Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Часть 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Advertisements

Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Развитие инфраструктуры системы оценки качества образования Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., профессор кафедры управления, экономики и права в образовании.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
Современные подходы к оценке качества ОУ, ДОУ, муниципальной образовательной системы Н.Г. Корнещук, д.п.н., доцент директор Южно-Уральского центра мониторинга.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Качественный анализ результатов воспитания как условие эффективного управления воспитательным процессом. Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических.
Показатели качества образования. Оценка качества образования – познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени.
Транксрипт:

Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Часть 1

Стратегическая цель государственной политики в области образования Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ ФЦПРО

Основные понятия менеджмента качества образования - 1 Качество – соответствие продукции или услуг определенным требованиям ( употребляется в быту ). Качество – одна из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества ( Российская Академия проблем качества ). Качество – непосредственная характеристика непосредственного бытия ( философия ). Качество – результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости ( экономическая теория ). Качество – соответствие требованиям ( Ф. Кроссби ). Качество – соответствие назначению ( Дж. Дуран ). Качество – удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене ( Дж. Харрингтон ). Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности ( Международная организация по стандартизации - ISO). ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВО – это …

" Определяйте значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений ". Рене Декарт Философская Наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого Производственная То или иное свойство, достоинство, степень пригодности чего - либо для использования Основные понятия менеджмента качества образования - 2 ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ « КАЧЕСТВО »

качество процесса качество целей качество условий качество результатов Основные понятия менеджмента качества образования - 3 ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ « КАЧЕСТВО »

Условийобразовательнойдеятельности Содержанияобразования Соответствие : Целей и результатов требованиям заказчиков целям и познавательным возможностям учащихся требованиям сохранения здоровья и обеспечения комфорта Основные понятия менеджмента качества образования - 4 НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательные результаты – возможности личности, которые человек приобретает, получив образование Цена достижения результатов Основные понятия менеджмента качества образования - 5 Какие проблемы, значимые для личности и для общества, человек может решать, получив образование ? Баланс временных затрат Здоровье Эмоцио - нальные затраты

Основные понятия менеджмента качества образования Образовательные потребности обучающихся, родителей, требования государства, общества Качество образователь- ного процесса Качество ценностных установок и компетентностей обучающихся Качество образовательных программ Качество ресурсов для реализации образователь- ных программ

Система Менеджмент ОУВысшее руководство ОУ Система менеджмента Гарантии качества в образовании Политика в области качества Система качества ОУ Планирова - ние качества Управление качеством Обеспечение качества Улучшение качества Оценка качества РезультативностьЭффективность Основные понятия менеджмента качества образования - 7

Система Менеджмент ОУВысшее руководство ОУ Система менеджмента Гарантии качества в образовании Политика в области качества Система качества ОУ Планирова - ние качества Управление качеством Обеспечение качества Улучшение качества Оценка качества РезультативностьЭффективность Основные понятия менеджмента качества образования - 7 Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов Скоординированная деятельность по руководству и управлению ОУ Лицо ( группа лиц ), осуществляющее управление организацией на высшем уровне Система для разработки политики и целей и достижения этих целей Все виды скоординированной деятельности, направленные на выполнение требований к качеству Общие намерения и направления деятельности ОУ в области качества, официально сформулированные высшим руководством Система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей Деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования Методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования Деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены Деятельность ОУ, направленная на улучшение способности выполнить требования к качеству образования Подтверждение того, что требования к качеству выполнены ( или не выполнены ) Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов Связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами

1 Гуманистический подход к управлению: Результаты образования невозможно определить, а следовательно - оценить 2 Технократический подход к управлению: Все результаты образования должны быть конкретно определены, а следовательно - оценены Современные тенденции в оценке качества образования

PIRLS Progress in International Reading Literacy Study Международное исследование прогресса в области грамотности чтенияTIMSS Trends in Mathematics and Science Study Международное исследование тенденций в математическом и естественнонаучном образовании PISA Programme for International Student Assessment Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Международные сравнительные исследования качества общего образования

самые высокие результаты В 2006 году российские школьники 4-х классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. Распределение учащихся 4 класса по уровню учебных достижений по чтению (PIRLS-2006)

В России в основной школе процент учащихся, имеющих продвинутый уровень образовательных достижений и по математике, и по естествознанию, ниже, чем в начальной школе. В лидирующих странах процент учащихся, достигших продвинутого уровня подготовки, практически не меняется при переходе учащихся из начальной в основную школу. Распределение учащихся 4-х и 8-х классов по уровням учебных достижений по математике и естествознанию (TIMSS-2007)

В исследовании PISA оценивается способность выпускников основной школы (учащихся в возрасте 15 лет) применять полученные в школе знания и умения в личностно и социально значимых ситуациях, выходящих за пределы чисто учебных. Оцениваются: читательская компетентность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. По результатам исследования PISA выявлено, что российские учащиеся 15- летнего возраста, заканчивая основную школу, значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира. Результаты российских школьников в обследовании PISA

Место России (из 57 стран) в 2006 г. Читательская компетентность 37–40 Математическая грамотность 32–36 Естественнонаучная грамотность 33–38 Доля учащихся, показывающих самый высокий уровень 0,5–1,7% Преобладают знания о предмете и слабо представлены знания о методах познания, развитии науки и ее роли в жизни общества; При изучении нового материала доминирует стратегия запоминания, а не активная работа с учебным материалом; Низок уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных. Результаты российских школьников в обследовании PISA

МатематикаЧтениеЕстествознание Результаты по всем направлениям исследования PISA

Затруднения российских школьников Задания на материале из разных предметных областей (на интеграцию разнообразных знаний, использование общеучебных умений) Задания из неопределенной области знаний Задания с недостающей или с избыточной информацией Задания, требующие разных форм записи ответа в одной работе Задания комплексные или структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов В чём затруднения российских школьников? Задания большого объема текстовой информации, или информации в невербальном виде Задания большого объема текстовой информации, или информации в невербальном виде

Обеспечивая учащихся предметными знаниями, российская система образования не способствует освоению функциональных знаний ( компетентностей ) Выводы из международного сопоставительного обследования

Россия вкладывает в образование средства, недостаточные для интенсификации развития образования и превращения его в важнейший фактор модернизации экономики Выводы из международного сопоставительного обследования

1.Изменение подхода к качеству образования. 2.Комплексное рассмотрение проблем управления качеством образования. 3.Рациональное использование элементов системы оценки качества. 4.Использование многоуровневого системного моделирования при планировании исследований качества образования. 5.Более широкое понимание образовательных достижений. 6.Проведение широкомасштабных мониторингов качества образования. образовательные достижения; динамика образовательных достижений; отношение к занятиям; ключевые (внепредметные) компетентности; удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе; дальнейшее образование и карьера выпускника Основные тенденции в сфере обеспечения качества образования - 1

Основные тенденции в сфере обеспечения качества образования Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования. 8.Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ. 9.Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества. 10.Перенос внимания с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса в сторону внутренней самооценки ОУ. Перенос ответственности за качество и оценку качества в ОУ.

Общероссийская система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты. Общероссийская система оценки качества образования

Цели ОСОКО Определение степени реализации приоритетных задач системы образования страны и направлений его дальнейшего развития путем разработки и внедрения системы показателей Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений Обеспечение единого образовательного пространства Принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования Обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения

Задачи ОСОКО получение объективной информации о функционировании системы образования, необходимой для обеспечения прав граждан страны в получении полноценного образования; выявление соответствия предлагаемых на рынке образовательных услуг установленным государственным общеобязательным стандартам образования; поддержание устойчивого развития образовательной системы; установление отчетности образовательных учреждений перед государством, обществом и его гражданами; оценка реализации инновационных введений в образовании; сравнение качества образовательных услуг организаций образования

образовательные программы Объекты ОСОКО органы управления образованием организации образования осуществляемые в этих организациях процессы результаты деятельности индивидуальные достижения обучащихся

Субъекты ОСОКО органы управления образованием ИПКРО; ИРО РЦОИ; ИАЦ образовательные учреждения образовательные ассоциации попечительские и управляющие советы службы обрнадзора организации, представляющие интересы потребителей образовательных услуг

Уровни оценки 1.Индивидуальный уровень 2. Уровень организации образования 3. Муниципальный уровень 4. Региональный уровень 5. Уровень образовательной системы страны 6. Международный уровень

Международные исследования в области качества образования: PISA TIMSS PIRLS CIVIC LES SITES и др. международные предметные олимпиады Международный позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей Уровни оценки качества образования

ЕГЭ, мониторинговые исследования Федеральный Цели: 1.Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки обучающихся по предметам федерального компонента базисного учебного плана 2.Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России 3.Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников Уровни оценки качества образования

Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры Региональный Цели: 1.Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования; 2.Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям; 3.Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ; 4.Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов; 5.Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы Уровни оценки качества образования

Направления мониторинговой деятельности школы Локальный Состояние здоровья обучающихся; Уровень воспитанности обучающихся; Уровень воспитанности обучающихся; Качество образования в целом; по Качество образования в целом; по предметам/направлениям; по педагогам; предметам/направлениям; по педагогам; Участие родителей в делах ОУ; Участие родителей в делах ОУ; Мнение родителей, обучающихся о работе Мнение родителей, обучающихся о работе ОУ, качестве образования; ОУ, качестве образования; Эффективность управленческой Эффективность управленческой деятельности и методической работы деятельности и методической работы Уровни оценки качества образования

лицензирование аккредитация стандартизированныеиспытания рейтинги инспектированиеаттестация Основные процедуры ОСОКО

комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогического работника процедура комплексной оценки готовности ОУ к реализации определенных образовательных программ, а также оценка соответствия уровня подготовки выпускников требованию государственного образовательного стандарта Основные процедуры ОСОКО

является механизмом оценки качества образования 1 В направлении развития образовательных программ В направлении формирования и развития сети ОУ способствует развитию учреждения 2 дает информацию о состоянии и резервах учреждения 3 обеспечивает объективную основу принятия управленческих решений: 4 Значение аттестационных процедур

Положение о системе оценки качества образования на территории Костромской области (Приказ ДОН 705 от ) Положение о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования (Приказ ДОН 1452 от ) Положение о порядке оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области (Приказ ДОН 2249 от ) Положения о порядке оценки качества образовательных программ, качества организации образовательного процесса и обеспеченности ресурсами общеобразовательных учреждений Костромской области (Приказ ДОН 894 от ) Об организации информационно-технологического обеспечения системы оценки качества образования (Приказ ДОН 854 от ) О проведении оценки качества общего образования на территории Костромской области в 2011 году (Приказ ДОН 866 от ) Региональная нормативная база Система оценки качества образования Костромской области

Цели деятельности СОКО Костромской области Осуществление оценки качества образования в подведомственной территории как основы принятия управленческих решений Использование оценки качества образования как механизм влияния на реализацию приоритетных направлений развития региональной системы образования Система оценки качества образования Костромской области Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

формирование единого концептуально-методологического понимания подходов к оценке качества образования и к его измерению; определение содержания и форматов собираемой информации о состоянии качества образования в Костромской области; организация и сопровождение процедур получения и распространения информации о состоянии качества образования Костромской области; определение степени соответствия качества образования в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям социума, потребителей образовательных услуг; повышение объективности оценки образовательных достижений обучающихся; внедрение современных технологий оценки качества образования, в том числе инструментов и механизмов общественно- профессиональной экспертизы. Задачи системы оценки качества образования Костромской области

ДОН КО ГУ КО « Информационно - аналитический центр » ОГБОУ ДПО « Костромской областной институт развития образования » Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования Муниципальные методические службы ( кабинеты, центры ) Образовательные учреждения Общественные организации Организационная структура СОКО Костромской области

Статистические наблюдения; Тестирование; Анкетирование; Экспертное оценивание; Проведение специальных мониторинговых исследований; Контрольные и другие квалификационные работы по КИМ Методы, используемые при проведении оценки качества

Объекты оценивания 1) учебные и внеучебные достижения обучающихся 2) образовательные программы, определяющие содержание образования различного уровня и направленности 3)образовательные организации (организация образовательного процесса) 4)образовательные системы (обеспеченность ресурсами) Уровни оценивания индивидуальный уровень обучающегося уровень педагогического работника уровень образовательного учреждения муниципальный уровень региональный уровень Комплекс индикаторов (показателей) имеет структуру матрицы и предполагает оценивание по объектам и по уровням:

ОБЪЕКТ: Индивидуальные (учебные и внеучебные) достижения обучающихся Уровень сформированности компетентностей ( предметных, надпредметных, ключевых ). Уровень сформированности самоопределения. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней и направлений. Уровень социальной и творческой активности ( участие в социальных проектах, общественных и творческих организациях, самоуправлении и т. п.). Средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике. Доля учащихся, достигших базового ( обязательного ) уровня требований государственных образовательных стандартов по преподаваемому предмету. Доля выпускников, поступивших на бюджетные отделения высших учебных заведений. Сохранение физического и психического здоровья. Доля выпускников, получивших аттестат об образовании особого образца. Доля выпускников, продолживших обучение на следующем уровне или приступивших к трудовой деятельности.

ОБЪЕКТ: Образовательные программы Доля обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы по индивидуальным учебным планам Наличие лицензионного программного обеспечения Укомплектованность библиотеки учебно - методическими комплексами по всем предметам основной образовательной программы Наличие электронных ( цифровых ) образовательных ресурсов по всем предметам основной образовательной программы Безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам открытого доступа Выполнение образовательных программ по предметам по итогам учебного года

Возможность / наличие выбора формы обучения Освоение и применение УМК нового поколения Освоение и применение электронных ( цифровых ) образовательных ресурсов Освоение и эффективное применение современных педагогических технологий Сохранение контингента учеников, успешно усвоивших учебные программы при переходе на новую ступень образования Доступность дополнительного образования Соответствие организации учебного процесса требованиям СанПиН ОБЪЕКТ: Образовательные организации (процесс)

Результаты участия педагогов в проф. конкурсах Трудоемкость выполняемой педагогами работы Аттестация педагогических и руководящих работников Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Уровень травматизма Случаи пищевых отравлений Нарушения систем жизнеобеспечения Уровень дисциплины Охрана учреждения Доступность квалифицированной медицинской помощи Наличие инфраструктуры, поддерживающей здоровье Укомплектованность педагогическими кадрами Наличие у администрации управленческой подготовки ОБЪЕКТ: Образовательная система (ресурсы)

Объекты оценки качества образования Перечень индикаторов (показателей) Методика расчета Источ- ники информа- ции Уровни оценивания Индивидуальн ый уровень обучающегося Уровень педагогическо го работника Уровень ОУ Муниципальн ый уровень Региональный уровень 1.Учебные и внеучебные достижения обучающихся Уровень сформированности компетентностей учащихся (предметных, надпредметных, ключевых). + Уровень сформированности самоопределения учащихся (ценностного, личностного, профессионального). + Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней и направлений Номенклатура индикаторов (показателей) оценки качества образования Костромской области (фрагмент)

пример Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней и направлений. Количество победителей предметных олимпиад (П) разделить на количество учащихся соответствующих классов, осваивающих данный предмет (У). Сосчитать отдельно для победителей муниц., рег. и федеральных олимпиад. Результат для региональных олимпиад умножить на коэффициент 2, а для федеральных – на коэффициент 3. Баллы сложить. П мун /У мун + (П рег /У рег )х2 + (П фед /У фед )х3 Перечень индикаторов (показателей) Методика расчетаФормула Данные расчета Балл Методика расчета ОУ индикаторов (показателей) оценки качества образования Костромской области