Как научить ребенка читать с помощью букваря «Игробуквотека» Автор: Калинина Инна Леонидовна,
Нужно ли учить ребенка читать до поступления в школу? Да, желательно, чтобы ребенок научился читать до школы. Иначе ему трудно будет усваивать программу 1 класса.
Может ли человек без специального педагогического образования овладеть этой методикой? Да, это вполне реально. Пошаговые действия взрослых во время обучения ребенка подробнейшим образом расписаны в «Методических рекомендациях к букварю «Игробуквотека». Внимание! Из всех аналогичных учебных пособий для детей дошкольного возраста только «Игробуквотека» снабжена такими объемными комментариями.
Подходит ли букварь для групповых занятий с детьми? Да, вполне возможна организация обучения детей в группах. Научив своего ребенка, в дальнейшем можно постепенно приобретать опыт в работе с группами детей и весьма существенно пополнить семейный бюджет, проводя обучение с помощью букваря «Игробуквотека».
Методика обучения чтению разработана в соответствии с фундаментальными исследованиями профессора Егорова Т.Г. Его исследования легли в основу обучения чтению первоклассников в 50 – 60- х годах. Именно в те годы у нас были самые высокие показатели в качестве обучения и чтению, и письму. С конца 60-х годов в практике обучения стал преобладать звуковой аналитико-синтетический метод обучения, который прочно завоевал позиции в учебном процессе, несмотря на множество негативных последствий для ребенка. К сожалению, именно его в настоящее время называют «традиционным».
Какие негативные моменты можно отметить в традиционной системе обучения? Традиционный букварь в процессе обучения ставит ребенка в ситуацию, когда он должен одновременно решать несколько совершенно новых для него задач: провести звуковой анализ слова, соотнести звуки с буквами, научиться прочитывать слоги, соединять их в слова, слова в предложения и т.д. И при этом понимать прочитанное!
Какие знания нужны ребенку, чтобы осуществить все эти действия? Дети должны хорошо различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, хорошо ориентироваться в способах обозначения мягкости согласных на письме, быстро определять позицию букв в слове по отношению друг к другу. Ребенок к моменту обучения должен овладеть мыслительными операциями анализа и синтеза, которые в норме формируются у детей лишь к 8 – 12 годам.
В чем преимущества обучения по букварю «Игробуквотека»? Основное преимущество в том, что методика предусматривает такие методы и приемы работы, которые учитывают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и сводят до минимума трудности с усвоением материала.
Одно из главных преимуществ – дети последовательно в рамках каждой букварной темы преодолевают посильные трудности. 1 – ый этап. Сначала знакомятся с буквой и тренируются быстро узнавать ее во всем многообразии графического изображения. В букваре для этого предусмотрен ряд специальных упражнений.
Задания, которые позволят ребенку соотнести незнакомые символы-буквы с уже знакомыми предметами окружающей действительности, а значит, лучше запомнятся.
Задание: рассмотри рисунок и скажи, что на нем изображено. Как ты думаешь, почему художник буквы «А», «а» «посадил» в автобус, букву «С» - на слона, а «О» - на ослика.
Задание: посмотри на картинку. Догадайся, какие буквы лежат на столе. Запомни, под каким предметом. Напечатай буквы в букваре. Закрой книгу и по памяти назови, под каким предметом лежит каждая буква.
Задание: буквы «спрятались» за забором. Узнай их и напечатай в клеточках.
2 этап – учим прочитывать слоги любой сложности Это самый трудный и ответственный момент! Как помочь детям? Обучаем по подражанию! Опора на графические знаки-подсказки. Большое количество разнообразного тренировочного материала.
Упражнение «Катаемся на горке» (делаем первые шаги в чтении!). «Поднимаясь на горку», будем медленно читать буквы. Представь, что ты поднимаешься с санками на горку. Ведь трудно это делать? И читать следует так же: медленно, выделяя голосом гласные, а «спускаясь с горки», - быстро. Сначала послушай, как это буду делать я. Затем мы «покатаемся на горке» вместе, а уж потом выполнишь упражнение самостоятельно.
Упражнения: 1. «Усваиваем знаки-подсказки», 2.«Катаемся на горке», 3.«Читаем слоги с опорой на предметную картинку».
При выполнении следующего задания ты встретишься с необычными буквами. Прочитай слоги, состоящие из букв, похожих на… На что же они похожи?
3 этап – учимся читать слова и понимать прочитанное Если на втором этапе мы научим ребенка быстро узнавать слоги «в лицо» и прочитывать их без затруднений, то и при чтении слов дети не будут испытывать затруднений. Подавляющее количество упражнений в букваре рассчитано именно на тренировку умения правильно и без ошибок читать и понимать слова. В современных традиционных букварях работе со словами уделяется мало внимания. Очень быстро осуществляется переход к чтению и пониманию текстов.
На первых порах мы учим детей правильно прочитывать слова с опорой на предметную картинку (предметы даны со всеми деталями и в словах-названиях напечатаны все буквы). Этот прием облегчает ребенку процесс соединения слогов в слова.
Усложнение: ребенок должен прочитать и вставить пропущенные буквы в названия картинок.
Усложнение: даны силуэты предметов, подписи к ним не соответствуют порядку следования рисунков.
Усложнение: узнать контуры предметов, наложенных друг на друга, прочитать слова и сказать, к какому из слов нет соответствующего рисунка.
Очень эффективные упражнения: чтение слов, которые отличаются одной буквой,
а также чтение столбиков слов с одинаковыми концовками.
Упражнения на отгадывание ребусов и составление слов из букв и слогов хорошо развивают навык чтения, а также эффективно развивают фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и память.
Тренировка в прочтении «марсианских» слов и названий динозавров – залог безошибочного прочтения слов со сложной слоговой структурой.
Прочтение рифмованных слов и потешек помогает детям совершенствовать скоростные навыки чтения.
4 этап : овладеваем умением читать и понимать предложения, тексты. Этот этап самый длительный. Профессор Т.Г.Егоров считает, что процессы совершенствования навыка чтения будут идти по пути развития выразительности. Выразительное чтение, по его мнению, - самая высокая форма чтения, переходящая в искусство, и учиться этому дети будут очень и очень долго, вплоть до окончания школы.
Поэтому букварь «Игробуквотека», рассчитанный на детей дошкольного возраста, предполагает лишь начальный этап работы с текстами. Иллюстрации к ним не вполне точно отражают содержание прочитанного. Это приучает детей быть максимально внимательными, найти «ошибку художника» или ошибку в самом тексте.
Сайт Вы познакомились лишь с небольшим количеством упражнений, которые предусмотрены для обучения детей чтению с помощью букваря «Игробуквотека». Букварь – это основа, система работы с детьми. Сайт с тем же названием предполагает дополнительный материал в период первоначального формирования навыка чтения, а также для его дальнейшего совершенствования в 1-2 классе школы. Окажет помощь детям в успешном развитии навыка письма. Материалы сайта можно использовать на протяжении всего периода обучения ребенка в начальной школе.
Обратите внимание! Букварь «Игробуквотека» вы можете заказать на сайте. Тираж этого издания ограничен. Его нет в свободной продаже!
Пусть же первые шаги в мир грамотности ваш ребенок сделает легко и свободно! Удачи вам! Спасибо за внимание!