1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края Выполнила: Выдра Зинаида,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Предупреждение моему современнику» ( по повести В. Распутина «Прощание Матёрой» Час диалога: с Выполнили: Арсланова Т.М. Солонцова О.В. Стрельцова В.
Advertisements

Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Тепло родного дома Педагог-психолог Заболотняя С.А.
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Информационный проект «Секреты счастливой семьи».
Урок - взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Конкурс: «Наша дошкольная жизнь» Номинация:«Маленькие патриоты» Тема: «Проблема сохранения и развития народных традиций» Автор-составитель: Лях Марина.
Духовный наставник России… «Будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, не теряет ли он свою душу?» - вот.
Победа над дьяволом Занятие И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
«Семья» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 19 Как мне открылась тайна.
«Прощание с Матерой» 75 лет. Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Ачинска Красноярский край, г. Ачинск, 2012 г. Реук Татьяна Анатольевна,
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
«Здоровье и воспитание начинается в семье.» Выполнила: учитель начальной школы Чикилева Ирина Алексеевна.
Поздравляем Вас с Днём Матери!. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках!
Родительское собрание. актуализировать проблему общения со своими детьми - школьниками в свободное время ; побудить родителей к совместному с детьми проведению.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
1 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. 2 «Дружная семья гору сдвинет».
Транксрипт:

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края Выполнила: Выдра Зинаида, ученица 9 класса Руководитель: Селиверстова Екатерина Федоровна, учитель русского языка, литературы с. Рыбное 2011г

2 «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

3 Отношение к родному селу (диаграмма 1)

4

5 Цель: показать взаимосвязь понятий «дом», «земля», «семья» в произведениях сибирских писателей.

6 Задачи: проанализировать литературу по данной теме; получить представление о личности писателя (В.Г. Распутин, Г.Д.Гребенщиков, И.Ф.Юровский), его основных вехах биографии; познакомиться с основными характерными чертами стилей писателей; выявить систему взаимосвязи понятий «дом», «земля», «семья».

7 Гребенщиков Георгий Дмитриевич Юровский Игорь Федорович Гребенщиков Георгий Дмитриевич Распутин Валентин Григорьевич «В полях» (рассказ) «Сестра приехала» (рассказ) «Прощание с Матёрой» (повесть)

8 «В полях» (рассказ) «Сестра приехала» (рассказ) «Прощание с Матёрой» (повесть) Словарь: лексическое значение; Словарь: лексическое значение; ударение; иллюстрации. Изучение произведений (крестьянский быт); изучение истории Руси; … М ат ер иа л д о по л ня ет ся «В полях» (рассказ) «Сестра приехала» (рассказ) «В полях» (рассказ) «Сестра приехала» (рассказ) «В полях» (рассказ) «Прощание с Матёрой» (повесть) «Сестра приехала» (рассказ) «В полях» (рассказ) «Прощание с Матёрой» (повесть) «Сестра приехала» (рассказ) «В полях» (рассказ)

9 Гребенщиков Георгий Дмитриевич Юровский Игорь Федорович Гребенщиков Георгий Дмитриевич Распутин Валентин Григорьевич «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

10 дом изба «строение» Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Жилое здание, строение. Крестьянская изба Крестьянская изба Христоскрестьянин усадьба Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. В сельской местности: участок земли при доме. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Жилое здание, строение. Христос крестьянин Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. В сельской местности: участок земли при доме. Земля квартира помещение для людей, жильё, жилище Жилое здание, строение. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Жилое здание, строение. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Жилое здание, строение. Крестьянская изба Крестьянская изба Крестьянская изба Крестьянская изба крестьянин Крестьянская изба Крестьянская изба Христос крестьянин Крестьянская изба Крестьянская изба усадьба В сельской местности: участок земли при доме. усадьба Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. В сельской местности: участок земли при доме. усадьба Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. В сельской местности: участок земли при доме. усадьба Земля Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза. В сельской местности: участок земли при доме. усадьба квартира помещение для людей, жильё, жилище квартира Жилое здание, строение. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Жилое здание, строение.

11 У настоящего дома (избы) «свои собственные, стародавние имена, от которых пошли другие слова,…был бы дом, и не было бы того, чтобы человеческое жилье ставили на слепые глаза!» Г.Гребенщиков «В полях» «Все попрятались в тёплую избу», «зашумел самовар в кути», «Даниловна начинает месить тесто». Павел «Прощание с Матёрой»

12 Тяжело давалось ей эта побелка, но «перепоручать эту работу никому нельзя: «… тут нужны собственные руки, как при похоронах матери облегчение дают собственные, а не заемные слезы». «Ноги её «совсем не ходили, руки не шевелились, раздирала страшная головная боль. «… значит к её собственным слабым силёнкам какое-то отдельное и особое дополнение ради этой работы Дарья «Прощание с Матерой»

13 «достала старенький половник», «вернула на прежнее место… с ласковым приговором: «Тебе ли, родненький, в город ехать, жизню менять?.. дома оставайся. Тебе уж не мы с Егором нужны, тебе чтоб под своим порогом находиться… никто тут тебя не тронет…». Затем «она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. Долго держалась Настасья: « «Ниче, ниче», - стоя в рост в лодке и обирая руками слезы, бормотала Настасья. И вдруг, как надломившись, упала на узлы и завывала». Настасья «Прощание с Матерой»

Понять состояние героев, их жизненные чаяния помогают детали 14 Собственные имена Населенный пункт Герои

Положительные героиОтрицательные герои Дом Автор и герои всегда называют только изба. Изба (С. И. Ожегов)- это «крестьянская изба». Слово «крестьянин», образовалось от слова «христианин», которое означает «Христос». Возможно, крестьяне - это люди, которые близки к богу, так как находятся в единении с природой, свято чтут веру. Таким образом, жизнь в избе или усадьбе неразрывно связана с жизнью и работой на земле. Слово «дом» в переводе с греческого означает «строение». Складывается впечатление, что это строение не имеет жилого духа, Хозяина. Наше предположение подтверждает статья из словаря Ожегова: 1.Жилое здание, строение. 4.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Так можно сказать, скорее всего, когда, « чужой дядя» строил; «… в квартиру теперь надо говорить, не в дом…», - сам себя поправляет Павел. («Прощание с Матёрой») Всегда есть дом, в котором любят и ждут. (Изба Трофима - «В полях») Нет дома. Сами от него отказываются. (Н-р, Пётр из «Прощании с матёрой») Дерево Символ крепкой семьи, рода. (Архип, глядя на тополь: «А ведь он – корень целого куста, и самой молодой веткою является четырёхлеток Тимка…». «В полях») Губят своими руками, тем самым разрывая внутриродовые отношения. («Чужие» сначала пытаются срубить «царский листвень», затем - сжечь. «Прощание с Матёрой».) - Дерево – средство обогащения. (Пётр и Софья. Яблоневый сад. «Сестра приехала».) Стихия через воздействие на дерево предупреждает людей о беде. (Тополь (попала гроза – начал сохнуть) – смерть Архипа. «В полях».) (фрагмент таблицы)

16 «Из веку почитали в доме трёх хозяев - самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар». «Не спрашивая у Настасьи, Дарья взяла её стакан, плеснула в него из заварника и подставила под самовар…. Потом Дарья налила Симе и добавила себе…» «Настасья! Иди чай пить, Богодул пришёл! Гаркни там Татьяну, пущай тоже идёт», - скомандовала Дарья, торопясь ставить самовар». «Богодул что-то недовольно буркнул и затих, ожидая, когда заговорит Дарья». «Прощание с Матерой»

17 «Заря уже потухла, когда все тесным кружком уселись вокруг черного котелка, прямо на притоптанном жнивье полосы.»(«В полях») Круг Огонь

18 Безрогая кика Рогатая кика Головной убор плодородие, размножение, достаток;оберег

19 Буквально на глазах, несмотря на тяжёлую работу, «молодели…немолодые уже бабы….Гомонили, играли, дурили, как маленькие». И пыл этот не проходил: «И, приступая опять к работе, приходили в себя, говорили: «Ну, совсем обезумели бабы, дорвались до Матёры. Она, поди-ка, и не верит, что это мы», но «в следующий роздых с удовольствием безумели снова». «Прощание с Матерой»

20 «…бросались друг к другу двое, не видевшиеся уже много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнялись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги». «Прощание с Матерой»

21 «Молодуха Федосья сдерживала Игнаткин задор, прося его поумерить свой пыл: «Помаленьку! Не гони, а то лошадь упадет, изувечится… Помаленьку». Увидев это, Анисья громко закричала: «Ишь, вот как работают!.. Ах, вы, штобы вас совсем!..- и смеялась полным здоровья и задорной радости молодым смехом». «В полях»

22 «Вот молодец, Тимша. Ступай сюда - бери скорее грабли, помогай…». «Ступай скорее, пособляй им, а то, ишь они все капаются там…». «В полях» Рано утром, по первому снегу, дед и Тимка вышли на улицу, Трофим смастерил лопатку «и встретил его с веселой улыбкой:«Во - от ядрено - зелено, мы тут два таких молодца, как начнем грести- живо все с тобой управим!... и, подгоняя торопившегося в снег Тимку, крикнул:«Удалей!..Вот так его, Христову рубашку!..»». «В полях» Тимка и дедушка Трофим

23 Даниловна – старейшая из женщин, но дело не в возрасте: автор отмечает, что она «домовитая, хлопотливая». (Домовитая (словарь Ушакова Д.Н.) - хозяйственная, заботливо относящаяся к своему хозяйству) («В полях») Игнатка (Игнашка), Тимка (Тимша, Тимонька,Тимошка); Трофима называли только «дедушкой» («В полях»); Маришка («Сестра приехала»); Тятя («В полях»). Даниловна – старейшая из женщин, но дело не в возрасте: автор отмечает, что она «домовитая, хлопотливая». (Домовитая (словарь Ушакова Д.Н.) - хозяйственная, заботливо относящаяся к своему хозяйству) («В полях») Игнатка (Игнашка), Тимка (Тимша, Тимонька,Тимошка); Трофима называли только «дедушкой» («В полях»); Маришка («Сестра приехала»); Тятя («В полях»).

24 Дарья («Прощание с Матерой») – из древне – персидского - «обладающая добром», «благой»: люди тянутся к этой женщине. «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надёжней». Все важные монологи, диалоги происходят в доме этой пожилой женщины. Архип («В полях») с греческого - «повелевающий лошадью». Он был настоящим хозяином. Семья живет зажиточно: имеет свою пасеку, в страду нанимает работника. Даже после смерти в доме Архипа собралось много людей, а это значит, что он был уважаемым человеком. Мария ( «Сестра приехала») - «любимая», «желанная». К этой женщине проникся любовью сам автор: Марию он называет только полным именем.

25 Человек, живущий в гармонии (тесная связь с домом, семьёй, землёй) Изба (иначе ни автор, ни сами герои своё жилище не называют) Земля (неразрывно связана только с избой) Труд (реже употребляется слово «работа») (даже тяжёлый физический труд в радость) Семья (только слаженная работа, забота друг о друге помогут справиться с тяжёлым трудом) Любовь к родному уголку земли; почитание своих предков истории культуры залог счастливого будущего… Изба – живое существо. Самовар Огонь Животные (рогатый скот) Собственные имена существительные Дерево стихия Дополнительные детали, помогающие раскрыть содержательную сторону основных понятий

26 Пётр в переводе с греческого - «камень»: ух - словообразующая единица, образующая стилистически сниженные синонимы имён существительных - личных и нарицательных, от которых они образованы Люди из Академии наук «Петрухину избу выделили и отметили»: кружева её оконных наличников редкой и тонкой работы, какая интересная роспись на заборах, какие в ней полати, «из каких она сложена брёвен. Теперь жестяная пластинка гласила: «Памятник деревянного зодчества. Собственность Ак. Наук». «Прощание с Матерой»

27 Петруха буквально силой заставил мать «перевозиться», хотя « перевозить было особенно нечего»- «не сегодня- завтра нагрянет за избой музей». В том, что сам мог сгореть, Петруха «так уверился», что, «рассказывая, добивался у себя слезы и дрожи в голосе - того, что требовалось для правды». Выбежал из избы в сапогах - «обуться все-таки успел старательно», прихватил гармошку. «Прощание с Матерой»

28 Как похож сейчас был Петруха на тех « чужих», которые надругались над Матёрой, Подмогой. Ходил Петруха под тёмными силами. Даже сама мать стенала: «Ну, бесовый! Ну, бесовый! Как знала!» «От него. Как от чумного, отодвигались…». «Или он опьянел от пожара, или с вечера ещё не просох окончательно, но казался…нетрезвым и пошатывался; лохматый и грязный,...в майке, одна лямка которой сползла с плеча, и в сапогах…». «Прощание с Матерой»

29 Матёринцы «стояли заворожённые и подавленные страшной силой огня», лица «казались слепленными, восковыми». Все смотрели, как умирает изба («скорбные лица», «в мёртвом раздумье уставились на огонь», «жуткое…молчание людей»). Люди отвергли Петруху: « По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху…, задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь?» Катерина, прибежав, заголосила, протянула руки к горящей избе. Люди понимали: «имеет право кричать,… пожалели…», она «подняла глаза и не убирала их больше с того, что с малых лет было её долгом». Катерина просит у избы и предков прощения за своего нерадивого сына: «заплакала навзрыд, невидяще кланяясь поверженной избе…». «Прощание с Матерой»

«На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. В ее ответе звучит не только категоричность, но и явная угроза: «Я тебе дам – хватит! Три литра сделал и уже хватит?». Петр, очевидно, к такой с ним манере обращения жены привык: «Четыре получилось, - уточнил Петр». А во время дождя Татьяна кричит мужу «ласково»: «Иди – поушибает. Кому говорю – иди сюда!».«Сестра приехала»

31 Петра жена успокоила: «Все равно до субботы погниют. Пусть берет». Татьяна «Сестра приехала» Сначала он все пытался перевести в шутку (не мог открыто признаться, что ему жалко яблок (это от тридцати – то деревьев!): «Другой раз, сеструха, с мешком не приезжай. С мешком – за картошкой ездят». Петр «Сестра приехала»

32 Главным героям не даёт имён. (В рассказе «Сестра приехала» имени матери Петра и Марии так и не узнаём даже в финале произведения.). Отрицательные клички («Прощание с Матерой»: Воронцов этимологически связано со словом вороненый, то есть «покрытый чернью». Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Невежественная, некультурная среда, толпа. Черный - мрачный, тяжелый, безотрадный. Горестный, трудный, связанный с какими-нибудь невзгодами. Преступный, злой, дурной.). Употребление пренебрежительных суффиксов (Петруха, Васька).

33 Человек, живущий в дисгармонии (отсутствует связь с одним из понятий, соответственно, и с другими нарушена тоже) Дом, жилище, квартира (иначе автор, герои своё жилище не называют) Земля (лишь средство обогащения – и больше ничего) Работа (важен лишь «длинный рубль»; работа на показ; желательно ничего не делая, иметь много денег) Семья (несерьёзное, бездушное отношение к земле, труду разрывает отношения с семьёй – человек легко покидает близких, вспоминает о них изредка, а то и вовсе забывает) труд – средство обогащения; утрата семейных ценностей; Отлучение от земли; духовная деградация… пренебрежение к своим предкам забывается история культура будуще е?.. Изба – живое существо. Самовар Пожар Животные (рогатый скот) Собственные имена существительные Дерево стихия Дополнительные детали, помогающие раскрыть содержательную сторону основных понятий

34 «Прощание с Матёрой» (повесть) «Сестра приехала» (рассказ) «В полях» (рассказ) ТопольЯблоня «Царский листвень» Смерть Архипа Смерть острова, деревни Смерть Архипа Греховность героев (соблазны); чистоту Марии Смерть острова, деревни Символ Мироздания; связь поколений; мост между прошлым и будущим

35 Дополнительный результат Словарь для широкого применения; биографический банк о сибирских писателей ( для работы педагога, ученика); использование в качестве методических наработок к урокам; материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (уровень С: например, в качестве одного из доказательств, взятых из классической литературы);

36 Дальнейшие перспективы Создание банка биографических справок о сибирских писателей (как в печатном, так и в электронном виде) разместить в доступном для ознакомления месте; Создание банка биографических справок о сибирских писателей (как в печатном, так и в электронном виде) разместить в доступном для ознакомления месте; составление сценария о творчестве, произведениях данных писателей (с использованием ИКТ и других технических средств) проведение мероприятия в рамках школы; составление сценария о творчестве, произведениях данных писателей (с использованием ИКТ и других технических средств) проведение мероприятия в рамках школы; познакомить одноклассников с содержательной частью исследовательской работы; провести интервьюирование семьи- старожилов нашего села с целью: узнать, как удалось сохранить теплые взаимоотношения, как на это повлиял труд, семейные традиции, отношение к дому оформление материала в электронном и печатном виде предоставление материала в школьный музей отправить жизнеописание семьи в местную газету.

37 «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».