Поисковая группа 2 МОУ Большетелекской школы «Юные краеведы».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Большетелекская основная общеобразовательная школа Руководитель: Иванченко Т.Ю. Руководитель: Иванченко.
Advertisements

1915 года рождения. В войну работала на ферме: доила коров, убирала телят. Рабочий день начинался с восходом солнца, и с заходом не заканчивался: ночью.
Моя Бабушка. О героях прошедших войну на фронтах мы знаем из фильмов и книг. А о тех кто пережил её в тылу, знаем совсем немного. В 1941 моей бабушке.
Работу выполнили ученицы 8 класса Паршина Валентина Кузнецова Вероника Руководитель: Кукалёва Светлана Владимировна.
МОУ «Мугунская средняя общеобразовательная школа» Фестиваль школьных музеев Тулуна и Тулунского района. «Дети Тулуна и Тулунского района в годы Великой.
Можаева Светлана, ученица 5Б класса МБОУ СОШ 2 г. Еманжелинск Челябинской обл.
ШКОЛА И ДЕТИ В ГОДЫ ВОЙНЫ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ НАШИХ РОДНЫХ)
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Дети, пережившие войну Классный час «История края – в судьбах людей»
Щегорцева ( Соловьева ) Нина Павловна Щегорцева Нина Павловна родилась 20 декабря 1928 года в уральском городе Кирс.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Биография – это работа. До седьмого горячего пота, Биография – это, как в дар, Беспокойности сердца пожар. Пульс страны повседневно в ней слышится, Не.
Абашева Кристина о прадедушке Гагарин Вадим Александрович родился 20 декабря 1925 года в городе Лысьва.
Отчёт о тимуровской работе дружины «Радуга» Половинской школы за учебный год Материал подготовили тимуровцы 5, 7, 8, 9 классов.
ИСТОРИЯ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ИСТОРИЯ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Выполнила ученица 8 класса МОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского.
Родилась 22 августа 1931 года в деревне Речкалово Ирбитского района. Отец – бухгалтер в колхозе, мама – домохозяйка. В большой и дружной семье росло четверо.
Пусть говорят солдатские письма... Письм о на фронт Автор: Давыдов Павел, лицей 28 3 «В» класс.
Классный час 4 б класс МОУ «СОШ 2»» 2011 – 2012 гг. Шмаль В.И.
Альмухаметова(Назырова) Катаин Аксеновна родилась в 1915году в деревне Аул-Тебисс Чановского района. В 13 лет Катаин осталась без матери, воспитывалась.
Посылка Воронкова Бринский Солнцев Твардовский Михалков.
Транксрипт:

Поисковая группа 2 МОУ Большетелекской школы «Юные краеведы».

Великий подвиг. В годы войны совершили труженики тыла. Рабочие, колхозники, учёные, инженеры своим трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание могучего оружия. За годы войны звания Героя Советского Труда удостоены 119 тружеников, произведено более награждений орденами и медалями рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. Медалью за доблестный в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годы награждено 16 миллионов человек. Наш край отправил в действующую армию человек, в том числе коммунистов человек прибыло на призывные пункты и из нашего, Идринского района. Труженики края к началу 1942 года перевели на военный ритм местные предприятия, обеспечили приём и восстановление эвакуированных из западных районов страны более 80 предприятий, построили ряд новых промышленных объектов, на полях края самоотверженно боролись за хлеб. В 1942 году в крае, районе развернулся сбор средств на танковые колонны «Красноярский комсомолец», «Красноярский рабочий», «Красноярский колхозник».С 1 по 10 февраля 1943 года в районе был объявлен декадник по сбору хлеба, мяса, молока, картофеля и др. с.хоз. Продуктов, денежных средств для трудящихся Ленинграда. Перед колхозниками была поставлена задача собрать в период декадника не менее рублей, 6 тыс. пудов мяса, 600 пудов картофеля, 30 пудов масла. С 8 по 10 февраля этого года организовать районный обоз по вывозке продуктов питания для героев защитников Ленинграда и Красной Армии в количестве 1000 подвод.

Список женщин – работников тыла. Антошкина А.Ф -1914г. Ксензова Ф.Н.-1897г. Садовская П.А.-1913г. Артомонова В.Н.-1910г. Ковригина М.И.-1903г. Скаромкина А.Н.-1892г. Аболенцева М.А.-1906г. Куприна А.Ф.-1908г. Садовская У.С.-1918г. Аверкина У.В.-1897г. Кочемасова А.М.-1900г. Сакевич Н.Д.-1925г. Андреева А.С.-1903г. Конник А.И г. Садовская А,Ф.-1924г. Алаева В.Я. Колениченко К.П.-1921г. Синицына М.Е.-1915г. Боровкова М.С.-1925г. Ковригина А.Л.-1888г. Садовская Е.И.-1915г. Белоусова Е.А.-1925г. Колениченко Д.И.-1908г. Самойлова А.М.-1915г. Беженова З.М.-1923г. Ковригина М.Ф.-1911г. Сараева П.Н.-1901г. Болдайкина П.В.-1900г. Колениченко А.И г. Степанова В.Я.-1925г. Белоусова Н.Н.-1903г. Климкина Т.В г. Туганаева П.Н г. Бебешева М.П.-1921г. Лазарева М.Н.-1893г. Трофимова М.Г.-1912г. Белых Е.Я.-1991г. Лобова Е.В.-1923г. Формальных Е.Д.-1916г. Безрукова В.П. Миронова А.И г. Федченко М.Ф.-1923г. Ворошылова У.В.-1924г. Маслак А.К.-1922г. Фонина Н.И.-1914г. Гуртякина Е.Н.-1919г. Медведева М.Я.-1896г. Храмова Ф.В.-1908г. Гуртякина А.Ф.-1914г. Массёрова Е.А.-1903г. Ходоркина К.Я.-1922г. Данина А.Т.-1918г. Медведева Е.Ф.-1925г. Цывелёва О.К.-1914г. Байбова Ф.И.-1912г. Медведева М.И.-1911г. Чудайкина П.В.-1920г. Данилина М.С.-1920г. Мартышкина А.А.-1925г. Чернолих Е.М.-1924г. Зайцева Н.С.-1904г. Найдёнова А.Н.-1923г. Шадрина Л.И.-1923г. Ивахина Е.П.-1909г. Неясова Л.Ф.-1911г. Шадрина В.Т.-1925г. Кулишкина В.Ф.-1924г. Неясова Д.И.-1918г. Шадрина А.И.-1911г. Курочкина Л.Н.-1904г. Неясова П.Е.-1914г. Шадрина Ф.И.-1918г. Казорина У.С.-1920г. Понаморёва А.И.-1905г. Шадрина Л.Я.-1924г. Ковешникова Е.А.-1914г. Пригарина Е.Т.-1925г. Шадрина П.Я.-1905г. Ковешникова А.С.-1917г. Потехина Н.С.-1923г. Шадрина З.Я.-1917г. Колениченко А,М.-1921г Поршина А.В.-1906г. Якубович В.И.-1901г..Ковешникова Е.А.-1914г. Поршина Х.С.-1917г. Половникова А.Я.-1906г. Ковешникова А.С.-1917г. Рычкова К.М.-1917г. Подлевская О.К.-1918г. Колениченко А,М.-1921г. Струкова Т.П.-1924г. Садовская В.Ф.-1920г.

Шадрина В.С.-1897г. Шадрина М.П. Шадрина А.И.-1923г. Шадрина П.Ф.-1913г. Шадрина А,К.-1925г. Шаркова Ф.Т.-1909г. Шадрина Д.Ф.-1910г. Шалдыгашева Л.И.-1913г. Шалдыгашева М.П.- Шаркова А.Г.-1912г.

Ковригина Миронья Феофановна. (1911 год рождения). Когда вы узнали о том, что началась война и кто принёс вам эту страшную весть? - 22 июня 1941 года был летний ясный день. Все колхозники находились на работе. Приехал конюх и сообщил нам, что началась война, надо сказать, что в последнее время мы жили в ожидании чего-то, было очень тревожно. Все женщины сразу заплакали, и с первых дней началась демобилизация мужчин на фронт. Моего мужа тоже призвали на фронт, а у меня остались маленькие дети. Рабочий день у нас начинался с рассвета, а заканчивался уже было темно. Работали по часов. На фронт отдавали практически последние продукты и вещи. Зарплату отдали на несколько месяцев вперёд, но а сами конечно голодали. Я возила горючее для тракторов. Возили на лошадях, а когда лошадей не было запрягали быков. Нефтебазы находились в селе Идренском и в Краснотуранске, горючее привезёшь да ещё поедешь по полям. Тогда в колхозе было 8 колёсников на них тоже работали женщины. Похоронку мужа в конце войны вернее не похоронку, а извещение о том, что он пропал без вести.

Шаркова Анна Гавриловна. (1912 год рождения). О том, что началась война, я узнала 22 июня 1941 года. Весть эту нам принёс посыльный из сельского совета. Я находилась тогда дома. Это известие привело всех в смятение. С первых недель началась демобилизация мужчин на фронт. После того, как муж ушёл на фронт на моих руках осталось 6 человек. Фронту помогали чем могли. Я работала на разных работах, продуктов питания не было, всё отправляли на фронт. Было очень трудно, рабочий день начинался с темна и заканчивался поздним вечером. Основной труд ложился на плечи женщин. В колхозе оставались только старики и дети. Так как в селе не было мужчин всю основную работу выполняли женщины. А фронт нужно кормить и одевать, вот нам и приходилось работать за четверых. Но мы не только снабжали фронт продовольствием, но и вооружали. Сдавали всю свою зарплату за несколько месяцев вперёд на постройку танковых колонн.

Детство Топилиной Е.Ф. Когда началась война, мне было 8 лет, училась я в первом классе. В классах занимались по человек, учащиеся были разновозрастные. Изучали такие предметы, как чтение, русский язык, арифметику, естествознание, географию, рисование, на пение объединяли по два класса, пели все с желанием. Классную работу выполняли в тетрадях, а домашнее задание – на газетах. Писали пером, сами изготовляли из сажи чернила. За партами сидели по три человека, парты красились в чёрный цвет. Вместо физкультуры занимались военным делом: ползали по - пластунски, метали палки, бегали. За знания получали оценки: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо» и «очень плохо». Директором и учителем был Бекасов Сафрон Петрович. Потом он ушёл на фронт и погиб. Он был в преклонном возрасте, отличался добротой, все уважали. Затем приехали из Ростова две учительницы Кытлешова Лидия Михайловна, она учила 1 -2 классы, а Вера Дементьевна 3 – 4 классы. После окончания войны они уехали из нашего села. Школа располагалась в жилом доме реабилитированных Ковригиных Филиппа Афанасьевича и Анны Лаврентьевны. В одной комнате занимались по 2 класса. В каждом классе галландка – печка, топила кизяками Шипицина тётя Матрёна. Обед варила Алыпова тётя Катя. Обед состоял из картошки и муки (затирухи). На летних каникулах в поле полола руками пшеницу, на покосе подскребала. Осенью начинались занятия. Экзамены сдавали по окончании 4-го класса по русскому языку, арифметике, истории, географии и грамматике. По окончании 4-го класса продолжать учиться могли в Идре в 5-ом классе, но никто не поехал, так как надевать и питаться было нечем. Все шли работать. Боронили на быках, пасло отарки, летом –на покосе, осенью сушили хлеб, сушилка вращалась лошадьми. Работали в ночь и день по 3 человека. Работали до октября месяца. Было очень холодно и голодно. Зимой с поля возили сено и солому на быках. Вот так прошло моё детство.

Воспоминания Беженовой З.М. Когда началась война, мне было 17 лет. Работала в бригаде, подвозила семена на быках к тракторам. Летом на неделю вывозили за Байтак на сенокос, по 4 человека (1 женщина, 2 девушки и 1 старик). За день ставили по 2-ве свинки. Затем стала доить коров, доили в то время по 3 раза в день. Сами доярки должны были закладывать силос, косить сено в свободное от работы время. Выпаса находились в Чалах. Это в нескольких километрах от деревни. Транспорта не было, ходили пешком. Молоко возили на коне, а сопровождающий шёл пешком, так как телега была занята флягами. К весне корма не хватало, и мы ездили к совхозу: воровать сено для колхозных коров. Жили впроголодь. В день давали г. брынзы, 2 блина овсяных. На трудодни начисляли по 20 копеек, в конце года получали хлеб с лебедой, но его не хватало на год, приходилось менять на вещи картошку. Приходилось таскать на себе кули по 80 кг. На быках возили сдавать хлеб в Сорокино, на это уходило 2 дня в Лебяжьем останавливались на ночлег. Работали сутками – день в бригаде, ночь до рассвета на складе. Хлеб весь отдавали в закрома государству. После войны стало полегче, так как вернулись с фронта мужчины. Но по- прежнему не хватало техники, поэтому пахали вручную на лошадях, из мешка раскидывали зерно, затем заборанивали, сено косили тоже вручную. Было трудно, но мы справились с трудностями, голодом, холодом и встретили долгожданный – День Победы.

Школьные годы Буздариной Д.И. Ребята, Дина Ильинична, мы знаем, что в военные годы вы учились в школе. Расскажите нам, пожалуйста, об этом. Трудными были те годы. Одеть было нечего, поэтому в школу я пошла только с 9 лет, в 1944 году. В школе в то время было 4 класса. Учеников много. Директором школы работал Безъязыков. Моей первой учительницей была Гладышева Наталья Максимовна. А так же нас учили Максимова Агрофена Андриановна и Казорина Устинья Семёновна. Голодно было. В школе давали паёк – кусочек хлеба. Бывало, несу его домой – разделить с мамой, а сама голодная, отщипываю по кусочку, часто и не донесу, съм по дороге, а потом сама – плачу. Утром шли сначала до дома учительницы и спрашивали, будут ли сегодня занятия. В школе было холодно. Дрова готовили сами ученики под руководством учителей. Кто постарше – пилил, рубил, помладше – возили складывали. Электричества в то время в школе не было. Вам трудно, современной молодёжи в это поверить. В школе были только керосиновые лампы. Бумаги не хватало, писали перьями. Требовала учительница, чтобы писали красиво, с нажимом. Чернила тоже делали сами – из сажи. Учебник был один на несколько человек. Читали по очереди или собирались вместе несколько учеников у кого – нибудь дома. Залазили на печку, там же и играли. Летом мы не бегали, как сейчас дети. Мы всё лето работали. За день работы давали горсточку ранеток и ложку мёда. Рады были и этому. Всю осень копали картошку. Холодно, одежда кой-какая а копать надо. Собирались вместе, играли в лапту, в «луночки». Сейчас таких игр наверно и не знают. Зимой катались на санках. Нет, сейчас так не играют, и не катаются. Вот так мы и учились.

Рассказывает о себе Бочкарёва Клавдия Максимовна. Мне было 8 лет, когда началась война. В 1941 году я пошла во 2-ой класс. Мы жили в то время в селе Лугавское. В 1943 году переехали в село Большой Телек. Здесь я и продолжила учёбу. В нашем классе было 11 человек. Учительницу звали Шадрина. С осени в школу ходили все. А подом, когда выпал снег и начались морозы, многим ребятам пришлось школу бросить. Не было одежды, обуви – вот и сидели дома. Не хватало школьных принадлежностей. Писали задания на газетах, обрывках бумаги. Чернила изготавливали сами из сажи и свёклы. А вот перья были хорошие: «Лягушка», «Пионер», «Ласточка», «Рондо». В школе разрешалось писать только пером «Лягушка». Писать этим пером было трудно: если слишком надавить, то получится очень жирно. Даже в годы войны, когда нечем и не на чем было писать, за почерк ставили оценки. Учебник был один на весь класс, а некоторых учебников не было совсем. В 1943 году была эпидемия головного тифа, поэтому учеников перед каждыми каникулами наголо обстригали. Приезжали комиссии из больницы, проверяли состояние здоровья учеников. А также приезжала комиссия из РОНО – проверить успеваемость. Не было электричества, не было часов, не было радио. Жили и учились при керосиновых лампах. Ученики для школы садили картошку. Сами пололи и копали. Раз в неделю учительница давала ученикам домой ведро картошки. В военные годы нас, школьников, в прямом смысле гоняли на поля. Пололи пшеницу и другие культуры. Школа в то время была в селе только начальная. А чтобы учиться дальше, нужно было ехать в Идру. У нашей семьи, да и у многих других, не было средств. Поэтому я закончила только 4 класса. Много лет спустя семь классов я закончила в вечерней школе.

Воспоминания Казориной Устиньи Семёновны – учительницы военных лет. В село Большой Телек я приехала в 1937 году. В селе не было ни церкви, ни единого здания школы. Школа располагалась в трёх домах. Занимались в две смены. Классы были большие, по 25 и более человек. Работали четверо учителей. Директором был Безъязыков Иван Алексеевич. В школе до войны работали учителя-мужчины Микетанов, Потылицын, Шульга. Потом их забрали на фронт. Бумаги не хватало. Линовали тетради сами. Находили старые книги, писали на этих листах. Учебник был один на класс. Не было даже карандашей. Но у детей было желание, стремление учиться. Домашнее задание ребята выполняли, брали учебник друг у друга, кто вечером, кто утром. Но все старались как - нибудь уроки выучить. Занимались по 4 часа. Одевались дети в то время очень плохо. Зимой надевали самошитые шубы из овчины, в валенках ходили до весны – а потом, сразу – босиком. Небыло другой обуви. Сапоги – большая редкость. Классы были разновозрастные, много было детей – переростков. Дети были голодные, поэтому многие часто болели. В годы войны умирали дети и от голода, и от болезней: корь, скарлатина, брюшной тиф, свинка, септическая ангина. Не было лекарств, к нам в село врачи из Идры приезжали редко. Дрова для школы готовили и учителя, и техничка со сторожихой и сами ученики. Возили дрова на быках, коровах. Каникулы у ребят были обычные. В войну нам, учителям платили заработную плату деньгами, а колхозники такого не видели. Им начислялись за работу трудодни. Давали учителям по 8 кг. Муки. Когда градом побило хлеб, нам выделили муки для школы. Пекли хлеб и раздавали детям по 100 г. кусочку. Кроме занятий в школе, дети ещё и работали, помогали колхозу. Пахали, боронили на быках. Кто больше вспашет, тому больше дадут хлеба. На полях собирали колоски, работали на прополке: вырывали «колюнью», копали картошку. Но даже в те, тяжёлые годы, дети не унывали. В школе пели хором песни, особенно любили военные. Иногда устраивали концерты. Конечно и декораций у нас не было, и костюмов. Но было желание. Многие ученики в то время играли на гармошке, балалайке. Под гармошку делали «пирамиды» и «вольные движения». Религиозные праздники были тогда запрещены, отмечали только советские. После уроков, летом, дети собирались вместе и дружно играли в «лапту», «выжигало», «чижика». В селе картошка урождалась плохо, а в таёжных сёлах была хорошая. Поэтому ездили менять вещи на картошку. В котелок накладут картошку «стоя», чтобы поменьше вошло. Помню ещё, собирали деньги на танковые колонны. Продавали последнее, чтобы отдать. Очень было в войну тяжело, трудно. Но все старались выжить, победить.

Вспоминает Белоусова Евдокия Антоновна. Я родилась в 1925году. В войну была совсем молодой. Жила вместе с родителями, работала в колхозе. На быках ездили по соль, по керосин. Один раз бык «понёс», упали в снег, всё переломалось, кое-как связали, да доехали до дома. Вязали хлеб в снопы. Все вяжут, а один украдкой на всех варит рожь. А остальные и за него норму делают. Голод был. Людям хлеба не давали. Летом боронили, зимой молотили. Всё в ручную. Пашем, а сами голодные. Руки от мороза, ветра потрескаются, возьмём в тракторе солидол, чтобы руки смазать, «полечить». В то время люди были дружные, все были равные, не было большой разницы, как сейчас: бедные, богатые. В редкий дом не приходила похоронка. Все собирались, все плакали. Утешали: «Не у одной тебя такое горе». В нашей семье зятя, брата, отца мужа и его брата убили на войне. Через Телек шли повозки. Конь запряжён в телегу, на ней кой-какие вещи, а за телегой человек 5-6 мужиков шли пешком в город, на пересыльный пункт. Нам в колхозе денег не давали, писали трудодни. На трудодень давали несколько граммов хлеба.Когда зерно убирали, его чуть ли не под ружьём караулил уполномоченный. Колхозникам варили овсяный кисель. Мололи на мельнице картофельные «шкурки», лебеду. Ели кислицу, крапиву, варили пучки. Соли иногда и той не было. Не было мыла – стирали и сами мылись щёлоком из берёзовой золы. Работали допоздна. Дома в потьмах доили коров, управлялись. С 14 лет метали сено в колхозе. Приходилось есть мясо от сдохших коров, лошадей. Раз поехали в Екатериновку, корова завязла в грязи, пришлось вытягивать верёвками. Теперь-то вот всё и болит, и руки, и ноги, и спина. Замуж я вышла после войны. Пришёл Павел Ильич Белоусов с фронта, после и поженились. В войну вязали из шерсти себе одежду юбки, чулки. Вязали носки, рукавицы, шили кисеты, отправляли на фронт. Писали нам в ответ заочники письма. Мы молоденькие все, читаем, хохочем. Девушек отправляли кого на фронт, кого в ФЗУ - работать на заводах. Меня отправили в Красноярск, на лесозавод. По 12 часов работали, в ледяной воде сплавляли лес багром. Даже не верится, что мы такое пережили

О себе рассказывает Сенькина Анна Ивановна. Вдова участника войны. Мужа моего звали Шадрин Настасей. Забрали его на фронт в самом начале войны. Из нашего села отправляли на фронт сразу по нескольку человек машинами. Увозили их на машинах сначала днём, а позже отправляли ночью. Было Настосею 28 лет. Хороший он был, грамотный, выучился на шофёра. Было у нас трое детей, я ждала четвёртого. Пришло от Настасея одно письмо, в котором он прислал карточку. А потом пришла похоронка. Муж погиб под Смоленском. На войне погиб и мой брат Фёдор, совсем молодой, неженатый. Я работала в колхозе. Голодное было время, трудное, вязала снопы, косила. Чуть ли не на полосе родила ребёнка. Водилась с ним моя слепая сестра, а я весь день работала. Кормить ребёнка было нечем, вот он и помер в 7 месяцев. Когда началась война дети были маленькие, старшей дочке исполнилось 6 лет. Давали нам в колхозе рабочую норму: нужно было выкосить !,5 га., травы. А к косе приделывали гребок. Сейчас такое не делают. Тяжёлая была коса. Вязали в поле снопы. Три раза в день доили колхозных коров. Всё, что убирали – увозили. Говорили - на фронт. А правда или нет, не знаю. Может, они на фронте ничего и не видели. А нам на трудодень давали горсть ранеток и ложку мёда. На наших –то полях ни колосочка не оставалось. Вот бабушка и ходила на идринские поля с ребятишками. Там соберут колоски, принесут. А я смелю и пеку лепёшки. Мешали муку с сушёной травой- кислицей. Лепёшки чёрные получались. Варили суп из крапивы. Копали в лесу корни саранок, варили их. Получалось тягучая масса, и из неё тоже стряпали лепёшки. Доили овец, из молока делали брынзу. Молока отнесёшь много, а брынзы дадут маленький кусочек. Принесёшь его домой, разделишь между детьми. Держала корову. Ей на корм жала серпом пикули. Детей своих никогда не отправляла побираться, как бы голодно не было. Да и кто подаст? Всем также тяжело было. Не дай Бог такое пережить. Плакать нам было некогда. Сейчас вот всё жалуются, что трудно жить. Сейчас что не жить, пенсию дают, в магазинах всё есть. А я думаю - жить можно, только работай.