Стандарты общего образования второго поколения: основные смысловые напряжения Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

Концептуальные основы федерального государственного образовательного стандарта.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Психологические особенности подросткового возраста.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Основная образовательная программа начального общего образования ст. Курская 2 8 марта 2011 год Отдел образования администрации Курского муниципального.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Системно - деятельностный подход в обучении иностранному языку.
Транксрипт:

Стандарты общего образования второго поколения: основные смысловые напряжения Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой образовательных технологий РИНО ПГУ

Структура лекции 1. Цели, виды работ и результаты на ближайшие полгода 2. Смысловые напряжения стандартов второго поколения

Часть первая Что мы вместе можем сделать за полгода?

Общая рамка проекта Наименование: «Комплексное научно- методическое сопровождение процессов разработки образовательных программ базовых школ» Наименование: «Комплексное научно- методическое сопровождение процессов разработки образовательных программ базовых школ» Сроки реализации: август-ноябрь 2010 г. Сроки реализации: август-ноябрь 2010 г. Заказчик: Министерство образования Пермского края Заказчик: Министерство образования Пермского края В ходе проекта будут выделены пять пилотных школ В ходе проекта будут выделены пять пилотных школ

Участники проекта Управленческие команды коллективы базовых школ Управленческие команды коллективы базовых школ Педагогические коллективы пилотных базовых школ Педагогические коллективы пилотных базовых школ Сотрудники муниципальных органов управления образованием и методических кабинетов Сотрудники муниципальных органов управления образованием и методических кабинетов Преподаватели Пермского государственного университета Преподаватели Пермского государственного университета Сотрудники Министерства образования Пермского края Сотрудники Министерства образования Пермского края

Что получат все БШ по результатам реализации проекта? участие в процессе разработки образовательных программ нового поколения; участие в процессе разработки образовательных программ нового поколения; методические рекомендации по разработке образовательных программ БШ; методические рекомендации по разработке образовательных программ БШ; сборник «Проектирование образовательной деятельности БШ»; сборник «Проектирование образовательной деятельности БШ»; сборник учебных программ. сборник учебных программ.

Что получат пилотные школы? проект образовательной программы, в котором проработаны наиболее существенные элементы, проект образовательной программы, в котором проработаны наиболее существенные элементы, совместные разработки учителей и преподавателей университета, имеющие рецензию и статус публикации, совместные разработки учителей и преподавателей университета, имеющие рецензию и статус публикации, выступления педагогов и управленцев на региональном форуме, выступления педагогов и управленцев на региональном форуме, возможность стать краевым центром инновационного опыта. возможность стать краевым центром инновационного опыта.

Виды работ в рамках проекта Проектирование образовательных программ базовых школ Проектирование образовательных программ базовых школ Совместная разработка учебных программ учителями БШ и преподавателями университета Совместная разработка учебных программ учителями БШ и преподавателями университета Мониторинг эффективности запуска и функционирования БШ Мониторинг эффективности запуска и функционирования БШ Проведение регионального форума «Образовательные программы нового поколения - проблемы, поиски, решения» Проведение регионального форума «Образовательные программы нового поколения - проблемы, поиски, решения»

Проектирование образовательных программ БШ Проведение выездных семинаров в университетских округах с управленческими командами БШ (октябрь) Проведение выездных семинаров в университетских округах с управленческими командами БШ (октябрь) Выделение пяти пилотных БШ, совместная разработка образовательных программ с педагогическими коллективами БШ (октябрь-ноябрь) Выделение пяти пилотных БШ, совместная разработка образовательных программ с педагогическими коллективами БШ (октябрь-ноябрь) Подготовка документов трех БШ на статус «Центр инновационного опыта» Подготовка документов трех БШ на статус «Центр инновационного опыта»

Совместная разработка учебных программ Участники: учителя БШ и преподаватели университета. Участники: учителя БШ и преподаватели университета. Сроки: октябрь-ноябрь Сроки: октябрь-ноябрь Предмет разработки: учебные программы инновационных элементов образовательного процесса: краткосрочных курсов, модулей, профессиональных и социальных проб, элективных курсов и курсов по выбору и т.д. Предмет разработки: учебные программы инновационных элементов образовательного процесса: краткосрочных курсов, модулей, профессиональных и социальных проб, элективных курсов и курсов по выбору и т.д. Результат: Результат: программы, имеющие рецензию преподавателей ПГУ; программы, имеющие рецензию преподавателей ПГУ; публикация программ в электронном сборнике. публикация программ в электронном сборнике.

Проведение мониторинга Сроки: ноябрь Сроки: ноябрь Участники: базовые школы, эксперты, руководители органов управления образованием. Участники: базовые школы, эксперты, руководители органов управления образованием. Школы: проводят самооценку с помощью квалиметрических шкал. Школы: проводят самооценку с помощью квалиметрических шкал. Эксперты: выделяют перспективные и проблемные аспекты становления БШ. Эксперты: выделяют перспективные и проблемные аспекты становления БШ. Чиновники: проводят сопоставительный анализ БШ, необходимый для принятия управленческих решений. Чиновники: проводят сопоставительный анализ БШ, необходимый для принятия управленческих решений.

Сроки конкретных мероприятий 6-8 октября 2010 – выездные семинары в университетских округах 6-8 октября 2010 – выездные семинары в университетских округах октября – отработка системы мониторинга октября – отработка системы мониторинга октября – выездные семинары в округах с пилотными школами (возможно и участие других школ) октября – выездные семинары в округах с пилотными школами (возможно и участие других школ) ноября – семинары в ПГУ с управленцами и педагогами пилотных школ ноября – семинары в ПГУ с управленцами и педагогами пилотных школ 26 ноября – форум на базе ПГУ 26 ноября – форум на базе ПГУ

Часть вторая Что существенно должно измениться в школе в ближайшие 10 лет?

Почему 10 лет? Стандарты начальной школы приняты в 2009 году Стандарты начальной школы приняты в 2009 году Их экспериментальная пробация начинается в году Их экспериментальная пробация начинается в году С 2011 года предполагается масштабное введение новых стандартов в начальной школе С 2011 года предполагается масштабное введение новых стандартов в начальной школе Первоклассники 2011 года должны будут проучиться как минимум 9 лет чтобы стать старшеклассниками Первоклассники 2011 года должны будут проучиться как минимум 9 лет чтобы стать старшеклассниками

Сосуществование двух стандартов В течение ближайших 10 лет в школе будут сосуществовать учебные планы, образовательные программы, программы учебных предметов, относящиеся к различным стандартам. В течение ближайших 10 лет в школе будут сосуществовать учебные планы, образовательные программы, программы учебных предметов, относящиеся к различным стандартам. Привычный БУП будет меняться новым базисным учебным (образовательным) планом постепенно. Привычный БУП будет меняться новым базисным учебным (образовательным) планом постепенно. Подобное сосуществование как минимум удваивает уровень сложности методической и управленческой деятельности. Подобное сосуществование как минимум удваивает уровень сложности методической и управленческой деятельности.

Сложность освоения новых стандартов Новые стандарты включают целый комплекс принципиально новых для массовой школы идей. Новые стандарты включают целый комплекс принципиально новых для массовой школы идей. Объем стандартов, методических рекомендаций и разработок, «требований…» по уже принятым стандартам (НШ) крайне велик. Объем стандартов, методических рекомендаций и разработок, «требований…» по уже принятым стандартам (НШ) крайне велик. Необходимо разобраться и выделить наиболее существенные направления изменений, работа над которыми позволит поэтапно и конструктивно реализовать новые стандарты. Необходимо разобраться и выделить наиболее существенные направления изменений, работа над которыми позволит поэтапно и конструктивно реализовать новые стандарты.

Общество стремительно меняется и становится мозаичным «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»; «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»;

Образовательную программу надо конструировать «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся»; «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся»;

Конструирование следует начинать с описания результатов «ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»; «ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»;

Необходимо согласованное изменение содержания образования и модели организации образовательного процесса «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся»; «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся»;

Каждая из ступеней должна иметь самостоятельную образовательную программу «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; «учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

Необходима реализация ИОТ для одаренных детей и детей с особенностями в развитии «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»; «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»;

Переход от оценки качества к гарантии качества «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности». «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Главное Структура шага проектирования: Результат Результат Способы его достижения Способы его достижения Система оценки и гарантии качества Система оценки и гарантии качества

Типы результатов Личностные Личностные Метапредметные Метапредметные Предметные Предметные

Личностные результаты «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, социальные компетенции, личностные качества, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности». сформированность основ гражданской идентичности».

Метапредметные результаты «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями». «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями».

Предметные результаты «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира». «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».

Структура образовательной программы 1. пояснительная записка; 2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3. учебный план начального общего образования; 4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

… 5. программы отдельных учебных предметов, курсов; 6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8. программа коррекционной работы; 9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Что является принципиально новым? конкретизация результатов конкретизация результатов программа формирования УУД программа формирования УУД система оценки качества система оценки качества

Задание для работы в группах 1. Назвать три «главных» УУД и обосновать свой выбор. 2. Конкретизировать результаты освоения УУД в собственной школе. 3. Подготовить выступления по результатам работы в группе.

Деление на группы Начальная школа Начальная школа Основная школа 5-7 класс Основная школа 5-7 класс Основная школа 8-9 класс Основная школа 8-9 класс Старшая школа Старшая школа Для работы в группе необходимо записаться в одну из них в начале обеденного перерыва. Для работы в группе необходимо записаться в одну из них в начале обеденного перерыва.