МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «Центр социальных инноваций «Карьера»»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «Центр социальных инноваций «Карьера»»
Advertisements

Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ СОШ 5 города Лениногорска РТ Ирина Викторовна Медведева.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ» МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 2»
Психолого-педагогическое взаимодействие с семьей учащегося в условиях коррекционной школы Педагог-психолог МКС(К)ОУ С(К)ОШ 107 VIII вида Плясецкая Е.А.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
План выступления: Вступление Полезные советы классному руководителю Тематика родительских собраний по ступеням Из практики работы.
Практические аспекты построения системной модели деятельности МОУ СОШ 84 по сохранению и укреплению здоровья. Роль и значение уроков ОБЖ при проведении.
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
Ежегодный самоанализ деятельности службы практической психологии в системе образования МР Малютина Ю.П., социальный педагог ЦДиК «Консилиум»
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий.
Пути и способы организации профилактической антинаркотической работы в образовательных учреждениях МОУ Калиновская СОШ Заместитель директора по ВР Питькова.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «Центр социальных инноваций «Карьера»» «ПУТЬ К УСПЕХУ» ПРОГРАММА Профилактической антинаркотичекой работы с родителями по уровням образования (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, учреждений НПО)

Разработчики программы: Разработчики программы: Научный руководитель: Вахрушева И.Г. – директор Центра социальных инноваций «Карьера», кандидат психологических наук Вахрушева И.Г. – директор Центра социальных инноваций «Карьера», кандидат психологических наук Исполнители и участники разработки Программы: Блинова Л.Ф. – зав. кафедрой психологии МСГИ, доцент, кандидат психологических наук Мантонина О.И. – доцент кафедры педагогики ИРО РТ, кандидат психологических наук Башинова С.Н. – зав. лабораторией ГИДЦ г. Казани, кандидат психологических наук Порошенко О.Ю. – доцент, канд. философ. наук

Требования к программе от МО и Н РТ: 1. Концептуальность, научность, обоснованность подходов и направлений. 2. Преемственность по уровням образования: детский сад – начальная школа – среднее звено школы – старшее звено школы – учреждения НПО. 3. Учет возрастных особенностей детей 4. Системность работы по направлениям профилактики. 5. Практическая направленность и доступность для восприятия, возможность реализации педагогическим коллективом ОУ, после соответствующего обучения. 6. Наличие критериев оценки профилактической работы. 7. Наличие анкет, памяток, рекомендаций для родителей.

Программа разработана на основе: 1. Наркоситуации в Республике Татарстан и основных тенденций: омоложение наркопотребления (растет доля наркопотребителей в возрасте до 10 и от 10 до 12 лет омоложение наркопотребления (растет доля наркопотребителей в возрасте до 10 и от 10 до 12 лет табакокурение и потребления алкоголя усиливает наркотизацию табакокурение и потребления алкоголя усиливает наркотизацию Доступность наркотиков в регионе растет, особенно в сельской местности Доступность наркотиков в регионе растет, особенно в сельской местности Массовый наркотический дебют характерен для возраста от 14 до 18 лет Массовый наркотический дебют характерен для возраста от 14 до 18 лет В полных семьях общий уровень наркотизации в два раза ниже, чем в неполных семьях В полных семьях общий уровень наркотизации в два раза ниже, чем в неполных семьях Снижение понимания опасности периодического наркопотребления произошло повсеместно, существенно снизилось количество предосудительных оценок разовых наркоэкспериментов Снижение понимания опасности периодического наркопотребления произошло повсеместно, существенно снизилось количество предосудительных оценок разовых наркоэкспериментов ВЫВОД: Произошло снижение объемов антинаркотической работы 2.Анализа проблем ОУ в работе с родителя по результатам отчетов Преобладают информационно-просветительские формы с негативным оттенком в результате – слабая посещаемость Преобладают информационно-просветительские формы с негативным оттенком в результате – слабая посещаемость Мероприятия не опираются на научный подход и системность (реализуются программы не прошедшие Экспертный совет при КМ) Мероприятия не опираются на научный подход и системность (реализуются программы не прошедшие Экспертный совет при КМ) Полученные знания в области профилактики со школьниками трудно применить в работе с родителями Полученные знания в области профилактики со школьниками трудно применить в работе с родителями Не во всех школах есть подготовленные специалисты в области профилактики и педагоги- психологи Не во всех школах есть подготовленные специалисты в области профилактики и педагоги- психологи Необоснованность критериев эффективности антинаркотической работы Необоснованность критериев эффективности антинаркотической работы Отсутствие литературы по антинаркотической работе с родителями Отсутствие литературы по антинаркотической работе с родителями Вывод: Состояние профилактической работы с родителями находится на начальном этапе развития 3. Анализа существующих зарубежных и отечественных программ для родителей Вывод: Зарубежные программы не могут быть использованы, а отечественных, отвечающим требованиям МО и НРТ нет. 4. Положений концепции КАПР.

Особенности и новизна Программы: Системность Системность Многоаспектность Многоаспектность Преемственность Преемственность Опережение Опережение Позитивность Позитивность Открытость Открытость

Содержание программы «ПУТЬ К УСПЕХУ»: Концепция программы; Концепция программы; Программа для родителей детей дошкольных ОУ; Программа для родителей детей дошкольных ОУ; Программа для родителей детей начальной школы; Программа для родителей детей начальной школы; Программа для родителей детей среднего и старшего звена школы; Программа для родителей детей среднего и старшего звена школы; Программа для родителей учащихся учреждений НПО; Программа для родителей учащихся учреждений НПО; Приложение: методический инструментарий, анкеты для родителей, памятки для родителей, рекомендации для родителей Приложение: методический инструментарий, анкеты для родителей, памятки для родителей, рекомендации для родителей

Концепция Содержит: 1. Анализ наркоситуации в РТ и основных тенденций 2. Анализ работы ОУ РТ с родителями в области профилактики и анализ проблем 3. Философскую основу позитивной профилактики 4. Психологическую основу направлений работы с родителями 5. Педагогическую основу работы с родителями 5. Функционально-организационную модель реализации Программы 6. Обоснование направлений профилактики 7. Обоснование критериев эффективности антинаркотической работы с родителями

Философская основа концепции: Экзистенциальная философия Психологическая основа концепции: Безусловная позитивность, направленная на концентрацию усилий родителей по воспитанию успешного в жизни человека Безусловная позитивность, направленная на концентрацию усилий родителей по воспитанию успешного в жизни человека Развитие (созревание, развитие способностей, саморазвитие) Развитие (созревание, развитие способностей, саморазвитие) Критическое мышление Критическое мышление

Педагогическая основа концепции: интерактивные методы обучения взрослых Работа с родителями – педагогическая деятельность Проблема профилактики должна решаться педагогическими методами Для этого необходимо ответить на вопросы: Кого учить? Для чего учить? Чему учить? Как учить? Кто будет учить?

Кого учить? Взрослых людей, отличающихся: Представлениями о воспитании; Представлениями о воспитании; Уровнем образования; Уровнем образования; Профессиональным статусом; Профессиональным статусом; Жизненным опытом и стратегиями; Жизненным опытом и стратегиями; Успешностью в жизни; Успешностью в жизни; Отношением к профилактическим мероприятиям; Отношением к профилактическим мероприятиям; Образом, стилем жизни; Образом, стилем жизни; Материальными и духовными возможностями; Материальными и духовными возможностями; И. т.д. И. т.д.

Для чего учить? В широком смысле: Для процветания Республики, снижения преступности, укрепления семьи, воспитания трудоспособного поколения В узком смысле: Снижения показателей наркоситуации в районе и школе, повышение имижда школы В частном смысле: Для привлечения родителей к совместной деятельности, повышения эффективности обучения и мотивации к учению школьников, оздоровления психологического климата в классе, успешного внедрения инноваций

Чему учить? Мыслить критически по отношению к рискам своего ребенка Мыслить критически по отношению к рискам своего ребенка Понимать особенности своего ребенка и риски Понимать особенности своего ребенка и риски Анализировать поступки и поведение ребенка и риски Анализировать поступки и поведение ребенка и риски Прогнозировать поведение ребенка от своего воспитания Прогнозировать поведение ребенка от своего воспитания Корректировать свои воспитательные стратегии Корректировать свои воспитательные стратегии Помогать ребенку разрешать проблемные ситуации Помогать ребенку разрешать проблемные ситуации Создавать условия для нормального развития ребенка Создавать условия для нормального развития ребенка Принимать ответственные решения по жизненному самоопределению ребенка Принимать ответственные решения по жизненному самоопределению ребенка

Как учить? Использовать активные методы обучения: Групповые дискуссии, проблемные дискуссии, полипозиционные дискуссии; Групповые дискуссии, проблемные дискуссии, полипозиционные дискуссии; Деловые и ролевые игры, проектную деятельность; Деловые и ролевые игры, проектную деятельность; Фрагменты тренинга, мозговой штурм, разбор практических ситуаций; Фрагменты тренинга, мозговой штурм, разбор практических ситуаций; Круглый стол, групповые консультации, ток-шоу, свободный микрофон Круглый стол, групповые консультации, ток-шоу, свободный микрофон

Кто будет учить? Классные руководители – Первый уровень работы по Программе Классные руководители – Первый уровень работы по Программе Педагоги-психологи – Второй уровень работы по Программе Педагоги-психологи – Второй уровень работы по Программе

Содержание занятий с родителями: Мотивационное направление (материал по школьному образованию) Мотивационное направление (материал по школьному образованию) Психологическое направление (материал по семейной психологии) Психологическое направление (материал по семейной психологии) Педагогическое направление (материал по семейной педагогике) Педагогическое направление (материал по семейной педагогике) Социально-правовое (материал по законодательству) Социально-правовое (материал по законодательству) Профилактическое ( материал по семейной профилактике) Профилактическое ( материал по семейной профилактике) Развивающее (практический материал и задания для самостоятельной работы родителя) Развивающее (практический материал и задания для самостоятельной работы родителя)

Особенности построения содержания программ: Спираль, цикличность Спираль, цикличность Выделение факторов риска Выделение факторов риска Выделение факторов защиты Выделение факторов защиты Выделение факторов успеха и ресурсов развития Выделение факторов успеха и ресурсов развития

Первый уровень Программы проводят: воспитатели, классные руководители Этап 1 – для родителей детей 5-6 лет (ДОУ) Этап 2 – для родителей детей 1-2-х классов Этап 3 – для родителей детей 3-4- х классов Этап 4 – для родителей детей 5-6-х классов Этап 5 – для родителей детей 7-8-х классов Этап 6 – для родителей детей 9-11-х классов Этап 7 – для родителей учащихся учреждений НПО Семь программ – по уровням образования Каждая программа – 20 часов (10 занятий) ИТОГО: 5 занятий в год с родителями

Второй уровень Программы – проводят педагоги-психологи Этап 1- родители детей группы риска ДОУ Этап 2 – родители детей группы риска начальной школы Этап 3 – родители детей группы риска 5-8-х классов Этап 4 – родители детей группы риска классов Этап 5 – родители учащихся группы риска учреждений НПО Пять программ по уровням образования Каждая программа – 20 часов (групповая работа), затем индивидуальная с семьей

Программа для родителей детей 1-2-х классов (тематика родительских собраний) 1. Особенности современной школы и современных требований к школьникам 2. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника 3. Первые трудности обучения 4. Мальчики и девочки учатся по-разному 5. У нас такие дети, каких мы заслуживаем 6. Отношения в семье как основа взаимопонимания 7. У здоровых родителей – здоровые дети 8. Выбираем досуг на здоровье себе и детям 9. Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье 10. Много ли человеку нужно для счастья?

Программа для родителей детей 3-4-х классов (тематика родительских собраний) 1.Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет 1.Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет 2. Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей. 2. Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей. 3. Воспитательный потенциал семьи. 3. Воспитательный потенциал семьи. 4. Социально – ролевые функции членов семьи. 4. Социально – ролевые функции членов семьи. 5. Любовь в семье как моральная ценность. 5. Любовь в семье как моральная ценность. 6. Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи. 6. Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи. 7. Общение как основной фактор воспитания в семье. 7. Общение как основной фактор воспитания в семье. 8. Детско – родительские конфликты в семье. 8. Детско – родительские конфликты в семье. 9. Развитие способностей ребёнка в семье. 9. Развитие способностей ребёнка в семье. 10. Семейные традиции в воспитании детей. 10. Семейные традиции в воспитании детей.

Программа для родителей детей 5-6-х классов (тематика родительских собраний) 1. Концепция модернизация образования до 2010 г. 2. Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах 3. Психологические особенности младших подростков 4. Адаптация – важное условие успешности в средней школе 5. Учебная и вне учебная деятельность школьников 5-х и 6-х классов 6. Законодательство о браке и семье 7. Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни 8. Профилактика употребления младшими подростками ПАВ 9. Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков 10. Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов 11. Консультации и помощь специалистов

Программа для родителей детей 7-8-х классов (тематика родительских собраний) 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования 2. Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей 3. Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов 4. Общение в развитии личности ребенка 5. Формирование целей и ценностей жизни 6. Гражданское законодательство 7. Индивидуальное здоровье человека 8. Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ 9. Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х классов 10. Ответственность в детско–родительских взаимоотношениях 11. Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения.

Программа для родителей детей 9-11-х классов (тематика родительских собраний) 1. Философия образования 2. Знакомство с профилактическими программами, действующими для школьников 3. Психологические особенности старшеклассников 4. Самоопределение – основа успеха в жизни 5. Формирование духовно – нравственных ценностей личности 6. Уголовное законодательство 7. ЗОЖ – должен стать нормой каждой семьи 8. Стратегии копинг – поведения в профилактике употребления ПАВ 9. Портрет успешного человека 10. Как помочь самому себе 11. Ток – шоу: Развитие позитивного восприятия картины мира

Программа для родителей детей 1-4-х классов (для педагогов-психологов) 1. Психологические особенности младшего школьника 2. Учимся общаться с младшим школьником 3. Трудности в обучении: как помочь младшему школьнику 4. Ребенок дома один 5. Непослушный ребенок, трудности воспитания 6. Девиантное и делинквентное поведение младшего школьника 7. Наркомания – семейная проблема 8. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников 9. Развиваем способности ребенка 10. Психологическое здоровье в условиях семьи

Программа для родителей детей 5-8-х классов (для педагогов-психологов) 1. Учимся мыслить критически 2. Учимся понимать подростка 3. Учимся помогать подростку 4. Подросток дома один 5. Непослушный подросток, трудности воспитания 6. Девиантное и делинквентное поведение 7. Созависимость 8. Профилактика аддиктивного поведения 9. Мой ребенок лучше всех…! 10. Семейные ценности, традиции

Программа для родителей детей 9-11-х классов (для педагогов-психологов) 1. Социализация подростка 2. Подросток и его друзья 3. Любовь и дружба подростка 4. Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка 5. Конфликты в семье 6. Семья и созависимость 7. Преодолеваем трудности вместе 8. Профилактика аддиктивного поведения 9. Ответственность и свобода подростка 10. Путь к успеху

Для внедрения Программы «Путь к успеху» необходимо: 1. Пройти обучение пед.коллектива (семинары) 2. Создать рабочую группу по внедрению Программы 3. Адаптировать Программу к школе 4. Адаптировать программы к классу 5. Спланировать работу школы по Программе 6. Спланировать работу классных руководителей 7. Спланировать работу педагогов-психологов 8. Спланировать внедрение Программы: провести анкетирование родителей на первых занятиях (анкета-вход), провести анкетирование родителей на последних занятиях (анкета-выход) 9. Сделать отчет-анализ результатов внедрения Программы в школе для ГОУ г. Казани.