Подходы, компоненты, уроки, задания Зам. Директора по УВР МОУ «СОШ 12»: Самсонова Е.А.
К тем, кто ценит дидактику, кто любит и уважает ученика, кто видит пользу в том, чтобы научить его думать и быть самостоятельным, кто хочет сделать интересным каждое занятие, наполнив его радостью открытия нового, к тем, кто готов совершенствовать своё педагогическое мастерство, обращено это выступление.
Модели образования: 1)рафинированная; 2)редукционистская; 3)воспитывающая личность с заданными свойствами; 4)личностно ориентированная. (Автор классификации В.В.Сериков)
Модели обучения: 1)информационная; 2)формирующая; 3)развивающая; 4)активизирующая; 5)свободная; 6)обогащающая; 7)интегральная (Автор классификации М.Н.Берулава)
Используемая терминология Личность Деятельность Преобразование Творчество Развитие Интеллект Мышление Язык, речь Гуманизация Самообразование Самообучение Самовоспитание Саморазвитие Педагогическая технология
В основе личностно ориентированного подхода к образованию лежит: 1)гуманное отношение к человеку (ученику); 2)помощь ему со стороны педагога в реализации его врождённых способностей и обеспечении культурного роста.
В качестве основных приоритетов выбраны: 1) развитие личности ученика; 2) развитие его индивидуальности; 3) развитие творческих способностей; 4) развитие мышления; 5) развитие способностей к активной самостоятельной деятельности.
Наша концепция Главное в образовательной системе – человек, ученик, его способности, умения, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и основная задача школы – их развить, сформировать из индивида Личность со всеми присущими ей качествами. Прежде чем приступать к решению проблемы формирования личности, нужно изучить ученика, его темперамент, характер, качества, способности, направленность. Учебный материал школьных дисциплин – не только источник знаний, он в равной мере – база для развития индивида. Целенаправленно развивать на учебных занятиях можно целый комплекс умений и свойств индивида.
Направления развития
Сферы развития человека
Первыми и необходимыми компонентами любого занятия должны стать потребность и мотивация. Средством развития индивида, его превращение в Личность является учебная деятельность. Систематическое насыщение занятий разными развивающими творческими заданиями, органичное вкрапление их в уроки.
В каждом обучающем акте необходимо присутствие (в целях реализации деятельностного подхода) следующих компонентов: Потребность Мотив Цель Условия Деятельность, состоящая из операций Результат Рефлексия Развивающие задания должны быть разными для того, чтобы охватить ими всю совокупность необходимых для формирования личности умений и качеств, относящихся к разным сферам развития.
Нужен учёт индивидуальных особенностей учащихся и их субъективного опыта, т.е. каждая сходная по своим особенностям группа (или каждый ученик) могла выбрать в соответствии со своей индивидуальностью и личным предпочтением: 1)тип сенсорного канала получения информации (зрительный, слуховой, моторный); 2)способ «выдачи» своих знаний и своего личного опыта (рассказ, составление таблицы, решение задачи и т.д.); 3)форму работы (индивидуальная, групповая); 4)вид ответа (письменный, устный); 5)вид зачёта.
Содержание задания или занятия нужно выбирать таким, чтобы 1)оно опиралось на зону актуального развития (область наличных знаний и возможностей) и было направлено в зону ближайшего развития (область потенциальных возможностей), т.е. приводило к ней; 2)в работе учащихся были задействованы оба полушария мозга: левое, отвечающее за логическое мышление, и правое, обеспечивающее образное мышление. Комплекс формируемых явлений рассматривается не с утилитарных позиций, а как важный фактор, способствующий становлению личности.
Самосознание ученика – важнейшее качество, которое нужно одним из первых формировать в «сфере качеств личности» Самостоятельность учащихся – ещё одно качество, которое тоже требуется растить в числе первых. Нужно показывать учащимся, как делать любую работу, т.е. её процедуру.
Этапы творческого урока Этап урокаЗадача учителя НомерНазвание IНачальный этап Создать затруднение или проблему, мотив к познанию IIОсновной Организовать изучение материала самими учащимися, т.е. их деятельность IIIИтоговый Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений IVЗаключительныйНайти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия
Творческие уроки Уроки изучения нового Без предварительной подготовки учащихся С предварительной подготовкой учащихся Урок - коллективная работа по созданию банка знаний Урок-инициатива учащихся Урок сотрудничества и экспериментов учащихся Урок-слёт представителей разных профессий Урок «Две цепочки шагов в новое» Урок-защита диссертации Урок переменного диалогического общения Урок-интервью Урок-путешествие в века и страны Урок-пресс-конференция Урок - круглый стол: обмен мнениями Урок-диспут Урок-митингУрок-семинар Урок-наблюдениеУрок-телепередача
Творческие уроки Уроки развития знанийУроки повторенияУроки контроля Урок-мозаикаУрок - ролевая игра «Приём на работу по конкурсу» Урок «Вопросы для соседа» Урок-сочинениеУрок-конкурс деловых людей Урок - тематический зачёт Урок-выпуск «живой» газеты Урок-конкурс своих задач Урок-зачёт из разных заданий Урок на киностудииУрок «Дорога из сказок»«Мозговой штурм» Урок-творческий отчётУрок-телемост«Мозговая атака» Урок интересных сообщений Урок-путешествие по стране Урок-рецензияУрок - многоэтапная эстафета Урок в «гостях»Урок-восхождение на Пик знаний
Рефлексия – «Обращение назад» 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей; 3) осознание человеком того, как его воспринимают партнёры по общению.
Ценности для вас данной работы Получение новой информации Процесс личной деятельности Полученный результат Деловое общение во время работы Возможность проявить себя и услышать слова одобрения Получение оценки 1 – самое важное 2 – важное 3 – не очень важное 4 – совсем не важное