Итоги мониторинга универсальных учебных действий обучающихся начальной школы Заведующий лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО ВО«Вологодский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у выпускников первых классов Заведующий лабораторией развития начального общего образования.
Advertisements

Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Анкета готовности учителя при переходе на ФГОС. 1. Выберите правильный ответ. Определение федерального государственного стандарта прописано в: А) Конституции.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В рамках реализации.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Региональный мониторинг качества образования Мониторинг по оценке достижения предметных результатов учащимися 5 классов по русскому языку.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Взаимосвязь метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе Фураева Елена Владимировна, заместитель директора по НМР ГБОУ прогимназия.
Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Учитель начальных классов МБОУНОШ 3 Антоновская Елена Владимировна.
Осуществление преемственности формирования УУД в образовательном пространстве школы Педагогический совет, 19 мая 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Транксрипт:

Итоги мониторинга универсальных учебных действий обучающихся начальной школы Заведующий лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО ВО«Вологодский педагогический колледж», к.п.н., доцент, З. А. Кокарева

Цели мониторинга : - выявление уровня сформированности универсальных учебных действий (общеучебных действий и компетенций) выпускников начальной школы; - прогнозирование оптимальных путей развития универсальных учебных действий; - определение степени готовности учителей начальных классов к реализации требований ФГОС НОО.

В мониторинге участвовали 1404 четвероклассников из 88 школ области Инструмент мониторинга – интегрированная контрольная работа

Максимальный балл за работу составил 42, что составляет 100 % Средний процент выполнения объема работы от максимального балла 61%.

Уровни сформированности УУД Низкий- менее 30% Ниже среднего - от 31 до 50% Средний –от 51 до 65% Выше среднего – от 66% до 90% Высокий - от 91 до 100%

Низкий уровень сформированности УУД Характеризуется слабым пониманием учебной цели, умением механически прочитать информацию, воспринять ее фрагментарно, частично решить наиболее простую, элементарную учебную задачу Данный уровень препятствует успешному обучению на этапе основной школы Продемонстрировали 10% выпускников

Уровень сформированности УУД - ниже среднего Характеризуется слабым удержанием учебной задачи, умением воспринять информацию только фрагментарно, выделить только несущественные факты, построить простейшее умозаключение, решить одну простейшую задачу Данный уровень препятствует успешному обучению на этапе основной школы 18% школьников показывают результаты этого уровня

Средний уровень сформированности УУД Характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять действие самоконтроля, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие модели объектов и явлений Данный уровень является удовлетворительным и достаточным для освоения обучающимся программы основной ступени образования 27, 5% учащихся демонстрируютли данный уровень

Уровень сформированности УУД выше среднего Характеризуется умением удерживать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять поиск и преобразование информации, выполнять действия моделирования, осуществлять спектр логических действий, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных связей Обучающийся умеет определять простейшие причинно- следственные связи, находить ошибки и устанавливать некоторые причины их появления. Данный уровень является оптимальным для освоения обучающимся программы основной ступени образования 41,5% учащихся продемонстрировали данный уровень

Высокий уровень сформированности УУД характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, уметь строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение и классификацию, выделять и фиксировать нужную информацию, объяснять и доказывать факты Данный уровень является наиболее благоприятным для освоения обучающимся программы основной ступени образования и развития интеллектуального и творческого потенциала личности 3% выпускников продемонстрировали данный уровень

Лучшие результаты Наивысший средний балл получен учащимися МОУ «Кубенская средняя общеобразовательная школа» (84%) «Лежская средняя общеобразовательная школа» (84%) «Больше -Ивановская начальная школа - детский сад» (81%) «Березовослободская начальная общеобразовательная школа» (79%)

Неудовлетворительные результаты 28% обучающихся получили неудовлетворительные результаты, но результаты академической успеваемости значительно выше Количество обучающихся, имеющих неудовлетворительные отметки, составляет всего 2% Количество обучающихся на «отлично» и «хорошо» значительно больше числа обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности УУД

Результаты в контексте вариативных учебно - методических комплектов

Различия в сформированности групп УУД Средний показатель сформированности действия в % Моделирование69 Регулятивные61 Информационные60 Логические51

Некоторые общие выводы: Результаты мониторинга показывают, что учителя области недостаточно хорошо выполняют рекомендательные требования образовательного стандарта 2004 года в части формирования общеучебных умений и компетенций (универсальных учебных действий) Все вариативные УМК содержат условия, необходимые для формирования УУД Девочки демонстрируют более высокие результаты сформированности УУД Результаты учащихся сельских школ несколько выше, чем у школьников городских школ

Результаты мониторинга УУД в 1 классах пилотных школ учебного года В мониторинге участвовали 467 обучающихся первых классов из 8 образовательных учреждений. Работа включала 14 заданий. Максимальный балл за работу 30 баллов %. Средний процент выполнения от 467 выполнявших работу 71%.

Уровни сформированности УУД Низкий до 30% 3% школьников Ниже среднего 31-50% 11% школьников Средний От 51 до 65% 17% школьников Выше среднего 66 до 90% 54% школьников Высокий От 91 до 100% 15%

69% первоклассников продемонстрировали уровень сформированности универсальных учебных действий выше среднего

Лучшие показатели по ОУ (средние значения) 1 место –Вологодский многопрофильный лицей,Гимназия, НОШ % 2место – СОШ 11 81% 3место - СОШ %

Ученики, получившие максимальный балл Пикельник А. Начальная общеобразовательная школа 39 Барахнова Е. Начальная общеобразовательная школа 39 Сачков Д.. Начальная общеобразовательная школа 39 Кружлев А. -Средняя общеобразовательная школа 11 Губина Д. - Средняя общеобразовательная школа 4 Носилкин Н. - Вологодский многопрофильный лицей

Школа и классСредний балл Средний % УМК 11 1б2481Занков 11 1в2274ПНШ 39 1б2377Школа г2685Н.школа 21 века Березовослободская2378ПНШ ВМЛ2685ПНШ Вологда 42169Школа 2100 Гимназия2685Эльконин ГИМНАЗИЯ Эльконин

ВОЛОГДА МОУ СОШ Гармония Нач.школа 21 века Вытегра СОШ 1 1А 1859ПНШ Вытегра СОШ 1 1Б 1964ПНШ Вытегра СОШ 1 1в 1653ПНШ Тарногская 2171ПНШ Вытегра СОШ Школа 2100

Сформированность различных групп УУД Группа УУДСр.показатель в % Логические77 Общеучебные71 Регулятивные65

Результаты мониторинга УУД в 1 классах пилотных школ учебного года

Текст и задания интегрированной контрольной работы для учащихся 1 класса Зубр Зубр живет в лесу. Это очень крупный и тяжёлый зверь. Голова у него большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 метров, его высота 2 метра. Это самое известное охраняемое животное в нашей стране. Зубр питается разными растениями, любит сено. Он может съедать от 30 до 40 килограммов сена в день. В жаркую погоду зубры по два раза ходят на водопой. Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. Вырубка лесов человеком стала причиной гибели зубров. Другой причиной является охота* на них. На воле зубры живут от 22 до 27 лет. В зоопарках они живут намного дольше, так как там о них заботятся люди, кормят их и охраняют. Для человека сейчас очень важно спасти этого зверя от гибели.

Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников 1. Критерий – умение записывать числа в порядке убывания (познавательные УУД) Запишите имеющиеся в тексте числа в порядке убывания. Ответ: 40, 30, 27, 22, 3, 2 Правильный ответ – 1 б. Максимальный балл – Критерий – умение выделить и записать двузначное число (познавательные УУД) Запишите самое большое двузначное число, встретившееся в тексте. Ответ: 40 Правильный ответ – 1 б. Максимальный балл – 1.

Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников 3. Критерии - умение сравнивать числа, умение работать с информаций (познавательные УУД) Вставьте нужное слово, сравнив длину тела и высоту зубра: 3 метра …, чем 2 метра. Слова для справок: меньше, равно, больше Ответ: 3 метра больше, чем 2 метра. Правильный ответ – 1б. Максимальный балл – Критерии - умение работать с информацией, находить сумму одинаковых слагаемых удобным способом (познавательные УУД) Выберите правильный ответ: Сколько раз могут зубры сходить на водопой за 3 дня? А) 2 раза *Б) 6 раз В) 8 раз Правильный ответ – 1б. Максимальный балл – 1.

Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников 6. Критерии - умение найти в тексте выделенные слова, списать их правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, умение выделите в слове количество букв и звуков (познавательные УУД). Спиши выделенные слова, определи и запиши числом количество букв и звуков в слове: _____________________ - _________ букв, _________ звуков Ответ: зубр – 4 буквы, 4 звука; день – 4 буквы, 3 звука. За каждое безошибочно списанное слово- 1 б., за верно определенное число звуков и букв в слове – 1 б. Максимальный балл – 4.

Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников 9. Критерии – умение находить нужную в тексте информацию, умение ставить ударение (познавательные УУД) Поставь ударение в словах второго предложения. Ответ: Это очень крупный и тяжёлый зверь. За верно выписанное предложение – 0,5 б., за каждое верно поставленное ударение в слове – 0,5б. Максимальный балл – Критерии – умение работать с информацией, умение делить слово на слоги и для переноса (познавательные УУД) Найди в тексте слово, помеченное *. Раздели слово на слоги и для переноса. Ответ: о-хо-та; охо-та. За верно найденное слово – 0,5 б., за каждый правильный вариант деления на слоги и для переноса – 0,5 б. Максимальный балл – 2.

Задания, вызвавшие затруднения 5. Критерии – умение работать с информацией, умение находить и исправлять ошибки (познавательные и регулятивные УУД) Задание: Пользуясь второй частью текста, допиши причины гибели зубров. Проверь себя. Если есть ошибки, исправь. Первая причина гибели зубров - ___________________________________. Другая причина гибели - __________________________________________. Правильный ответ: Первая причина гибели зубров – вырубка лесов человеком. Другая причина гибели – охота на зубров. Часть детей не сумели найти ответ в тексте или выписали не тот ответ. Часть выписала предложения из текста, а не дописала начатые: Первая причина гибели зубров - _ Вырубка лесов человеком стала причиной гибели зубров. Часть писавших верно нашла причины гибели зубров, но не дописала начатые предложения, а в рабочую строку поместила свой ответ: Первая причина гибели зубров - __Первая причина гибели зубров – это вырубка лесов человеком.

7. Критерии – умение работать с информацией (познавательные УУД) Задание: объясни смысл слова «браконьер» – это человек, который ____________________. Правильный ответ: Браконьер – это человек, который незаконно охотится на зубров, убивает их(или близкие по значению предложения). Пример неверного ответа: Браконьер – это человек, который заботится о зубрах, кормит их и охраняет. Два предложения текста дают нужную информацию: Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. Другой причиной является охота* на них. Причины неверных ответов: - слово не относится к активному словарю первоклассника; - ещё формируется умение находить подтверждающую информацию в тексте. Часть писавших удачно работала со словарями, выписывая значение слова из словаря.

8. Критерии – умение соотносить цель и вид деятельности (регулятивные УУД) Задание: Напиши, с какой целью люди заботятся о зубрах? ________________________________________________________ Возможные варианты ответа: Для человека важно спасти зубра от гибели. Люди заботятся о зубрах, чтобы спасти их от гибели. Для того, чтобы зубров становилось больше. Для того, чтобы зубры не исчезли совсем (и близкие по смыслу ответы). Часть писавших написали ответ на уровне собственных представлений, не воспользовавшись текстом.

11.Критерии – умение работать с информацией (познавательные УУД) Задание: Выбери ответ на вопрос: Почему зубры в зоопарках живут дольше? *А) там о них заботятся люди, кормят их и охраняют; Б) там на них охотятся; В) там нет браконьеров.

12. Критерии – умение подобрать нужные слова (познавательные УУД) Задание: Вставь в предложение нужные по смыслу слова: ____________ зубр живет в __________________ лесу. Слова для справок: густой, белый, грязный, огромный. Ответ: Огромный зубр живет в густом лесу. За верно выбранное слово – 0,5б, за верно употребленную форму слова – 0,5 б., за отсутствие орфографических ошибок – 1б. Максимальный балл – 3. Ошибки заключаются в следующем: - Употребили одно слово в обоих пропусках: Огромный зубр живёт в огромном лесу. - Заполнили только один пропуск. - Вставили слова, не подходящие по смыслу.

13.Критерии – умение найти и исправить ошибку (регулятивные УУД) Задание: Найди и подчеркни слова с ошибками. Исправь их. жывотное живет зубр васька Правильный ответ: жы (и)вотноеживет зубр в(В)аська Большинство сумели найти только одну ошибку.

14. Критерии – умение определить границы предложения (познавательные УУД) Задание: Поставь, где нужно точки. Покажи начало предложений большой буквой. В субботу мы с мамой ходили в зоопарк там мы видели зубров они большие и лохматые я кормил зубра хлебом. Ответ: В субботу мы с мамой ходили в зоопарк. Там мы видели зубров. Они большие и лохматые. Я кормил зубра хлебом. За каждую верно поставленную точку – 0,5 б., за каждое верно найденное начало предложения – 0,5 б. Максимальный балл – 3. Часто не сумели выделить последнее предложение.

Выводы Анализ результатов мониторинга показывает успешность овладения обучающимися первых классов универсальными учебными действиями. Первоклассники хорошо справились с новым видом контроля, представленного в форме интегрированной контрольной работы, созданной на основе научно - популярного текста. Показатели школ, имеющих повышенный статус (гимназия, лицей) несколько выше, чем показатели обычных общеобразовательных учреждений Во всех учебно- методических комплектах продуманы условия для формирования универсальных учебных действий, в каждом комплекте есть сильные и слабые позиции, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса..

ВЫВОДЫ Достаточно высокие результаты сформированности универсальных учебных действий у первоклассников связаны с хорошей готовностью первоклассников к обучению в школе, профессиональной подготовленностью учителей к реализации требований ФГОС НОО, комплексом условий, созданных в пилотных школах Лаборатория развития начального общего образования осуществляет научно --методическую поддержку деятельности пилотных школ, реализующих ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года. Опыт реализации требований ФГОС НОО в пилотных школах обобщен в одноименном сборнике методических материалов. Учителям начальных классов области необходимо изучать опыт работы пилотных школ, результаты мониторинга универсальных учебных действий, последовательно реализовать в своей деятельности положения Стандарта

Изменения в стандарт Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел Содержательный раздел должен определять общее содержание начального общего образования и включать следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы

Организационный раздел Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Изменения в пункт пункте 19.3 предложение «Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.» заменить на предложение «Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.».