1) Биография М. Акмуллы 2) Творчество М. Акмуллы 3) Особенности произведений М. Акмуллы 4) Шежере М. Акмуллы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа ученицы 6А класса МБОУСОШ2с.Аскино Ганиевой Эльзы.
Advertisements

Творческая работа «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы».
Мифтахетдин Акмулла. Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк,
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Приготовила и оформила ученица 8 А класса Лицея 58 Чурина Ольга.
Мифтахетдин Акмулла Жизнь и Творчество. Начало Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин А ҡ мулла; настоящее имя Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк.Мифтахетдин.
Презентация на тему Творчество М. Акмуллы. Постыдно жить невеждою убогим, Постыдно жить невеждою убогим, Уподобив себя четвероногим. Уподобив себя четвероногим.
Выполнила: Лутфуллина А.И., ученица 11 «Б» класса МБОУ СОШ 2 с. Аскино Руководитель: Фатхутдинова Вилена Фавзатовна.
Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Отец.
Наш Акмулла Мифтахетдин Акмулла МБОУ СОШ с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Выполнил : Ученик 8 класса МБОУ СОШ.
Жизнь и творчество Акмуллы Выполнила:Садыкова Ляйсан Ученица 9А класса Башкирской гимназии 140.
Исследовательская работа На тему «История жизни М.Акмуллы». Выполнили обучающиеся 9Б класса, члены кружка «Юный краевед» Иванова Людмила и Давыдов Никита.
«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья,
Тема: «Потомки великого поэта и просветителя – Мифтахетдина Акмуллы». Выполнила: Ишбулдина Алсу Айдаровна, ученица 9 класса, МБОУ СОШ с.Тятер- Арасланово.
«Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость - обучение. Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья,
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
«Наш Акмулла» Ученица 8 «а» класса СОШ 1 г. Октябрьский Хазеева А. С.
Мифтахетдин Акмулла Сэсэн, просветитель, сын народа Сэсэн, просветитель, сын народа Выполнила: Минязова Ляйсан Рустемовна ученица 11 класса МОБУ СОШ с.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег Выдающийся немецкий педагог
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Полное имя Акмуллы Мифтахетдин Камалетдинович Искужи Ишбулдин Мустафа Мифтахетдинов.
Транксрипт:

1) Биография М. Акмуллы 2) Творчество М. Акмуллы 3) Особенности произведений М. Акмуллы 4) Шежере М. Акмуллы

Он родился 11 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Белебеевского уезда ( в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан ). В бассейне реки Дема проживали башкиры рода мин. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль - Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта - суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах : учил детей, занимался различными ремеслами ( плотничал ), прославился как талантливый поэт - импровизатор. Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин - отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят. После этого его часто видели на юге Башкирии... Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них казахский бай Батуч Исянгильдин оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений : « Место мое в зиндане » (« Мә ҡ анем минем зиндан ») и др. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса. Назад

Далее

Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу. Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!". Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои". Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы "центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения". В стихотворении Акмуллы "Назидания" проявились "необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек". Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Тукай, Гафури, Бабич, Даут Юлтый и Сайфи Кудаш и др. Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера- плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия "Памяти Шихабутдина Маджани" была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество. Выдающийся мыслитель и педагог XIX века Педагогический Журнал Башкортостана А.Х.Вильданов Развитие культуры и общественной мысли в Башкортостане в XIX веке, особенно во второй половине, шло в жестокой идейной борьбе просхоластики, религиозного фанатизма и феодальной мистики, в процессе которой закладывались основы башкирской национальной литературы, возникла более или менее цельная литературная система - составляющая часть национальной культуры башкирского народа. На самых передовых позициях этой борьбы неизменно выступали просветители - неутомимые глашатаи идей обновления во всех сферах общественно-политической, социально-исторической и культурной жизни народа. В фарватере этого движения, практически на всем его протяжении, находится фигура Мифтахетдина Акмуллы, выдающегося поэта- просветителя, сесена-скитальца, передового мыслителя и педагога, чей поэтический талант до сих пор продолжает будоражить умы и сердца любителей прекрасного, чьи жизнь и творчество всегда будут оставаться ярким примером беззаветного служения народу. Всю свою сознательную жизнь Мифтахетдин Акмулла провел в скитаниях по башкирским яйлау, бескрайним казахским степям. Он «жил среди башкир, татар, казахов, был их большим другом и пламенным просветителем. Как бы сообразуя свое поэтическое творчество с жизнью народа, с кочевническим укладом башкир и казахов, Акмулла творил, разъезжая по странам, городам, деревням и многочисленным яйлау». Истоки этой духовной близости берут свое начало в той среде и атмосфере, в которой прошли детские и отроческие годы поэта. Несчастным сиротой у мачехи я рос, Голодный и худой, я столько перенес! В рубашку грязную, дырявую одет, Я рвался к грамоте, пролил много слез! (Перевод С.Липкина) Так вспоминает Акмулла о своем детстве. Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетди-ном в большой семье отца, под «кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять свое человеческое достоинство. «Палочное воспитание» продолжается и в медресе. А он в разные годы учился и в Анясовском, и в Мене-узтамакском, и в знаменитом в то время Стерлибашевском медресе. Крайне убогое состояние учебного процесса, бессмысленная зубрежка религиозных канонов, разделов из Корана, назойливые назидания невежественных мулл пробуждают в нем протест, который выразился первоначально в таких примитивных формах, как всякого рода проказы против богатых ша-кирдов и мулл, как демонстративный побег из медресе. Однако «буйный... безумный характер» (Д.Каскынбаев) Акмуллы, его идеалы, бунтарский дух и поэтическая натура остались недоступными ни окружающим блюстителям канонов шариата, ни даже его родному отцу Камалетдину (как позднее писал поэт в своем письме к нему, откуда знать недотепам мужское дело?), человеку своенравному и жестокому, строившему взаимоотношения членов семьи на патриархально- феодальный лад. И схоластические порядки в медресе не сумели воспитать в Акмулле религиозный фанатизм, а наоборот, пробудили в нем ненависть ко всему косному: успевший познать облагораживающую силу знаний Акмулла окончательно убеждается в мысли о несовместимости ее с невежеством. ДалееНазад

Откровенно пренебрежительное отношение к блюстителям канонов шариата, к представителям мусульманского духовенства Акмулла сохранил на всю жизнь. Разумеется, и его противники старались не оставаться в долгу, - в свою очередь, тоже не упускали момента, чтобы как-то опозорить, очернить Акмуллу в глазах народа, унизить его. Известен такой факт: у Акмуллы было произведение, посвященное Ходже Насретдину (к сожалению, до нас не дошедшее). Видимо, поэт тепло отзывался о Ходже. На одном из меджлисов, где присутствовал и Акмулла, муллы и ишаны, с умным видом показывая на него пальцем, говорили: «Посмотрите, люди, этот мулла восхваляет красноголового богоотступника (то есть, Ходжу Насретдина - А.В.), видно, этот Акмулла сам красноголовый» - и наклеили на него крлык - прозвище «красноголовый». Шакирд Акмулла Хасан Гали пишет, что «некоторые имамы Троицка, недолюбливая Акмуллу, сплетничали за его спиной», и приводит текст стихотворения «Слово поэта», написанного Акмуллой в ответ на эти сплетни. «Реакционные служители ислама издавна враждебно относились к искусству и поэзии, - пишет А.Харисов. - Тем большую ненависть возбуждала в них поэзия Акмуллы, который обвинял их в невежестве и тупости, стяжательстве и лицемерии». Мы любим важничать, мы не забудем В чалме высокой показаться людям. По роскоши чалмы, саней, одежды Как часто мы о человеке судим! В почете там, где мрак царит глубокий, Большой живет, упитанные щеки, Мулла и волостной правитель вместе Дают глупцам надменности уроки. Пускай ты неуч, ты глупей барана, Надев чалму, стал знатоком Корана. Плетешь для бедняков силки, тенета, Им не уйти от твоего капкана. (Перевод С.Липкина) Однако религиозные воззрения Акмуллы сами по себе явление очень сложное, неоднозначное. Башкирской просветительской мысли, как и просветительской мысли многих других восточных народов, присуще рассмотрение культурного всеобщего обновления, прогресса в неразрывной связи с учением ислама. И Акмулла в религии видит силу, способствующую культурному развитию общества: его философские воззрения тесно переплетены с канонически- ми утверждениями Корана. Отсюда возникает точка зрения, будто бы все трудности и лишения, которые тяжким бременем лежат на плечах людей, в том числе, и самого Акмуллы, есть судьба, «написанная» на роду у каждого, и обойти ее, изменить в свою пользу не в силах ни султаны, ни императоры, не говоря уже о самых простых смертных. Поэтому основное внимание Акмуллы приковано не к самой сути ислама, а к его носителям - невежественным муллам и ишанам, неверно м только в свою пользу истолковывающим каноны ислама и шариата. По его мнению, именно они и являются элементами, тормозящими общественное и культурное развитие народа. Религиозной просвещенности человека поэт, по сути дела, отводит второстепенную роль, делая ставку на светское образование: Ты можешь тонкостей намаза не знать, Но знания ты должен пожинать. Само понятие «мулла» он отождествляет с понятием «ученый», поэтому всякий, считающий себя муллой, по его мнению, должен быть не столько сведущим в религиозных делах, сколько образованным в светских науках. Следуя за татарским реформатором Ши-габетдином Марджани, Акмулла мечтал об очищении ислама от фанатизма. Направляя весь огонь своего сарказма против невежественных мулл и ишанов, он беспощадно изобличает реакционную суть фанатического духовенства. Тот не мулла, кто с умным видом лжет, Позоря тех, кто знаниями выше. Обманывает кто - муллой тех называем, А настоящего муллу найти не просто. Сам он еще в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно-поэтическое творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси». Шакирд Акмуллы Дусмаил Каскынбаев, который после смерти учителя собирал материалы для составления его биографии, писал: «...Считая себя хорошим знатоком фарси, (Акмулла) всегда возил с собой «Маслях аль-Муттакин», «Мурад аль-Гарэфин», «Субат апь-Гажизин» суфия Аллаяра и часто склонялся над ними». Поставил пред собой я книг стопки И, преклоняя голову, смотрю я на фарси. (Перевод Р.Ахмедова) Акмулла всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. «В процессе национально-освободительного движения башкиры, татары и казахи выдвинули требование перестроить старометодные... школы в соответствии с требованиями времени, - пишет А.Еникеев, изучавший состояние народного просвещения в Башкортостане в конце XIX века. - Акмулла был первым на Урале человеком, практически осуществившим в начальной школе эти стремления... Акмулла писал свои стихи на так называемом «тюрки». Но в школе детей старался обучать на том языке, на котором они разговаривали. Например, в казахской школе преподавал по-казахски, в башкирской - по-башкирски». Все это было весьма созвучно веяниям времени. Просветители выступили с требованием провести реформу и вместо религиозно-схоластических мектебе и медресе создать школу нового типа, которая стала бы источником распространения светского образования. И, несмотря на отчаянное сопротивление приверженцев всего старого, то там, то здесь одна за другой появлялись так называемые неметодные школы. К концу XIX века они уже представляли реальную силу. В них преподавание велось не на арабском, как в старых медресе, а на тюрки, более понятном шакирдам языке; кроме богословия изучались математика, география, история, астрономия, русский, родной языки и др. Кроме всего прочего, обучение в них основывалось на совершенно новом, звуковом методе, на так называемом «ысул-джадиде» (от арабского «джадид» - новый). В отличие от букзослагательного метода, лежащего в основе обучения в религиозно-схоластических медресе, этот метод позволял шакирдам овладеть навыками чтения за короткий срок - всего за один год (тогда как в старометодных школах на это уходило от трёх до пяти лет, в зависимости от способностей обучаемого). Назад Далее

Акмулле пришлось общаться со многими людьми, с представителями различных слоев населения. Среди мулл и ученых он старался сблизиться с теми, кто отличался более прогрессивными взглядами. Все же большую часть своего времени он проводил среди бедноты, среди неимущих и обездоленных. Поэтому он прекрасно гюнимал их душевный настрой, старался, по возможности, им помочь. Куда бы ни ездил, с кем бы не встречался, Акмулла никогда и ни перед кем не стеснялся открыто выражать свои чувства, свое отношение к тому или иному жизненному вопросу или событию. Среди бедноты он был отзывчивым советчиком, критиковал отсталость, темноту, э в обществе мулл и баев умело направлял свой тонкий юмор и едкую сатиру против стяжателей, властолюбивых и эгоистичных карьеристов, против надменных баев, которые всячески старались воспрепятствовать малейшему проявлению нового, более современного и прогрессивного. Поэт всей душой на стороне обездоленных. Гневно обличая ненавистных баев, ненасытность, жажда наживы которых напоминают «мешок с прогрызенным мышами дном», он решительно отвергает привычку судить о людях по богатству и «благородным» титулам, пренебрежительно относиться к неимущим: Встречает он богатых добрым словом у ворот, Бедному же страннику дает от ворот - поворот. Все это способствовало еще более отчетливому проявлению в его поэзии мотивов борьбы за социальное освобождение: Неужто в мире правда, справедливость Всегда будут попраны, растоптаны? Придет ли и к людям бедным радость, Когда с бессердечием и знатностью будет покончено? А в строках: «Дело ли: пить кумыс, скакать на лошади? К невежеству тянет нас - не это ли? - звучит прямой укор своим сородичам за их беспечное существование, явственно проглядывает стремление объяснить отсталость народа с социально-экономических позиций, с позиций критики феодально-кочевого уклада жизни. Четырехлетнее тюремное заключение по сфабрикованному власть имущими обвинению еще более усилило социальное звучание поэзии Акмуллы. Тюремная жизнь на многое открыла ему глаза, заставила пересмотреть, переосмыслить жизненные принципы. Соглашательская концепция «протягивай ножки по одежке», религиозные мотивы и голые дидактические назидания сходят на «нет», рождаются строфы, пронизанные оптимизмом и верой в будущее: Сей мир бренный - кривой путь, извилистый, Пусть он крив, пусть и труден, но ты иди. Не вздыхай, что нет мочи, не останавливайся, Не теряй надежды на будущее. Трезвый, реалистический взгляд на жизнь, стремление к философскому осмыслению общественных явлений становятся все более определяющими мотивами: Не хвались богатством отца, И лунной красотой своего лица: Богатство отца - лишь изморозь утренняя, И луноликость твоя - лишь краска фальшивая. Вопреки всем невзгодам и преследованиям, поэт продолжал бороться; в этой борьбе крепла его духовная сила, развивался его неиссякаемый поэтический талант. Произведения этих лет составили одну из самых ярких страниц его творчества. Изображая ужасающие картины тюремного быта, он глубоко реалистически раскрывает отвратительные стороны загнивающего общества, и на этом фоне показывает борьбу, идущую в обществе между добром и злом, жестокостью и гуманностью. Подход к несправедливостям, творящимся в обществе, с социальной точки зрения еще более усиливается в произведениях, написанных в последние годы жизни поэта. Это способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию их сатирической направленности. И гибель поэта от рук наемных богачей и власть имущих, боявшихся беспощадного сарказма Акмуллы, воспринимается как естественный итог этой неровной борьбы, как трагический, завершающий аккорд социального звучания поэзии Акмуллы. Сатира Акмуллы была качественно новым явлением в башкирской литературе. Да, пожалуй, и не только в башкирской. Ни у кого из поэтов ни до, ни после него, вплоть до Г.Тукая в татарской и до Ш.Бабича - в башкирской литературе она не смогла достичь такого совершенства, такой высокой художественности, как у Акмуллы. Именно сатира и явилась одной из причин чрезвычайной популярности его стихов. А.И.Харисов справедливо утверждает, что «корни сатиры, начало художественного высмеивания в башкирской письменной литературе выходят к Акмулле», что «в литературе Поволжья и Урала до Тукая и Бабича не было поэта-сатирика, могущего заменить его. Даже в начале XX века имя Акмуллы являлось синонимом слова «смех». И выход в годах в Троицке сатирического журнала «Акмулла» был явлением не случайным». Огромна роль Акмуллы в демократизации литературного языка. Насыщенному арабизмами и фарсизмами литературному языку того времени он предпочитал живую разговорную речь народа - новое, жизненно-реальное содержание требовало соответствующей себе формы. Ведь, в самом деле, развитие искусства на демократической основе стало возможным лишь благодаря просветительской идеологии, чго, в свою очередь, не могло не наложить отпечатка на литературный язык как на главное средство выражения поэтической мысли. Большинство своих произведений, получивших впоследствии широкое распространение в устной форме, Акмулла создавал на башкирском и казахском языках. До Октябрьской революции его книги выходили в татарских изданиях на татарском языке, но и в них часто встречаются отдельные башкирские и казахские слова и словосочетания, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора. Разумеется, было бы неправомерным рассматривать это явление как ограниченность поэта. Напротив, оно лишний раз убеждает нас, насколько близок был Акмулла к реальной действительности, языку, обычаям и культурным традициям народов, среди которых вырос и провел всю свою скитальческую жизнь. Все же язык некоторых его произведений - прежде всего, од и элегий - довольно пестр, что объясняется, скорее всего, двумя объективными причинами. Во-первых, эти жанры по своему характеру требовали своеобразной напыщенности, пафоса и по-восточному возвышенного стиля изложения. Во-вторых, все они либо посвящались, либо напрямую адресовывались известным людям - ученым и высокопоставленным лицам. Но и здесь при более тщательном рассмотрении обнаруживается, что Акмулла употребляет фарсизмы или арабизмы только тогда, когда они в данном случае больше, чем слова из живого разговорного языка, способствует благозвучности стихотворных строк и стройности внутренней ритмики произведения в целом. Поэтому в его стихах «афористическая краткость, острота и художественность очень сильны - они приближаются к народным пословицам». Как отмечает татарский литературовед Х.Госман, «исторически внутренняя рифма - явление древнее в тюркоязычной поэзии, восходящее к пословицам и загадкам. А из поэтов более близкого прошлого она часто и мастерски использовалась, например, Акмуллой». По его мнению, внутренняя рифма в стихах Акмуллы безупречна и совершенна, и она нередко выполняет несколько функций. Достижение одним поэтическим приемом нескольких целей - высокой образованности, остроты и глубины мысли, мастерской отшлифованности и музыкальной звучности стиха - ставит Акмуллу в ряд выдающихся талантов своего времени. «Народность, поэтическая острота, идеальный стих -главные компоненты силы поэзии». Назад Далее

Акмулла был поистине поэтом - новатором. Его яркий талант, самобытная, полная сарказма поэзия была, по сути, первой мощной волной, ударившейся о скалы доселе неприступных, но уже одряхлевших феодальных правопорядков, религиозного фанатизма и средневековой схоластики - уродливых, архаичных форм общественных отношений. Он, Акмулла, подобно соловью, поющему перед утренней зарей, первым возвестил башкирским яйлау и казахским степям о наступлении новых времен и остался верным и неутомимым глашатаем новых идей - идей пробуждения от векового сна, идей всеобщего обновления. Поэтому его творения пронизаны страстным желанием помочь своему народу преодолеть тяготы беспросветного существования, желанием просветить его. Поэтические жемчужины этого поистине народного поэта, передаваясь из поколения в поколение и в рукописной, и особенно в устной форме, поныне служат предметом вдохновения и эстетического наслаждения. Мысли и идеи Акмуллы живы. Акмулла учил и продолжает учить уму - разуму, человечности, нравственной чистоте и совершенству. Еще многие поколения неизменно будут обращаться к нему в поисках истины, в поисках смысла жизни. Он был и остается Учителем с большой буквы на все времена. Именно поэтому он оставил неизгладимый след в духовной жизни народа. Многие известные поэты, пришедшие в литературу после Акмуллы, в своем творческом становлении испытали его благотворное влияние. Такую преемственность исследователи отмечают в творчестве великого татарского поэта Г. Тукая. А народный поэт Башкортостана М. Гафури, выдающийся поэт - сатирик Ш. Бабич, не говоря уже о менее известных поэтах начала XX века Ш. Тамъяни, Н. Юмрани и многих других, выросли и возмужали непосредственно в созданной Акмуллой поэтической школе. Далее Назад

Далее Назад

Баш6орттарым, у6ыу к1р1к, у6ыу к1р1к ! Арабы88а на8андар к9п, у6ыу 3ир1к. А57ыра айыу8ан Уралда7ы 6ур66андай, Эй,ту7анда,на8анлы6тан 6ур6ыу к1р1к ! Назад Далее

Илтифат ит : у6ыу8алыр ш1раф1тт1р, Я3иллы6тан кил1 ятыр 8ур аф1тт1р. У6ы7андар к9кт1 осор, 3ыу8а й282р, Ю6т1р унда 19ли1лек, к1рам1тт1р. Далее Назад

У6ы7ан7а был донъяла ж1л1л булыр, Харам тиг1н к9п ш1й81р х1л1л булыр. Ыры4, д19л1т шишм13ен асам ти315, ?илем-32н1р бер81н-бер 1м1л булыр. У6ы7ан7а был донъяла ж1л1л булыр, Харам тиг1н к9п ш1й81р х1л1л булыр. Ыры4, д19л1т шишм13ен асам ти315, ?илем-32н1р бер81н-бер 1м1л булыр. Далее Назад

Алты7а бер8е 6ушып, 3ан ун булмай, С171тте ал7а бороп, т2н к2н булмай. Белемлелек – ары4ландан к2сл2 батыр, Шу7а атланмай, 3ине5 т2ш25 3ис 2н булмай. ДалееНазад

1 Ишбулды ~ 2 : 1 Ишкужа ( ), указной мулла ; первая жена Шагарбану, 1783 г. р., вторая жена Хасиба, 1793 г. р. ~ 3 : 2 Фазылниса *, 1800 г. р. 4 : 2 Камалетдин *, 1805 г. р., указной имам ; первая жена Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 г. р.; вторая жена Сахиба Бакирова, 1814 г. р.; третья жена Мухадис Хибатуллина, 1825 г. р.; четвертая жена Туйхылу Тухватуллина, 1826 г. р. 5 : 2 Шамсиниса *, 1810 г. р. 6 : 2 Хуснутдин *, 1814 г. р.; жена Гульбина Азнабаева, 1829 г. р. 7 : 2 Шамситдин, 1814 г. р.; жена Фаткия Курбангалина, 1823 г. р. 8 : 2 Фахерниса, 1819 г. р. 9 : 2 Шарафетдин, 1822 г. р.; первая жена Бика Забирова, 1803 г. р., вторая жена Аскапьямал Котлобулатова, 1835 г. р. 10 : 2 Сафиза, 1823 г. р. 11 : 2 Гильман, 1836 г. р.; жена Магиуфура Сулейманова, 1838 г. р. ~ 12 : 4 Мифтахетдин * ( Акмулла ), род. 14 декабря 1831 г., умер 8 октября 1895 г. 13 : 4 Гульниса *, 1833 г. р. 14 : 4 Ахмади ****, род. 10 февраля 1855 г. 15 : 6 Мукфина, 1850 г. р. 16 : 6 Губайдулла, род. 1 ноября 1855 г. 17 : 7 Гимазитдин, 1845 г. р. 18 : 7 Ямалетдин, 1853 г. р. 19 : 7 Хаерниса, 1856 г. р. 20 : 9 Бадретдин **, род. 4 ноября 1858 г. 21 :..... Назад