АНКЕТА Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна Должность учитель-логопед МС(К)БОУ «Школа – интернат VIII вида» города Кизела Пермского края E – mail: mskou8kiz@mail.гu.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л ОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ... Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов.
Advertisements

Куйбышевский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Использование приемов игрового самомассажа в работе учителя-логопеда Семина Ирина Евгеньевна Учитель-логопед 1 кв. категории МБДОУ 102.
Логопедический массаж Обобщение опыта работы Бубновой Веры Петровны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ Д/с комбинированного вида.
Е.А. Шибанова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 38» ООО «Азбука здоровья»
Логопедический массаж Учитель – логопед Токарева Н. В.
Журнал для заботливых родителей и талантливых детей Уроки логопеда Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ 26 Домрачева Надежда Валентиновна.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у младших школьников с ОНР (из опыта работы учителя – логопеда С(К)СОШ 15 Соловьевой.
Логопедический массаж Обобщение опыта работы Бубновой Веры Петровны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ Д/с комбинированного вида.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с дизартрией Учитель - логопед МДОУ 38 «Журавленок» Бабанина Н.В. Новокуйбышевск,
Самомассаж для дошкольников Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем.
Введение. Массаж возник в глубокой древности. Слово « массаж » происходит от греческого слова и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения.
СЕГМЕНТАРНО- РЕФЛЕКТОРНЫЙ МАССАЖ Выполнила Учащаяся группы 11 ФСз Седькова Е.И.
Точечный массаж Массаж производите три раза в день кончиками указательного или среднего пальца, надавливая кожу до появления незначительной болезненности.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ЗАКАЛИВАНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Массаж. Массаж лица. Массаж грудной клетки. Закаливание. ЗАНЯТИЕ 8.
Этапы коррекционной работы при открытой ринолалии
МАССАЖ Для развития соматогнозиса и тактильного восприятия.
«Логопед рядом» педагогический проект для группы кратковременного пребывания детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Значение массажа в системе устранения заикания. Применение массажа при заикании Применяя массаж можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных.
Транксрипт:

АНКЕТА Ф.И.О. Агеева Светлана Викторовна Должность учитель-логопед МС(К)БОУ «Школа – интернат VIII вида» города Кизела Пермского края E – mail:

Управление образования администрации города Кизела Муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное образовательное учреждение «Школа – интернат VIII вида» Использование элементов массажа губ, языка для нормализации мышечного тонуса у детей. Автор мастер – класса: Агеева Светлана Викторовна учитель-логопед 2012

Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Цель (при дизартрии): устранения патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Задачи: Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы); Стимуляция проприоцептивных ощущений; Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость); Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как: дизартрия, в том числе и стертая форма ; ринолалия (массаж показан в послеоперационном периоде и даёт положительный результаты); нарушения голоса; заикание (снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа); дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой; моторная алалия.

Виды логопедического массажа: 1.Дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приёмах классического массажа; 2.Точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам; 3.Аппаратный с применением специальных приспособлений; 4.Элементы самомассажа.

Основные приёмы ручного классического массажа: 1.Поглаживание проводят медленно и плавно. 2.Растирание приём, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. 3.Разминание – при активизирующем массаже. 4.Вибрация и поколачивание.

Условия проведения логопедического массажа: Продолжительность сеанса (не более 15 минут) Частота (ежедневно или через день) Положение ребёнка должно быть максимально удобным. Массаж должен быть дифференцированным: при повышенном тонусе мышц периферического речевого аппарата используется так называемый расслабляющий массаж: поглаживание (поверхностное и глубокое), лёгкую вибрацию и точечный расслабляющий массаж. Последовательность массажных движений следующая: мышцы шеи, мышцы плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, языка. при пониженном тонусе -активизирующий массаж (поглаживание в сочетании с приёмами растирания, разминания, сильной вибрации, поколачивания, а так же точечный активизирующий массаж). Последовательность: мимическая мускулатура, мышцы губ, языка, шеи и плечевого пояса.

Противопоказания к назначению логопедического массажа лихорадочное состояние; острые воспалительные процессы; носовые кровотечения и склонность к ним; конъюнктивиты; различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы ( инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии); стоматиты или другие инфекции полости рта; увеличение лимфатических узлов; резко выраженная пульсация сонных артерий; тошнота, рвота; Чрезмерная физическая или психическая усталость.

Массаж губ, языка при ригидном синдроме (гипертонус) Упражнение 1 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день.

Массаж губ Упражнение 2 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок 1). Упражнение 3 Цель: расслабление губ. Описание: легкое растирание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок 2).

Упражнение 4 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Массаж языка Упражнение 5 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз в день.

Упражнение 6 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации. Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд.

Массаж губ, языка при паретическом синдроме (низкий тонус). Упражнение 1 Цель: укрепление мышц губ. Описание: поглаживание губ от середины, к углам. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8–10 раз. Упражнение 2 Цель: укрепление мышц губ. Описание: разминание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз.

Упражнение 3 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз. Упражнение 4 Цель: стимуляция мышц губ. Описание: похлопывание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.

Упражнение 5 Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам. Методические рекомендации. Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз 2 раза в день. Упражнение 6. Точечный массаж Цель: укрепление и активизация мышц губ. Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх. Методические рекомендации. Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день.

Массаж языка Упражнение 1 Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка. Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка. Методические рекомендации. Поглаживающие движения проводятся при помощи указательного пальца, зонда «Шарик»; маленьким детям массаж лучше всего проводить при помощи шпателя. Поглаживающие движения выполняются 8–10 раз, 2 раза в день. Упражнение 2 Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка. Описание: ритмичные надавливания на язык от корня к кончику. Методические рекомендации. Надавливающие движения осуществляются при помощи пластмассового шпателя. Надавливания должны быть интенсивными, выполняют 4–6 раз, 2 раза в день.

Упражнение 3 Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка. Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка. Методические рекомендации. Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день. Упражнение 4 Цель: уменьшение уровня саливации. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Методические рекомендации. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6– 10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт.

Упражнение 5 Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка. Описание: поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка. Методические рекомендации. Поглаживающие движения следует проводить при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи мягкой зубной щетки. Поглаживающие движения осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день.

Ряд принципов, которые должны быть учтены при использовании логопедического массажа: 1.Знание анатомии и физиологии периферического речевого аппарата. 2.Владение диагностическими методами. 3.Подбор соответствующих приёмов массажных движений в каждом конкретном случае. 4.Включение в массажный комплекс всех групп мышц, которые оказывают влияние на состояние нарушенной двигательной функции.

Значение логопедического массажа 1.Повышается эластичность мышечных волокон (А.В. Сироткина), объём, сила и сократительная функция (И.Н. Асадчих), работоспособность мышц (А.В. Вербов). 2.Оказывает прямое и рефлекторное воздействие на системы лимфообращения и кровообращения. 3.Снижение тонуса спастических мышц и повышение его при вялых параличах после массажа (А.В.Сироткина, Белая Н.А.) 4.Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны.

Список использованной литературы: 1.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, – 114 с. 2.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.:КОРОНА принт – 80 с., ил.