Использование технологий личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций обучающихся Безбородова Татьяна Георгиевна МОУ «Косулинская средняя общеобразовательная школа»
Технологии личностно- ориентированного образования 1. Технология педагогических мастерских 2. Технология модульного обучения 3. Метод проектов 4. Обучение как исследование Планируемый результат: повышение интереса учащихся к предмету, успешное выступление на конкурсах, предметных олимпиадах, экзаменах.
Основная цель работы: Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы с помощью моделирующих методов, которые помогут обеспечить взаимосвязь науки и исследовательской деятельности учащихся, сформировать начальные навыки научной работы, способствовать саморазвитию, самореализации, самовыражению обучающихся
Задачи: Формировать у учащихся приемы самостоятельной работы и самоконтроля; Создавать атмосферу научного поиска, творчества, сотрудничества; Реализовывать проблемно-деятельностный подход к обучению; Разработать задания исследовательского характера для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Формы организации урока для развития поисково- исследовательской деятельности Проблемно-творческие ситуации Игровые методы Индивидуальные задания для сравнительного или сопоставительного анализа текста Работа в группе, в паре, по цепочке Поисково-исследовательская деятельность учащихся Домашние задания разноуровневого характера по выбору ученика Факультативы в послеурочное время
Педагогические мастерские Сущность этой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. Этапы работы I - фаза индукции II – работа с материалом III - социализация IV - рефлексия
Методические разработки 1. Творческая мастерская «Разговор Раскольникова с Соней на ее квартире» (Анализ эпизода из гл. 4, ч. 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). 2. Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ главы 2, части 1 романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). 3. «За добро плати добром, не будь пустельгой» (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма")
Метод проектов Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания; Ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему.
Методические разработки Исследовательский проект «Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Исследовательская деятельность учащихся через выбор способа действия соответственно поставленной задачи: «Я чувствую», «Я думаю», «Я исследую», «Я творю».
Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Работали 3 исследовательских группы I группа «Больная, но живая душа Раскольникова» II группа «Вещие сны Раскольникова» III группа «Все величие в романе отдано ей» «В сегодняшнем мире.. тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно, взывая к человечности и гуманизму» Ч.Айматов
Больная, но живая душа Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» (А.С..Пушкин "Евгений Онегин")
Вещие сны в романе Сон о лошади (Жестокое, тёмное: кабак, насилие, страх, зло) Сон о старухе (Смех как способ развенчивания наполеоновского начала в герое) Сон о трихинах Отказ от теории -> Возвращение к людям -> Жизнь
Всё величие в романе отдано ей... Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле… Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы» (Из поучений старца Зосимы )
Обучение как исследование Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Этапы научного исследования знакомство с литературой; выявление (видение) проблемы; постановка (формулирование) проблемы; прояснение неясных вопросов; формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных; сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; подготовка и написание (оформление) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение сообщений; построение выводов, заключений.
Исследовательские работы «Если б я была не дочь России, опустила руки бы давно…» «История моей школы в истории моей страны» «Золотое созвездие Зауралья» «Судьба моей семьи в судьбе страны военных лет» «Сохранение русских традиций в селе» «История села Косулино» «Семья как хранилище нравственности»
Технология модульного обучения План модульного занятия: мотивация учеников, самостоятельная работа, работа в малой группе (4–6 человек), работа в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.
Результат работы Применение технологий личностно- ориентированного образования разнообразило приемы и формы организации работы на уроке, повысило познавательную активность учеников и уровень знаний
Научно –практические конференции
«Научно - исследовательская лингвистическая конференция» Ярушина Ксения лауреат Тема: «Только бы не остыла душа (В. Ф. Потанин)»
Районная краеведческая конференция «Отечества» Летопись родного края. Никитина Дарья - 3 место Тема работы: «Судьба моей семьи в судьбе страны военных лет»
Районная краеведческая конференция «Отечество» Летопись родного края. Ярушина Ксения 3 место Тема работы: «Золотое созвездие Зауралья»
Участие в олимпиадах Районная олимпиада по литературе 2010 г. Ярушина Ксения 1 место
Районная олимпиада по русскому языку 2010 г. Глебова Дарья 2 место
Качество и средний балл по литературе Динамика качества знаний по предмету Динамика среднего балла по предмету
Качество и средний балл по русскому языку Динамика качества знаний по предмету Динамика среднего балла по предмету
Год Всего участв. Баллы % успевае мости % каче ства Средний Тестовы й балл «5»«4»«3» ,962, ,960, ,4 Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку
Подведем итоги Личностно-ориентированные технологии – это не только получение новых знаний, но и радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира; Личностно-ориентированные технологии– это целая школа приобретения бесценных компетенций гуманитарной направленности; Стремление педагога к развитию – это залог стремления к развитию его учеников.