ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСЫ Центр системных исследований Есина Е.А. к.э.н
Необходимость экологического образования в настоящее время у подавляющего большинства специалистов не вызывает сомнений.
Доклад по вопросам экологического образования в Министерстве Природных ресурсов и экологии Республики Вьетнам.
При этом четко прослеживаются две основные тенденции: 1. желание представить современную экологию как часть естественнонаучной области знаний и не более того; 2. ориентация на мировоззренческий характер экологических проблем, понимание того, что экологический кризис есть лишь следствие, внешнее проявление кризиса и духовного; и экономического.
Проблемы, четко определившиеся на пороге третьего тысячелетия, и, уже перешли в век XXI: а) приоритетность прямой – «чистой» подготовки специалистов-экологов; «остаточная» подготовка будет иметь подчиненное значение. «Нечистую» подготовку специалистов традиционного профиля с дополнительным блоком экологических спецпредметов осуществляют практически везде.
б) нерешенность терминологических вопросов, имеющих принципиальный характер: охрана природы, охрана окружающей среды, геоэкология.
в) экологическое образование должно выходить на уровень более углубленной подготовки «чистых» специалистов-экологов
г) в последние годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование. Однако, в творческом порыве некоторые российские горе- юристы (бывшие военные), загоревшиеся идеей создания собственной правовой и педагогической школы, выпустили массу однотипных учебников по экологическому аудиту. Как молодые специалисты могут получить качественную подготовку?!
Экологическое образование руководителей имеет свои особенности
Главным в подготовке руководителей должен быть прогноз экологических последствий принятия экономических и социальных программ, учет экологического фактора при оценке развития и размещения производственных сил.
Век XXI ставит новые вопросы. Тем не менее, надо помнить, что на всех ступенях образования, которые включают в себя обучение и воспитание, необходимо формировать ценностную позитивную установку на сохранение и приумножение нашего природного национального богатства!
Сен-Симон «Счастливой будет та эпоха, когда честолюбие начнёт видеть величие и славу только в приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия, утолявшие жажду только невежд, героев завоевателей и истребителей человеческого рода. Довольно почестей Александрам! Да здравствует Архимед!!!»
Спасибо за внимание!