1 Авторы программы Чечель И.Д., Сологуб В.А. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерство образования РФ. С С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Advertisements

Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ Фрунзенского района 1 Открытый урок: учить и учиться Технология подготовки и проведения открытого урока по М.М.
1 Открытый урок: учить и учиться Технология подготовки и проведения открытого урока по М.М. Поташнику Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) ИЛИ ИСКУССТВЕННО.
1 2 Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых.
Самоанализ профессиональной деятельности педагога Методические рекомендации Автухова Р.В., главный специалист Управления образования Администрации ЗАТО.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Организация и проведение сетевых учебных проектов Планирование проведения.
1 Приложение 1. 2 Для чего нужен проект Для того, чтобы грамотно и успешно подготовить бизнес-план необходимо: решить индивидуально или в группе будешь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Жизненные планы. Планирование Планирование – составление плана развития чего- нибудь, включение в план каких-нибудь работ Планирование включает в себя.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Транксрипт:

1 Авторы программы Чечель И.Д., Сологуб В.А. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерство образования РФ. С С

Цель всякого педагогического эксперимента - это создание (именно создание) чего-либо нового в образовательной деятельности. Сам эксперимент - это метод педагогического исследования, с помощью которого в условиях реальной образовательной практики проверяются те или иные нововведения. Планирование эксперимента Планирование эксперимента Планирование эксперимента Подготовка к проведению эксперимента связана с его четким планированием. 2

Даже если речь идет о многократно продуманном новом учебном содержании или педагогической технологии, в процессе их включения в образовательную деятельность выявится что-то новое, ранее не предусмотренное. Интеграция в эксперименте задуманного и реального и является созданием нового. 3

на содержательном, технологическом и организационном уровнях. Учитель, ведущий эксперимент, должен четко представлять его цели и задачи, минимизируя педагогический риск, который присутствует в любой экспериментальной деятельности. 4

Нельзя рассматривать ситуацию педагогического риска лишь как возможную неудачу учителя, хотя вероятность такого исхода и реальна. В педагогическом эксперименте недопустима и ситуация риска ради успеха педагога - "победителей не судят". "Риск появляется всегда в тех случаях, когда нет полной ясности и определенности в обстановке, а решать и действовать необходимо и порой без промедления. Можно сказать, что риск - неизбежный спутник любого решения, принимаемого человеком", - отмечает В.А. Абчук, известный специалист по проблемам риска. 5

Тема урока: Если соотнести слова В.А. Абчук с повседневной работой учителя (даже не экспериментатора), то станет ясно, что педагогическая деятельность повседневно сопряжена с риском. 6

возможность оценки результативности выбираемых вариантов на основе соотношения со стратегическими целями образовательной системы. Для формирования сложного понятия "педагогический риск" на основе глубокого проникновения в его содержание в контексте социально-экономических и психолого-педагогических условий необходимо учитывать: наличие неопределенности педагогической ситуации; необходимость выбора; 7

того или иного события, действия, решения определить нельзя, то это будет уже не ситуация риска, а ситуация полной неопределенности. Таким образом, можно определить понятие "педагогический риск" как деятельность учителя по снятию неопределенности в ситуации неизбежного, т.е. обязательного выбора и конкретное педагогическое воздействие для реализации педагогического замысла. Учитель преодолевает ситуацию риска, т.е. принимает обоснованно рискованное педагогическое решение. 8

вероятность получения желаемых или нежелательных результатов (успех или неудача); Учитель должен уметь учитывать и оценивать следующее: вероятность отклонения от избранной педагогической цели; возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса, включая и учителя. Эти положения отражают общую модель поведения учителя, действующего в ситуации обоснованного педагогического риска. Но в первую очередь это относится к учителям-экспериментаторам. 9

Напоминаем руководителям о целесообразности тщательной подготовки учителя к проведению эксперимента. 10

Учитель просто обязан знать и чувствовать суть того экспериментального действия, которое он собирается осуществить, что он хочет сделать в классе, какие результаты он ожидает, какие опасности его могут ожидать и т.п. Тема эксперимента должна отвечать логике общешкольного исследования по реализации задуманного проекта. Одновременно в школе может вестись несколько экспериментов, но это не должно отражаться на тщательности их проработки. 11

качество (ресурсы) количество Как?Сколько? пространство время Где?Когда? объектсубъект Что?Кто? Для четкости и ясности проведения любого экспериментального деяния руководитель может выстроить план его проведения в логике программно- целевого планирования, где просматривается четкая целевая логика. По каждому эксперименту нужно для себя ответить на шесть вопросов. 12

Можно далее конкретизировать эти вопросы: кто экспериментирует и что при этом планируется сделать? когда и где будет проводиться этот эксперимент? какие ресурсы для этого будут задействованы и какое качество результатов ожидается в педагогическом коллективе? 13

выделяет конкретную цель и задачи данного конкретного эксперимента. Затем составляется методика эксперимента - план экспериментальной деятельности. Возможный вариант представлен ниже. Планируемы е результаты СрокиСодержание эксперимента ЗадачиЭтап Группа педагогов, проводящая (или готовящая) эксперимент, под руководством заместителя директора по науке 14

Очень важно заранее продумать соотнесение целей и задач педагогического эксперимента и критериев оценки достигнутых результатов. Критерии могут быть количественные и качественные. Выбор критериального аппарата - прерогатива исследовательской группы, но определяются критерии все-таки поставленными целями. Критерии могут быть количественные и качественные. Выбор критериального аппарата - прерогатива исследовательской группы, но определяются критерии все-таки поставленными целями. Все критерии оценки результатов эксперимента, как и механизм оценки, определяются до его начала в корреляции с целями и задачами. 15

Что я хочу, чтобы учащиеся познали, научились делать, какие умения и способности они должны при этом проявить? Какие условия и побудительные действия я должен осуществить, чтобы учащиеся проявили опыт и умения, выполнили необходимую работу? Каковы критерии оценки достигнутых умений учащихся, т.е. как (и какая) должна быть выполнена работа, чтобы я был удовлетворен? Учителю, ведущему эксперимент, предстоит продумать ответы на следующие вопросы: 16

Желательно организовать по каждому конкретному экспериментальному направлению рабочую группу, которая и будет заниматься проработкой методики и материалов эксперимента. Подготовка к проведению эксперимента не может быть отдана одному учителю, даже очень творческому и опытному. 17

Схема работы рабочей группы педагогов-исследователей в режиме изучения проблемы Мозговой штурм Мозговой штурм Выработка плана деятельности на основе синтеза идей Всестороннее изучение проблемы Разработка процесса обучения Разработка экспериментальных методик и материалов Рабочая группа 18

При подготовке методики эксперимента важно четко установить Нельзя долговременно жить в эксперименте. Оптимально – корректировку содержания или технологий с учетом приобретенного опыта организовать годичный педагогический эксперимент, последующее обсуждение результатов, повторение эксперимен- тальной деятельности. его сроки (начало, контрольные замеры, окончание, корректировки материалов, повторение эксперимента и т.д.). 19

Очень важно четко проанализировать все нюансы педагогической деятельности. Желательно вести записи (дневник эксперимента) по проведению эксперимента. Это личные записи педагога, которые он не должен показывать руководству или коллегам. Дорогой руководитель, помните, что педагогический эксперимент - процесс творческий. Нельзя "дергать" педагогов вопросами: что? или как? Конечно, контроль необходим. Но важно включить его в свой план по эксперименту и четко ему следовать 20

Руководитель просто обязан это помнить и организовывать контрольные мероприятия по четкой линии, не вызывая стресса, но и не ослабляя внимания к деятельности учителя-экспериментатора. Психологи доказали, что отсутствие контроля ведет к активизации самых негативных личностных качеств (лень, безответственность, неорганизованность и т.д.). Но физиологи говорят, что внезапный контроль вызывает стрессовое состояние организма. 21

Если возникла ситуация неуспешности в достижении результатов, нужно на временном и технологическом уровнях заранее продумать возможность возврата к традиционному обучению. Неудача, конечно, крайне нежелательна, но вполне возможна. Поэтому при планировании этапов эксперимента стоит подумать о резерве времени. 22

Но это не отказ от эксперимента. Это тот самый "замечательный" отрицательный результат, который позволит очень глубоко проанализировать причины неудачи (рефлексия), найти объективные и субъективные причины возникшей ситуации. Внезапное появление контролера даже у пассажира с проездным билетом в первое мгновение вызывает резкую динамику кровяного давления, учащенное сердцебиение и т.д. 23

Результаты проведения эксперимента не формально, а по существу должны обсуждаться на рабочей группе, в методическом объединении, а конечные - на педсоветах. Если неудача объективна, то, значит, никто после Вас не повторит ошибок - Ваш опыт поможет другим исследователям. Важно только тщательно изучить все факторы, приведшие к данной ситуации. Это относится и к ситуации успеха. Руководителю важно предусмотреть гласность проводимых исследовательских мероприятий. 24

Важно быть готовым к тому, что полностью успешных экспериментов, как и идеальных моделей и проектов, в жизни не бывает. Трудности очень специфичны, и в каждой школе бывают свои как объективные, так и субъективные.Учитывая факт педагогического риска при любом эксперименте, важно подробно расписать всю его методику и анализировать, анализировать, анализировать... 25