожарной команды: «тушат огонь» деньгами, приоритетно решают социальные проблемы, что противоречит задачам повышения конкурентоспособности экономики города Не просматриваются контуры новой экономической политики, хотя кризис обнажил несостоятельность прежней модели Прослеживаются попытки управлять процессами преодоления кризиса в «ручном» и весьма противоречивом режиме У городского сообщества нет четких и ясных планов по структуре экономики города на ближайшую перспективу Высока вероятность сползания к О-образной модели управления и хождение по замкнутому кругу; «ползание по дну» ЧТОБЫ ПРОРВАТЬСЯ НАВЕРХ НУЖНЫ НОВЫЕ НЕТРИВИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ НАКОПИВШИХСЯ ПРОБЛЕМ

Ключевые проблемы Отсутствие "точек роста", благоприятной среды для повсеместного развития и реализации инициатив снизу во всех сферах деятельности, в среде обитания и проживания -9-

Утечка "мозгов" в другие привлекательные регионы России и зарубежные страны Ключевые проблемы Отсутствие центров международного уровня подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и специалистов несмотря на сформированную образовательную инфраструктуру, нет тесного взаимодействия с научной элитой страны и мира. Низкий уровень развития инновационного сектора экономики города -10-

Ключевые проблемы Отток капитала за «черту города» и отсутствие стратегических «правил игры» для малого и среднего бизнеса, формирующих основную занятость На основе данных сайта

Ключевые проблемы. Растущая социально-экономическая неравномерность в развитии города, генерирующая территории неуспешности («промышленные помойки») Образование территорий неуспешности Снижение привлекательности территории для проживания и ведения бизнеса Разрушение городской среды Ухудшение социальной обстановки Деградация инфраструктуры Деградация жилищного фонда Ухудшение экологии Низкая стоимость земли и недвижимости Низкая привлекательность для проживания Низкая привлекательность для ведения бизнеса Профессиональная деградация Социальная неоднородность и застойная бедность Рост преступности -12-

Ключевые проблемы. Низкий уровень жилищно-коммунальных услуг Недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства и крайне неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства Износ жилищного фонда Формальность существующих ТСЖ- только 5 ТСЖ были созданы по инициативе самих жильцов Качество оказываемых услуг и сроки выполнения заявок существующими организациями, отвечающими за эксплуатацию жилищного фонда, вызывают постоянные нарекания со стороны населения. -13-

Ключевые проблемы «Несколько лет подряд не мыты окна, которые настолько грязные, что скоро не видно будет улицы. Полы моются с периодичностью один раз в год! Жильцы много раз обращались к мастеру в РЭУ 9, но ситуация не меняется…»* «У нас во дворе нет света. Он не горит ни у одного из подъездов. Вечером во дворе хоть глаз выколи. Мой муж неоднократно обращался в ЖЭУ с просьбой сделать освещение, но на его просьбы никак не отреагировали…»* * По материалам виртуальной приемной // ЖКХ как многоотраслевой проблемный комплекс представляет собой огромное поле деятельности для развития инициативы снизу, раскрутки инновационной деятельности в г. Кемерово -14-

Идея новой модели управления Формирование генеральной идеи развития (миссии) города, разделяемой и поддерживаемой большинством населения Миссия Кемерово в настоящее время? Кемерово в XXI веке: город высокого качества жизни? инновационных технологий? социального партнерства? Лучший город в Сибири для жизни, бизнеса и инноваций? Кто знает миссию города? -15-

Идея новой модели управления: возможные изменения статуса г. Кемерово Существующий статус 1. Торгово-промышленный центр 2.Административный центр Возможный новый статус 1.Инновационно- образовательный центр 2. Центр формирующейся городской агломерации 3. Культурно-развлекательный центр региона -16-

Идея новой модели управления: разработка и внедрения на основе муниципального маркетинга новых методов управления, позволяющих осуществить переход от неупорядоченных тактических мер и управленческих решений к целенаправленным стратегическим и упорядоченным тактическим решениям развития города в рыночных условиях Неупорядоченные тактические решения: -«Тушение пожаров» - Разовые случаи финансовой и нефинансовой поддержки -«Латание дыр» Целенаправленные стратегические решения: Формирование благоприятной среды, внедрение новых механизмов перераспределения имеющихся и вовлечения дополнительных ресурсов для развития бизнеса и инноваций, имеющих наилучшие перспективы роста и высокую социальную значимость для повышения конкурентоспособности города -17-

Управление конкурентными позициями города является инструментом социально-экономического развития муниципального образования в рыночных условиях Целенаправленное управление конкурентными позициями создает реальную основу оптимизации имеющихся ресурсов, вовлечения и привлечения дополнительных ресурсов для размещения новых производительных сил, для улучшения среды обитания и проживания населения Конкурентные позиции –это элементы совокупного потенциала, которые могут быть представлены как отдельные объекты управления социально- экономическим развитием города в рыночных условиях -18- Идея новой модели управления: Конкурентоспособность города характеризует его совокупный потенциал для повышения уровня жизни населения за счет оптимального использования всех видов ресурсов

Идея новой модели управления Задачи Разработка методики оценки конкурентных позиций города Внедрение новых механизмов перераспределения имеющихся и вовлечения дополнительных ресурсов города -19-

Конкурентные позиции города неоднородны по источникам формирования и степени воздействия с управленческой точки зрения, но они взаимосвязаны и взаимообусловлены Общегородские Отраслевые Внутригородские Изменения конкурентных позиций изменяют уровень комфортности для проживания населения и ведения бизнеса -20-

Оценка конкурентных позиций города Кемерово Методология оценки конкурентных позиций Выбор методов оценки Качественная оценка Количественная оценка Панель экспертов Пилотная оценка на основе светофорного листа Статистическая оценка Опрос населения -21-

Оценка конкурентных позиций города Кемерово -22-

Отраслевые конкурентные позиции Производственная сфера Отраслевая структура промышленного производства Оценка конкурентныхпоицийг.Кемерово Структура валового городского продукта (производство/услуги) Структура бизнеса (крупный, средний, малый) Социальная сфера Финансовая сфера Уровень развития социальной инфраструктуры: Здравоохранение Образование Культура Спорт Соц.защита Жилищные условия населения Доходы/расходы бюджета Инвестиции и инвестиционный климат Уровень развития инновационных технологий Бюджеты хозяйствующих субъектов Социальная сфера Сфера образования Сфера спорта Социальная защита Сфера культуры Жилищные условия Сфера здравоохранения Уровень благоустройства Бюджетная обеспеченность Инвестиционный климат Преференции малому бизнесу Убыточные организации Финансирование приоритетов развития Финансовая сфера Оценка отраслевых конкурентных позиций на качественном уровне: высокий уровень средний уровень низкий уровень -23-

Внутригородские конкурентные позиции Оценка конкурентных позиций г. Кемерово Специализация районов Наличие промышленных площадок и полигонов Социальная напряженность (преступность, асоциальные явления) Наличие промышленных площадок Дифференциация по экологической напряженности Наличие участков для жилищного строительства Дифференциация по уровню социальной напряженности Наличие депрессивных территорий Дифференциация по уровню благоустройства Дифференциация по уровню ветхости и аварийности жилья Дифференциация по уровню социальной инфраструктуры Оценка внутригородских конкурентных позиций на качественном уровне: высокий уровень средний уровень низкий уровень -24-

-25- Управление ресурсами Внедрение новых механизмов перераспределения имеющихся и вовлечения дополнительных ресурсов города повышения привлекательности города для населения, прежде всего за счет существенного развития жилищно- коммунальных услуг создания реальных условий для развития малого и среднего бизнеса повышения эффективности использования городского пространства и имеющихся производственных площадок, вовлечение их в хозяйственной оборот. формирования инновационной инфраструктуры, нового инновационного климата создания условий для активной самореализации населения и формирования активной гражданской позиции создания условий для закрепления молодых специалистов в городе и снижение оттока в центральную европейскую часть РФ

летие кафедры маркетинга КемГУ Достижения Команда единомышленников с активной маркетинговой позицией (3 доктора наук;9 кандидатов наук) Богатый багаж знаний и навыков, подготовка и переподготовка в ведущих западных центрах по маркетингу. Точка отсчета : 1989г., Мюнхенская Академия менеджмента и маркетинга, профессор Зейц Открытие специальности «маркетинг»: 15 выпусков Новое научное направление: региональный маркетинг Интеграция с ГУ-ВШЭ (г.Москва), грант на проведение исследований по внедрению маркетинга в деятельность высших учебных заведений Президентская программа подготовки управленческих кадров по маркетингу, 1997 Российско-голландская программа по маркетингу РИМА -26-

летие кафедры маркетинга КемГУ Перспективы Разработать и предложить администрации г. Кемерово новые методы и механизмы управления конкурентными позициями муниципального образования Способствовать формированию в г. Кемерово международного центра подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и специалистов путем интеграции с лучшими российскими и зарубежными школами Создать благоприятные условия для формирования на экономическом факультете КемГУ маркетингового инновационного инкубатора с привлечением маркетологов- выпускников кафедры

Спасибо за внимание!