«Исследовательская деятельность в содержании гимназического образования» Санкт-Петербург 2008 ПРОЕКТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О научном студенческом обществе Архангельского индустриально- педагогического колледжа Актуальная информация о работе творческого объединения студентов.
Advertisements

ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
ГОУ СОШ 402 Школа с гимназическими классами, реализующая предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Начать участие в экспериментальной работе по общегимназической методической теме «Интеллектуальное воспитание учащихся» Продолжить внедрение в систему.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
1 ПОРТФОЛИО классного руководителя. 2 Портфолио классного руководителя – это альтернативный способ контроля, ориентированный на повышение эффективности.
Анализ методической работы гимназии в учебном году.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Публичная презентация педагогической деятельности и инновационной работы учителя географии моу сош 9 г.о.Жигулевск Савкина Ивана Михайловича.
МОУ «Гимназия 18» Формирование культуры исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТВЕРЬ 2008.
Публичный отчёт Оценка внутреннего потенциала и перспектив развития школы 197 с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла (биология, химия,
Реализация Концепции развития математического образования в Магдагачинском районе.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Транксрипт:

«Исследовательская деятельность в содержании гимназического образования» Санкт-Петербург 2008 ПРОЕКТ

Актуальность проекта Актуальность проекта связана с необходимостью формирования у выпускников Гимназии компетентности в области исследовательской деятельности, тем самым решая вопрос о преемственности «гимназия – вуз». Приобретение опыта исследовательской деятельности обеспечивает высокую конкурентоспособность выпускников гимназии, а знания основ исследовательской деятельности гарантирует успешное обучение в ВУЗе и дальнейшее послевузовское образование. Актуальность проекта связана с необходимостью формирования у выпускников Гимназии компетентности в области исследовательской деятельности, тем самым решая вопрос о преемственности «гимназия – вуз». Приобретение опыта исследовательской деятельности обеспечивает высокую конкурентоспособность выпускников гимназии, а знания основ исследовательской деятельности гарантирует успешное обучение в ВУЗе и дальнейшее послевузовское образование.

Цель проекта Создание модели исследовательской деятельности учащихся гимназии, включающей теоретическую подготовку, промежуточный контроль, итоговую аттестацию и методическое сопровождение. Создание модели исследовательской деятельности учащихся гимназии, включающей теоретическую подготовку, промежуточный контроль, итоговую аттестацию и методическое сопровождение.

Задачи проекта Разработать и апробировать систему исследовательской деятельности учащихся; Разработать и апробировать систему исследовательской деятельности учащихся; Сформировать на базе ОУ сообщество ученых, педагогов и учащихся; Сформировать на базе ОУ сообщество ученых, педагогов и учащихся; Подготовить основу для дальнейшей исследовательской деятельности выпускников гимназии; Подготовить основу для дальнейшей исследовательской деятельности выпускников гимназии; Осуществить анализ возможной связи между исследовательской деятельностью старшеклассников и поисковой деятельностью учащихся основной школы; Осуществить анализ возможной связи между исследовательской деятельностью старшеклассников и поисковой деятельностью учащихся основной школы; Разработать технологические основы методического сопровождения системы учебно-исследовательской деятельности учащихся. Разработать технологические основы методического сопровождения системы учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В Гимназии 56 создана и прошла апробацию модель построения образовательного процесса с включением в него учебно-исследовательской деятельности В Гимназии 56 создана и прошла апробацию модель построения образовательного процесса с включением в него учебно-исследовательской деятельности * Модель предусматривает полный цикл обучения от получения базовых знаний до самостоятельного написания гимназистом учебного исследования и защиты его перед компетентной аудиторией. * Модель предусматривает полный цикл обучения от получения базовых знаний до самостоятельного написания гимназистом учебного исследования и защиты его перед компетентной аудиторией. * В гимназии осуществляется широкий охват учащихся основам учебно-исследовательской деятельности (к настоящему времени обучение курсу «Учебно-исследовательская деятельность» прошли 2276 школьников, что составляет 100% выпускников Гимназии). * В гимназии осуществляется широкий охват учащихся основам учебно-исследовательской деятельности (к настоящему времени обучение курсу «Учебно-исследовательская деятельность» прошли 2276 школьников, что составляет 100% выпускников Гимназии). * промежуточный контроль проводимых исследований осуществляется в ходе предметных недель и научно-практических конференций. * промежуточный контроль проводимых исследований осуществляется в ходе предметных недель и научно-практических конференций. * Учебно-исследовательская деятельность на всех этапах обеспечивается соответствующим методическим сопровождением * Учебно-исследовательская деятельность на всех этапах обеспечивается соответствующим методическим сопровождением

Основными элементами системы учебно- исследовательской деятельности Гимназии являются: Обучение учащихся старших классов дисциплине «Учебно-исследовательская деятельность» (34 часа в 10 классе) Обучение учащихся старших классов дисциплине «Учебно-исследовательская деятельность» (34 часа в 10 классе) Самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося Самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося Ежегодная открытая городская научно-практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века». Ежегодная открытая городская научно-практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века». Защита учебно-исследовательской работы выпускника как одна из форм итоговой аттестации Защита учебно-исследовательской работы выпускника как одна из форм итоговой аттестации Комплексное методическое сопровождение исследовательской деятельности Комплексное методическое сопровождение исследовательской деятельности

1. Программа дисциплины «Учебно-исследовательская деятельность» включает следующие разделы: Основы методологии научного исследования Основы методологии научного исследования Выбор темы исследования Выбор темы исследования Самостоятельная работа с источниками информации Самостоятельная работа с источниками информации Правила написания и оформления исследовательской работы Правила написания и оформления исследовательской работы Подготовка к защите и порядок защиты исследовательской работы Подготовка к защите и порядок защиты исследовательской работы Практическая часть курса включает: Практическая часть курса включает: индивидуальные мини-исследования, индивидуальные мини-исследования, семинары, тесты, семинары, тесты, коллективные работы (мини-конференции и итоговая учебная игра) коллективные работы (мини-конференции и итоговая учебная игра)

1. научить старшеклассников методике проведения исследовательской деятельности 2. сформировать познавательные мотивы у учащихся 3. вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность, 4. научить пользоваться научной литературой и материалами современных информационных технологий 5. развить навыки публичного выступления перед компетентной аудиторией. Задачами курса являются:

2. Ежегодная открытая городская научно- практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века». Апробация проведенного учащимся исследования и полученных научных результатов Апробация проведенного учащимся исследования и полученных научных результатов Осуществление промежуточного контроля научного исследования со стороны компетентной аудитории Осуществление промежуточного контроля научного исследования со стороны компетентной аудитории Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся и педагогов других школ и гимназий города Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся и педагогов других школ и гимназий города Сотрудничество с научными, просветительскими, культурными и производственными предприятиями и организациями Санкт-Петербурга Сотрудничество с научными, просветительскими, культурными и производственными предприятиями и организациями Санкт-Петербурга

ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИЙ г.г.: 1999 год – «Санкт-Петербургскому университету – 275 лет!» 1999 год – «Санкт-Петербургскому университету – 275 лет!» 2000 год – «Современные информационные технологии в России» 2000 год – «Современные информационные технологии в России» 2001 год – «Роль интеллигенции в XXI веке» 2001 год – «Роль интеллигенции в XXI веке» 2002 год – «Санкт-Петербург – российский центр европейской культуры» 2002 год – «Санкт-Петербург – российский центр европейской культуры» 2003 год – «Санкт-Петербург – центр экономического, научного и культурного прогресса» 2003 год – «Санкт-Петербург – центр экономического, научного и культурного прогресса» 2004 год – конференция в рамках проведения предметных недель 2004 год – конференция в рамках проведения предметных недель 2005 год – конференция в рамках проведения предметных недель 2005 год – конференция в рамках проведения предметных недель 2006 год – «Культура, наука и образование в России» (к 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева) 2006 год – «Культура, наука и образование в России» (к 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева) 2007 год - «Общечеловеческие ценности в современном мире» 2007 год - «Общечеловеческие ценности в современном мире» 2008 год (20-21 марта 2008г.)- 10-я юбилейная научно-практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века»: «Проблемы науки, культуры и образования в XXI веке» 2008 год (20-21 марта 2008г.)- 10-я юбилейная научно-практическая конференция старшеклассников «Шаги в науку XXI века»: «Проблемы науки, культуры и образования в XXI веке»

В ходе прошедших 10 конференций В ходе прошедших 10 конференций выступили 632 учащихся нашей гимназии и 156 учеников других ОУ Санкт-Петербурга и России; В работе проведенных конферен- В работе проведенных конферен- ций участвовали 35 научных, производ- ственных и просветительских организа- ций Санкт_Петербурга; Восьмая и девятая конференции, Восьмая и девятая конференции, которые были посвящены 100-летию со которые были посвящены 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева и «общечело- веческим ценностям в современном мире» явились частью совместного проекта Гимназии с Фондом Д.С.Лихачева

Десятая открытая городская научно-практическая конференция «Шаги в науку XXI века» В ходе подготовки и проведения 10-й конференции принимали участие 21 методист и представитель администрации, а также 54 педагогических работника Гимназии 56

Уважаемые участники десятой научно-практической конференции "Шаги в науку ХХI века"! От имени Правительства Санкт-Петербурга приветствую вас! Нам приятно осознавать, что лучшая школа России, Гимназия 56, на протяжении 10 лет занимается очень значимым делом: воспитывает молодые кадры для новой России, для ее науки, культуры, образования, экономики. Нам приятно осознавать, что лучшая школа России, Гимназия 56, на протяжении 10 лет занимается очень значимым делом: воспитывает молодые кадры для новой России, для ее науки, культуры, образования, экономики. Радостно, что школа вот уже который год открывает свою конференцию юным исследователям не только из других школ нашего великого города, но и других регионов России. Радостно, что школа вот уже который год открывает свою конференцию юным исследователям не только из других школ нашего великого города, но и других регионов России. С уважением, Николай Буров, председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Народный артист РФ Проблемы, поднимаемые в школьных исследованиях, чрезвычайно Проблемы, поднимаемые в школьных исследованиях, чрезвычайно актуальны, они демонстрируют разнообразие научных интересов современных школьников, дают основание говорить, что у нашей отечественной науки есть будущее, что подрастает достойная смена сегодняшним ученым и практикам. Уверен, что "Шаги в науку ХХI века" будут только расширять свою географию! Желаю плодотворной работы конференции. Благодарю педагогов и администрацию Гимназии 56 за тот вклад, который они вносят в развитие образования культурной столицы России – Санкт- Петербурга! Уверен, что "Шаги в науку ХХI века" будут только расширять свою географию! Желаю плодотворной работы конференции. Благодарю педагогов и администрацию Гимназии 56 за тот вклад, который они вносят в развитие образования культурной столицы России – Санкт- Петербурга!

ШКОЛЫ – УЧАСТНИЦЫ 10-й конференции «Шаги в науку XXI века» марта 2008 года: Школы России: г.Анапа, Гимназия «Эврика», г.Анапа, Гимназия «Эврика», г.Выборг, Школа.11, г.Выборг, Школа.11, Ингушетия, г.Назрань, Гимназия 1, Ингушетия, г.Назрань, Гимназия 1, г.Липецк, Лицей 44, г.Липецк, Лицей 44, г.Москва, Гимназия 1518, г.Москва, Гимназия 1518, г.Москва, Гимназия. 1520, г.Москва, Гимназия. 1520, Московская область, г.Дмитров, «Гимназия «Дмитров», Московская область, г.Дмитров, «Гимназия «Дмитров», г.Саранск, Гимназия 19, г.Саранск, Гимназия 19, Читинская обл, пос.Могойтуй, Школа 2 Читинская обл, пос.Могойтуй, Школа 2 Школы Санкт-Петербурга: Гимназия 56; Гимназия 67, «Ломоносовская гимназия» 73, Гимназия 155; Гимназия 177, Гимназия 405, Лицей 265, Школа 20; Школа 180, Школа 515 Школа 525

ГЕОГРАФИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ Научные организации: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Ботанический институт Ботанический институт Русское Географическое общество Русское Географическое общество Высшие учебные заведения: Международный банковский институт Международный банковский институт СПбИТМО СПбИТМО ИНЖЭКОН ИНЖЭКОН СПб Гуманитарный университет профсоюзов. СПб Гуманитарный университет профсоюзов. СПб государственный Горный институт СПб государственный Горный институт СПб. государственный университет экономики и финансов. СПб. государственный университет экономики и финансов. СПб государственный электротехнический университет СПб государственный электротехнический университет Учреждения культуры: Актовый зал Администрации Петроградского района Актовый зал Администрации Петроградского района Культурный центр Калининского района Культурный центр Калининского района Дом кинематографистов Дом кинематографистов Малый драматический театр. Малый драматический театр. Театр на Литейном Театр на Литейном Просветительские организации: Музей Политической истории. Русский Музей, Михайловский замок Этнографический музей Музей А.Ахматовой Музей Ф.М.Достоевского Музей истории СПб Музей театрального искусства Музей Печати Музей Особняк Румянцева СПб Планетарий Музей А.Блока Петропавловская крепость Музей Гигиены Музей Арктики и Антарктики Военно-медицинский музей Зоологический музей Музей-квартира С.М.Кирова Центральная детская библиотека им. А.С.Пушкина Производственные объединения: СПб Унитарное предприятие «Адмиралтейские Верфи» СПб Унитарное предприятие «Водоканал»

3. Итоговая аттестация в форме защиты учебно- исследовательской работы Создание условий для выбора альтернативной, а именно – креативной, формы итоговой аттестации Создание условий для выбора альтернативной, а именно – креативной, формы итоговой аттестации Качественное руководство исследовательской деятельностью ученика профессионально подготовленным педагогом - наставником Организация квалифицированной и беспристрастной оценки проведенного исследования, как при апробации на Конференции, так и в ходе итоговой аттестации. Организация квалифицированной и беспристрастной оценки проведенного исследования, как при апробации на Конференции, так и в ходе итоговой аттестации. Возможность самореализации и самоутверждения учащегося в исследовательской деятельности Возможность самореализации и самоутверждения учащегося в исследовательской деятельности

Динамика защиты ВУИР ( г.г.) Учебн. Год всего количество учеников Учебн. Год всего количество учеников выпускников защитивших ВУИР выпускников защитивших ВУИР ________107__________________ ________107__________________ ________120__________________ ________120__________________ ________118__________________ ________118__________________ ________167__________________ ________167__________________ ________177__________________ ________177__________________ ________208__________________ ________208__________________ ________178__________________ ________178__________________ ________155__________________ ________155__________________ ________238__________________ ________238__________________ ________305__________________ ________305__________________ ________257__________________ ________257__________________ ________246__________________ ________246__________________92 Всего: Всего:

организация подготовки научного руководителя в ходе круглых столов, семинаров и секций конференций, проводимых в Гимназии 56; организация подготовки научного руководителя в ходе круглых столов, семинаров и секций конференций, проводимых в Гимназии 56; обучение молодых учителей теории учебно-исследовательской деятельности, осуществлению научного руководства и правилам рецензирования выполненных исследований; обучение молодых учителей теории учебно-исследовательской деятельности, осуществлению научного руководства и правилам рецензирования выполненных исследований; разработка и распространение среди учителей методических материалов по организации научного труда. разработка и распространение среди учителей методических материалов по организации научного труда. Изданные в Гимназии методические материалы приняты в качестве рекомендаций для проведения исследовательской деятельности в 32 школах Санкт-Петербурга, 18 школах Ленинградской области и ряде ОУ других регионов России. Для обучения педагогов предусмотрены постоянно действующий семинар, «круглые столы» и конференции 4. Методическое сопровождение исследовательской работы учащегося

Материалы для руководителя и рецензента Отзыв руководителя на учебно-исследовательскую работу уцени__ 11 __ класса Гимназии 56. …………………………………………………………………………… (фамилия, имя ученика) Работа, выполненная на тему: …………………………………………………………………Является:……………………………………………………………………………… (актуальной, недостаточно актуальной) (актуальной, недостаточно актуальной) В ходе выполнения работы учащийся показал: самостоятельность……………………………………………. (да, нет) (да, нет) активность в научном поиске……………….………………... владение исследовательскими методами…………………..… грамотность изложения…………………….……………….. логичность построения материала…………………………… компетентность……………………………………………….. высокое качество оформления………………………………. высокое качество оформления………………………………. По своему содержанию, логике изложения, полученным научным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит ________________________________________ характер (исследовательский, реферативный) (исследовательский, реферативный) Особое мнение: …………………………………………………………… …………………………………………………………… Научный руководитель:……………/ / «………»…………………….200……г. Примерная форма отзыва рецензента о выпускной учебно-исследовательской работе учени_ 11_ кл. а) выполненной на тему : …………………………………………………………… б) Далее, на основе изучения представленных материалов рецензент оценивает: ^ обоснованность выбора темы / связь темы исследования с учебным материалом / характеристика реализации цели и задач исследования / степень обоснованности аргументов и обобщений / качество и ценность полученных научных результатов / степень завершенности и качество оформления работы в) объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы: следует обратить внимание на сомнительные выводы и утверждения, отметить вопросы, которые необходимо обсудить или уточнить в ходе защиты. г) Рецензент оценивает работу (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки. д) Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Его содержание должно отражать индивидуальные способности ученика и может быть материалом для дальнейшего осмысления и анализа Администрацией, преподавателями и учащимися Гимназии.

Структура учебного исследования

В апреле 2006 года В апреле 2006 года Исследовательская дея- Исследовательская дея- тельность Гимназии 56 была представлена на 10-й Всероссийский конкурс Всероссийский конкурс инновационных разра- инновационных разра-боток. Проект удостоен кубка и Проект удостоен кубка и диплома победителя этого диплома победителя этого конкурса. конкурса.

Ожидаемые результаты от внедрения Учебно- исследовательской деятельности в содержание гимназического образования: а ) формирование мотивированной потребности учащихся гимназии в приобретении практических навыков и теоретических знаний в области исследовательской деятельности; их стремления к продолжению научной деятельности в вузе и в послевузовском образовании б) создание высокой конкурентоспособности выпускников Гимназии среди выпускников других учреждений общего образования в) развитие и упрочение традиций научного сотрудничества школы и вузов России, школы и институтов культуры и науки, школы и предприятий страны. г) рост заинтересованности членов педагогического коллектива в повышении научной и исследовательской компетентности, усиление мотивации к качественной креативной деятельности; д) дальнейший рост профессионализма педагогического коллектива, поддерживающий конкурентоспособность ОУ на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга и России.

Партнеры поекта: Комитет по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга; Комитет по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга; Администрация ТУ Петроградского административного района г.Санкт- Петербурга; Администрация ТУ Петроградского административного района г.Санкт- Петербурга; Отдел образования ТУ Петроградского административного района г. Санкт- Петребурга; Отдел образования ТУ Петроградского административного района г. Санкт- Петребурга; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов; Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургский государственный Горный институт; Санкт-Петербургский государственный Горный институт; Музей политической истории РФ Музей политической истории РФ Музей истории Санкт-Петербурга Музей истории Санкт-Петербурга Центральная детская библиотека им. А.С.Пушкина Центральная детская библиотека им. А.С.Пушкина Санкт-Петербургский Планетарий Санкт-Петербургский Планетарий Государственное унитарное предприятие «Водоканал» Государственное унитарное предприятие «Водоканал» Государственный Русский музей Государственный Русский музей

Проект «Исследовательская деятельность в содержании гимназического образования» Санкт-Петербург 2007