МЕНЕДЖМЕНТ Доцент кафедры менеджмента Шилова Елена Валерьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Advertisements

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Основы менеджмента Подготовил: Группа ТП Ботиров Р. Б.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Менеджмент и менеджер
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ МЕНЕДЖМЕНТА. Виды социального управления -административно-государственное управление (социально политический менеджмент)
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
МЕНЕДЖМЕНТ И.В.Поповкин Канд.физ-мат.наук, доцент, руководитель Центра консультирования Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Принятие управленческих решений Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и финансов Е.А. Белик канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента.
МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Тема: «Сущность менеджмента, эволюция управленческой мысли» Вопросы: 1. Менеджмент, как понятие, отражающее.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Транксрипт:

МЕНЕДЖМЕНТ Доцент кафедры менеджмента Шилова Елена Валерьевна

Основная литература Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, Глухов В.В. Менеджмент. -3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учеб. пособие. – Р-на-Дону: Феникс, Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, Дополнительная литература Абчук В.А. Менеджмент:Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2007 Бараненко С.П. Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Экономика, 2004 Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, Герчикова И.Н. Менеджмент.5-е изд. – М.: ЮНИТИ, с. – (Золотой фонд рос. учебников). Джей Р. Энциклопедия менеджера: алгоритмы эффективной работы: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, Огарев Г. Законы эффективного управления компанией. – Ростов-на-Д.: Феникс, Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации

Самое трудное искусство - это искусство управлять М. Вебер Самое трудное искусство - это искусство управлять М. Вебер

МЕНЕДЖМЕНТ НАУКА ПРАКТИКА + = ИСКУССТВО +

5 «Помните, менеджмент подразумевает организацию выполнения работы другими людьми. Вам не надо делать все самому. Ваша работа заключается в том, чтобы создать такую обстановку и условия, чтобы привлечь к достижению поставленных целей других людей». Ричард Дафт

6 Зарождение термина «менеджмент» Территория происхождения термина/автор трактовки Слово-прототипПереводТрактовrа Античная ГрецияDemagogiaРуководство народом, управление страной Управление словом DespoteiaВласть господина над рабами Физическое воздействие Древний РимMancepts: 1.manus 2.capio Предприниматель Рука, власть Приобретать, наследовать - Немецкий историк И. ШайдManeggiareУмение управлять лошадью, применять приемы и навыки - Американский социолог Э. Джей менеджерМальчик на побегушках, наемный управляющий -

МЕНЕДЖМЕНТ Экономические науки: экономическая теория, экономика отраслей народного хозяйства Управленческие науки: кибернетика, общая теория систем, структурно-функциональный анализ, теория организации и др. Правовые науки: Гражданское право, Хозяйственное право, Трудовое право Социология организации, Психология управленческой деятельности, Теория информации, Экономико- математические науки

Субъект управленияОбъект управления Обратная связь – информация о состоянии объекта управления Т ИПОВОЙ КОНТУР УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ – это интеллектуальная деятельность людей, осуществляемая для перевода «объекта-системы» из исходного состояния в желаемое; - это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

10 Наука, изучающая социально- экономические отношения в процессе управления Процесс, реализация основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль, процесс обработки, хранения, восприятия и передачи информации Деятельность, обеспечивающая концентрацию усилий людей для получения заранее определенного результата менеджмент Аппарат управления, составная часть любой организации Искусство управления людьми и обеспечения их взаимодействия Люди, занятые управлением (менеджеры), организацией и руководством персоналом для достижения поставленных целей

11 ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА Планирование – выбор целей и определение путей их достижения Организация – распределение ответственности за выполнение рабочих задач Контроль – наблюдение за предпринимаемыми действиями и внесение корректив Руководство (лидерство) – использование влияния для мотивации работников Ресурсы: человече ские, финансо вые, сырье и материа лы, технолог ические, информа ционные Результ аты деятель ности: достиже ние целей, товары, услуги, произво дительн ость, эффект ивность

Система менеджмента это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.

Элементы системы менеджмента (См) См = Цм + Пм + Фм +Мм + ОСм + Пу + Тм + Т*м + Им

Цели менеджмента Классификация целей: по охватываемой сфере; по значению; по количеству переменных; по признаку времени ЭТО ВАЖНО содержание цели; размер; временные параметры; пространственные характеристики; персональная привязка; ранг в иерархии целей. Требования к целям: 1.Согласование и совместимость; 2.Реалистичность (достижимость); 3.Понятность для исполнителя; 4.Гибкость (обратная связь) Дерево целей

Принципы менеджмента Принципы управления правила осуществления управленческой деятельности Общие принципы: 1.Принцип целенаправленности; 2.Принцип ответственности; 3.Принцип компетентности; 4.Принцип дисциплины; 5.Принцип стимулирования; 6.Принцип иерархичности

Уровни управления Высший уровень Средний уровень Исполнительский уровень Совет директоров Начальники цехов Мастера

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Функции - совокупность отдельных операций, выполняемых участниками управленческой деятельности; специализированные виды управленческой деятельности (общие=универсальные=базовые; конкретные=специализированные) ОБЩИЕ ФУНКЦИИОБЩИЕ ФУНКЦИИ ПланированиеОрганизация КонтрольМотивация Координация

Специализированные (конкретные) функции: Управление производством Управление экономикой и финансами Управление маркетингом Управление персоналом Оперативное управление Управление логистикой Управление технической политикой и инновациями Управление качеством продукции Управление делопроизводством Управление учетом и отчетностью

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Методы менеджмента это воздействия субъекта управления на управляемый объект Организационно-административные методы: организационно-стабилизирующего воздействия, распорядительного воздействия, дисциплинарного воздействия Экономические методы: управление предприятием, управление персоналом Социально-психологические методы управления: социальные, психологические

Законы как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе Законы управления (менеджмента): 1.Закон единства и целостности системы управления; 2.Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления; 3.Закон необходимого разнообразия систем; 4.Закон соотносительности управляющих и управляемых систем

21 Виды менеджмента Производственный Логистический Инновационный Маркетинг-менеджмент Менеджмент персонала Финансовый Эккаунтинг-менеджмент (сбор, обработка и анализ данных о работе организации)

Этапы развития менеджмента 1 период – Древний – 9-7 тыс.лет до н.э.- XVIII в. 2 период – Индустриальный – гг. 3 период – Период систематизации – гг. 4 период – Информационный – 1960 – наше время

23 Управленческие революции - переход от одного качественного состояния менеджмента к другому: 1.Религиозно-коммерческая революция (4-5 тыс. лет до н.э., Шумер, Египет, Аккад); 2.Светско-административная революция (3 тыс.до н.э., Вавилон); 3.Производственно-строительная (1-2 тыс.лет до н.э., Вавилон); 4.Индустриальная революция (XVIIIXIX вв., Европа, Англия, США); 5.Менеджерская революция (XIX-XX вв., Англия, Европа, СССР).

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915 гг.) «отец научного менеджмента» Школа научного управления (период формирования – гг.)

Представители школы: Л.Брендис (предложил термин «научный менеджмент») Генри Таун Фредерик Хелси Генри Гантт Томпсон Гиллеспи Уолл Барт Френк Джилбретт (Гилбретт) Аллен Монгенсен Гаррингтон Эмерсон (12 принципов производительности) А. Гастев А. Ф. Журавский

Генри Форд (1863 – 1947 гг.) продолжил дело Тейлора в области организации производства. Применил конвейерную систему работы, максимальную специализацию

Школа научного менеджмента разрабатывала: 1.Содержание работы и ее основных элементов; 2.Хронометраж основных трудовых операций и затрат времени; 3.Рекомендации по рациональной организации производства; 4.Исследование рабочих движений и приемов труда; 5.Систему стимулирования труда путем оптимизации оплаты труда; 6.Нормирование труда; 7.Предложения по подбору и обучению сотрудников; 8.Управление как самостоятельная сфера профессиональной деятельности.

Административная (классическая) школа ( гг.) Основоположник – Анри Файоль – теория администрирования Представители школы: Л.Гьюлик М.Вебер Линделл Урвик Р.Шелтон, Джеймс Д. Муни П.Керженцев Достижения административного подхода: описание функций управления; развитие универсальных принципов управления; систематизированный подход к управлению всей организацией; рациональная система управления организацией и работниками; попытки исследовать организационную структуру организации

Общие принципы управления 1.Разделение труда по функциям и операциям; 2.Власть; 3.Дисциплина; 4.Единство распорядительства (единоначалие); 5.Единство руководства или направления; 6.Подчинение индивидуальных интересов общим; 7.Централизация; 8.Вознаграждение персонала; 9.Скалярная цепь; 10.Порядок; 11.Справедливость; 12.Стабильность персонала; 13.Инициатива; 14.Корпоративный дух.

Школа классического направления менеджмента (бюрократическая) разработана немецким ученым Максом Вебером ( гг.), предполагала анализ компании как бюрократической организации

Школа «человеческих отношений» (неоклассическая) ( гг.) Представители: Мери Паркер Фоллет, А.Маслоу Основоположник – Элтон Мэйо Разрабатывала: 1.Сущность менеджмента - деятельность по управлению людьми; 2.Идею о значении силы социального взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности; 3.Обоснование активности трудовой деятельности людей и мотивов их поведения в соответствии с потребностями; 4.Рекомендации по использованию возможностей человеческих отношений и приемов управления этими отношениями. Менеджмент – обеспечение выполнения работ с помощью других людей (М.П.Фоллет)

Школа поведенческих наук (поведенческо- бихевиористская) (Крис Анджерис, Дуглас МакГрегор, Ренсис Лайкерт) Изучала различные аспекты социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, мотивации, содержание и качество трудовой деятельности Отличительная характеристика школ – перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека

Школа управленческой науки (количественная школа – 1950-наше время) Представители школы: Р.Аккофф, С.Бир, Д.Экман, А.Энтховен, Э.Квейд, В.Немчинов, В.Трапезников Особое внимание уделяется моделированию процессов управления. Модель позволяет заменить словесное описание ситуации Вклад в управление: Углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; Развитие и использование количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.

Системный подход к управлению (конец 50-х годов ХХ в.) Представители: Ч.Бернард П.Друкер Н.Виннер К.Шеннон Системный подход – способ мышления по отношению к управлению, к фирме Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология, ресурсы). Система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого (открытые, закрытые). Подсистемы – части больших сложных систем (подразделения организации)

Ситуационный подход к управлению (конец 60-х годов ХХ в.) Предложил - ЛоуренсСитуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в данное время Суть: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации Этапы ситуационного подхода: 1.Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность; 2.Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции; 3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, обеспечивая достижение целей организации эффективным путем в сложившихся обстоятельствах

Процессный подход к управлению Предложил – А.Файоль Управление – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. Каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий. Менеджер должен уметь координировать функции между собой, выполнять их последовательно, объединяя их в замкнутый управленческий цикл.

Характеристика Модели ЯпонскаяАмериканская Доминирующие качества делового человека Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать Развит индивидуализм, стремление к продуманному риску Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка, ротация места работы (должности),письменные отчёты по работе Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации Сравнительная характеристика японской и американской модели

ХарактеристикиЯпонскаяАмериканская Процесс принятия решения Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса, решение принимается долго, реализуется быстро Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером, принимаются быстро, реализуются медленно Отношение работников к фирме и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально-психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу) Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги) Характер проведения инноваций Эволюционным путёмРеволюционным путём Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия Контракты

В конце века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются следующие тенденции: 1. Усиление влияния научно- технического прогресса на достижение целей организации, роли качества продукции в конкурентной борьбе и усложнение места и роли предложения в экономике

2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие рядовых работников в управлении, в распределении прибыли

3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента