«Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – 30.12.11. Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
Advertisements

Требования к современному уроку По материалам Марка Максимовича Поташника, действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических.
Особенности современного урока. А.П. Красильников, 1928 г. «Что такое хороший урок (педагогическое мастерство на основе рефлексологии и педагогики)»
Требования к современному уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. «… «требования» носят, конечно же, не административный, не императивный, а именно методический, рекомендательный.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Методика анализа и самоанализа урока. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его.
Современный урок в начальной школе © Склярова Оксана Валерьевна, 2011.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Требования к современному уроку. Поташник Марк Максимович- действительный член (академик) Российской академии образования, победитель Всероссийского конкурса.
Выступление на педагогическом совете по теме: «Современный урок» (из опыта работы преподавателя высшей категории Корнеева А. В.)
Образование XXI века Требования к современному уроку 35 причин для беспокойства Свободное изложение мыслей М.М. Поташника, действительного члена.
Педагогический совет: «Современный урок, какой он? Организация учебной деятельности в свете внедрения ФГОС второго поколения.»
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Урок в соответствии с ФГОС Кулеш И.А. МОУ СОШ 13.
Урок в соответствии с ФГОС. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Повышение эффективности урока и оценка качества образования Педсовет 25 января 2014 г. МКОУСОШ 38 Руководитель ШМО учителей ФМЦ Минаева Е.В.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

«Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ»

Идеи педагогики сотрудничества: Идея опоры. Идея свободного выбора. Идея опережения. Идея крупных блоков. Идея соответствующей формы. Идея самоанализа. Интеллектуальный фон класса. Коллективное творческое воспитание. Основное правило: «Всё творчески – иначе зачем». Творческий производственный труд. Творческое самоуправление. Сотрудничество с родителями. Личностный подход. Сотрудничество учителей. Идея сложных целей.

ВВЕДЕНИЕ «Урок как форму организации обучения придумал Я.А. Каменский ещё четыреста лет назад. Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя. Словосочетание «современный урок» - это нелепость, нонсенс, оксюморон. Что-то вроде «современной архаики». То есть абсурд». Из выступления иноватора, модернизатора, реформатора. « Колесо ещё древнее. Но попробуйте без него обойтись». Е.Ямбург. Директор ЦО 109.

1 требование: Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2 требование: Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учёте возможностей и особенностей детей и др.

3 требование: Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое ( то есть прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

4 требование: Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

5 требование: Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала. Не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети.

6 требование Безусловный учёт личностных особенностей, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп, учёт особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

7 требование Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы ещё и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.

8 требование Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения.

9 требование Комплексное планирование задач по трём группам: 1.Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные цели и др. – это цели развития ребёнка (главные цели). 2.Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные. Исследовательские. 3.Цели самообразования учителя: А) профессионального. Б) личностного.

10 требование: Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

11 требование: Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

12 требование: Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

13 требование: Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

14 требование: Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельностному.

15 требование: Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (изменённой) и в полностью незнакомой ситуации.

16 требование: Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

17 требование: Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.

18 требование: Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.

19 требование: Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

20 требование: Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.

21 требование: Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы ХХ1 века.

22 требование: Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении.

23 требование: Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).

24 требование: Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

25 требование: По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

26 требование: Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные результаты.

27 требование: Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

28 требование: Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.

29 требование: Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

30 требование: Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.

31 требование: Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

32 требование: Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.

33 требование: Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.

34 требование: Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.

35 требование: Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с её прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребёнка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребёнка результатов.

Вл. Корнилов Считали: всё дело в строе, И переменили строй, И стали беднее втрое, И злее само собой. Считали: всё дело в цели И хоть изменили цель, Она, как была доселе, За тридевять земель.

Вл. Корнилов Считали: всё дело в средствах, Когда же дошли до средств, Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств Меняли шило на мыло И собственность на права, А необходимо было Себя поменять сперва.

Спасибо за внимание! Желаю всем успеха в многотрудной работе по самоизменению!

Раздаточный материал: 1. Памятка по самоанализу урока. 2. Дидактические принципы обучения. 3. Этапы урока: А) Образовательные задачи урока. Б) Содержание этапа учебного занятия. В) Показатели выполнения учебных задач. 4. Рекомендованная для самообразования литература. 5. Требования к современному уроку.