Типология вопросов. Вопросно-ответные процедуры (ВОП) В образовательном процессе американской школы занимают 95% В образовательном процессе американской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Advertisements

ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
СЛЫШАТЬ ГЛУБИННЫЕ ЦЕННОСТИ Когда вы беседуете с клиентом или соискателем, вы можете определить его ценности с помощью: Слов-меток: слов, которые указывают.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Основной инструментарий эксперта-организатора стажировок.
Развитие мышления, через эффективное использование вопросов Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон Знак вопроса – это крючок, на который.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения Эти вопросы направляют процесс обучения и включают в себя вопросы: Эти вопросы направляют процесс.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Умение думать это умение задавать вопросы. Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер) Каков вопрос таков и ответ. (Народная.
Транксрипт:

Типология вопросов

Вопросно-ответные процедуры (ВОП) В образовательном процессе американской школы занимают 95% В образовательном процессе американской школы занимают 95% В российском образовании – не многим более 65% В российском образовании – не многим более 65%

вопросы Риторические: Риторические: (которые задает себе сам источник информации, они предназначены для структурирования выступления) Диалогические: Диалогические: БЕСЕДА: чтобы была эффективной и продуктивной, учитель должен овладеть искусством задавать вопросы КОНСУЛЬТАЦИИ: учитель должен научить детей задавать вопросы

«Ромашка» Б.Блума – Дж. и К. Бирс (ТРКМ) вопросы уточняющиепростыеоценочныетворческиепрактическиеинтерпретационные

Сущностные вопросы: долг, честь, жизнь, смерть, любовь… Что значит быть настоящим другом? Что значит быть настоящим другом? Могут ли политические цели или общественные идеи быть важнее семейных привязанностей? Могут ли политические цели или общественные идеи быть важнее семейных привязанностей? Почему история человечества состоит из войн? Почему история человечества состоит из войн? Нужно ли готовиться к смерти? Нужно ли готовиться к смерти? Как отличить любовь от влюблённости? Как отличить любовь от влюблённости? Верно ли, что многознание умножает скорбь? Верно ли, что многознание умножает скорбь? Помогает ли Вера выстоять в жизненных невзгодах? Помогает ли Вера выстоять в жизненных невзгодах?

Вспомогательные вопросы Что за смыслы вы вкладываете в понятие друг? Что за смыслы вы вкладываете в понятие друг? Почему слова «друг» и «дружок» вызывают разные эмоциональные реакции? Почему слова «друг» и «дружок» вызывают разные эмоциональные реакции? ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ – вопросы, которые могут привести к озарению, способному дать подсказку к решению сущностного вопроса

Гипотетические вопросы Что вы стали бы делать, оставшись без друга? Что вы стали бы делать, оставшись без друга? При каких обстоятельствах друг может предать? При каких обстоятельствах друг может предать? Что вы будете делать, если узнаете, что друг раскрыл вашу тайну? Что вы будете делать, если узнаете, что друг раскрыл вашу тайну? Правда ли, что «друг моего друга – мой друг»? Правда ли, что «друг моего друга – мой друг»? Можно ли представить мир, где все люди друзья? Можно ли представить мир, где все люди друзья? ВОПРОСЫ на исследование возможностей или отношений, особенно полезные в ситуации выбора

Точные вопросы Какую музыку предпочитает слушать ваш друг? Какую музыку предпочитает слушать ваш друг? Как звали вашего первого друга? Как звали вашего первого друга? Что вы подарите другу на день рождения? Что вы подарите другу на день рождения? Есть ли у вас друзья за границей? Есть ли у вас друзья за границей? Сколько соли надо съесть, чтобы дружбу считать настоящей? Сколько соли надо съесть, чтобы дружбу считать настоящей? ВОПРОСЫ, ведущие прямо к цели через получение конкретной и точной информации

«Прикидочные» вопросы Какая задача должна быть решена в первую очередь? Какая задача должна быть решена в первую очередь? Какая часть работы потребует наибольших усилий? Какая часть работы потребует наибольших усилий? Нельзя ли при нехватке времени пропустить какую-то из задач? Нельзя ли при нехватке времени пропустить какую-то из задач? ВОПРОСЫ, которые приподнимают над текущим моментом, чтобы прикинуть, как действовать дальше, какие ресурсы можно было бы использовать (например, временные или информационные) и где их искать

Структурные вопросы На какие группы можно поделить собранные сведения о городах Золотого кольца России? На какие группы можно поделить собранные сведения о городах Золотого кольца России? Как целесообразно организовать эти данные в таблицу? Как целесообразно организовать эти данные в таблицу? Каких сведений недостаточно, чтобы таблица была полной? Каких сведений недостаточно, чтобы таблица была полной? По каким признакам эти города можно упорядочить? По каким признакам эти города можно упорядочить? ВОПРОСЫ, которые позволяют структурировать собранные сведения, делить их на категории, классифицировать, организовывать в базы данных

Глубокие вопросы Какие признаки укажут геологу, что шансы найти нефть возросли? Какие признаки укажут геологу, что шансы найти нефть возросли? Можно ли предположить, прочитав половину статьи, какие выводы сделает автор? Можно ли предположить, прочитав половину статьи, какие выводы сделает автор? ВОПРОСЫ, которые позволяют заглянуть под видимую поверхность, увидеть суть, внутреннюю сущность

Сортировочные вопросы Какие части собранной информации заслуживают того, чтобы их сохранить? Какие части собранной информации заслуживают того, чтобы их сохранить? Все ли собранные сведения достоверны? Все ли собранные сведения достоверны? Вся ли собранная информация способна помочь в решении проблемы? Вся ли собранная информация способна помочь в решении проблемы? Какие цитаты могут помочь раскрыть тезисы сочинения? Какие цитаты могут помочь раскрыть тезисы сочинения? ВОПРОСЫ,позволяющие фильтровать и сортировать большие массивы информации для последующей её систематизации ВОПРОСЫ,позволяющие фильтровать и сортировать большие массивы информации для последующей её систематизации

Прозрачные вопросы Как учёные пришли к этому выводу? Как учёные пришли к этому выводу? Что автор имеет в виду под словами «индекс непрерывного роста»? Что автор имеет в виду под словами «индекс непрерывного роста»? Каков порядок следования этих идей и как они ещё связаны друг с другом? Каков порядок следования этих идей и как они ещё связаны друг с другом? Соответствуют ли письменные свидетельства найденным артефактам? Соответствуют ли письменные свидетельства найденным артефактам? ВОПРОСЫ, позволяющие «рассеивать туман и прибивать пыль», проясняя ситуацию, суть дела, ход процесса и т.д.

Стратегические вопросы Как поступить в этом случае? Как поступить в этом случае? Что делать дальше? Что делать дальше? Какие мыслительные операции сюда подойдут? (инструментарий) Какие мыслительные операции сюда подойдут? (инструментарий) ВОПРОСЫ, тесно связанные с прикидочными и ориентированные на способы получения выводов, формирования умений. Возникают в ходе реального процесса сбора, обработки, синтеза информации

Детальные вопросы Что это значит? Что это значит? Что необходимо добавить? Что необходимо добавить? Какой шаг по логике следующий? Какой шаг по логике следующий? ВОПРОСЫ, расширяющие, уточняющие и усиливающие смысл искомого, помогающие понять детали и их роль

Вечные вопросы Как стать знаменитым и всеми любимым? Как стать знаменитым и всеми любимым? Что значит «хорошо жить»? Что значит «хорошо жить»? Что такое счастье? Что такое счастье? Что главенствует в мире: добро или зло? Что главенствует в мире: добро или зло? Кому на Руси жить хорошо? Кому на Руси жить хорошо? ВОПРОСЫ, на которые нельзя найти верных ответов (и ответов вообще), близкие к сущностным, помогают повысить уровень понимания и «несколько уменьшить интенсивность тьмы»

Изобретательские вопросы Как увидеть какой-то общий смысл во всех этих отрывках? Как увидеть какой-то общий смысл во всех этих отрывках? Что ещё мы упустили? Что ещё мы упустили? Можно ли так перегруппировать информацию, чтобы четче выявить, что же её объединяет? Можно ли так перегруппировать информацию, чтобы четче выявить, что же её объединяет? ВОПРОСЫ, которые видоизменяют, преобразовывают, приводят в порядок, перетасовывают, переворачивают фрагменты информации, чтобы затем её систематизировать

Провокационные вопросы Где тут логика? Где тут логика? Где в этой красивой форме содержание? Где в этой красивой форме содержание? Считается, что этому можно доверять? Считается, что этому можно доверять? С чего вы это взяли? С чего вы это взяли? Если отбросить пустую риторику, здесь есть смысл? Если отбросить пустую риторику, здесь есть смысл? В этом-то и состоит общепринятая точка зрения? В этом-то и состоит общепринятая точка зрения? ВОПРОСЫ, которые дают повод для сомнения, недоверия, скепсиса. Они раскачивают привычные представления и бросают вызов традиционному мнению

Неуместные вопросы А знаете, что сказал однажды академик Капица? А знаете, что сказал однажды академик Капица? А вы когда-нибудь видели, как течёт вода в реке? А вы когда-нибудь видели, как течёт вода в реке? Почему нельзя поэкспериментировать вместо железных опилок с шоколадной крошкой? Почему нельзя поэкспериментировать вместо железных опилок с шоколадной крошкой? Вся прелесть подобных вопросов состоит в том, что они сбивают с проторённого пути, уводят за пределы «утоптанного поля», а значит, разрушают шаблонность мышления. Однако при неумелом использовании грозят подменить решаемую задачу другой.

Дивергентные вопросы Как лучше всего испортить воду в реке? Как лучше всего испортить воду в реке? Как изменить это уравнение, чтобы его невозможно было решить? Как изменить это уравнение, чтобы его невозможно было решить? Как сформулировать это утверждение, чтобы его невозможно было перевести на английский язык? Как сформулировать это утверждение, чтобы его невозможно было перевести на английский язык? ВОПРОСЫ, использующие имеющиеся знания, чтобы оттолкнуться от них и двинуться из ядра привычных представлений и опыта, но более логично, чем от неуместных вопросов. Они тщательно планируются, чтобы исследовать территорию, примыкающую к известному и понятному.

сущностные дтвпП-1сгС-1С-2инП-2С-3Г-1Д-1

Техника задавания вопросов Вопрос Пауза (9 сек.) ответ Пауза (3-4 сек.) Продолжение ответа