ФИЛОСОФИЯ СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Доцент кафедры философии, кандидат философских наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Общественное сознание. ПЛАН: Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯ СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Доцент кафедры философии, кандидат философских наук

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ Для скачивания материалов и использования тестов при подготовке необходима регистрация (фамилия имя в качестве логина, имени пользователя, пароля)

Почта: 3

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ Сознание, как высшая форма отражения действительности, имеет сложную структуру. Оно включает в себя знание о других предметах, знание о других предметах, самосознание (знание человека о самом себе и отношение к себе (самооценка)), самосознание (знание человека о самом себе и отношение к себе (самооценка)), эмоции. эмоции. Самооценка имеет большое значение в управлении своим поведением.

СОЗНАНИЕ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: Религиозная теория происхождения человека. Религиозная теория происхождения человека. Космическая теория происхождения человека, которая утверждает, что человек является пришельцем с других планет. Космическая теория происхождения человека, которая утверждает, что человек является пришельцем с других планет. Трудовая теория происхождения человека. Трудовая теория происхождения человека. Нетрудовая теория происхождения человека. Человека создала протолпа единая, монолитная. Именно она обусловила прямохождение, большую скорость, рост мозга вследствие эмоционального напряжения. Нетрудовая теория происхождения человека. Человека создала протолпа единая, монолитная. Именно она обусловила прямохождение, большую скорость, рост мозга вследствие эмоционального напряжения.

4 2 2ЗНАНИЕ-СОЗНАНИЕ-ВЕРА ЗНАНИЕ – способ существования сознания. ЗНАНИЕ – способ существования сознания. СОЗНАНИЕ – свойство высокоорганизованной материи – мозга, высшая форма отражения действительности. Знания могут быть донаучными (обыденные, житейские), научными, которые подразделяются на эмпирические и теоретические. Знания – важнейший способ преобразования действительности. СОЗНАНИЕ – свойство высокоорганизованной материи – мозга, высшая форма отражения действительности. Знания могут быть донаучными (обыденные, житейские), научными, которые подразделяются на эмпирические и теоретические. Знания – важнейший способ преобразования действительности. ВЕРА – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающей на основе определённой информации об объекте и служащее мотивом, стимулом, ориентиром человеческой деятельности в поисках истины, новых открытий. Вера является важным элементом ценностного сознания. ВЕРА – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающей на основе определённой информации об объекте и служащее мотивом, стимулом, ориентиром человеческой деятельности в поисках истины, новых открытий. Вера является важным элементом ценностного сознания. Особым случаем веры является религиозная вера. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – способ существования религиозного сознания особое настроение, переживание, характеризующее внутренне состояние личности. В области религиозной веры её объектов является Бог, который не может быть ни предметом мысли, ни предметом опыта, ни предметом эксперимента. В Бога можно только верить.

практика Практика – чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира. Виды практики: Производство материальных благ. Производство материальных благ. Общественно-историческая практика. Общественно-историческая практика. Научный эксперимент. Научный эксперимент. Практика есть деятельность, в которой воплощено единство познающего и познаваемого объектов.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – единичный предмет (или система предметов), на который направлена познавательная и практическая деятельность человека. Объектом познания является не мир в целом, а его отдельные фрагменты, стороны, отношения. ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – единичный предмет (или система предметов), на который направлена познавательная и практическая деятельность человека. Объектом познания является не мир в целом, а его отдельные фрагменты, стороны, отношения. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – общественный человек, который познаёт, и преобразует мир в соответствии с целями и задачами, определяемыми уровнем развития общественно-исторической практики. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – общественный человек, который познаёт, и преобразует мир в соответствии с целями и задачами, определяемыми уровнем развития общественно-исторической практики. Субъективный идеализм: S=P Субъективный идеализм: S=P Метафизический материализм: S P Метафизический материализм: S P Диалектический материализм: S P Диалектический материализм: S P

ОТРАЖЕНИЕ ЕСТЬ АТРИБУТ МАТЕРИИ Отражение – воздействие одного явления на другое, при котором воспроизводятся те или иные черты внешности, функции или структуры одного явления в другом, остаётся след их взаимодействия. Основные формы отражения на различных уровнях организации материи: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Элементарная форма отражения в неорганической природе: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Элементарная форма отражения в неорганической природе: – Химическая форма отражения – процессы и результаты химических соединений и распадов. – Физическая форма отражения – процессы и результаты звуковых, электромагнитных, гравитационных взаимодействий. – Механическая форма отражения – процессы и результаты перемещений давлений, деформаций.

ОТРАЖЕНИЕ ЕСТЬ АТРИБУТ МАТЕРИИ ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Биологическая форма отражения в органической природе: ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Биологическая форма отражения в органической природе: – Раздражимость микроорганизмов – таксисы микроорганизмов, тропизмы растений. – Психическое раздражение высших организмов – представление, восприятие, ощущение. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Социальная форма отражения – сознание человека: ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Социальная форма отражения – сознание человека: – Чувственное познание человека - представление, восприятие, ощущение. – Рациональное познание человека – умозаключение, суждение, понятие.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельных свойств предметов. ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельных свойств предметов. ВОСПРИЯТИЕ – образ предмета в целом. ВОСПРИЯТИЕ – образ предмета в целом. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – воспроизведение сознанием предмета в тот или иной момент, когда мы его непосредственно не воспринимаем. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – воспроизведение сознанием предмета в тот или иной момент, когда мы его непосредственно не воспринимаем.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ– отражение общего и существенного в вещах и явлениях. Понятия отличаются по широте отражения. Одни из них охватывают небольшую группу предметов, другие – более широкую, а третьи – всё. Философские категории – наиболее широкие понятия. ПОНЯТИЕ– отражение общего и существенного в вещах и явлениях. Понятия отличаются по широте отражения. Одни из них охватывают небольшую группу предметов, другие – более широкую, а третьи – всё. Философские категории – наиболее широкие понятия. СУЖДЕНИЕ– мысль утверждающая, или отрицающая что-либо. Суждение выражается предложением, состоящим из понятий. СУЖДЕНИЕ– мысль утверждающая, или отрицающая что-либо. Суждение выражается предложением, состоящим из понятий. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой, на основе имеющихся знаний, выводятся новые знания. Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой, на основе имеющихся знаний, выводятся новые знания. Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других.

ГИПОТЕЗА И ТЕОРИЯ ГИПОТЕЗА – научно-обоснованное предложение. ГИПОТЕЗА – научно-обоснованное предложение. В силу своего вероятностного характера гипотезы требуют проверки или доказательства. В процессе практической проверки одни гипотезы отбрасываются как несостоятельные, а другие становятся научными теориями. ТЕОРИЯ – система обобщённого знания, в которой отражаются закономерности материального мира. ТЕОРИЯ – система обобщённого знания, в которой отражаются закономерности материального мира.

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА существует и содержится в человеческих представлениях независимо от человека и человечества. ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА существует и содержится в человеческих представлениях независимо от человека и человечества. Для субъективного идеализма, отрицающего объективный мир, объективной истины не существует. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – знания, которые отражают объективную действительность приблизительно верно, но не полно, и которые с течением времени становятся всё более верными и полными. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – знания, которые отражают объективную действительность приблизительно верно, но не полно, и которые с течением времени становятся всё более верными и полными. Истина не является чем-то постоянным и неизменным. Она представляет собой процесс движения мысли от неполного, приблизительно верного отражения действительности к более полному, достоверному, то есть процесс движения от относительных истин у абсолютным. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, достоверное знание, которое не опровергается последующим ходом развития науки и практики. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, достоверное знание, которое не опровергается последующим ходом развития науки и практики. Абсолютная истина есть сумма рациональных зёрен относительных истин.

ВЗГЛЯД НА ИСТИНУ ДОГМАТИЗМА И РЕЛЯТИВИЗМА ДОГМАТИЗМ абсолютизирует момент абсолютности наших знаний, и утверждает, что существуют только абсолютные (вечные) истины. ДОГМАТИЗМ абсолютизирует момент абсолютности наших знаний, и утверждает, что существуют только абсолютные (вечные) истины. РЕЛЯТИВИЗМ абсолютизирует момент относительности наших знаний и утверждает, что все истины относительны, то есть наши знания только относительны; в них не ничего абсолютного и объективного. РЕЛЯТИВИЗМ абсолютизирует момент относительности наших знаний и утверждает, что все истины относительны, то есть наши знания только относительны; в них не ничего абсолютного и объективного.

КРИТЕРИЙ ИСТИННОСТИ Критерий истины публичное или всеобщее признание. Критерий истины когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Главный критерий истины = практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен

АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Проблема человека Наиболее существенные измерения проблемы человека: природа человека природа человека справедливость как регулятивная идея-ценность его социального бытия справедливость как регулятивная идея-ценность его социального бытия смысл жизни смысл жизни

Человеческая природа проявляет и раскрывает себя через массу прошедших, нынешних и будущих поколений людей.

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Абрахам Маслоу ( )

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО Платон и Аристотель основывали справедливость на неравенстве. неравенстве Природно-генетические основания человеческого неравенстваПриродно-генетические основания человеческого неравенства определяют то, что принято популярно называть потолком, пределом в развитии, культурном росте человека. Природно-генетические основания человеческого неравенства

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ РАВЕНСТВА СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ РАВЕНСТВА равенство исходных социальных условий; равенство исходных социальных условий; равенство возможностей; равенство возможностей; равенство результатов. равенство результатов.

"каждому - то же самое"; "каждому - то же самое"; "каждому - по заслугам"; "каждому - по заслугам"; "каждому - по труду"; "каждому - по труду"; "каждому - по рангу (и вытекающим из него правам, привилегиям)"; "каждому - по рангу (и вытекающим из него правам, привилегиям)"; "каждому - то, что положено по закону"; "каждому - то, что положено по закону"; "каждому - по потребностям" "каждому - по потребностям" РАВЕНСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ

3.СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ЧЕМ ОН? ЭТО ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание А. Камю: "Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фунда- ментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Смысл жизни не есть чистое знание. Его нельзя просто знать, а тем более доказать.

А В ЧЕМ СМЫСЛ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

ОБЩЕСТВО РАССМАТРИВАЕТСЯ В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛАХ В широком смысле слова обозначается вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей В широком смысле слова обозначается вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей В узком смысле слова понимается исторически конкретный: определенный социальный организм, принадлежащий к определенному типу; определенный социальный организм, принадлежащий к определенному типу; тип социальной системы; тип социальной системы; определенная форма социальных отношений определенная форма социальных отношений В узком смысле слова понимается исторически конкретный: определенный социальный организм, принадлежащий к определенному типу; определенный социальный организм, принадлежащий к определенному типу; тип социальной системы; тип социальной системы; определенная форма социальных отношений определенная форма социальных отношений

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, СОЦИАЛЬНАЯ - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; СОЦИАЛЬНАЯ - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - совокупность политических отношений различенное партий, организаций, государственных и иных политических институтов; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - совокупность политических отношений различенное партий, организаций, государственных и иных политических институтов; ДУХОВНАЯ СФЕРА - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов. ДУХОВНАЯ СФЕРА - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, СОЦИАЛЬНАЯ - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; СОЦИАЛЬНАЯ - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - совокупность политических отношений различенное партий, организаций, государственных и иных политических институтов; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - совокупность политических отношений различенное партий, организаций, государственных и иных политических институтов; ДУХОВНАЯ СФЕРА - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов. ДУХОВНАЯ СФЕРА - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов. Изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма

Общественное бытие имеет две стороны: субъективную сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. субъективную сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. объективную объективную то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.; НА СУДЬБУ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ВЛИЯЮТ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, ТАК И СУБЪЕКТИВНЫЕ ВОЛЯ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ.

ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА Идеалистическое понимание общества проявляется в : субъективизме субъективизме волюнтаризме волюнтаризме фатализме фатализмеМатериалистическоепониманиеобщества проявляется в : Первичности материальных ( в том числе и экономических ) отношений в обществе

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Способ производства - материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К.Маркс и Ф.Энгельс)

Способ производства Производительные силы Производственные отношения Люди, обладающие знаниями, опытом и навыками производствен ной деятельности. Средства производства (орудия и предметы труда) Собственности на средства производства Обмена трудовой деятельностью Распределения Потребления определяют содержание производственн ых отношений. Способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил Диалектическоевзаимодействие ЕДИНСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЕДИНСТВО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ____

ЛЮДИ ПРОИЗВОДСТВЕН НЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕ ЛЬНЫЕ СИЛЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА НАДСТРОЙКА ОБЩЕСТВА ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ определяет БАЗИС ОБЩЕСТВА ВлияеВлияеттВлияеВлияеттт

СТУПЕНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ Длительностьперехода инструмент / продукт Превалирующая по численности социальная группа Тенденциисоциальнойинтеграции Кочевничество Земледелие Индустриаль ная эра Информационн ая эра Времятысячелетиястолетиядесятилетия копье, палка, лук и стрелы / дикие плоды, ягоды,животные соха, плуг, ручные станки, культурные расте ния и животные. трактор, комбайн, электродвигатель, автомобиль, радио, телефон, телевидение компьютер и комп.сети, Интернет, телекоммуни кации, ксерокс,факс, заводы-автоматы сборщикиплодов, ох отники крестьянепромышленныерабочие занятые в сфере создания, передачи, хранения знаний и информации община национальноегосударство Интернациона лизация рынков продуктов глобализация рынков, труда, капитала, информации; культуры РОССИЯ США

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Социальные черты невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных связей, групповая солидарность; предписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность; жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; групповая идентичность и ценностно- нормативные системы, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность (конформизм).

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Образовательная революция - переход ко всеобщей грамотности и формированию национальных систем образования. Образовательная революция - переход ко всеобщей грамотности и формированию национальных систем образования. Совершается политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права). Совершается политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права). Растет уровень потребления («революция потребления», формируется «государство всеобщего благосостояния»). Растет уровень потребления («революция потребления», формируется «государство всеобщего благосостояния»). Изменяется структура рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»). Изменяется структура рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»). Меняется демографический тип развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп). Меняется демографический тип развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной). Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной). Происходит изменение пропорций занятости по отраслям: значительно сокращается доля занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%), и растет доля занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%). Происходит изменение пропорций занятости по отраслям: значительно сокращается доля занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%), и растет доля занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%). Начинается интенсивная урбанизация. Начинается интенсивная урбанизация. Возникают нации - государства, организованные на основе общего языка и культуры. Возникают нации - государства, организованные на основе общего языка и культуры.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Происходит распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества Происходит распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества Информационное общество как глобальное включает в себя: Информационное общество как глобальное включает в себя: мировую «информационную экономику»; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно- правовую систему.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная общность Общество - это не механическое объединение людей. Социальная общность - это объективная реальность, форма общественной жизни, в основе которой лежат как материальные так и духовные факторы объединения людей. Социальная общность проявляется в единстве образа жизни, интереса, потребности, стереотипа и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ Людей объединяет тип деятельности (врачи, дипломаты и т.п.), тип деятельности (врачи, дипломаты и т.п.), общие экономические интересы, общие экономические интересы, определенная территория, определенная территория, а также факторы духовного порядка: язык, язык, традиции, традиции, культурные ценности, культурные ценности, политические ориентации и т.д. политические ориентации и т.д.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Социально - классовая структура (классы, прослойки). Социально - территориальная (жители города, села, деревни) Социально - демографическая. Отражает половую и возрастную дифференциацию (дошкольники, учащиеся, рабочие, пенсионеры). Профессиональная - педагоги, врачи, инженеры и т.д. Этнические общности - род, племя, нация и т.д. (этнос - народ). Социальная структура общества постоянно изменяется (не является устойчивой).

ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНКРЕТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ Каждой ступени общества соответствует конкретная социальная структура. Первобытное общество: Первобытное общество: родовые общины, племена, союзы племен. На последних стадиях родового общества появляется семья. Рабовладение: Рабовладение: городское и сельское население, такая общность как народы, классы. Феодальное общество: Феодальное общество: землевладельцы, крестьяне. Буржуазное общество: Буржуазное общество: буржуа, рабочий класс, интеллигенция

Классы - большие группы людей, которые различаются: Местом исторически определенной системы общественного производства. Местом исторически определенной системы общественного производства. Отношением к средствам производства. Отношением к средствам производства. Ролью в общественной организации труда. Ролью в общественной организации труда. Способом получения и размером общественного богатства. Способом получения и размером общественного богатства. КЛАССЫ

НАЦИЯНация одна из важнейших социально - этнических общностей. Современная наука насчитывает 2-3 тысячи этносов (народов). Нации формируются в конце феодализма и в начале капитализма (сложилась единая система промышленных и сельскохозяйственных предприятий, возник рынок, единая система валюты, транспортные коммуникации, налоги, средства связи и т.д.) Весь этот хозяйственный механизм тысячами нитями связывал людей, заставлял их тесно общаться и возникла целостность. Все это привело к образованию особой общности людей - нации.

ПРИЗНАКИ НАЦИИ Общность экономического уклада. Общность экономического уклада. Общая территория. Под этим фактором следует понимать Общая территория. Под этим фактором следует понимать o природно-территориальный комплекс, пространственно-географические границы среды обитания общности. o Совокупность природных условий: климат, ландшафт, флора, фауна, химический состав почвы и т.д. Этот природный географический комплекс предстает средой хозяйственной деятельности, определяет быт людей. Духовные особенности. Общая экономическая жизнь, общая территория неизбежно заставляли вырабатывать у людей Духовные особенности. Общая экономическая жизнь, общая территория неизбежно заставляли вырабатывать у людей o общий язык, он и являлся отдельным признаком нации.

Основные признаки государства ГОСУДАРСТВО Основные признаки государства 1. Разделение подданных государства по территориальному принципу, а не по принципу кровного родства, как это было в первобытном обществе. 2. Наличие публичной власти (не совпадает с организацией вооружённого народа), которая осуществляется чиновничеством и особыми отрядами вооружённых людей

Основные признаки государства 3.Публичная власть включает: армия, полиция, разведывательные и карательные органы соответствующие "вещественные придатки", как говорил Ф. Энгельс, такие как тюрьмы, концентрационные лагеря. 4.Налоги и государственные долги.

ПРАВО Возникает с возникновением государства. Право – воля господствующего класса, возведённая в закон. Право, как и государство, носит классовый характер. Классовый характер права проявляется в юридических законах, в юридических законах, в его функциях. в его функциях.

Функции государства Внутренняя политика – Экономическая Регулятивная (отношение между классами, между нациями) КарательнаяВоспитательная Внешняя политика – отношение между государствами. Внешняя политика всегда является продолжением внутренней политики.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА 1.Рабовладельческий тип государства 2.Феодальный тип государства 3.Капиталистический тип государства 4.Социалистический тип государства

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Монархия Монархия Республика Республика Унитарное Унитарное Федеративное Федеративное Люксембург СССР, РФ ……. ……..

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА (МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ (МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ) ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ(авторитаризм,тирания)

Духовная жизнь общества Общественное сознание Духовная жизнь общества. Структура и формы общественного сознания.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ совокупность существующих в обществе идей, теорий, чувств, настроений, привычек, отражающих общественное бытие и характерных для данного общества или для определённого класса, социальной группы. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ –совокупность существующих в обществе идей, теорий, чувств, настроений, привычек, отражающих общественное бытие и характерных для данного общества или для определённого класса, социальной группы. "Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". К. Маркс

Относительная самостоятельность общественного сознания это общесоциологический закон. 1.Идеи могут предвосхищать будущее. 2.Идеи могут отставать в своём развитии от общественного бытия. 3.В общественном сознании имеет место преемственность в развитии идей. 4.Идеи оказывают обратное воздействие на общественное бытие. 5.Идеи оказывают влияние и друг на друга.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ Гносеологический аспект: глубина отражения общественного сознания (на уровне сущности или явления) ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИДЕОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКИ-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НАУКА ~~~~~~~~~~~~

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Политическое сознание. Политическое сознание. Правовое сознание. Правовое сознание. Нравственное сознание. Нравственное сознание. Эстетическое сознание. Эстетическое сознание. Религиозное сознание. Религиозное сознание. Научное сознание. Научное сознание. Философское сознание Философское сознание.

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: по предмету отражения по способу отражения по общественным потребностям по роли в общественной жизни

С точки зрения общественной психологии: массовое политическое сознание (чувства классовой солидарности, патриотизма и так далее). С точки зрения идеологии: теории о классах, государстве, программах, декларациях, лозунгах. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: массовые представления о законном и незаконном. С точки зрения идеологии: правовые теории, кодексы, конституции. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: нравственные чувства и представления о спра- ведливости и несправедливости, добре и зле, чести и бесчестии… В точки зрения общественной психологии: этические теории, моральные принципы, идеалы кодекса. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: эстетические чувства и представления о прекрасном, безобразном, возвышенным, низменным и так далее. С точки зрения идеологии: эстетические теории. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: религиозные чувства людей (вера, религиозный экстаз), обычаи, традиции, суеверия. В точки зрения общественной психологии: богословские теории и религиозные догматы. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: Наивный реализм людей, элементы мировоззрения. С точки зрения идеологии: Философские и социологические теории. ФИЛОСОФСКОЕ СОЗНАНИЕ.

С точки зрения общественной психологии: эмпирические (донаучные) знания. С точки зрения идеологии: системы знания о мире, выраженные в понятиях, теориях, законах. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ.

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ НАУКА - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ФУНКЦИЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО, НАКОПЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Наука включает: I.систему кооперации и разделения труда; II. сообщество ученых; III. специализированные учреждения: университеты, институты, лаборатории, оборудование и т.д.; IV. систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность; V. методологию и методы исследования; VI. систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных.

ЦЕЛЬ НАУКИ: Описание Объяснение Предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов

Методы научных исследований Анализ и синтез Анализ и синтез Индукция и дедукция Индукция и дедукция Обобщение и идеализация Обобщение и идеализация Установление субординационных и координационных связей Установление субординационных и координационных связей

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ АНАЛИЗ АНАЛИЗ позволяет сосредоточить внимание исследователя на части, свойстве, отношении, элементе целого. Ученый поступает подобно ребенку, который разбирает игрушки на части и с изумлением взирает на каждую из них. СИНТЕЗ - соединение многообразного в целое. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез – восхождение от абстрактного к конкретному.

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ ИНДУКЦИИ Усилия исследователя в указанном направлении создают условия для ИНДУКЦИИ (наведение), умозаключения от частного к некоторому общему. ДЕДУКЦИЯ Неразлучную пару образуют индукция и ДЕДУКЦИЯ (выведение из общего частного). Индукция проверяется дедукцией.

ОБОБЩЕНИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ Обобщение связано с выделением общего, но оно неочевидно и выступает некой научной тайной, главные секреты которой выявляются в результате идиеализации, т.е. обнаружения интервалов абстракций. Каждый новый успех в деле обогащения теоретического уровня исследования сопровождается упорядочением материала и выявлением связей. Связь научных концептов образует законы. Главные законы часто называют принципами. Каждый новый успех в деле обогащения теоретического уровня исследования сопровождается упорядочением материала и выявлением связей. Связь научных концептов образует законы. Главные законы часто называют принципами. УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ

Естественные Гуманитарные Общественные Технические СИСТЕМА НАУК КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Закон горизонтальных связей (с одновременно существующими науками) УНАСЛЕДОВАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЗНАНИЙ И ОТБРАСЫВАНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ Все науки Отдельная наука

Закон ускоренного развития ЧЕМ БЫСТРЕЕ ОТБРАСЫВАЮТСЯ ЗНАНИЯ, ТЕМ БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ НАУКА

Науки Естественные (физика, химия) (физика, химия) Неестественные(гуманитарные) Сверхъестественные (математика) (математика) Академику Ландау вручается диплом Лауреата Нобелевской премии 1962 КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК по Ландау

РАЗВИТИЕ НАУКИ В ТЕОРИИ КАРЛА ПОППЕРА …то, что я называю «прагматическим рационализмом», можно описать как подход, который стремится к ясности во всем, однако признает, что связь между явлениями жизни никогда не будет полностью доступна пониманию, никогда не будет полностью рациональной. Карл Поппер Проблема (не наблюдение); Проблема (не наблюдение); Попытки решения - гипотезы; Попытки решения - гипотезы; Устранений ошибок - фальсификация гипотез или теорий Устранений ошибок - фальсификация гипотез или теорий Новая и более точная постановка проблемы в результате критической дискуссии Новая и более точная постановка проблемы в результате критической дискуссии

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В ТЕОРИИ ТОМАСА КУНА Томас Кун «Структура научных революций» «Структура научных революций» Проанализировав весь ход исторического развития науки, Кун установил, что она развивается скачкообразно, революционно, при этом происходит «отказ научного сообщества от той или иной освященной веками научной теории несовместимой с прежней»

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ: I.Классическое естествознание (революция XVII века ) II.Дисциплинарно организованная наука (конец XVIII - первая половина XIX века ) III.Неклассическое естествознание (конец XIX - середина XX века) IV.Постнеклассическая наука

КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Абсолютизация истинности картины природы Поиск очевидных, наглядных, вытекающих из опыта онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. Поиск механических причин и субстанций носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. Идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики Категории вещь, процесс, часть, целое, причинность, пространство, время и т.д. образовали онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVII-XVIII веков.

ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННАЯ НАУКА Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и т.д. формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Но и в физике с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения. Все эти изменения затрагивали главным образом слой организации идеалов и норм исследования

НЕКЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕФизика: открытие делимости атома открытие делимости атома становление релятивистской и квантовой теории становление релятивистской и квантовой теории Космология: концепция нестационарной Вселеннойконцепция нестационарной Вселенной Химия: квантовая химияквантовая химия Биология: становление генетикистановление генетики Возникают кибернетика и теория систем 1.Отказ от прямолинейного онтологизма 2.Понимание относительной истинности теорий и картины природы 3.Иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства «Эта категориальная сетка вводила новый образ объекта, который представал как сложная система»

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА На передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности Изменения протекают под влиянием парадигмальной прививки идей, транслируемых из других наук. Постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Исторически развивающиеся системы - сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Идеи эволюции и историзма Аксиоматически-дедуктивные теории все больше заменяются теоретическими описаниями (метод аппроксимации - теоретическими схемами, использующими компьютерные программы, и т.д. Аксиоматически-дедуктивные теории все больше заменяются теоретическими описаниями (метод аппроксимации - лат. approximo – приближаюсь), теоретическими схемами, использующими компьютерные программы, и т.д.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Томас Сэмюэл Кун ( ( ) Научная революция это смена научным сообществом психологических парадигм.

ЭТАПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Нормальная наука каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. Нормальная наука каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. Экстраординарная наука кризис в науке. Появление аномалий (необъяснимых фактов). Увеличение их количества приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. Экстраординарная наука кризис в науке. Появление аномалий (необъяснимых фактов). Увеличение их количества приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. Научная революция формирование новой парадигмы. Научная революция формирование новой парадигмы.

ТИПЫ РЕВОЛЮЦИЙ Революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования Революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования Революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются и нормы науки. Революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются и нормы науки. Менделеев Д И

НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ФИЗИКЕ Пример первой из них - переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике конца XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход сопровождался перестройкой видения физической реальности, но существенно не менял познавательных установок классической физики (сохранилось понимание объяснения как поиска оснований объясняемых явлений и жестко детерминированных связей между явлениями). Пример второй ситуации - история квантово- релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний.

Методологические основания науки основания наукиМировоззренческие Научные революции Стильмышления

Частнонаучные революции революции Общенаучные Виды научных революций

ЧТО ЖДЕТ НАУКУ В XXI ВЕКЕ ??

СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Нравственная форма общественного сознания

Мораль Цицерон с прямой ссылкой на Аристотеля образовал слово «моральный» (moralis); он говорит о моральной философии. В 4 в. н.э. от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое является лат. эквивалентом термина «Этика».

Сократ считал, что основой такой оценки и выбора являются суждения разума, знания. Платон развернул это убеждение в философскую систему вплоть до вывода о необходимости доверить управление обществом философам По мнению Аристотеля, целью Этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с небесной идеей блага, а с осуществимым благом философами мудрецам.

ВАЖНЕЙШИЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ 1. соотношение теоретической и практической философии. Предлагавшиеся решения колеблются от рассмотрения этики как специальной, производной от гносеологии и онтологии философии дисциплины (Декарт, Д. Юм) или даже просто частной дисциплины (Э. Дюркгейм, аналитическая философия) до философского панэтизма, усматривающего в Этики основу и тайну всей духовной жизни (Эпикур, А. Швейцер); 2. соотношение счастья и добродетели: рассмотрение добродетели как средства и пути к счастью дает эпикурейско-эвдемонистическую традицию; рассмотрение счастья как следствия добродетели дает стоическую традицию; 3. соотношение разума и чувств в моральной мотивации: различные ответы в крайних пределах кристаллизуются в этический интеллектуализм (Кант) и этический сентиментализм (А.Э.К. Шефтсбери, Ф. Хатчесон);

4. соотношение самоценности морали и ее эмпирической обусловленности: на этой основе возникли антитеза этического абсолютизма (стоики, Кант, Швейцер) и релятивизма (скептицизм, марксизм, Ф. Ницше, прагматизм, ситуативная Этика); 5. соотношение индивидуальной и социальной Этики: критерием различения является рассмотрение морали как способа самосовершенствования личности (Спиноза, Л.Н. Толстой) или формы упорядочения общественной жизни (фр. просветители, К. Маркс); 6. соотношение моральных и сверхморальных перспектив личности: расхождения формируются вокруг вопроса о том, является ли возвышение добра над злом, добродетели над пороком пределом идеальных устремлений человека (Пелагий, B.C. Соловьев) или ему доступно желать прорыва в сверхморальную реальность (Августин, Ницше).

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой, вытекающее из него сознание вины и покаяния.

Нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. Нравственное сознание - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации.

. МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Жертвенная модель нравственного поведения -поведение здесь формируется на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций. Нравственная мотивация программного характера. Сострадание как основа нравственного поведения было основополагающим в концепциях Д. Юма, П. Кропоткина, А. Шопенгауэра. Человек фактически косвенно жалеет самого себя. Благотворительность. В эмоциональном плане - человек старается избежать тех негативных эмоций, которые порождаются в результате способности сострадания. Справедливость Нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями, возникающими тогда, когда справедливость нарушается. Благоговение и героизм. По своей природе оно представляет развитое до высшей степени сознание уважения и благодарности. Надругательство над святынями вызывает у человека желание их защищать.

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ": ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОМУ ТАК, КАК ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН ПОСТУПАЛ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ

"ИСТИННАЯ ЭТИКА НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ПЕРЕСТАЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАМИ". "ИСТИННАЯ ЭТИКА НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ПЕРЕСТАЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАМИ". Альберт Швейцер

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!