EDUCLUSTER Finland LTD Особенности работы учителя с гиперактивными детьми ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Раутио Елены Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот Нарва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Яркеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 54 г. Томска Из опыта работы: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Advertisements

Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком Нагля Марина Николаевна Учитель-логопед ГДОУ 116 Выборгского района 2008.
LOGO Как школа может помочь ученику с СДВГ. Когда ребенок с СДВГ достигает школьного возраста, появляется множество проблем, которые нужно учесть, чтобы.
«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
«Причины снижения успеваемости в 6 классе». Основная причина снижения успеваемости - трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Как.
ПОДДЕРЖКА ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Гиперактивные дети Особенности гиперактивных детей Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный,
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Что такое гиперактивность? Гипер... (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово.
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
«Активный» – от лат. - деятельный, действенный, «гипер» – от греч. – над, сверху – указывает на превышение нормы Проявляется гиперактивность в трёх направлениях:
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Трудные ситуации на уроке и выход из них Методист МОУ ДПО ММЦ Чигинцева Ю.Б.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Советы психологов, учителей и классного руководителя Ковальчук Л.Л..
Транксрипт:

EDUCLUSTER Finland LTD Особенности работы учителя с гиперактивными детьми ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Раутио Елены Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот Нарва 2011

Диагноз «СДВГ» ставит детский психоневролог, Диагноз «СДВГ» ставит детский психоневролог, если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности (, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения ведут за ним целенаправленное наблюдение, поскольку своевременно не выявленная гиперактивность может стать причиной школьной неуспеваемости, проявляться неадекватным поведением, снижением самооценки, дезадаптацией. если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности (дефицит внимания, импульсивность), то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения ведут за ним целенаправленное наблюдение, поскольку своевременно не выявленная гиперактивность может стать причиной школьной неуспеваемости, проявляться неадекватным поведением, снижением самооценки, дезадаптацией.

Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности: –наблюдение за ребенком –анкетирование родителей –анализ успеваемости –беседа с психоневрологом (психиатром) –опросник для учителей по психологической адаптации ребенка в школе диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности). углубленное исследование внимания: - концентрация, работоспособность, - устойчивость внимания - объем внимания - определение переключаемости произвольного внимания

УЧЕНИК 1 КЛАССА «с» АЛЕКСЕЙ И. СДВГ не имеет медицинского подтвержденияСДВГ не имеет медицинского подтверждения Переведен после 1 четверти из класса раннего языкового погружения вПереведен после 1 четверти из класса раннего языкового погружения в класс с русским языком обучения. Учитель ЯзП отмечал слабую подготовку, низкую работоспособность, нежелание работать, частые конфликты с детьми и учителем. класс с русским языком обучения. Учитель ЯзП отмечал слабую подготовку, низкую работоспособность, нежелание работать, частые конфликты с детьми и учителем. При наблюдении отмечаются признаки дефицита активного внимания- продуктивно работает 5-10 минут, избегает трудных, требующих внимания, однообразных заданий, не заканчивает работу, часто забывает или теряет вещи.При наблюдении отмечаются признаки дефицита активного внимания- продуктивно работает 5-10 минут, избегает трудных, требующих внимания, однообразных заданий, не заканчивает работу, часто забывает или теряет вещи. Двигательная расторможенность- «ерзает», часто меняет позу, двигается по классу во время урока, вертит карандаш, привстает с места, обращается к детям или учителю, во время перемены кричит, бегает, размахивает руками.Двигательная расторможенность- «ерзает», часто меняет позу, двигается по классу во время урока, вертит карандаш, привстает с места, обращается к детям или учителю, во время перемены кричит, бегает, размахивает руками. Импульсивность – не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ с места, вмешивается в ответ другого ребенка, комментирует чужие ответы, начинает отвечать не дослушав вопрос, не контролирует свои действия, слабо подчиняется правилам, повышает голос, легко возбудим, обидчив.Импульсивность – не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ с места, вмешивается в ответ другого ребенка, комментирует чужие ответы, начинает отвечать не дослушав вопрос, не контролирует свои действия, слабо подчиняется правилам, повышает голос, легко возбудим, обидчив.

Как помочь в классе ученику с СДВГ ? Организация пространства в классе Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном.Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников. Посадите ученика впереди (или в конце) класса, подальше от того, что может его отвлечь (А. сидит за последней партой в среднем ряду, один) Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. Увеличьте расстояние между партами (до предыдущей парты от парты А. примерно 1 м, если есть необхо- димость)

Задания Неспособен завершить работу в заданное время.Неспособен завершить работу в заданное время. Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. Ему трудно следовать указаниям.Ему трудно следовать указаниям. Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания. Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы Объединяйте письменные указания с устными, создайте схему-план работы

Отвлекаемость Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. Жалуется, что на уроках ему скучно. Легко отвлекается.Жалуется, что на уроках ему скучно. Легко отвлекается. Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательностиСдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности Попросите одноклассника помогать ему (ориентироваться) Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока, задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке. Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию. Дайте ему 5 минут для проверки работы перед тем, как ее сдать.

Поведение Часто ведет себя вызывающе.Часто ведет себя вызывающе. Неспособен понять главное в уроке или задании.Неспособен понять главное в уроке или задании. Выкрикивает ответы или перебивает других.Выкрикивает ответы или перебивает других. Нуждается в поощрении.Нуждается в поощрении. Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения. Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки. Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали. Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах. Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Организация / Планирование Нет порядка в портфеле, на парте.Нет порядка в портфеле, на парте. Забывает, что задано на дом.Забывает, что задано на дом. Теряет книги.Теряет книги. Помогите нарисовать схему-план портфеля, определите порядок на столе(парте). Пусть ученик ведет дневник; следите за записью домашних заданий. Пусть у ученика будет дополнительный комплект книг.

Портфель в понедельник: РУССКОЕ СЛОВО УЧЕБНИК МУЗЫКА ТЕТРАДЬ НОТНАЯ ЭСТОНСКИЙ БОЛЬШАЯ ТЕТРАДЬ-УЧЕБНИК РУССКИЙ ЯЗЫК УЧЕБНИК ТЕТРАДЬ С ДОМ. ЗАДАНИЕМ ПЕНАЛ ДНЕВНИК 7

Неусидчивость Должен все время двигаться.Должен все время двигаться. Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени. Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы. Делайте короткие перерывы между заданиями, не забывайте о смене деятельности на уроке.

Настроение / Общение Не понимает норм социального поведения.Не понимает норм социального поведения. Не имеет навыков совместной работы с другими.Не имеет навыков совместной работы с другими. Соученики его не уважают.Соученики его не уважают. Неуверенность в себе.Неуверенность в себе. Находится в одиночестве или замкнут в себе.Находится в одиночестве или замкнут в себе. Легко отчаивается.Легко отчаивается. Легко раздражается.Легко раздражается. Ставьте КОНКРЕТНЫЕ цели, связанные с социальным поведением, и поощряйте шаги по мере достижения этих целей. Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников. Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера. Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя. Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу. Чаще беседуйте с учеником. Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации.

МАСЛЕНИЦА: ГРУППА ДЕТЕЙ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ А. ДРУЖНО И БЫСТРО СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА, ИМЕННО А. ПРИДУМАЛ СДЕЛАТЬ МЕТЛУ ИЗ ВЕТОК

CИЛЬНАЯ СТОРОНА А. – АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА, ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОН С ГОТОВНОСТЬЮ БЕРЕТСЯ ЗА ЛЮБОЕ ДЕЛО И УВЛЕКАЕТ ДРУГИХ:

Работа с учеником с СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. Прежде всего, удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВГ. В функции учителя не входит постановка диагноза, но Вы можете и должны поднять вопрос об этом. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Во-вторых, позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Быть учителем одного или нескольких детей с СДВГ может быть чрезвычайно утомительно. Убедитесь в том, что школа и родители поддерживают вас. В-третьих, знайте свои пределы. Не бойтесь просить о помощи.

Помните, что …дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте таблицы, схемы, планы, списки. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.…дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте таблицы, схемы, планы, списки. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация. … определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет увереннее, если будет знать, чего от него ожидают.… определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет увереннее, если будет знать, чего от него ожидают. …повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.…повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЕ УЧЕБЫ: Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и позитивными. Вносите новизну в привычные занятия, играйте, пробуждайте интерес. Это помогает привлечь внимание. Эти дети полны энергии – они любят действовать. А больше всего они ненавидят скуку.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и позитивными. Вносите новизну в привычные занятия, играйте, пробуждайте интерес. Это помогает привлечь внимание. Эти дети полны энергии – они любят действовать. А больше всего они ненавидят скуку.

Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет.Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала рассказать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию.Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала рассказать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Пользуйтесь разными игровыми средствами – интерес повышает мотивацию.Пользуйтесь разными игровыми средствами – интерес повышает мотивацию. Обращайте внимание на взаимодействие детей. Детям с СДВГ необходимо ощущение занятости и приобщенности к общему делу. Не изолируйте его.Обращайте внимание на взаимодействие детей. Детям с СДВГ необходимо ощущение занятости и приобщенности к общему делу. Не изолируйте его. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.

ПОВЕРЬТЕ - в любой какофонии в любой какофонии есть мелодия, есть мелодия, которую ВАМ которую ВАМ еще предстоит еще предстоит услышать. услышать.

Использованные материалы и литература: Обучение для учителей по проблемам учеников с СДВГ – материалы семинараОбучение для учителей по проблемам учеников с СДВГ – материалы семинара *Терхи Ояла, начальник образования, EduCluster Finland Oy Мотивация в школе как фактор, способствующий обучению *Риикка Хирвонен, исследователь, отдел исследования обучения и мотивации, кафедра психологии Ювяскюлясского университета Структурирование обучения как фактор, способствующий обучению *Тийна Пильбака-Рёнка спецпреподаватель, Муураме Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ Г. Монина, Л. ЧуткоПовышение учебной мотивации у детей с СДВГ Г. Монина, Л. Чутко Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощьМонина Г., Лютова-Робертс Е.,Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощьМонина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Чутко Л. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Мамайчук И.ИПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Мамайчук И.Иbook.tr200.net Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка А. Кошелева,Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка А. Кошелева, Л. Алексеева kravtsoval.ucoz.ru Общие фотографии школьных или классных мероприятий могут быть опубликованы без публикации имен детей (письменное согласие родителей есть в школе). Общие фотографии школьных или классных мероприятий могут быть опубликованы без публикации имен детей (письменное согласие родителей есть в школе).