Н.В.Голованова Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
Advertisements

Голованова Н.В. Разграничение полномочий: нерешенные вопросы Москва 22 декабря 2004 г.
Г.Г. Покатович, Старший консультант направления межбюджетных отношений Центра фискальной политики Реализация реформы местного самоуправления в сфере межбюджетных.
Н.В.Голованова Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Социальный аспект реформы межбюджетных отношений в Российской Федерации г. Москва 8 декабря 2005 г. О.В. Воронцова.
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Департамент финансов Томской области О параметрах областного бюджета и возможностях при формировании «Народного бюджета» Первый заместитель начальника.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Федеральный закон от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
Сухих В.Н. Начальник Бюджетного управления Коллегия Министерства финансов Удмуртской Республики 30 июля 2013 года Основные подходы к формированию проекта.
Бюджет Бюджет Чекменевского сельского поселения на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов для граждан 1.
Бюджетная система субъекта РФ в свете реформы федеративных отношений г.Казань, 30 июля 2003 г. Г.В.Курляндская.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Транксрипт:

Н.В.Голованова Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Нижний Новгород 24 августа 2004 г.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) «Подводные камни» реформы изменение структуры и численности субъектов межбюджетных отношений отсутствие четко установленных границ между муниципальными образованиями недостаток кадров и технологий изменение структуры собственности избыточные обязательства, накопленная кредиторская задолженность недостаточная налоговая автономия на субфедеральном уровне неоправданная централизация нормативно-правового регулирования запретительный характер норм законодательства нечеткость формулировок: «организация», «обеспечение», «создание условий», «участие»

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Территориальное устройство МСУ: действующий закон IIIIII 50 субъектов РФ23 субъекта РФ13 субъектов РФ Региональные (государственные) органы власти Местное самоуправление в границах районов и городов регионального значения Территориальные подразделения или самостоятельные органы гос.власти Региональные (государственные) органы власти Местное самоуправление в границах поселений Региональные (государственные) органы власти Территориальные подразделения районных и городских МО Местное самоуправление в границах поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Территориальное устройство МСУ: новый закон Органы МСУ (поселения) Органы МСУ (муниципальные районы) Органы власти субъектов РФ Органы МСУ (городские округа)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Форма организации местного самоуправления в регионах Приволжского федерального округа МО на уровне городов (городских округов) и районов МО на уровне гор. и сельск. поселений Республика Марий-ЭлI170 Пермская областьI40 (+1 ЗАТО)3 Коми-Пермяцкий АОI7- Самарская областьI37- Саратовская областьI39 (+2 ЗАТО)- Ульяновская областьI25- Удмуртская РеспубликаI301 Чувашская РеспубликаI26- Кировская областьI441 Оренбургская областьI43 (+1 ЗАТО)4 Республика ТатарстанII(6 городов внутри района)935 Республика БашкортостанII1 (+1 ЗАТО)978 Пензенская областьII4 (+1 ЗАТО)398 Нижегородская областьIII51 (+1 ЗАТО, + 11 г. внутри района)561 Республика МордовияIII23 (+ 4 г. внутри района)439

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства: субъекты РФ Полномочия субъектов РФ Область, край АО Предупреждение чрезвычайных ситуаций + Организация тушения пожаров + Охрана окружающей среды + Дороги и транспорт + Обеспечение образоват. процесса (общее); начальное и среднее проф. образование + Здравоохранение (спец. помощь и санитарно-авиационная скорая помощь) + Страхование неработающего населения + Физическая культура и спорт + Социальная поддержка и социальное обслуживание + Адресные субсидии на оплату услуг ЖКХ + Выравнивание бюджетной обеспеченности МО + Предоставление материальной и иной помощи для погребения + Культура ++ Поддержка национально-культурных автономий ++

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходные обязательства: муниципальные образования Вопросы местного значения МРП Муниципальная милиция + Пожарная безопасность (первичные меры) + Муниципальное строительство, обеспечение жильем + Охрана окружающей среды + Дороги и транспорт ++ Жилищно-коммунальное хозяйство ++ Сбор и вывоз отходов+ Утилизация отходов+ Образование (дошкольное, общее)+ Культура+ Здравоохранение (скорая и первичная неспециализированная медицинская помощь) + Ритуальные услуги++ Опека и попечительство+

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Приведение расходных обязательств в соответствии с действующим законодательством Федеральные функции (ст. 71 Конституции РФ) Мобилизационная подготовка экономики (в т.ч. военный призыв) Гидрометеорология Фундаментальные научные исследования

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Противопожарная безопасность Ст ФЗ «Организация тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях)» Ст ФЗ «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО» Ст ФЗ «Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах МО, т.ч. добровольной пожарной охраной... является расходным обязательством муниципального образования» Ст ФЗ «Мероприятия по реформированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется с 1 января 2006 г.» Увольнение сотрудников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами гос. власти субъектов РФ и органов МСУ осуществляется поэтапно в течение г.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Охрана общественного порядка Ст. 14, ФЗ «Организация охраны общественного порядка на территории МО муниципальной милицией» разделение милицейской службы на межмуниципальную и федеральную межмуниципальная милиция: финансирование и предоставление услуги – муниципальные районы прекращение финансирования федеральной милиции из региональных и местных бюджетов Проблема: реформа федерального ведомства (постепенное реформирование по фед. округам, возможно финансирования из фед. бюджета целевым образом до 2010 г.) Ст ФЗ « Установить, что в 2005 году и до введения в действие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления на основании положений статьи 35 Закона Российской Федерации «О милиции» производится из соответствующих бюджетов.»

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Национальная экономика В федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрена централизация полномочий по следующим функциям: водоохранные мероприятия и ремонт гидротехнических сооружений (т.к. водный налог с 2005 г. централизуется в федеральном бюджете) воспроизводство лесов геологическое изучение недр Российской Федерации Предусмотрена передача полномочий по поддержке сельхозпроизводителей

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Перераспределение расходных обязательств в сфере образования ФРМ Дошкольное образование Школьное образование (предоставление услуги) Школьное образование (финансовое обеспечение учебного процесса) Профессионально-техническое образование Высшее образование Переподготовка и повышение квалификации Предоставление услуг образования в учреждениях социальной политики

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Профессионально-техническое образование Ст ФЗ «Предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ)» Закрепление функции за субъектами РФ Передача расходных обязательств из федерального (расходы фед. бюджета в регионах) и местных бюджетов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Среднее образование (школы) Ст ФЗ «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ» Ст. 14, ФЗ «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам...» Предоставление услуги – муниципальные районы Субвенции на обеспечение учебного процесса – субъекты РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Дошкольное образование Ст. 14, ФЗ «организация предоставления... общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО...» Предоставление услуги – муниципальные районы Отсутствие механизма передачи полномочий муниципального района поселениям

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Здравоохранение Ст ФЗ «Организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно- венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством РФ)» «Организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи» Ст. 15, ФЗ «Организация оказания на территории МО скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов» Проблема: несоответствие формулировок законодательства и статей бюджетной классификации. Для оценки необходимы данные ФОМС.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Здравоохранение (продолжение) Медико-социальная экспертиза Ст ФЗ «Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы...» Санитарно-эпидемиологический надзор Ст ФЗ «Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.» «Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Социальная политика Ст ФЗ Социальная поддержка и социальное обслуживание: граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), Социальная поддержка: ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан Ст. 15, ФЗ Опека и попечительство Осуществление в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Предоставление социальных услуг в учреждениях образования и здравоохранения (школы-интернаты, детские дома, дома ребенка, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов) предоставление услуг и финансирование – субъект РФ школы-интернаты: образование или социальная политика

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Жилищное и коммунальное хозяйство Ст ФЗ «Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом» «Создание условий для массового отдыха жителей МО и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства и озеленения территории МО, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах МО; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов» «Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» Ст ФЗ «Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений» Обеспечение функционирования жилищного и коммунального хозяйства – муниципалитеты Замена дотаций предприятиям ЖКХ на выплату адресных жилищных субсидий

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Делегирование органам МСУ исполнения полномочий субъекта РФ Обязательно образовательный процесс в школах адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ( 95-ФЗ, ст. 26.3) Рекомендуется социальная поддержка и социальное обслуживание различных категорий граждан (социальные пособия, компенсация льгот) Объемы субвенций каждого вида рассчитываются по единой методике пропорционально численности потребителей соответствующих бюджетных услуг (с повышающими коэффициентами)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ за 2003 г. (без ЗАТО) расходы федерального бюджета в регионах – 2002 г. корректировка в сторону уменьшения в связи со снижением начислений на фонд оплаты труда (снижение ставки единого социального налога) приведение к условиям 2005 г. с помощью индексации на коэффициенты оценка изменения расходных обязательств в разрезе функциональной и целевых статей бюджетной классификации Количественная оценка распределения полномочий между уровнями власти: методика расчетов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Количественная оценка распределения полномочий между уровнями власти: проблемы оценки использование фактических отчетных данных приводит к существенным искажениям капитальное строительство неполное соответствие бюджетной классификации законодательно закрепленному перечню предметов ведения трудно оценить объем льгот и экономии в связи с заменой льгот на денежные выплаты (нет данных о численности получателей в разрезе регионов) расходы на обеспечение охраны общественного порядка и противопожарную безопасностьна основе фактических данных не учтены расходы на проведение выборов в органы местного самоуправления не учтены обязательства ЗАТО

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Изменение расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов федерации В условиях действующего законодательства, тыс. руб. После перераспределения полномочий, тыс. руб. Эффект изменений, % Республика Башкортостан ,1% Республика Марий-Эл ,3% Республика Мордовия ,6% Республика Татарстан ,2% Удмуртская Республика ,1% Чувашская Республика ,8% Кировская область ,8% Нижегородская область ,0% Оренбургская область ,5% Пензенская область ,2% Пермская область (включая Коми-Пермяцкий АО) ,2% Самарская область ,9% Саратовская область ,3% Ульяновская область ,6%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы закрепления налоговых доходов (начало) Вид налога Новое законодательство КБРВсего местн. ГОМРП Налог на прибыль (по ставке)17,5---- Налог на игорный бизнес100 Акцизы на спирт этил., спиртосодерж. продукцию Акцизы на бензин, дизтопливо Акцизы на алкогольную продукцию, на пиво НДПИ (углеводороды, за искл. газа горючего)5---- НДПИ (общераспространенные) НДПИ (прочие) Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов Сбор за пользование объектами животного мира

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Нормативы закрепления налоговых доходов (окончание) Вид налога Новое законодательство КБРВсего местн. ГОМРП Транспортный налог Налог на имущество организаций Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения Налог на имущество физических лиц100 0~ Налог на доходы физических лиц Земельный налог100 0~ Единый налог на вмененный доход90 - Единый налог (по упрощенной системе) Единый сельскохозяйственный налог

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) отчеты МНС за 6 месяцев 2004 г. Приведение данных за 6 месяцев 2004 года к годовым значениям Учет роста макроэкономических показателей в 2005 году по сравнению с 2004 годом Учет изменений налогового и бюджетного законодательства в 2005 году по сравнению с 2004 годом Оценка распределения доходных источников между уровнями власти : методика расчетов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Изменение налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации В условиях действующего законодательства, тыс. руб. После перераспределения полномочий, тыс. руб. Эффект изменений, % Республика Башкортостан ,7% Республика Марий-Эл ,6% Республика Мордовия ,4% Республика Татарстан ,1% Удмуртская Республика ,7% Чувашская Республика ,3% Кировская область ,0% Нижегородская область ,3% Оренбургская область ,1% Пензенская область ,6% Пермская область (включая Коми- Пермяцкий АО) ,4% Самарская область ,8% Саратовская область ,0% Ульяновская область ,8%