Технология современного урока Тахтамышева Г.Ч.. Материал к лекции «Сущность, типы и виды урока» г. Казань.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
1 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Транксрипт:

Технология современного урока Тахтамышева Г.Ч.. Материал к лекции «Сущность, типы и виды урока» г. Казань

2 Школа, ее цели и задачи Главная цель современной школы: создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; сформировать научное мировоззрение; сформировать научное мировоззрение; всемерно раскрывать творческие возможности личности; всемерно раскрывать творческие возможности личности; обеспечивать условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей; обеспечивать условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей; способствовать выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и, к тем переменам, которые могут в ней произойти и т.д способствовать выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и, к тем переменам, которые могут в ней произойти и т.д

3 Урок – основная форма организации учебно- воспитательного процесса Сверхзадача современного урока – стать шагом в развитии личности, формировании ее индивидуальности, творческих возможностей и нравственных позиций.

4 Продолжение Блок уроков по теме (разделу) призван организовать изучение нового учебного материала, способствовать применению этих знаний на практике, что обеспечивает формирование умений, отработку навыков. Урок – это отрезок образовательного процесса.

5 Основные этапы образовательного процесса Этапы: Изучение нового учебного материала Изучение нового учебного материала Закрепление знаний, формирование умений и отработка навыков Закрепление знаний, формирование умений и отработка навыков Контроль и коррекция знаний Контроль и коррекция знаний Обобщение и систематизация Знаний Обобщение и систематизация Знаний Типы урока: Урок изучения… Урок закрепления… Урок контроля и коррекции Урок обобщения и систематизации…

6 Виды современного урока Каждый тип реализуется во множестве видов урока 1- тип – рассказ, лекция, работа с учебником и т.д. 2 – тип – семинары, практическая работа, упражнения, решение задач 3- тип – контрольная работа,зачет, самостоятельная работа 4 – тип – урок-конференция, повторительное обобщение

7 Этапы учебно-воспитательного процесса Изучение нового учебного материала; Усвоение новых знаний; Сообщение нового учебного материала Обобщение и систематизация Знаний, умений и навыков Контроль и коррекция знаний Закрепление знаний; формирование умений; отработка навыков; совершенствование знаний, умений и навыков

8 Как же выделяются типы и виды урока? Типы выделяются по этапам образовательного процесса Виды уроков – по доминирующему методу, технологии или средству обучения и воспитания Комбинированный урок – урок, где решаются все задачи образовательного процесса, но не всегда качественно.

9 Начальная школа Создание в школе образовательной среды, способствующей развитию активности ребенка, его общению со сверстниками, старшими и младшими детьми

10 Деятельностный подход Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

11 Уроки в условиях введения ФГОС НОО Типы уроков деятельностной направленности по целевой ориентации: 1) уроки «открытия» нового знания; 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки рефлексии; 2) уроки рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля. 4) уроки развивающего контроля.

12 Основные цели урока каждого типа

13 Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.). Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.). Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

14 Урок рефлексии Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.

15 Урок общеметодологической направленности Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курсов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курсов.

16 Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.

17 Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1) предъявление контролируемого варианта; 2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4) оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

18 Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1) написание учащимися варианта контрольной работы; 1) написание учащимися варианта контрольной работы; 2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

19 Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи; 6) этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

20 1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы(что значит уметь учиться). Выполнение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

21 Результат этапа Положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока. Положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока. Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки спо­ собности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

22 Этап актуализации и пробного учебного действия подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; 1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; 2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); 2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); 3) актуализировали норму пробного учебного действия («надо» «хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 3) актуализировали норму пробного учебного действия («надо» «хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании. 4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании.

23 Особенности этапа Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.

24 Комментарии Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат. Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат. Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д

25 Возможные затруднения Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло: а) не смог выполнить задание; б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ); в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение; г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

26 Возможен вариант иного затруднения: д) не смог выполнить условия задания. д) не смог выполнить условия задания. Например, решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

27 Этап выявления места и причины затруднения На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность своих знаний, умений или способностей. Для этого надо: 1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривание в слух, что и как они делали; 1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривание в слух, что и как они делали; 2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­ нение (место затруднения); 2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­ нение (место затруднения); 3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­ бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). 3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­ бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

28 Комментарии Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Именно на дан­ном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего за­труднения.

29 Этап построения проекта выхода из затруднения Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); 1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); 2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; 2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; 3) выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); 3) выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); 4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.; 4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.; 5) сформулировали план своих действий по построению нового знания. 5) сформулировали план своих действий по построению нового знания.

30 Комментарии Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.

31 Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи Для реализации этой цели учащиеся должны: 1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; 1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; 2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; 2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; 3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме; 3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме; 4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения; 4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения; 5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа). 5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).

32 Комментарии На данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом. На данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом. Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.

33 Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

34 Этап самостоятельной работы Основной целью этапа является само­проверка по эталону Для этого необходимо: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия; 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка; 4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления. 4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления.

35 Этап включения в систему знаний и повторения(продолж.этапа 4-5 минут) Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно: 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными; 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными; 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизирован­ного навыка; 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизирован­ного навыка; 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса. 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

36 Этап рефлексии учебной деятельности Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия; 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия; 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­бора, творчества). 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­бора, творчества).

37 Комментарии Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться») Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»)

38 Урок общеметодологической направленности Уроки общеметодологической направленности призваны: формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; Формировать представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Формировать представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Такие урока являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-то предмета.

39 Функции уроков общеметодологической направленности Уроки общеметодологической направленности проводятся в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса.

40 Пример Задача. Определите, какой геометрической фигуры не хватает.

41 Алгоритм конструирования урока развивающего контроля 1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы. 2. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны. 3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний. 4. Составить контрольную работу. 5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой. 6. Определить критерий оценивания контрольной работы и форму его предъявления учащимся.

42 Продолжение 7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки. 8. Определить способы организации самопроверки контроль- | ной и самостоятельной работ. 9. Продумать форму организации этапа мотивации. 10. Продумать форму организации актуализации знаний. 11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления| ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке. 12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.).

43 Продолжение 13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока. 14. Продумать форму организации этапа рефлексии учебной деятельности. 15. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы мотивации, локализации затруднений и построение проекта). 16. При необходимости внести коррективы в план-конспект. 17. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп. 18. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся. 19. Прописать план-конспект урока в соответствии с требованиями к его составлению по ТДМ «Школа ». 20. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.

44 Продолжение Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

45 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Художественно-эстетическое Научно-познавательное Научно-познавательное Военно-патриотическое Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Игровая; Игровая; Познавательная; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. Туристско-краеведческая деятельность.

46 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

47 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

48 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

49 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

50 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

51 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

52 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВоспитательныерезультаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

53 Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательныйпроект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

54 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ:

55 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; Типы образовательных программ:

56 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника. индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Типы образовательных программ:

57 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

58 Преобразования Основная школа Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации; Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации; Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности) Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности)

59 Преобразования Старшая школа Профильная школа, школа профессионального самоопределения

60 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ПО ВЫБОРУ Ученик должен активно действовать на уроке (дискуссии, диспуты, индивидуальная и групповая исследовательская работа и т.д.). Хорошо, если работа ученика на занятиях по выбору будет повышать его информационную компетентность.

61 УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЧТОБЫ: Ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали. Ученик мог приобрести умения (компетентности), которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали. Мог научиться демонстрировать свои успехи – сдавать экзамены. Мог научиться демонстрировать свои успехи – сдавать экзамены.

62 ШКОЛА (УЧИТЕЛЬ) ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО: Курс выбран учеником на основе собственной инициативы; Курс выбран учеником на основе собственной инициативы; Успешное его освоение может помочь ученику успешно сдать экзамены и поступить на избранный профиль; Успешное его освоение может помочь ученику успешно сдать экзамены и поступить на избранный профиль; Анализ результатов эксперимента могут лечь в основу подсчета накопительной оценки. Анализ результатов эксперимента могут лечь в основу подсчета накопительной оценки. Приблизиться к оптимальному решению задачи можно только путем осмысления реальной практики. Приблизиться к оптимальному решению задачи можно только путем осмысления реальной практики.

63 Портфолио Портфель достижений учащихся - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Основной смысл портфолио – «показать все, на что способен школьник».

64 Педагогический смысл «портфолио» смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграции количественной и качественной оценок; интеграции количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

65 Типы портфолио Портфолио документов Портфолио документов Портфолио отзывов Портфолио отзывов Портфолио работ Портфолио работ

66 Портфолио документов перечень сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, включающий сертификаты официально признанных международных, федеральных, региональных конкурсов, соревнований, олимпиад, а также документы об участии в грантах, об окончании музыкальных, художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. перечень сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, включающий сертификаты официально признанных международных, федеральных, региональных конкурсов, соревнований, олимпиад, а также документы об участии в грантах, об окончании музыкальных, художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. Итоговый документ может быть представлен в виде вкладыша в аттестат и, содержать итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

67 Портфолио работ Собрание различных творческих и проектных работ ученика, выполненных им в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях; или выполненные самостоятельно; «зачетная книжка» о прохождении учащимся курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Этот тип портфолио может быть также оформлен в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

68 Портфолио отзывов Отзывы на творческие, исследовательские проекты и другие работы, социальные практики, участие в конференциях и т.п.; Отзывы на творческие, исследовательские проекты и другие работы, социальные практики, участие в конференциях и т.п.; характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительно­го образования детей и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам. характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительно­го образования детей и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.