Формирование ключевых компетенций на уроках математики Дорн Н.А.,учитель математики МОУ Новоюгинская СОШ Дорн Н.А.,учитель математики МОУ Новоюгинская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Катайский профессионально-педагогический техникум» Международная.
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Камалова Елена Васильевна МОУ «Крутоярская СОШ»
Транксрипт:

Формирование ключевых компетенций на уроках математики Дорн Н.А.,учитель математики МОУ Новоюгинская СОШ Дорн Н.А.,учитель математики МОУ Новоюгинская СОШ

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики стали: Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики стали: Достижение социальной компетентности обучающихся. Достижение социальной компетентности обучающихся. Гарантия прав граждан на качественное образование. Гарантия прав граждан на качественное образование. Формирование ключевых (базовых) компетенций. Формирование ключевых (базовых) компетенций. Обеспечение компьютерной грамотности. Обеспечение компьютерной грамотности. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций

Впервые идея формирования ключевых компетеций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейскс проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования Впервые идея формирования ключевых компетеций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейскс проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач»

Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности. Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности. Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Перечень ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе: Перечень ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе: социальная; социальная; коммуникативная; коммуникативная; технологическая; технологическая; рефлексивная; рефлексивная; информационная информационная

Каковы же условия необходимы для овладения ключевыми компетенциями? v Прежде всего, ориентация учебного процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Это можно добиться за счет увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера. Это можно добиться за счет увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера. v Создание условий для приобретения опыта и достижения цели v Усиление практической направленности преподавания предмета v Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников ( проектная методика, реферативный подход, рефлексия, дифференцированное обучение и др.)

Для формирования ключевых образовательных компетенций можно использовать такие средства, формы и приемы обучения, как: - интерактивные технологии -метод сотрудничества -методики проектирования - использование ИКТ - деятельностный подход - работа по алгоритму и др

Современные психолого-педагогические исследования показали, что ученик на уроке воспринимает только 20% материала, изложенного учителем в традиционной форме. Как же организовать работу класса, каждого ученика, чтобы урок был эффективным? Современные психолого-педагогические исследования показали, что ученик на уроке воспринимает только 20% материала, изложенного учителем в традиционной форме. Как же организовать работу класса, каждого ученика, чтобы урок был эффективным?

На помощь приходят интерактивные технологии обучения, которые можно использовать в своей работе. Важнейший принцип этой технологии заключается в том, что меняется роль ученика и учителя в процессе обучения. Работая по данной технологии есть определенные правила применения интерактивной формы обучения: Ø Организуется работа каждого ученика на каждом уроке Ø Работа должна предлагаться разноуровневая, с учетом возможностей каждого ученика Ø Учитель является организатором процесса работы в классе и корректирует полученные результаты Ø Самостоятельная деятельность учащихся Ø Обязательно оценивается работа каждого ученика на уроке( по возможности необходимо использовать принцип заинтересованности в положительной оценке и доступности оценки для каждого) Ø Работа должна быть разнообразной Ø Обязательно должны быть предложены правила игры(правила, порядок, алгоритм Ø У каждого ученика дожжен быть выбор Ø Доступность в обучении для одних и сложные проблемы для других Ø Каждый урок должен заканчиваться наглядной работой. В памяти ребенка должен остаться зрительный образ урока. Ø На уроке обязательно каждый ребенок должен высказаться по теме урока

Методика «Обучение в сотрудничестве», называемая еще обучением в малых группах, используется в педагогике достаточно давно

Методика «Учимся вместе». Формируется группа по 3-5 человек с однородными по степени обученности детьми. Более мотивированные учащиеся обучают менее мотивированных. В результате такой совместной работы «Сильные» учащиеся проверяют качество усвоения у «Слабых», так как спросить могут любого. «Слабый» ученик, не желая подвести товарищей, готовит изучаемый материал с особой тщательностью Методика «Учимся вместе». Формируется группа по 3-5 человек с однородными по степени обученности детьми. Более мотивированные учащиеся обучают менее мотивированных. В результате такой совместной работы «Сильные» учащиеся проверяют качество усвоения у «Слабых», так как спросить могут любого. «Слабый» ученик, не желая подвести товарищей, готовит изучаемый материал с особой тщательностью

Методика «Ажурная пила». Общая цель достигается в результате работы каждой группы (последовательно).Каждая группа решает свою задачу, которую им необходимо объяснить другим. Этот вариант предполагает работу консультантов или экспертов Методика «Ажурная пила». Общая цель достигается в результате работы каждой группы (последовательно).Каждая группа решает свою задачу, которую им необходимо объяснить другим. Этот вариант предполагает работу консультантов или экспертов

Методика «Обучение в команде». Эта методика осуществима в результате работы каждого члена группы. Такой вариант применим в том случае, когда задания большие, а времени мало. Каждый ученик получает задание по его возможностям и способен оценить собственный вклад в общее дело Методика «Обучение в команде». Эта методика осуществима в результате работы каждого члена группы. Такой вариант применим в том случае, когда задания большие, а времени мало. Каждый ученик получает задание по его возможностям и способен оценить собственный вклад в общее дело

Методика «Работа по алгоритму». Методика «Работа по алгоритму». На начальных этапах обучения алгоритм должен быть очень четко задан учителем. Затем, когда навык работы по плану (алгоритму) сформирован, можно предлагать учащимся модернизировать алгоритм в зависимости от ситуации. Наконец, на следующем этапе учащиеся могут сами попробовать составить алгоритм для выполнения определенных заданий На начальных этапах обучения алгоритм должен быть очень четко задан учителем. Затем, когда навык работы по плану (алгоритму) сформирован, можно предлагать учащимся модернизировать алгоритм в зависимости от ситуации. Наконец, на следующем этапе учащиеся могут сами попробовать составить алгоритм для выполнения определенных заданий

Алгоритм проектной деятельности на уроке: Алгоритм проектной деятельности на уроке: 1. Сформулируйте цель деятельности на уроке; 1. Сформулируйте цель деятельности на уроке; 2. Обсудите с товарищами суть проблемы. Будьте внимательны к мнению всех членов группы; 2. Обсудите с товарищами суть проблемы. Будьте внимательны к мнению всех членов группы; 3. Определите роль деятельности и что для этого необходимо; 3. Определите роль деятельности и что для этого необходимо; 4. Распределите задание между собой и обозначьте отведенное время; 4. Распределите задание между собой и обозначьте отведенное время; 5. Оставьте немного времени на подготовку к презентации проекта(распределите роли, определите очередность выступления) 5. Оставьте немного времени на подготовку к презентации проекта(распределите роли, определите очередность выступления) 6. Не забудьте, что для успешной работы вы должны быть единой командой. Помогайте друг другу. 6. Не забудьте, что для успешной работы вы должны быть единой командой. Помогайте друг другу. 7. С уважением относитесь к другим группам, слушайте их выступление внимательно; 7. С уважением относитесь к другим группам, слушайте их выступление внимательно; 8. Оцените работу других групп в соответствии в с разработанными критериями 8. Оцените работу других групп в соответствии в с разработанными критериями

Технология урока на основе деятельностного подхода к обучению включает следующие этапы: Технология урока на основе деятельностного подхода к обучению включает следующие этапы: 1. Самоопределение ученика к деятельности(организационный момент) 1. Самоопределение ученика к деятельности(организационный момент) 2. Актуализация знаний и создание ситуации затруднения в индивидуальной учебной деятельности 2. Актуализация знаний и создание ситуации затруднения в индивидуальной учебной деятельности 3. Постановка учебной задачи 3. Постановка учебной задачи 4. Построение проекта выхода из затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Первичное закрепление во внешней речи 5. Первичное закрепление во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение в систему знаний и повторение 7. Включение в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности(итог) 8. Рефлексия учебной деятельности(итог)

Одним из реальных современных средств интенсификации процесса обучения математике является использование ИКТ и компьютерных программ. Использование компьютерных программ способствуют формированию познавательной компетенции в области математики и обеспечивает: Одним из реальных современных средств интенсификации процесса обучения математике является использование ИКТ и компьютерных программ. Использование компьютерных программ способствуют формированию познавательной компетенции в области математики и обеспечивает:

-управляемость процессом формирования навыков за счет пошаговой обратной связи и мгновенного сообщения каждому ученику; -управляемость процессом формирования навыков за счет пошаговой обратной связи и мгновенного сообщения каждому ученику; - разнообразие условий тренировки, что выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления материала; - разнообразие условий тренировки, что выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления материала; -возможность многократного выполнения строгой последовательности операций всеми школьниками; -возможность многократного выполнения строгой последовательности операций всеми школьниками; - осуществление предметных действий с материалом на экране компьютера; - осуществление предметных действий с материалом на экране компьютера; -улучшение условий для запоминания каждым учащимся благодаря использованию разных видов наглядности; -улучшение условий для запоминания каждым учащимся благодаря использованию разных видов наглядности; - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что способствует более быстрому продвижению каждого; - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, что способствует более быстрому продвижению каждого; -повышение мотивации к изучению математики, достигаемой за счет испытываемого удовольствия от работы на компьютере, воссоздания обстановки деятельности, поощрения результатов, оказания компьютерной помощи в любой момент учебного процесса; -повышение мотивации к изучению математики, достигаемой за счет испытываемого удовольствия от работы на компьютере, воссоздания обстановки деятельности, поощрения результатов, оказания компьютерной помощи в любой момент учебного процесса; -организацию самостоятельной работы учащихся, которая выполняется под руководством учителя на основании учебных учебных задач, представленных в определенных ситуациях в форме компьютерных упражнений; -организацию самостоятельной работы учащихся, которая выполняется под руководством учителя на основании учебных учебных задач, представленных в определенных ситуациях в форме компьютерных упражнений; -условия для контроля и оценки сформированности навыков у каждого учащегося; -условия для контроля и оценки сформированности навыков у каждого учащегося; -формирование у ученика умений самоконтроля и самооценки -формирование у ученика умений самоконтроля и самооценки

Использование информационных технологий на интегрированных уроках хорошо комбинируется с методом проектов. Использование информационных технологий на интегрированных уроках хорошо комбинируется с методом проектов.

Технология мышления и групповой работы«Шесть шляп мышления» Технология мышления и групповой работы«Шесть шляп мышления»Технология мышления и групповой работыТехнология мышления и групповой работы Один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную Один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают математику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в других областях, т.к. математика- та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают математику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в других областях, т.к. математика- та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук

Спасибо за внимание !