НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА в круге детского чтения и в контексте литературного обучения Кутейникова Н.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Advertisements

Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
МАОУ «СОШ 110» Игровые технологии. Дидактическая игра как средство развития творческой активности младших школьников на уроках математики Выполнила: Манаенко.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
18 ноября 2011 г. Областной семинар учителей русского языка и литературы В МОУ гимназия 3 Распространение опыта работы.
Путешествие в «Справочную страну». Энциклопедия Справочники Словари Справочная литература.
КНИГИ К. Д. УШИНСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
учебник; хрестоматию; тетрадь для самостоятельной работы; методическое пособие(для учителя).
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Традиции системы РО академика Л.В.Занкова В школу мы идём познать хитрую науку, хитрую науку, Цифры, азбука, письмо вмиг прогонят скуку! вмиг прогонят.
Основные классы документов. Критерии отбора документов. 9 класс.
Транксрипт:

НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА в круге детского чтения и в контексте литературного обучения Кутейникова Н.Е.

История возникновения и развития Научно-познавательная литература для детей возникла на территории теперешней России уже в XV веке, т.к. «...первые произведения для детей...были созданы ради популяризации грамматических сведений как главной науки того времени...» (Ф.И. Сетин). Учебные пособия на Руси в XV-XVII вв. представляли собой органичное сочетание элементов учебного пособия и книг для чтения как познавательной направленности, так и художественной. Научно-познавательная литература для детей возникла на территории теперешней России уже в XV веке, т.к. «...первые произведения для детей...были созданы ради популяризации грамматических сведений как главной науки того времени...» (Ф.И. Сетин). Учебные пособия на Руси в XV-XVII вв. представляли собой органичное сочетание элементов учебного пособия и книг для чтения как познавательной направленности, так и художественной.

История развития Русская детская художественная литература на территории Российской империи возникла на базе литературы учебной уже в XVI-XVII вв. и в это же время отмежевалась от нее, став самостоятельной областью искусства слова. Литература познавательная до XVIII в. представляла собой либо разрозненные, единичные издания (часто переводные), либо отрывочные сведения в учебных пособиях по отечественной словесности или в справочных изданиях.

История развития Первыми печатными книгами были азбуки, буквари, азбуковники, потешные листы, потешные книги XVI- XVII вв. Первыми печатными книгами были азбуки, буквари, азбуковники, потешные листы, потешные книги XVI- XVII вв. Специфические особенности детской литературы и детской книги этого периода: Специфические особенности детской литературы и детской книги этого периода: энциклопедичность; энциклопедичность; наглядность; наглядность; сочетание «картинки» и текста. сочетание «картинки» и текста. Данные особенности были присущи абсолютно всем книгам: и учебным, и познавательным, и художественным. Данные особенности были присущи абсолютно всем книгам: и учебным, и познавательным, и художественным.

История развития «…одна черта, имеющая непосредственное отношение к литературному значению познавательных произведений Древней Руси: занимательность. Наука, знание не ограничивались в Средние века тем, что мы называем эрудицией, или той непосредственной пользой, которую могли принести знания в практической деятельности. Знание обязательно должно быть интересным и нравственно ценным» (Д.С. Лихачев).

«Первая печатная книга для детей была издана Иваном Федоровым во Львове в 1574 г. Называлась она "Азбука", но имела характерный подзаголовок "Начальное обучение детям хотящим разумети писание". "Азбука" была трехчастной книгой. Это деление на три части сохранилось и в последующих азбуках, принадлежащих другим авторам. Части были такими: ч.I – алфавит и упражнения в освоении навыков чтения; ч. II – грамматика; ч. III – хрестоматия, содержащая произведения для упражнения в чтении и для «приохочивания» к нему» (И.Г. Минералова)

Зарождение отечественной научно- познавательной литературы как специфического вида литературы в контексте всего культурного процесса началось под влиянием Петровских реформ, когда стали издаваться «...книги по механике, геодезии, математике и другим прикладным наукам не только для взрослых, но и для юношества и детей» (Ф.И. Сетин).

«Петровское время» – конец XVII – начало XVIII вв. – характеризовалось не только перестройкой всей социально-политической структуры общества и капитализацией России, но и бурным ростом «новой» культуры. Во всей своей деятельности царь Петр I руководствовался патриотической идеей, поэтому основной целью его преобразований было укрепление могущества империи. Некоторые достижения западноевропейской культуры, по замыслам Петра, должны были использоваться для решения задач, стоявших перед Россией. Так или иначе, но все петровские преобразования кардинально изменили и характер обучения в различных типах школ, и характер и содержание литературы этого периода. Во-первых, русская культура и русская литература стали отходить от задач церковно-христианской пропаганды: наполнение литературных произведений новым, светским содержанием обусловило уход от «старых» форм в литературе, в основном – форм литературы церковной. На протяжении первой трети XVIII в. новое содержание, с одной стороны, наполняло литературные формы, сложившиеся к концу предыдущего столетия, с другой стороны, обусловило зарождение или же заимствование новых литературных форм. Во второй трети данного столетия новые литературные формы упорядочивались, так же как упорядочивались новые формы языка и стихосложения, складывалось новое художественное направление – классицизм. Во-вторых, расширился диапазон литературы для детей, в основном за счет иностранной литературы, переведенной на русский язык. При этом приоритет отдавался литературе научной и воспитательной. Параллельно создаются отечественные учебники и учебно-познавательные книги, отражающие процесс бурного развития науки в стране и разделения дисциплин в школьной практике. «Одной из популярных книг такого рода было много раз переизданное "Краткое понятие о всех науках" (1764, 1774, 1788 и др.). В 1776 г. вышла "Детская философия" А. Болотова г. ознаменован выходом "Опыта российской географии". В 1789 г. опубликована "Краткая психология, или Учение о душе для детей" известного немецкого детского писателя и педагога Кампе; в 1797 г. увидела свет "Детская риторика", а десятью годами раньше "Детская логика" (1787); в 1789 г. выходит "Естественная история для детей", выдержавшая несколько переизданий вплоть до 1845 г.; в 1796 г. – "Детская физика, или Разговор отца с детьми". В 90-е гг. XVIII в. неоднократно выходит "Новое краткое понятие о всех науках, или Детская настольная учебная книга» (И.Г. Минералова).

XVIII век Под патронажем Петра I и в основном силами «ученой дружины» (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир) были созданы учебники, поучения, наставления, переводы иностранной литературы, рассчитанные на восприятие детей и юношества. В период с конца XVII – середины XVIII вв. также широко издавались буквари и «деловые книги»: «Краткое и полезное руководение во арифметику» (1669), «Букварь славенский» Феофана Прокоповича (1724), «Атлас, сочиненный к пользе и употреблению юношества» (1737), «Краткое руководство к математической и натуральной географии» (1739) и др.

XVIII век Научно-учебные и научно-познавательные книги XVIII в. отличала «стройность, ясность и логичность изложения материала». Научно-познавательная литература давала читателям четкое представление о мире, о той или иной науке, о системе научного знания, при этом налицо была «попытка …примирить науку и религию при явном предпочтении первой» (А.П. Бабушкина).

XVIII век В целях популяризации новых знаний авторы и переводчики научно-познавательной литературы (в то время для всех возрастных категорий) часто использовали приемы публицистики в своих книгах, прибегали к приемам образности литературы художественной. Именно поэтому научно-познавательная литература начала- середины XVIII столетия еще не имела своей «канонической» формы, своих специфических приемов подачи материала, однако при этом резко отличалась от литературы энциклопедической. Единственное, что уже можно отметить в данный период – это разделение книг научно- познавательных и научно-учебных (учебно- познавательных – в терминологии И.Г. Минераловой ).

Специфика научно-познавательной и научно-учебной литературы Научно-познавательная книга – книга, содержанием и иллюстративным материалом раскрывающая перед читателем в доступной ему форме глубины той или иной области научного знания. Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя (Н.Е. Кутейникова).

Специфика научно-познавательной и научно-учебной литературы Научно-учебная книга (учебно-познавательная книга) – вид учебного пособия на Руси в XV–XVIII вв., включающий в себя учебный материал по конкретной дисциплине, ориентированный на определенной возраст и подготовку обучающихся, а также дополнительный материал научно- познавательного характера, иллюстрирующий содержание учебного материала. Основной целью научно-учебной книги являлось обучение по конкретной дисциплине, освоение основ данной науки, приобретение необходимых знаний и умений на каждом возрастном этапе или этапе обучения (Н.Е. Кутейникова).

XVIII век Взаимовлияние и взаимопроникновение традиций создания отечественной научно- учебной (учебно-познавательной) книги и традиций структурирования научной литературы иностранного происхождения, а также ее содержание породили впоследствии оригинальную научно-познавательную литературу Российской империи.

Энциклопедии ее использовали при обучении на дому и в гимназиях, на основе этой энциклопедии стали создаваться отечественные книги данного вида литературы. Первой энциклопедией в круге отечественного детского чтения исследователями признана книга Яна Амоса Коменского «Orbis pictus» (1658), изданная в России в 1768 г. (1788, 1793 гг.). Книга Я.А. Коменского «Orbis pictus» читалась детьми и взрослыми,

Энциклопедии научность издания; универсальность энциклопедии; лаконичность и точность в изложении понятий (о человеке, о явлениях природы, о предметах обихода, о ремеслах и т.д.); основной принцип подачи материала – принцип наглядности; основная цель – борьба со средневековым догматическим А.П. Бабушкина отметила следующие особенности энциклопедии Я.А. Коменского «Orbis pictus»: мировоззрением.

Энциклопедии развития энциклопедической и научной литературы как функциональных направлений внутри литературы детской (А.П. Бабушкина, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева, И.Г. Минералова, Н.Е. Кутейникова и др.). развития энциклопедической и научной литературы как функциональных направлений внутри литературы детской (А.П. Бабушкина, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева, И.Г. Минералова, Н.Е. Кутейникова и др.). Первый период активного читательского интереса к энциклопедической литературе относится к началу–середине XVIII в. Данное столетие считается периодомбурного Первый период активного читательского интереса к энциклопедической литературе относится к началу–середине XVIII в. Данное столетие считается периодом бурного

Энциклопедии В XVIII – середине XX вв.: энциклопедия – научное справочное пособие в форме словаря. В XVIII – середине XX вв.: энциклопедия – научное справочное пособие в форме словаря. В середине ХХ – начале XXI вв.: энциклопедия – научное или энциклопедия – научное илинаучно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний.

СОСТАВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.: детская художественная литература; детская художественная литература; нравоучительная литература; нравоучительная литература; научно-познавательная литература. научно-познавательная литература.

Итоги XVIII в. Можно выделить «две линии, наметившиеся в детской литературе во второй половине XVIII в.: линия научно-образовательной и подлинно- художественной литературы, создававшейся просветителями и прогрессивными деятелями; линия нравоучительной литературы, насаждавшейся воспитателями детей аристократии. …Проникновение элементов нравоучительной литературы в прогрессивную детскую литературу» (А.П. Бабушкина).

СОСТАВ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII – XIX вв.: научно-учебная литература; научно-учебная литература; научно-познавательная литература; научно-познавательная литература; энциклопедическая энциклопедическая литература. литература.

Зарождение функциональных направлений отечественной детской литературы И.Н. Арзамасцева и С.А. Николаева выделяют, начиная с середины XIX в., следующие функциональные виды детской литературы: «Научно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п. Так называемая этическая литература - повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она, в свою очередь, делится на сказочно- фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также их производные.

«Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору». И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева В XIX в. появляется развлекательная литература

Зарождение функциональных направлений отечественной детской литературы При анализе детской и подростковой литературы XIX – XX вв. мы определенно можем выделить в общем потоке развития три глобальные направления, по которым данная литература совершенствуется и видоизменяется: художественная литература; познавательная литература; массовая литература.

Три направления развития отечественной детской и подростковой литературы обслуживают три социально-культурные функции этой литературы: нравственно-эстетическую; научно-познавательную; просветительско-развлекательную. Зарождение функциональных направлений отечественной детской литературы

XIX в. В середине-конце XIX столетия в связи с развитием науки и общественных отношений в Европе и в Северной Америке возникла необходимость в чисто познавательной литературе для детей. И тогда встал вопрос: В какой форме преподносить научные и исторические факты так, чтобы это было действительно интересно детям разного возраста? Вопрос не остался без ответа - и многие зарубежные и российские ученые, специализирующиеся в различных областях научного знания, педагоги и писатели стали создавать новую, востребованную временем, литературу для детей - литературу научно- познавательную. И вот уже на протяжении почти двух веков она, наравне с литературой художественной, помогает детям познавать и понимать окружающий мир.

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Н.Е. Кутейникова

СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Научно-познавательная литература не дает справок - она расширяет кругозор читателя, увлекает его в определенную область знания, причем «увлекает» его и при помощи средств литературы художественной, и благодаря подробному рассказу о фактах научных, и используя чисто популяризаторские приемы, методы и элементы, более свойственные литературе массовой. Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя. В ее задачи входит: - популяризация научных знаний и научного мышления; - углубление уже имеющихся знаний читателя-школьника; - расширение кругозора юного и взрослого читателя.

Научно-познавательная литература должна удовлетворять следующие потребности людей: желание совершенно разных и по воспитанию, и по образованию, и по мировосприятию читателей в доступной форме расширить свой кругозор, приобрести научные знания не из специальной литературы, к чтению и изучению которой они, как правило, еще не готовы, а из книг понятных и доступных для восприятия человека с начальными знаниями в той или иной области науки. СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ребенок чаще всего ищет в такого рода литературе ответы на свои многочисленные вопросы, читатель- ученик – дополнительный материал к изученному в школе, к докладу или сообщению. При этом, по словам доктора физико- математических наук А. Китайгородского, и в реальной действительности, и в научно- познавательной литературе «между наукой и искусством нет соперничества, так как цель у них одна и та же – сделать людей счастливыми». СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

целенаправленно реализует в основном одну функцию искусства и, соответственно, всеобщей литературы – познавательную. Однако определенные группы читателей при чтении такого рода литературы получают истинное удовольствие, граничащее с наслаждением, а при чтении ее разновидности – литературы научно-художественной – эстетическое наслаждение (функция гедонистическая). Однако определенные группы читателей при чтении такого рода литературы получают истинное удовольствие, граничащее с наслаждением, а при чтении ее разновидности – литературы научно-художественной – эстетическое наслаждение (функция гедонистическая). Нельзя к тому же исключать и воспитательную функцию познавательной литературы: научно-художественными, научно-популярными и энциклопедическими изданиями закладывается в душу юного читателя и тип поведения в обществе, и система нравственно-эстетических оценок, и даже взгляд на ту или иную религию, иногда – приход к тому или иному верованию. Нельзя к тому же исключать и воспитательную функцию познавательной литературы: научно-художественными, научно-популярными и энциклопедическими изданиями закладывается в душу юного читателя и тип поведения в обществе, и система нравственно-эстетических оценок, и даже взгляд на ту или иную религию, иногда – приход к тому или иному верованию. НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА -

СПЕЦИФИКА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие, в отличие от научно- познавательных книг, обязательно должно включать в себя методический аппарат, который в свою очередь определяется целью данного учебного пособия. Цель учебного пособия всегда чисто методическая: - обучение учеников конкретного возраста конкретному предмету; - более узкая - преподнести некоторые знания по тому или иному предмету, а также обучение тем или иным умениям по данному предмету, например: если это литература, то обучение умению видеть текст, воспринимать его образность, анализировать поступки героев произведения, понимать и воспринимать его художественные особенности, чувствовать авторскую позицию, а в дальнейшем понимать ее и аргументированно выражать свою точку зрения о прочитанном.

СПЕЦИФИКА НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Научно- познавательная литература – это: Научно- познавательная литература – это: - определенное направление развития всей литературы - определенное направление развития всей литературы (и детской, и взрослой) – функциональное направление; (и детской, и взрослой) – функциональное направление; - специфическая область искусства слова, то есть Литературы с большой буквы. - специфическая область искусства слова, то есть Литературы с большой буквы. Учебная литература Учебная литература создается по определенной дисциплине с учетом базовых знаний обучающихся (если таковые имеются). создается по определенной дисциплине с учетом базовых знаний обучающихся (если таковые имеются). Основная цель – дать основные сведения по данной научной дисциплине, заложить основы для дальнейшего обучения, сформировать конкретные умения и навыки. Основная цель – дать основные сведения по данной научной дисциплине, заложить основы для дальнейшего обучения, сформировать конкретные умения и навыки.

XX в.

Рубеж XX-XXI в.

XXI в.