Как изменилось обучение говорению за последние 20 лет Шабанова Татьяна Васильевна Заместитель директора средней школы 577 Санкт-Петербург,
Методики и технологии
Эффективность технологий Оснащённость кабинета. Возможность использования Интернета, интерактивной доски, мобильных телефонов. Возможность закупки современных обучающих программ. Компьютерная поддержка и своевременная помощь. Доступ учащихся к Интернету. Чёткое понимание преподавателя, что гаджеты – это средство обучения, а не цель.
Анализ эффективности обучения говорению Виды анализа Самостоятельный анализ Стратегии повышения качества
Схема наблюдения и анализа Этапы урока Виды анализа 1-ый этап 2-ой этап …-й этап 1Время этапа урока 2… ……
2. Время говорения 2 TTT- teacher talking time – время говорения учителя STT – student talking time – время говорения учащегося TTT > STTTTT =STTTTT< STT
3. Режимы работы Режим работы учащихся: индивидуальный опрос или беседа - И работа в парах - П работа в малых группах - Г общая дискуссия - Д фронтальный опрос – беседа - Б
4. Время высказываний 4 Примерно равное время высказывания каждого учащегося =. Доминирование по времени говорения одних учащихся над другими обозначается значками на каждом этапе урок > или
5. Стратегия исправления ошибок Стратегия исправления ошибок: по знаку учителя ученик исправляет сам ошибку исправляет другой учащийся исправляет сам учитель ошибка исправляется немедленно учитель запоминает или записывает ошибки с целью последующей отработки ошибка исправлена при всех исправлена индивидуально
6. Формы говорения Формы говорения должны быть разнообразными. Монологи: рассказ, доклад, басня, анекдот, шутка, лекция… Диалоги: ситуации, ролевые игры, дискуссия, ранжирование, отработка речевых клише, говорение по опорам, нахождение недостающей информации…
7. Характер говорения Тип общенияКоммуникативноеНекоммуникативное Мотивация и желание общаться ЕстьОтсутствует Цель общения ЕстьОтсутствует Акцент в обучении говорению на СодержанииФорме Язык Разнообразен и богат по лексико-грамматическим структурам 1-2 лексико- грамматические структуры Роль учителя Наблюдатель-контролёр, учащиеся могут работать в автономном режиме Учитель доминирует, учащиеся полностью зависят от учителя
8. Практика говорения Свободное Связанное В заданном режиме Под жёстким контролем
9. Техника обучения Использование ключевых идей Использование моделированных ситуаций Заучивание наизусть Использование алгоритма ситуации Др.
Мотивация и атмосфера 10 Мотивация учащихся Высокая Средняя Низкая 11 Атмосфера урока Дружеская Нейтральная Агрессивная Равнодушная
12. Язык Язык учащихся должен быть: Приемлемым – ошибки не препятствуют коммуникации. Соответствующим – лексика, грамматика и функции соответствуют смыслу высказывания. Язык учителя должен быть лаконичным. В таблице ставится либо плюс, либо минус в зависимости от соответствия языка учителя и учащихся предъявляемым требованиям.
13. Методы Methods used at the lessons Методы, используемые на уроке Communicative Language Teaching Total Physical Response Community Language Learning NaturalApproach Audio-lingual Method Oral Approach Situational Language Teaching Silent Way Grammar – translation method Suggestopedia Коммуникативный Вовлечение всего организма Изучение языка в сообществе Естественный Аудиолингвальный Устный метод Ситуативный Молчаливый Грамматико-переводной Суггестопедийный
14. Используемые технические средства Наглядность. Картинки, карты, др. Аудио. Видео. Проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Интернет. Мобильные телефоны.
Схема наблюдения Анализ Выводы Корректировка По результатам урока
Говорение и ЕГЭ Проблема 1 – Говорение отсутствует в ЕГЭ. Проблема 2 – Прежние задания по разделу «Говорение» - монолог по плану - диалог с 4 вариантами решения не способствуют обучению мыслить самостоятельно и креативно.
Некоторые аспекты обучения говорению Личность учителя Неожиданность и оригинальность Технологии обучения и мышление Режимы работы Язык и культура преподавателя Чувство времени и места, интуиция Психология, умение слышать Компромисс и критика Конструктивность критики, творчество и негатив