Психологическая помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении. Психологическая помощь педагогам в работе с детьми, имеющими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
Advertisements

Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения. Изучение индивидуально-психологических.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости Психолого-педагогический семинар МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г.Искитим.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Психологическое обеспечение образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья Педагог-психолог Муймарова О.С.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Личностно-ориентированный подход в психолого- педагогическом сопровождении учащихся с разной степенью интеллектуальных нарушений.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Психологическое сопровождение поточного обучения Презентация подготовлена Габдуллиной С.А., педагогом-психологом МАОУ «Лицей 8» г. Перми.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Как хочется каждому родителю, чтобы проблемы обошли его ребенка стороной! На пути взросления ребенок сталкивается с неизбежными возрастными кризисами,
Психолого- педагогическое сопровождение младших школьников, имеющих нарушения чтения и письма, в условиях ЦППРК.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Транксрипт:

Психологическая помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении. Психологическая помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении. Городской округ Железнодорожный Московской области Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 9 имени дважды Героя Советского Союза Адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г. Педагог-психолог Веревкина И.Г

Психологу важно понять пределы своей компетенции

Цель презентации : познакомить участников семинара с опытом психологической работы по данной теме

Задачи : Показать, что первоочередный фактор для психолога в данной теме – психологическая диагностика. Рассказать о формах профилактической работы, Познакомить с опытом коррекционной работы. Рассказать о возможных формах просвещения и о консультативной работе по данной.

Психологическая диагностика, инструментарий : Тест Тулуз - Пьерона. Диагностика адаптации к школе. Проективная методика « Школа зверей » ( Панченко С.). методика « Незаконченные предложения ». ( Микляеева А. В., Румянцева П. В.) Тесты интеллекта ( на основе теста Амтхаузра ). компьютерная диагностика « Лонгитюд ». Проективные методики « Дом - дерево - человек », ( Дж. Бук ), « Несуществующее животное » ( М. З. Дукаревич ), « Рисунок семьи » ( интерп. Лосева В. К.). Тесты Айзенка, Опросник Леонгарда - Шмишека, Тест Басса – Дорки

Продолжение Прогрессивные матрицы Равена Цветовой тест Люшера «10 слов » ( А. Р. Лурия ), Методика « Опосредованное запоминание » ( А. Н. Леонтьев ) Тест Когана Пособие Л. А. Ясюковой Методика определения готовности к школе.

Из опыта работы : Выписка из психологического обследования Ф. И. О. ребенка : Даниил … Дата рождения : Запрос учителя : не успевает по математике, русскому языку. Запрос воспитателя группы продленного дня : не хочет делать уроки, постоянно отвлекается. Запрос мамы : не хочет учиться, с большим сопротивлением выполняет домашние задания ( время выполнения, по словам мамы,: с до 23.00) Заключение психолога : сильная истощаемость, высокий уровень тревожности, сниженный темп выполнения работ, речь невнятна, уровень выполнения вербальных заданий ниже, чем выполненных заданий с применением визуальных стимулов, внимание неустойчивое, уровень развития опосредованного запоминания – норма, кратковременная память – норма, долговременная память - сниженный уровень. Сформированность пространственных представлений - норма. Испытывает трудности в понимании сложных речевых конструкций. Вербальное мышление – сниженный уровень, визуально мышление – норма,, ведущий тип мотивации : игровая мотивация. : Вспыльчив, тревожен, стремится к общению. Рекомендации : консультация у невролога, систематические занятия с логопедом, не рекомендуется посещение группы продленного дня. возможно индивидуальное обучение ( см. анамнез.),

Выписка из психологического обследования …. Ф. И. О. ребенка : Дмитрий …. Дата рождения : г. Запрос от мамы : мальчик занимался по программе развивающего обучения (1 класс ), он медлителен, в диктантах по русскому языку все слова пишет слитно, не хочет ходить в школу. Из заключения психолога : ребенок критичен, контролирует свою деятельность, стремится преодолеть трудности. Основные мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение - сформированы. При хорошей зрительной памяти, речевая память - на границе нормы. Внимание устойчивое, переключение и распределение внимания, скорость обработки информации высокие. Уровень развития речи недостаточный ( причиной может быть переученное левшевство ). Рекомендации : развитие речи ребенка ( занятия с логопедом, систематическая активная речевая практика ); возможный благоприятный дальнейший образовательный маршрут для ребенка : общеобразовательный класс массовой школы.

Выписка из психологической обследования Ф. И. О. ребенка : Алена … Дата рождения : Выписка из психологической обследования Ф. И. О. ребенка : Алена … Дата рождения : Запрос учителя : воровство. Рекомендации психолога : консультация у детского психоневролога, Возможно, воровство девочки - это способ привлечения внимания. При чем неважно негативного или позитивного, главное родительское внимание. Для дальнейшего продуктивного взаимодействия очень важны искренность по отношению к девочке, безусловная любовь и принятие ее, важно говорить девочке о том, что ее любят ; Воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, депревация основных потребностей. Причины воровства могут скрываться и в недостаточном развитии волевой сферы ребенка. Девочке трудно справиться с соблазном. Для развития волевых качеств характера рекомендуется не делать за ребенка то, с чем она уже в состоянии справиться сама, полезно предлагать девочке самой ставить цели и выполнять их.

Ф. И. О. ученицы : Елена … возраст : 7 лет Запрос от учителя начальных классов : девочка быстро утомляется, очень плохо запоминает наизусть, с большим трудом читает, плохо понимая смысл прочитанного, большие затруднения в овладении математических знаний Заключение школьного психолога : девочка на фоне неустойчивого мотива деятельности обнаруживает недостаточный объем общих знаний, сниженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций ( трудности абстрагирования, оперирования переносным смыслом и опосредования, конкретность суждений ), ослабленная способность к усвоению новых знаний. В динамике мыслительных процессов наблюдается снижение, инертность, темп психической деятельности неравномерен, замедлен, утомляема, внимание неустойчиво, объем его сужен. Заметно ослаблена механическая память. Серьезные трудности в овладении навыками чтения и счета. Рекомендации по коррекционной работе : рекомендовано повторное обучение во 2 классе.

Психологическая диагностика. Комментарии : Социальные критерии Педагогически запущенные дети (диагноз: тотально- обусловленное недоразвитие) Дети с депревацией основных потребностей Дети с нарушением воли Дети с нарушением школьной адаптации Конфликтность Несдержанность ( неразвитость саморегуляции ) Трудно обучать ( недоразвитие познавательной сферы ) Трудно обучаться Причины : отсутствие материнского тепла Негативизм Упрямство Импульсивность Слабоволие Эгоизм Проблемы в обучении Фобии Повышенная тревожность Агрессивность Депрессия Низкая успеваемость

Продолжение : Медицинские критерии Дети с психичес - кими забо - лева - ниями Дети с особенно - стями физичес - кого разви - тия Дети с интелек - туальной недоста - точностью Гиперактивные дети. ( СДВ ) Леворукие дети, переученные левши,« речевые » дети Дети с хроническими заболеваниями. Многие виды психичес - ких заболева - ний проявля - ются в школь - ном возрасте именно в различ - ных формах проблем - ного поведе - ния. Разбалан - сирован - ность роста организма. За бурным ростом скелета не успевают расти внутренни е органы. Проблемы в обучении. и поведении. Серьезные проблемы в обучении, ко - торые влекут за собой нарушение поведения. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Невнимате льность. Конфликтность. низкая самооценка. Агрессивность Змоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость Занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Повышенная утомляемость, Сниженная работоспособность, тревожность, низкий уровень развития памяти, мышления, внимания. Частые пропуски занятий, проблемы в успеваемости. Индивидуальные занятия.

Виды профилактической работы с детьми с проблемами в обучении и поведении : Диагностика с целью предупреждения появления у детей проблем в обучении и поведении. Совместная работа психолога и учителя : Консультации для педагогов и родителей. Проведение родительских собраний, лекториев, Проведение классных часов, Выявление и ликвидация прогулов. Выяснение причины прогулов : школьная фобия ; проблемы в общении со сверстниками, с учителем, в семье ; проблемы в незнании учебного материала, Профконсультации, Тренинги общения.

Интеллектуальные особенности 1 классы Фамилия, имя возраст Мышление Речевая память Зрительная память РечьТревожность Ведущий способ получе- ния инфор- мации Другие индиви- дуаль- ные особен- ности Примеры индивидуальных особенностей: - необходимость щадящего режима, - двигательная активность - возможна дисграфия, - держать дистанцию, - сниженная самооценка. - развитие устной речи, -возможно истощение жизненных сил, - занятия с логопед м -замедленный темп выполнения работ, -левша, - нарушение осанки, -высокая познавательная активность, -негативное отношение к школе. -развитие мышления (обобщение, классификация), -хорошее эстетическое развитие, - негативное отношение к себе и к миру, - стресс, вызванный рождением 2-го ребенка в семье.

Комментарии к итогам тестирования уч - ся 1- х классов Тест Тулуз - Пьерона вниманиескоростьВыводы, рекомендации 3-4 уровни 4-5 уровни - ошибки возможны при непонимании материала 3 уровень - для предупреждения ошибок необходим речевой самоконтроль, действие производить под самодиктовку, спрашивать : « Что ты будешь делать ?» Проговаривать во время письма. 1-2 уровни - индивидуальная консультация у психолога, - обследование у невропатолога.

Продолжение : вниманиескоростьВыводы, рекомендации 2 уровень3-4 уровни - идет компенсация, недопустимы повышенные нагрузки, они останавливают процесс нормализации деятельности мозга. 2 уровень3-4-5 уровни -медлительные дети: -тип темперамента, -тревожность, -медлительность интеллектуального характера, а не моторного. Необходимо развивать мышление. Ребенка нельзя торопить. Нейрофизиологический природный компонент не поддается механической тренировке Если ребенок выполняет задания вначале медленно, потом быстро – замедленная врабатываемость, необходимо давать ребенку время подготовиться для ответа. Если вначале ребенок работает быстро, потом медленно – истощаемость, сниженная энергетика. Если повышенная истощаемость + высокие значения скорости и внимания (3,4,5), то это неудобный темп работы для ребенка. Это влияет на самочувствие, на отношение, к школе, на самооценку. 5 уровень3-5 уровни Важна речевая рефлексия ( расскажи, что ты сделал ), иначе мышление будет развиваться дисгармонично

Словесно - логическое мышление. Классы 2- е Методика Э. Ф. Замбацявичене ( на основе теста Р. Амтхауэра )

Из опыта коррекционной работы Программа « Психологическое сопровождение детей с нарушениями письменной речи ».

Психологическое сопровождение детей с нарушениями письменной речи

Просвещение и консультирование при оказании помощи педагогам в работе с проблемными детьми. Индивидуальные консультации для педагогов. Проведение родительских собраний, лекториев, Проведение классных часов, Выступления на родительских лекториях с присутствием педагогов, Выступления на педагогических советах, педагогических консилиумах, посвященных данной теме.

Вывод : Работа с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении, требует от психолога и педагога персонального, внимательного, заинтересованного подхода к ребенку. Данная работа будет успешна при совместных усилиях психолога, ребенка, педагога, родителей.

Компьютерная поддержка : « Лонгитюд » ( С - П. Мирошников С. А., психолог, кандидат психологических наук ) Профориентационная программа « Ориентир » ( С - П. фирма « Иматон »)

Литература : Глазунов Д. А Психология. Развивающие занятия 2 класс. Глобус Бессер - Зигмунд К.« Магические слова » С - П. Питер 1996 Зегебарт Г. М. « Учение без мучения. Коррекция дисграфии » М.: Генезис, 2007 Лопухина И.« Логопедия. Речь – ритм - движение » С.- П. Дельта Лосева В. К. Рисуем семью. М.: А. П. О Микляева А. В., Румянцева П. В.« Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция » Речь. С - П.2007 Павлова М. А.« Интенсивный курс повышенной грамотности на основе НЛП. М. Совершенство 1997 г. Панченко С. Проективная методика школа зверей. Школьный психолог Романова Е. С. Графические методы в практической психологииРечь. С - П.2001 Резапкина Г. В. « Психология и выбор профессии » м. Генезис.2005 Семенович А. В. « Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза ». М.: Генезис, 2007 Синицына Е. « Умные пальчики » М. Лист Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. С - П. Методическое пособие