И.С. Тургенев, тема маленького человека, «Записки охотника», Спасское-Лутовиново, поэма, А.С.Пушкин, «Герой нашего времени», «пьесы жизни», роман в стихах,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИЗНЬ И ТВОЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
Advertisements

Достоевский Федор Михайлович родился 11 ноября 1821 г. в Москве. Его отец служил лекарем в Мариинской больнице.
Фёдор Михайлович Достоевский Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира.
Фёдор Михайлович Достоевский. ( ) ( )
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ( ) Федор Михайлович Достоевский ( ) В нем совесть сделалась пророком.
Фёдор Михайлович Достоевский ( ) Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество Он дает мне больше, чем любой мыслитель… Альберт Эйнштейн Гениальность Достоевского неоспорима, по силе.
Свидетельствуют современники: Сниткина Анна Григорьевна, Анна Григорьевна, жена жена Ф.М. Достоевского Ф.М. Достоевского.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
( ). «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». «…Сознание убивает жизнь»
Федор Михайлович Достоевский г – г Портрет работы В. Перова, 1872 г.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 16. Творчество.
Федор Михайлович Достоевский Основные этапы жизни и творчества 9 класс Учитель: Медведко Л. В. Кабинетная основная школа.
Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Федор Михайлович Достоевский ( ) ….Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества. Все же вытребованное, все же вымученное спокон.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на Божедомке. Название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг,
Биография писателя Семейное древо Основные даты жизни и творчества Дом и памятник писателю в москве.
Урок в технологии «Конспект- лекция» на тему: «Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба» copyright© МОУ "СОШ 58" г. Магнитогорска, 2008 г. Евтюхина О.А.
Фёдор Михайлович Достоевский 1821 – 1881 Презентация создана учителем литературы МОУ «ООШ 8» Пастаноговой Т. И.
Транксрипт:

И.С. Тургенев, тема маленького человека, «Записки охотника», Спасское-Лутовиново, поэма, А.С.Пушкин, «Герой нашего времени», «пьесы жизни», роман в стихах, «Мертвые души», «Шинель», «Евгений Онегин», психологический роман, «Колумб Замоскворечья», Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, «Первая любовь», «Бедность - не порок», с.Овстуг, А. Фет, философская лирика, Ф.И.Тютчев, музыкальность лирики, «чистое искусство», масштабность и космичность лирики, М.Ю. Лермонтов, тургеневская девушка,Ф.М.Достоевский.

-И.С. Тургенев, Спасское-Лутовиново, «Записки охотника» «Первая любовь», тургеневская девушка,; -Н.В.Гоголь, тема маленького человека, «Шинель», поэма, «Мертвые души»; -А.С.Пушкин, роман в стихах, «Евгений Онегин»; -М.Ю.Лермонтов, психологический роман, «Герой нашего времени»; -А.Н.Островский,«пьесы жизни», «Бедность - не порок», «Колумб Замоскворечья»; -Ф.И.Тютчев, с.Овстуг, философская лирика, масштабность и космичность лирики; -А. Фет,музыкальность лирики, «чистое искусство»; -А. Фет,музыкальность лирики, «чистое искусство»;Ф.М.Достоевский

Человек Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Достоевский.

Отец Достоевского происходил из древнего рода Ртищевых, потомков Ртищевых православной веры Юго- За­падной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За успехи было даровано ему в Подольской губернии село Достоево, откуда и пошла фамилия Достоевских. Он окончил медико- хирургическую академию. Занимал должность лекаря Мариинской больницы для бедных. В правом флигеле больницы проживала семья Достоевских

Мать и нянюшка писателя были глубоко религиозными людьми и воспитывали детей в православных традициях. Однажды трехлетний Федя по настоянию няни прочел при гостях молитву: «Все упование мое, на Тебе возлагаю, Матерь Божня, сохрани мя под кровом Твоим». Гости умилились «какой умный мальчик», а Федя испытал первое чувство удивления, что слова молитвы разбудили людей.

30 октября (II ноября) 1821 го­да и родился Федор.Михайлович Достоевский Михаил.Андреевич готовил детей к жизни трудной и трудовой. Михаил.Андреевич готовил детей к жизни трудной и трудовой. Зная цену образованию, отец стремился подготовить детей к поступлению в высшие учебные заведения. Французский язык преподавал им Николай Иванович Сушар, латинский сам отец. Но дети особенно полюбили уроки Закона Божия, которые проводил талантливый, имевший дар слова дьякон из приходской церкви. В детстве пережил мальчик душевную драму, оставившую в нем неизгладимый след на всю жизнь. Любил он девочку, дочку повара, чистой детской любовью. И вот однажды раздался страшный крик в саду... Федя выбежал и увидел, что над ней склонились какие- то женщины, говорили о пьяном бродяге. А девочка лежала на земле в изорванном беленьком платьице, испачканном грязью и кровью. Побежали за отцом, но его помощи не потребовалось: она сконча лась, не дожив до девяти лет

Дом, где Достоевский провёл детство и отрочество.

Отрочество в военно- инженерном училище. По окончании 1пансиона в Москве отец снарядил двух старших сынов на учебу в Петербург, в Военно- инженерное училище В Петербург Федор прибыл вместе со старшим братом Михаилом. По окончании 1пансиона в Москве отец снарядил двух старших сынов на учебу в Петербург, в Военно- инженерное училище В Петербург Федор прибыл вместе со старшим братом Михаилом. По состоянию здоровья Михаил не прошел медицинскую комиссию. Только благодаря покровительству богатой тетушки ему удалось пристроиться в Ревеле в школу инженерных юнкеров. Федор же успешно сдал экзамены. По состоянию здоровья Михаил не прошел медицинскую комиссию. Только благодаря покровительству богатой тетушки ему удалось пристроиться в Ревеле в школу инженерных юнкеров. Федор же успешно сдал экзамены.

Однокашники Достоевского в училище. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло немало замечательных людей. Однокашниками Достоевского были будущий известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организа­тор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкпй. Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло немало замечательных людей. Однокашниками Достоевского были будущий известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организа­тор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкпй.

Военно-инженерное училище. Фельдъегерь. Акварель А. Орловского. Инженерное училище Кондукторы инженерного училища.

Жизнь в училище. Среди приятелей по училищу он держался особняком, (предпочитая в каждую свободную минуту уединиться с книгою в руках в угол четвертой комнаты с окном, смотрев­ шим на Фонтанку). Григорович вспоминал, что начитанность Достоевского уже тогда изумляла его: Гомер, Шекспир, Гете, Гофман, Шиллер. Но с особым увлечением он говорил о Бальзаке. В училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Чувство уязвленной гордости, обостренного самолюбия несколько лет разгоралось в его душе неугасимым, постоянно подогреваемым огнем. Как самолюбивый юноша, он стре­ мился подчас «стушеваться», остаться незамеченным, а одновременно изо всех сил тянулся за богатыми сокурсниками, чтобы и в образе жизни им ничем не уступать. Среди приятелей по училищу он держался особняком, (предпочитая в каждую свободную минуту уединиться с книгою в руках в угол четвертой комнаты с окном, смотрев­ шим на Фонтанку). Григорович вспоминал, что начитанность Достоевского уже тогда изумляла его: Гомер, Шекспир, Гете, Гофман, Шиллер. Но с особым увлечением он говорил о Бальзаке. В училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Чувство уязвленной гордости, обостренного самолюбия несколько лет разгоралось в его душе неугасимым, постоянно подогреваемым огнем. Как самолюбивый юноша, он стре­ мился подчас «стушеваться», остаться незамеченным, а одновременно изо всех сил тянулся за богатыми сокурсниками, чтобы и в образе жизни им ничем не уступать.

Жизнь в училище. Впрочем, Достоевскому довольно скоро удалось добиться уважения и преподавателей и товарищей по училищу. Все мало-помалу убедились, что он человек незаурядного ума и выдающихся способностей, такой человек, с которым не считаться невозможно. «Я, вспоминал Григорович, не ограничился привязанностью к Достоевскому, но совершенно подчинился его влиянию. Оно, надо сказать, было для меня в то время в высшей степени благотворно». Впрочем, Достоевскому довольно скоро удалось добиться уважения и преподавателей и товарищей по училищу. Все мало-помалу убедились, что он человек незаурядного ума и выдающихся способностей, такой человек, с которым не считаться невозможно. «Я, вспоминал Григорович, не ограничился привязанностью к Достоевскому, но совершенно подчинился его влиянию. Оно, надо сказать, было для меня в то время в высшей степени благотворно».

Сам же Достоевский находился тогда под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Они познакомились случайно, в гостинице, где Федор с Михаилом остановились в первые дни приезда в Петербург. Шидловский был па пять лет старше Достоевского и буквально покорил юношу. Сам же Достоевский находился тогда под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Они познакомились случайно, в гостинице, где Федор с Михаилом остановились в первые дни приезда в Петербург. Шидловский был па пять лет старше Достоевского и буквально покорил юношу.

Проявление болезни. 8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец. Известие это настолько потрясло Достоевского, что с ним случился первый припадок предвестник тяжелой болезни, которая будет мучить его всю жизнь, эпилепсии. Горе усугубили не подтвержденные следствием слухи, что отец умер не своей смертью, а убили его мужики за крутой нрав и барские прихоти. 8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец. Известие это настолько потрясло Достоевского, что с ним случился первый припадок предвестник тяжелой болезни, которая будет мучить его всю жизнь, эпилепсии. Горе усугубили не подтвержденные следствием слухи, что отец умер не своей смертью, а убили его мужики за крутой нрав и барские прихоти.

С 1847 года Достоевский сближается с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье. Он начинает посещать его знаменитые «пятницы», где находит круг новых друзей. Здесь бывают поэты Алексей Плещеев, Аполлон Майков, Сергей Дуров, Александр Пальм, прозаик Михаил Салтыков, молодые ученые Николай Мордвинов и Владимир Милютин. Николай Спешнев излагает целую программу революционного переворота.

15 апреля 1849 г. на одной из «пятниц» он читает запрещённое тогда «Письмо Белинского к Гоголю. 15 апреля 1849 г. на одной из «пятниц» он читает запрещённое тогда «Письмо Белинского к Гоголю. Но судьба многих членов кружка уже предрешена. Но судьба многих членов кружка уже предрешена. 23 апреля 1849 г. 37 его участников и Достоевского отправляют в Петропавловскую крепость. Достоевский был приговорён к смертной казни, которая была заменена ссылкой. 23 апреля 1849 г. 37 его участников и Достоевского отправляют в Петропавловскую крепость. Достоевский был приговорён к смертной казни, которая была заменена ссылкой.

Сибирь и каторга. В рождественскую ночь 25 декабря 1849 года Достоевского заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в метели, в сорокаградусные морозы. «Промерзал до сердца», вспоминал Достоевский свой печальный путь в Сибирь навстречу неведомой судьбе. В рождественскую ночь 25 декабря 1849 года Достоевского заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в метели, в сорокаградусные морозы. «Промерзал до сердца», вспоминал Достоевский свой печальный путь в Сибирь навстречу неведомой судьбе. В Тобольске «несчастных» навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Сердечное общение с ними укрепило душевные силы. А на прощание каждому подарили они по Евангелию. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню... В Тобольске «несчастных» навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Сердечное общение с ними укрепило душевные силы. А на прощание каждому подарили они по Евангелию. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню...

Сибирский почтовый тракт.

Еще шестьсот верст пути и перед Достоевским раскрылись и захлопнулись на четыре года ворота Омского острога, где ему был отведен «аршин пространства», три доски на общих нарах с уголовниками в зловонной, грязной казарме. «Это был ад, тьма кромешная». Грабители, насильники, убийцы детей и отцеубийцы, воры, фальшивомонетчики... «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», мрачно шутили каторжники. Еще шестьсот верст пути и перед Достоевским раскрылись и захлопнулись на четыре года ворота Омского острога, где ему был отведен «аршин пространства», три доски на общих нарах с уголовниками в зловонной, грязной казарме. «Это был ад, тьма кромешная». Грабители, насильники, убийцы детей и отцеубийцы, воры, фальшивомонетчики... «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», мрачно шутили каторжники. Он был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша к строящейся казарме, разбирал старые барки, стоя по колени в холодной воде... Он был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша к строящейся казарме, разбирал старые барки, стоя по колени в холодной воде... Но не тяжесть каторжных работ более всего мучила его. Открылась бездна духовных, нравственных мучений: вся предшествующая жизнь оказалась миражом, горькой иллю­зией и обманом перед лицом того, что теперь открылось перед ним. В столкновении с каторжниками, в основном людьми из народа, книжными, далекими от реальной действительно­сти предстали петербургские планы переустройства всей жизни на разумных началах Но не тяжесть каторжных работ более всего мучила его. Открылась бездна духовных, нравственных мучений: вся предшествующая жизнь оказалась миражом, горькой иллю­зией и обманом перед лицом того, что теперь открылось перед ним. В столкновении с каторжниками, в основном людьми из народа, книжными, далекими от реальной действительно­сти предстали петербургские планы переустройства всей жизни на разумных началах

Какими-то новыми, просветленными глазами взглянул Достоевский на окружающие его лица каторжан, и постепенно сквозь все грубое, ожесточенное, заледеневшее стали проступать теплые, знакомые с детства черты. «И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей, писал он брату Михаилу. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Что за чудный народ! Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Какими-то новыми, просветленными глазами взглянул Достоевский на окружающие его лица каторжан, и постепенно сквозь все грубое, ожесточенное, заледеневшее стали проступать теплые, знакомые с детства черты. «И в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей, писал он брату Михаилу. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Что за чудный народ! Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Именно здесь, на каторге, Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, каким обладает народ. С каторги Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого оказалось народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, говорил он, верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою лю­бовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Именно здесь, на каторге, Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, каким обладает народ. С каторги Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого оказалось народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, говорил он, верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою лю­бовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». С выходом из Омского острога начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершивший­ся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. Этот поиск был мучитель­ным и долгим еще и потому, что четырехлетняя каторга сменилась в 1854 году солдатской службой. Из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, потом получил офицерский чин... и только в 1859 году, после долгих хлопот о праве жить в столицах, Достоевский вернулся в Петербург. С выходом из Омского острога начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершивший­ся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. Этот поиск был мучитель­ным и долгим еще и потому, что четырехлетняя каторга сменилась в 1854 году солдатской службой. Из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, потом получил офицерский чин... и только в 1859 году, после долгих хлопот о праве жить в столицах, Достоевский вернулся в Петербург.

1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и по приезде развивает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М.М. Достоевским он начинает издавать журналы "Время" ( ) и "Эпоха" ( ) г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и по приезде развивает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М.М. Достоевским он начинает издавать журналы "Время" ( ) и "Эпоха" ( ).

Для журнала "Время" Достоевский пишет в 1861 г. роман "Униженные и оскорбленные", затем там же печатаются его знаменитые "Записки из Мёртвого дома" ( ), где Достоевский художественно осмыслил денное и пережитое им на каторге. Эта книга явилась новым словом в литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию. Для журнала "Время" Достоевский пишет в 1861 г. роман "Униженные и оскорбленные", затем там же печатаются его знаменитые "Записки из Мёртвого дома" ( ), где Достоевский художественно осмыслил денное и пережитое им на каторге. Эта книга явилась новым словом в литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию.

В октябре 1866 года, Достоевский обратился к стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной), которой в течение месяца продиктовал роман «Игрок». 14 апреля 1867 года Достоевский женился на Анне Григорьевне, с которой он уехал за границу, где они провели в постоянной нужде и скитаниях четыре года, прожив их в Дрездене, Бадене, Женеве и Флоренции. Лишь 8 июля 1871 года, - после того, как он частично уплатил долги кредиторам, Достоевский вернулся на родину и снова прочно обосновался в Петербурге. Отсюда он обычно выезжал летом в Новгородскую губернию, в Старую Руссу, и несколько раз выезжал для лечения в Германию. В октябре 1866 года, Достоевский обратился к стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной), которой в течение месяца продиктовал роман «Игрок». 14 апреля 1867 года Достоевский женился на Анне Григорьевне, с которой он уехал за границу, где они провели в постоянной нужде и скитаниях четыре года, прожив их в Дрездене, Бадене, Женеве и Флоренции. Лишь 8 июля 1871 года, - после того, как он частично уплатил долги кредиторам, Достоевский вернулся на родину и снова прочно обосновался в Петербурге. Отсюда он обычно выезжал летом в Новгородскую губернию, в Старую Руссу, и несколько раз выезжал для лечения в Германию. За границей Достоевского родились дочери Соня (скончавшаяся вскоре после рождения) и Люба (впоследствии ставшая писательницей), а после возвращения в Россию - сыновья Алексей (также умерший ребенком) и Федор. За границей Достоевского родились дочери Соня (скончавшаяся вскоре после рождения) и Люба (впоследствии ставшая писательницей), а после возвращения в Россию - сыновья Алексей (также умерший ребенком) и Федор. А. Г. Сниткина

С 1867 года до смерти Ф.М. Достоевский написал: С 1867 года до смерти Ф.М. Достоевский написал: Идиот года Идиот года Бесы Бесы Подросток Подросток Рассказ «Кроткая» Рассказ «Кроткая» «Братья Карамазовы» «Братья Карамазовы» и др. и др.

28 января (9 февраля) 1881 года Ф.М. Достоевский умер. 28 января (9 февраля) 1881 года Ф.М. Достоевский умер. Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о "Бесчеловечности, воспримиримости" русской души и о великой исторической миссии России объединении во Христе всех народов Европы. Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о "Бесчеловечности, воспримиримости" русской души и о великой исторической миссии России объединении во Христе всех народов Европы.

У могилы Ф. М. Достоевского на Тихвинском кладбище Александро- Невской лавры.

Род Ртищевых, Мариинская больница для бедных, 2 «события врезались в память», военно-инженерное училище, Белинский, Некрасов, роман «Бедные люди», кружок Петрашевского, публичная казнь, А.Г.Сниткина Произведения ? ? ?