1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ.
Advertisements

Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Проект «Государственный образовательный стандарт общего образования.
ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Здоровьесберегающие возможности организации обучения как важный фактор формирования уклада жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Министерство образования Пермского края Дмитрий Николаевич Жадаев консультант отдела.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального.
1 СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ академик РАН и РАМН А.А. БАРАНОВ член-корреспондент.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
«О состоянии образовательных учреждений в Московской области» Начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по.
«Моделирование предметной развивающей среды в свете требований ФГТ» Приказ Министерства образования и науки РФ 2151 от года « Об утверждении.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
О результатах внедрения оздоровительных технологий в образовательных учреждениях и детских поликлиниках муниципальных образований Московской области Консультант.
Транксрипт:

1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В.Р. Кучма 5 октября 2007 года

2 Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» Принята на 55-й Сессии Европейского регионального комитета ВОЗ Принята на 55-й Сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (Бухарест, Румыния, сентября 2005 г.)

3 Введение Почему дети заслуживают особого внимания? Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия. Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.

4 Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться о собственном здоровье. Требования к содержанию результатов общего образования

5 В этой связи была поставлена задача: обосновать гигиенические требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья младших школьников обосновать гигиенические требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья младших школьников в процессе их освоения.

6 Общая заболеваемость (по обращаемости) детей (0-14 лет) и подростков (15-17 лет) (в расчете на 100 тыс. детей и подростков)

7 Всероссийская диспансеризация детей 2002 года позволила получить ряд характеристик состояния здоровья детей на основе существенных дополнений, включенных в протокол диспансерного обследования. На момент завершения диспансеризации было осмотрено 29,9 млн. детей (94, 6%) Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями: Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%. Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%. По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия: По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся, в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%, в военных училищах – у 33,4%. в военных училищах – у 33,4%.

8 Изменения показателей патологической пораженности школьников в зависимости от класса

9 Общая патологическая пораженность учащихся массовых школ по данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН ( на 1000 обследованных) Возраст/ классы 7-9 лет (1-3 классы) лет (5-8 классы) лет (9-11 классы) Функциональныеотклонения2349,22751,92472,5 Хронические заболевания 554,51271,91149,8 Общая патологическая пораженность2903,74023,83622,3

10 Общая патологическая пораженность учащихся 9-11 классов гимназий и лицеев (по данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН ( на 1000 обследованных) ПОЛЮношиДевушки Оба пола Функциональн ые отклонения 2534,092685,392610,17 Хронические заболевания 1386,361247,191316,38 Общая патологическа я пораженность 3920,453932,583926,55

11 Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются периоды обучения в 1-х, 5-8-х и старших классах. 5-8-х и старших классах. В эти же периоды наблюдается и снижение умственной работоспособности.

12 Наиболее агрессивные факторы, формирующие здоровье школьников на современном этапе высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения; высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения; педагогические технологии; педагогические технологии; низкая двигательная активность; низкая двигательная активность; нерациональное питание ; нерациональное питание ; снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет). снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет).

13 Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

14

15 Структура заболеваемости детей в возрасте до 14 лет по данным углубленных профилактических осмотров

16 Распределение вариантов физического развития мальчиков 8, 9, 10 лет

17

18 Характеристика показателей функционального состояния организма и режима дня младших школьников в зависимости от недельного объема учебной нагрузки

19 Реакция на образовательную нагрузку 5-летних дошкольников нагрузка соответствует 5-летним детям нагрузка соответствует 6-летним детям - сильное и выраженное утомление - повышенная и высокая степень невротизации

20 Учебные нагрузки невозможно рассматривать в отрыве от педагогических технологий, спектр которых сегодня чрезвычайно высок. Они могут как усиливать, так и нивелировать влияние учебной нагрузки.

21 Программно-аппаратный комплекс оценки функциональных ресурсов учащихся Лазерный корреляционный спектрометр Спирокардиоритмограф Компьютерный измеритель движения

22 Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя

23 Варианты средового пространства

24 Динамика изменения показателей РЭГ у детей контрольных и экспериментальных классов

25 Показатели ФСО и острой заболеваемости младших школьников 16 3,0 0,65

26 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся 2-х классов в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся 2-х классов в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул

27 Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - авторитарный педагог - доброжелательный педагог

28 Образовательная среда - совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно- планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат. совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно- планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.

29 УРОВЕНЬ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 30% учреждений полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям. 30% учреждений полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В каждом восьмом (12,7%) - регистрируются грубые нарушения санитарно- эпидемиологического режима. В каждом восьмом (12,7%) - регистрируются грубые нарушения санитарно- эпидемиологического режима. В 30% учреждений – низкие уровни освещения. В 30% учреждений – низкие уровни освещения. В 22% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся. В 22% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся. В 49% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы. В 49% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы.

30 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ определены гигиенические требования по следующим позициям: размещение общеобразовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; участок и здание; участок и здание; воздушно-тепловой режим; воздушно-тепловой режим;

31 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: естественное и искусственное освещение; естественное и искусственное освещение; водоснабжение и канализация; водоснабжение и канализация; учебная мебель и её расстановка; учебная мебель и её расстановка;

32 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: организация учебного процесса; организация учебного процесса; книжные и электронные учебные издания; книжные и электронные учебные издания; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; технические средства обучения; технические средства обучения;

33 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: школьное питание; школьное питание; медицинское обеспечение; медицинское обеспечение; санитарное состояние и содержание образовательного учреждения. санитарное состояние и содержание образовательного учреждения.

34 Обновление гигиенических требований Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязана с теми инновационными технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки. Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязана с теми инновационными технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки.

35 Обновление гигиенических требований Разработана методики по оценке здоровьсберегающей деятельностиобразовательного учреждения, результаты которой позволят судить об адекватности организации учебного процесса функциональным возможностям учащихся. Разработана методики по оценке здоровьсберегающей деятельностиобразовательного учреждения, результаты которой позволят судить об адекватности организации учебного процесса функциональным возможностям учащихся.

36 Уточнение гигиенических регламентов использования персональных компьютеров Обновление компьютерного парка. Обновление компьютерного парка. Использование интерактивных технологий. Использование интерактивных технологий. Обоснование гигиенических требований к современным дисплеям. Обоснование гигиенических требований к современным дисплеям. Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий. Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий.

37 Значимости факторов эргономической безопасности рабочего места школьника Искусственное освещение Естественное освещение Объемно- планировочные решения Специфика работы с ПК Вибрационно акустический режим Электромагнитные поля Микроклимат Воздушная среда

38 Функциональное состояние организма детей после компьютерных занятий

39 Результаты компьютерного тестирования 20 минут непрерывной работы с ВДТ старшеклассников 15 минут непрерывной работы с ВДТ учащихся 1-3 классов

40 В настоящее время мы сталкиваемся в новыми проблемами и, прежде всего, с использованием электронных учебников

41

42 Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание. Недостаточен охват питанием (только 15-20% детей получают горячее питание в школе). Слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания, медленное внедрение новых форм организации питания школьников усугубляют негативное влияние фактора питания на здоровье детей.

43 Основные направления развития школьного питания Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Индустриализация школьного и дошкольного питания. Индустриализация школьного и дошкольного питания. Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений. Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.

44 Сложности в реализации профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием и слабой материально- технической базой медицинских кабинетов. Сложности в реализации профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием и слабой материально- технической базой медицинских кабинетов. В 67% массовых школ Российской Федерации отсутствуют процедурные кабинеты и кабинеты зубных врачей, а также оборудование, необходимое для проведения профилактических осмотров, оздоровления и реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированные СанПиНом , имеются только в 51% школ.

45 ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ оптимизация школьной среды; оптимизация школьной среды; образование детей в сфере здоровья; образование детей в сфере здоровья; оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников; оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников; психологическое и социальное консультирование; психологическое и социальное консультирование; собственно медицинское обеспечение детей в школе; собственно медицинское обеспечение детей в школе; повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей; повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей; работа с семьей и общественностью микрорайона. работа с семьей и общественностью микрорайона.

46 ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ от 24 апреля 2007 г. 18 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (Фурсенко А.А., Зурабов М.Ю. Дворкович А.В.)

47 ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ от 24 апреля 2007 г В целях достижения соответствия общеобразовательнных учреждений санитарно- гигиеническим нормам и правилам рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в срок до 1 сентября 2007 г. принять программы совершенствования организаци и питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях на годы, предусмотрев необходимые объем их финансирования и обратив особое внимание на учас тие в их реализации отечественных сельхозпроизводителей.

48 ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ от 24 апреля 2007 г Минздравсоцразвития России (Зурабову М.Ю.): - разработать квалификационные требования для медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение учащихся в общеобразовательных учреждениях; - утвердить перечень профилактических мероприятий и методические рекомендации по их применению, обязательные к использованию медицинским персоналом, осуществляющим медицинское обеспечение в общеобразовательных учреждениях; Срок – 15 сентября 2007 г.

49 ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ от 24 апреля 2007 г Минздравсоцразвития России (Зурабову М.Ю.): - разработать соответствующие программы по повышению квалификации указанных специалистов; - разработать с участием Минобрнауки России (Фурсенко А.А.) стандарты оснащений медицинских кабинетов с учетом численности учащихся в общеобразовательных учреждениях и их удаленности от медицинских учреждений. Срок – 15 сентября 2007 г.

50 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН Главный детский специалист-эксперт по профилактической и оздоровительной работе Минздравсоцразвития России доктор медицинских наук, профессор Адрес: , Москва, Казенный пер., 5 Телефон/факс: (495) Internet: