В поисках человека «с солнцем в крови». Обобщение изученного по раннему творчеству М. Горького. Задачи: 1.Показать зависимость появления в творчестве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Буревестник революции Буревестник революции Максим Горький (А.М.Пешков) 1868 – 1936 г.г.
Advertisements

Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Романтизм Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт,
Алексей Максимович Горький( Г). Буря!.. Скоро грянет буря!.. Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата,
Портреты эпохи Просвещения Портреты эпохи Просвещения.
Легенда о Данко (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль») В жизни всегда есть место подвигу…
На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно.
«Что сделаю я для людей?» Нравственно-философский смысл «Легенды о Данко» М. Горького («Старуха Изергиль»)
Урок- игра по творчеству М.Горького. «Знаете ли вы творчество М. Горького?»
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Превосходная должность – быть на земле человеком. Максим Горький.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
ЛАРРА И ДАНКО: жестокий эгоизм и подвиг во имя людей «Каждый сам себе судьба!..» (М. Горький)
Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.
Дискуссия М.Горький «Старуха Изергиль». Цель урока. 1.Знакомство с особенностями уроков-дискуссий; 2. Вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения;
Основы духовно–нравственной культуры народов России учебник для 5-го класса Светская этика СТРОИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ © ООО «Баласс», 2012.
Классный час на тему: Классный час на тему: « Добро должно быть с кулаками: так ли это?» « Добро должно быть с кулаками: так ли это?»
Воспитатель: Казакова Наталья Владимировна Проект.
Транксрипт:

В поисках человека «с солнцем в крови»

Обобщение изученного по раннему творчеству М. Горького. Задачи: 1.Показать зависимость появления в творчестве Горького в 90-е годы XIX века двух типов рассказов от общественно-политического развития России. 2. Выявить отличительные особенности романтизма М. Горького, учитывая его авторский идеал того времени. 3. Оценить степень актуальности раннего творчества для современной жизни.

«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - всё! Он создал даже бога»

Человек «с солнцем в крови», --- Но кто он? И почему именно он есть спасение? И, что более важно, всегда ли он - спасение? - К каким выводам пришел М. Горький в своем раннем творчестве и что можно сказать об этом с позиции сегодняшнего дня?

Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-х годов XIX в. по 1905 год. В основном в эти годы в творчестве писателя преобладает жанр рассказа. - Почему? Что за время - рубеж веков? Рубеж веков, как переходный период, рождает глобальные проблемы нравственно-философского плана о жизни и смерти, о любви, о добре и зле и подобные. в этот период жанр рассказа дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях.

Рассказы М. Горького. 1. Ранние романтические: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (наиболее известные); 2. Реалистические: «Челкаш», «Коновалов», «Дед Архип и Ленька», «Двадцать шесть и одна» и др.

1.Реалистические рассказы. Тема босячества становится достаточно традиционной. Традиционна и оценка босяка: «Человек, дошедший до последней степени материального и духовного обнищания». - Какова жизнь в изображении М. Горького в реалистических рассказах? (рассказах о босяках)

М. Горький ставит своеобразный эксперимент: в условия реальной социальной среды «помещает» положительного, романтизированного героя. - Как вы думаете, с какой целью?

Романтический герой, как правило, - исключительная личность, свободолюбивая, вступающая в борьбу с обстоятельствами жизни, бунтующая в одиночку.

Но у Горького мы находим и другую сторону: эти люди наделены чувством собственного достоинства, они способны на добрые, разумные побуждения (чтение книг, попытка решить даже философские вопросы о смысле человеческого бытия), поэтому символичен их постоянный взгляд в небо, на звёзды. Но жизнь все равно берёт свое, приводя героев к трагической развязке.. С одной стороны, «приступы удручающей, коверкающей душу скуки и тоски», «подлое состояние», проявляющееся в несогласии с самим собой, ожесточение против окружающих, рождающее взаимную ненависть и разобщение людей.

Вывод. Герой оказывается побежденным средой. Стремление к полнокровной, счастливой жизни остается неосуществленным. В этом и драма личности, и - высота ее потенциальных возможностей. Поэтому, несмотря на положительные начала босяка, Горький не определяет его как человека «с солнцем в крови».

Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого…чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучш красивее… М. Горький Почему автор требует героического? От кого требует? Кто способен на это? Предлагает ли такого героя сама жизнь?

Так кто же он, человек «с солнцем в крови»? Вывод. Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их слабости, никчёмности (в отличие от классического романтического героя). Подвиг Данко - желание рассеять тьму страха, трусости людей. В романтических героях воплощены духовный порыв, жажда добра, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

- Можно ли данный эпиграф отнести к Данко? Умрешь не даром: дело прочно, Когда по ним струится кровь. Н. Некрасов. Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.

Время таких героев, как Данко, еще не настало, говорит этими строками Горький. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству.

-Можно ли «тьму души» человека (людей) «осветить снаружи»? -Всегда ли нужна жертва? : «Не может быть счастливым общество, построенное хотя бы на одной слезинке ребенка». (Ф.М. Достоевский) -Как можно спасти людей без жертв? Кто может это сделать? -«Кто может быть спасителем людей?»

Писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни ХХ века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, к самопожертвованию и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении. Сегодня проблемы, поставленные в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.