Астана, 2012 год Стратегия развития Фонда и корпоративное управление Отчет управляющего директора АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Advertisements

Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Совет корпоративных секретарей группы компаний АО «Самрук-Қазына» как инструмент улучшения корпоративного управления Астана, 23 ноября 2011 года Руководитель.
Система корпоративного управления Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
2006 Повышение эффективности управления долями регионов в акционерных обществах с участием государства.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Система корпоративного управления в холдинге Технологии корпоративного управления.
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
О становлении института независимых директоров Александр Филатов Исполнительный директор Ассоциация независимых директоров выступление на.
Услуги в области организационного развития. 2 Предприятие устойчивая динамическая система, имеющая целью своего функционирования, получение результата.
Инвестиции Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений » Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой.
Политика управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» ОАО Тюменьэнерго работает в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISO 14001, OHSAS
Семинар для грант-менеджеров кафедр СибГМУ Первый этап: «Введение в грантовый менеджмент», 9-11 июня 2008 г.
Ответственность и открытость: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПУБЛИЧНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
Транксрипт:

Астана, 2012 год Стратегия развития Фонда и корпоративное управление Отчет управляющего директора АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» П. Б. Хауза

Стратегия развития Фонда 2

АО «Самрук-Казына» является государственным стратегическим холдингом с широким кругом задач Самрук-Казына – это … … НЕ частный инвестиционный фонд … государственный стратегический фонд … НЕ государственный орган Получение прибыли для акционеров Максимальный возврат на капитал Быстрота и гибкость в принятии решений по входу и выходу из портфельных компаний Повышение благосостояния страны через максимизацию стоимости государственных активов Оптимальный возврат на капитал с учетом поставленных задач Организационная эффективность частной компании при решении государственных стратегических задач Повышение благосостояния страны путем управления экономикой и решения социальных задач Эффективное использование бюджетных средств Учет многочисленных интересов при принятии решений и необходимость достижения консенсуса 3

Миссия и видение 4 Миссия Содействие росту национального благосостояния через повышение долгосрочной стоимости компаний Фонда и содействие модернизации и диверсификации национальной экономики Видение Стратегический холдинг, играющий ключевую роль в экономике Казахстана, сформировавший из компаний Фонда «национальных чемпионов», являющихся основой устойчивого развития страны и способных конкурировать на мировых рынках с крупнейшими зарубежными компаниями аналогичного отраслевого профиля

Стратегическая цель и задачи Фонда 5 Модель функционирования Фонда предполагает выполнение двух ролей: управляющая компания и инвестор Стратегическая цель Максимизация долгосрочной стоимости Фонда и компаний Задачи Фонд как управляющая компания Повышение эффективности корпоративного управления в компаниях Повышение конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности в компаниях Внедрение инновационной культуры в компаниях Фонд как инвестор Участие в привлечении инвестиций в РК, а также создание условий для инвестиционной активности компаний Фонда Разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов, участие в разработке и реализации программ модернизации и диверсификации казахстанской экономики Участие в реализации социально-значимых, индустриально-инновационных проектов Участие в реализации программ, направленных на развитие предпринимательства

Индустриальные компании Институты развития Финансовые институты Частичная или полная реализация некоторых индустриальных компаний (в случае наличия экономической и стратегической целесообразности) Определение четких целей по некоммерческим функциям, полный отказ от непрофильных проектов и неприоритетных некоммерческих задач Активное вовлечение частного сектора в решение задач диверсификации и модернизации экономики Расширение масштаба деятельности в зависимости от достигнутых успехов Полная или частичная реализация коммерческих банков эффективным частным собственникам Поддержка развития жилищного сектора Приоритеты Фонда на среднесрочную перспективу … построение национального благосостояния через содействие диверсификации и модернизации экономики 6

В стратегии развития Фонда, одобренной Советом директоров 16 ноября 2010 года, было отмечено что Правительство не должно подменять Фонд в управлении компаниями Фонд – основной канал взаимодействия Правительства и компаний, не позволяющий неструктурированное вмешательство государства в операционную деятельность компаний Важным шагом является принятие Закона РК «О фонде национального благосостояния» в новой редакции. Совет директоров Самрук-Казына Правительство (определяет цели в соответствии с экономической политикой страны) Компании Ясные и четкие роли: Правительство: важнейшие решения (долгосрочная стратегия развития, решения о приватизации и регулятивный надзор) Фонд: повышение эффективности, стоимости компаний, используя рычаги корпоративного управления. Влияние Фонда на деятельность компаний ограничено рамками корпоративного управления (Совет директоров) Портфельные компании: выполняют поставленные цели, задачи и несут ответственность ( операционная деятельность) Совет директоров Эффективное управление на основе рыночных принципов 7 Как «активный» акционер, Фонд должен осуществлять управление компаниями через советы директоров

Фонд сконцентрирован на построении корпоративной системы, добавляющей стоимость портфельным компаниям 1/2 Роль «активного» акционера Роль «активного» акционера, действующего через советы директоров и имеющего целью повышение операционной эффективности компаний – Критический анализ стратегии и определение стратегических направлений – Постановка целей; мониторинг результатов и корректирующие действия – Поиск, назначение и оценка руководителей компаний и СД – Развитие навыков ключевых руководителей через программы управления талантами и привлечения лучших специалистов Достижение синергии путем координации, обмена опытом, знаниями и лучшей практикой управления; рационального управления денежными потоками с учетом инвестиционных потребностей компаний, выгодных условий привлечения капитала 8

Фонд сконцентрирован на построении корпоративной системы, добавляющей стоимость портфельным компаниям 2/2 Повышение качества корпоративного управления Воздействие на регуляторную среду и государст- венную политику Подбор, назначение и оценка работы высших управленческих кадров и членов советов директоров портфельных компаний, не политически, а профессионально-мотивированных Повышение эффективности работы советов директоров и усиление ответственности руководства компаний перед акционером Привлечение независимых/профессиональных внешних директоров, обладающих передовым опытом работы в успешных компаниях Повышение прозрачности компаний Четкое разграничение коммерческой и некоммерческой деятельности компаний Ведение диалога с правительством по вопросам регулирования отраслей Вклад в формирование государственной политики в сферах, касающихся деятельности портфельных компаний Устранение неструктурированного вмешательства государственных органов в операционную деятельность компаний 9

Эффективное управление некоммерческими функциями должно осуществляться на основании четких формализованных принципов Основные принципы Основная задача портфельных компаний – максимизация возврата для акционеров; при этом должны учитываться интересы других ключевых заинтересованных лиц (работников, клиентов, др.) Портфельные компании должны активно участвовать в выполнении тех некоммерческих функций, которые позволяют им увеличивать возврат для акционеров Портфельные компании должны активно управлять эффективностью своих некоммерческих функций в соответствии с лучшей местной и мировой практикой Для обеспечения указанного портфельные компании должны определять свой вклад в развитие общества (некоммерческие функции) на основе комплексных некоммерческих программ и вести детальный раздельный учет по коммерческим и некоммерческим функциям 10

Потребуется в явном виде разделить отчетность компаний фонда на коммерческую и некоммерческую части Оценка эффективности выполнения некоммерческой функции Существует значительная нагрузка на отдельные компании Фонда в части выполнения некоммерческих задач Размываются основные показатели результативности компаний На случай частичной приватизации компаний Фонда, отсутствует эффективный механизм определения требуемого возмещения миноритарных акционеров Регулярная оценка стоимости выполнения некоммерческих задач, основанная на – Раздельном учете маржинальных затрат и доходов по текущим убыточным некоммерческим операциям – Оценке капитальных затрат, направленных на некоммерческие цели Введение КПЭ, определяющих эффективность выполнения некоммерческих задач и менеджеров ответственных за их реализацию Порядок определения стоимости и «полезности» некоммерческой деятельности определяется на уровне Фонда в тесном сотрудничестве с органами власти; бюджеты на некоммерческие функции определяются на уровне компаний Проблемы 2 Отчет 2 по некоммерческим функциям 11

Корпоративное управление 12

Выполненные задачи в 2011 году в области корпоративного управления 13 В 2011 году Фонд сконцентрировался на 5 приоритетных направлениях Итоги года по результатам диагностики систем корпоративного управления в 7 компаниях повышение прозрачности деятельности компаний группы Фонда Существенное улучшение уровня прозрачности всех компаний оптимизация структуры корпоративного управления Умеренное улучшение структуры корпоративного управления улучшение процессов корпоративного управления Незначительный прогресс в оптимизации структуры корпоративного управления формирование передовой корпоративной культуры в компаниях группы Фонда Реализация планов по совершенствованию КУ в компаниях по результатам диагностики 2010 года в целом привела к улучшению управления Повышение информативности и уровня раскрытия информации на веб-сайтах дочерних компаний четкое разграничение компетенций между Правительством и Фондом Подготовлена новая редакция Закона РК «О фонде национального благосостояния»

Положительная тенденция уровня корпоративного управления * Указанные значения определены согласно рейтингу GAMMA S&P, из предположения, к примеру, что значение рейтинга GAMMA в размере 5 эквивалентно значению 50% по методике Фонда. 14

Корпоративное управление в компаниях: ключевые положительные моменты 1 Делегирование полномочий дочерним компаниям и повышение эффективности взаимодействия с дочерними компаниями 2 Стандартизация и оптимизация системы отчетности компаний и сокращение соответствующих затрат 3 Повышение статуса корпоративных секретарей в дочерних компаниях 4 Усиление роли служб внутреннего аудита в дочерних компаниях 6 Формализация процесса урегулирования конфликта интересов в дочерних компаниях 15 5 Создание института омбудсмена в дочерних компаниях

Корпоративное управление в компаниях: ключевые направления развития Усиление роли СД компаний в процессах управления рисками, стратегического и среднесрочного планирования, оценки результатов деятельности и вознаграждения руководства Усиление роли независимых директоров Активное вовлечение независимых директоров, имеющих международный отраслевой опыт Формирование системного подхода к управлению устойчивым развитием 3 5 Акцентирование внимания на практике отчетности по вопросам управления рисками 2 1 Усиление контроля Ежегодное проведение комплаенс аудита силами служб внутреннего аудита дочерних компаний 16 4 Усиление финансового менеджмента 6

Модель оценки качества корпоративного управления 17 Соответствие уровня КУ требованиям лучшей практики составляет 63,9%

Корпоративное управление в компаниях в годах: структура В некоторых ДЗО не утверждены политики по урегулированию конфликта интересов у должностных лиц и работников ДЗО с четким определением ситуаций конфликта интересов и детальных процедур по их урегулированию 2 Возможности для вмешательства в оперативную деятельность ДЗО со стороны Фонда сохраняются 4 Функции, исполняемые комитетами советов директоров ДЗО по факту, не в полной мере соответствуют передовой практике 3 Зафиксированы случаи несоблюдения положений Кодексов корпоративного управления ДЗО, мониторинг соблюдения Кодексов не соблюдается 5 18 По компоненту «Структура» 4 из 7 компаний соответствуют требованиям лучшей практики более чем на 60%. В то же время 75-процентный барьер, который отражает лидерство в области корпоративного управления не был преодолен ни одной компанией. Практика привлечения независимых оценщиков на основе открытого тендера недостаточно распространена 1

Корпоративное управление в компаниях в годах: процессы 19 По компоненту «Процессы» 1 из 7 компаний соответствуют требованиям лучшей практики более чем на 60%. В то же время 75-процентный барьер, который отражает лидерство в области корпоративного управления не был преодолен ни одной компанией. Процесс планирования преемственности не до конца соответствует передовой практике. Роль СД и его комитетов в этой сфере ограничена. 2 Во многих ДЗО отсутствует практика бенчмаркинга при оценке результатов деятельности 4 В большинстве ДЗО не проводится оценка работы Советов директоров 3 Отсутствуют должным образом формализованные стратегии в области корпоративной социальной ответственности 5 Во многих ДЗО роль СД в процессе управления рисками и мониторинга эффективности системы управления рисками ограничена 1

Корпоративное управление в компаниях в годах: прозрачность Не готовятся отчеты об устойчивом развитии, подготовленные в соответствии с GRI 1 Меры, направленные на постоянное совершенствование процессов внутреннего аудита, недостаточны. 2 СД ДЗО не играют активной роли в процессе обеспечения информационной прозрачности ДЗО 4 Большинство годовых отчетов и интернет-сайтов ДЗО не соответствует передовой практике с точки зрения полноты раскрытия информации 3 Финансовая отчетность в большинстве случаев публикуется позже, чем это предусмотрено передовой практикой 5 20 По компоненту «Прозрачность» 5 из 7 компаний соответствуют требованиям лучшей практики более чем на 60%. В то же время 75-процентный барьер, который отражает лидерство в области корпоративного управления не был преодолен ни одной компанией.

Повышение долгосрочной стоимости компаний Фонда через формирование передовой корпоративной культуры Глобальные инициативы Фонда (в том числе): 21 Оптимизация структуры Передовая кадровая политика Инновационная политика Система управленческой отчетности Передовые стандарты корпоративного управления

Ключевые задачи 2011 года Провести диагностику систем корпоративного управления в компаниях группы Фонда Активизировать деятельность советов директоров во всех крупных компаниях Внедрить передовую практику управления в компаниях Использовать возможности синергии между компаниями в области технологий и управления знаниями Повысить корпоративную социальную ответственность в компаниях Фонда Активная борьба с коррупцией и формирование отчетов о ее результатах Усилить финансовый менеджмент 22