РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Биология 2011 год 2011 год Зав. кафедрой естественнонаучного образования, к.п.н., доцент, к.п.н., доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за год Ст.методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В.
Advertisements

Школа 1589 (1 человек) Школа 1500 (2 человека) Школа 528 (3 человека) Школа 171 (10 – 15 человек) Школа 87 (4 человека)
Биология Новокуйбышевск. Блок А А35 Эволюция органического мира 40,43% А31 Селекция. Биотехнология. 48,94% А33 Процессы жизнедеятельности организма человека.
1 Тест по биологии на тему: «Клетка» Перейти к тесту Перейти к тесту.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 1355 ЧЕЛОВЕК В ЯРОСЛАВЛЕ 670 ЧЕЛОВЕК.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
Система подготовки к ЕГЭ по биологии учителя МБОУ Тонкинской СОШ Тонкинского муниципального района Нижегородской области Пуртовой Г. А. (обобщение опыта)обобщение.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
ЕГЭ по математике – 2013 год Методические рекомендации.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
БИОЛОГИЯ Рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2012 года.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ 2012 г 1.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Уровень сложности заданий Число заданий Часть 1 Часть 2 Часть 3 Базовый 26-- Повышенный 1081 Высокий --5.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Петушинский район. УчастниковБаллПреодо лели мин. порог Не преодо лели мин. порог Набрал и балл выше среднег о Набрал и балл не ниже 80 Зарегис трирова.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Транксрипт:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Биология 2011 год 2011 год Зав. кафедрой естественнонаучного образования, к.п.н., доцент, к.п.н., доцент, Алексеева Е.В.

Е.В.Алексеева Контрольно измерительные материалы по биологии ПредметВремя (мин) Общее число заданий Число заданий с выбором ответа (А) Число заданий с кратким ответом (В) Число заданий с развёрну тым ответом (С) Порог (кол. баллов) Число оригинальных вариантов КИМ Биология 180 минут вариантов из 7 Распределение заданий по уровню сложности Уровень сложности заданийЧисло заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (%) Базовый26 38 Повышенный Высокий51522 Итого

Е.В.Алексеева Распределение выполнения тестов по группам баллов Количественные показатели

Е.В.Алексеева Распределение выполнения тестов по группам баллов Процентные показатели

Е.В.Алексеева Сравнение результатов ЕГЭ Распределение выполнения тестов по группам баллов Сравнение результатов ЕГЭ

Е.В.Алексеева Распределение выполнения тестов по группам баллов Сравнение результатов ЕГЭ

Е.В.Алексеева Средний тестовый балл Средний тестовый балл по Нижегородской области составил : Средний тестовый балл по Нижегородской области составил : в 2009 г. - 49,58 в 2009 г. - 49,58 в 2010 г. - 54,83% в 2010 г. - 54,83% в 2011 г. – 53,49% в 2011 г. – 53,49% Средние показатели по выпускникам общеобразовательных школ – 54,46% Средние показатели по выпускникам общеобразовательных школ – 54,46% у выпускников прошлых лет – 52,40% и у выпускников прошлых лет – 52,40% и 46,92% у выпускников НиСПО 46,92% у выпускников НиСПО

Е.В.Алексеева Процент «отлично» справившихся с работой (от 80 до 100 баллов) На территории Нижегородской области этот показатель составил: На территории Нижегородской области этот показатель составил: в сравнении с 2009 г. - 1,5% (59 чел.) в сравнении с 2009 г. - 1,5% (59 чел.) 4,36% (160 чел.) в 2010 г 4,36% (160 чел.) в 2010 г 2,973% (88 чел.) в 2011 г. 2,973% (88 чел.) в 2011 г. что соответствует среднестатистическому по стране что соответствует среднестатистическому по стране в 2 раза выше, чем в 2009 г., в 2 раза выше, чем в 2009 г., в 1,5 раза ниже, чем в 2010 г. в 1,5 раза ниже, чем в 2010 г.

Е.В.Алексеева Интервал баллов от 80 до 100 Максимальный балл, полученный на территории, составил 98 баллов – 1 чел. (0.03%) Максимальный балл, полученный на территории, составил 98 баллов – 1 чел. (0.03%) 96 балов набрало 4 чел. (0,14%) 96 балов набрало 4 чел. (0,14%) 93 балла - 7 чел. (0,24%) 93 балла - 7 чел. (0,24%) 91 балл – 9 чел. (0,3%) 91 балл – 9 чел. (0,3%) 89 баллов – 6 чел. (0,2%) 89 баллов – 6 чел. (0,2%) 86 баллов – 14 чел. (0,47%) 86 баллов – 14 чел. (0,47%) 84 балла – 8 чел. (0,27%) 84 балла – 8 чел. (0,27%) 82 балла – 17 чел. (0,57%) 82 балла – 17 чел. (0,57%)

Е.В.Алексеева Высокие баллы от 100 до 90 получили (21 чел.): 98 баллов – 1 чел. (ГОУ лицей –интернат ЦОД) 98 баллов – 1 чел. (ГОУ лицей –интернат ЦОД) 96 баллов - 4 чел. (МОУ лицей 40, МОУ средняя общеобразовательная школа 126 с углубленным изучением английского языка, МОУ лицей 3 г. Сарова, МОУ СОШ 1 г. Павлово) 96 баллов - 4 чел. (МОУ лицей 40, МОУ средняя общеобразовательная школа 126 с углубленным изучением английского языка, МОУ лицей 3 г. Сарова, МОУ СОШ 1 г. Павлово) 93 балла - 7 чел. (ГОУ лицей-интернат ЦОД, МОУ СОШ 24 Советского района, МОУ лицей 28 (3 чел.) Советского района, МОУ СОШ 16 г. Павлово) 93 балла - 7 чел. (ГОУ лицей-интернат ЦОД, МОУ СОШ 24 Советского района, МОУ лицей 28 (3 чел.) Советского района, МОУ СОШ 16 г. Павлово) 91 балл – 9 чел. (МОУ лицей 28 Советского района, МОУ лицей 8 Нижегородского района, МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов, Выпускники прошлых лет г. Дзержинска) 91 балл – 9 чел. (МОУ лицей 28 Советского района, МОУ лицей 8 Нижегородского района, МОУ СОШ 70 с углубленным изучением отдельных предметов, Выпускники прошлых лет г. Дзержинска)

Е.В.Алексеева Выпускников с баллами в интервале от 80 до 90 дали : МОУ Городского подчинения МОУ Городского подчинения районов г.Н.Новгорода: Советского, Нижегородского, Приокского, Московского, Сормовского районов г.Н.Новгорода: Советского, Нижегородского, Приокского, Московского, Сормовского городов: г.Саров, г. Кулебаки, г. Дзержинск, г. Павлово, г. Арзамас городов: г.Саров, г. Кулебаки, г. Дзержинск, г. Павлово, г. Арзамас а также районов области: Богородского, Вознесенского и др. а также районов области: Богородского, Вознесенского и др.

Е.В.Алексеева Наибольшее количество выпускников с высокими баллами дали школы г. Н.Новгорода и г.Сарова: МОУ лицей 28 Советского района (10 чел.) МОУ лицей 28 Советского района (10 чел.) ГОУ лицей-интернат ЦОД (4 чел.) ГОУ лицей-интернат ЦОД (4 чел.) МОУ гимназия 1 Нижегородского района (3 чел.) МОУ гимназия 1 Нижегородского района (3 чел.) МОУ средняя школа 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района (2 чел.) МОУ средняя школа 45 с углубленным изучением отдельных предметов Приокского района (2 чел.) МОУ лицей 40 Нижегородского района (2 чел.) МОУ лицей 40 Нижегородского района (2 чел.) МОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 126 Автозаводского района (2 чел.) МОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 126 Автозаводского района (2 чел.) МОУ лицей 87 Городского подчинения (2 чел.) МОУ лицей 87 Городского подчинения (2 чел.) МОУ лицей 15 г. Сарова (2 чел.) МОУ лицей 15 г. Сарова (2 чел.)

Е.В.Алексеева Количественные показатели «двоечников» в Нижегородской области в 2009 г.(пороговый балл 35) –347 человек, что составило 8,7%, по России – 8% в 2009 г.(пороговый балл 35) –347 человек, что составило 8,7%, по России – 8% в 2010 г. (пороговый балл 36 в 2010 и 2011гг.) это составило 5,05% - это 191 чел. по Нижегородской области и 6,1% по России в 2010 г. (пороговый балл 36 в 2010 и 2011гг.) это составило 5,05% - это 191 чел. по Нижегородской области и 6,1% по России в 2011 г. – это 203 чел. или 6,858%, в то время как по России – 7,8%. в 2011 г. – это 203 чел. или 6,858%, в то время как по России – 7,8%.

Средние проценты выполнения заданий базового уровня по каждому разделу

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «А» Название раздела курса Порядковый номер задания % выполнивших (средний) 2009 г г г. Биология как наука. Методы научного познания. А1 68,7476,8765,43 Клетка как биологическая система А2 64,7466,0569,81 Клетка как биологическая система А3 64,4169,8764,2 Клетка как биологическая система А4 61,9870,3060,97 Организм как биологическая система. А5 59,8471,9154,12 Организм как биологическая система. А6 64,1472,1367,79 Организм как биологическая система А7 61,4770,5271,31 Организм как биологическая система. А8 74,3969,2768,48 Организм как биологическая система. А9 55,8961,7767,49 Многообразие организмов А10 65,5772,3851,16 Многообразие организмов А11 65,1979,0057,75 Многообразие организмов А12 60,5472,2153,92 Многообразие организмов А13 66,9857,2171,84 Многообразие организмов А14 61,0267,9661,37 Человек и его здоровье А15 64,2672,5762,37 Человек и его здоровье А16 54,9673,8244,81 Человек и его здоровье А17 66,1072,2165,26

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «А» Человек и его здоровье А19 63,5368,9973,6 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира А20 49,1370,1157,91 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира А21 59,8467,1967,09 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира А22 49,4674,4267,92 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира А23 66,1264,8564,83 Экосистемы и присущие им закономерности А24 58,6171,9770,68 Экосистемы и присущие им закономерности А25 70,9070,4473,5 Экосистемы и присущие им закономерности А26 74,4463,7672,37 Клетка как биологическая система А27 38,7848,0041,16 Клетка как биологическая система А28 47,3544,4544,75 Клетка как биологическая система Организм как биологическая система. А29 43,2046,4747,41 Организм как биологическая система А30 42,2046,8844,85 Организм как биологическая система А31 48,1344,4541,95 Организм как биологическая система Многообразие организмов А32 41,0741,5146,18 Человек и его здоровье А33 54,2145,9049,14 Человек и его здоровье А34 44,4144,8945,41 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира А35 44,0344,5950,66 Экосистемы и присущие им закономерности А36 52,0047,3755,72

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «А» Сравнение по годам

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «А» Категория участников ЕГЭ Процент выполнения задания выпускники текущего года обучающиеся НиСПО выпускники прошлых лет Категория участников ЕГЭ Процент выполнения задания выпускники текущего года обучающиеся НиСПО выпускники прошлых лет

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «А»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «В» Название раздела курса Порядковый номер задания % выполнивших 2009 г г г. Клетка как биологическая система Организм как биологическая система В1 62,8571,6469,7 Многообразие организмов Человек и его здоровье В2 72,8671,9780,09 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности В3 67,1075,6575 Многообразие организмов В4 47,5068,3972,64 Человек и его здоровье В5 51,9536,6554,92 Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Экосистемы и присущие им закономерности В6 52,6363,2946,61 Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье В7 43,9156,8660,61 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности. В8 63,1865,1254,29

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «В»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «В»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «В» Категория участников ЕГЭ Балл Процент выполнения задания выпускники текущего года обучающиеся НиСПО выпускники прошлых лет

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «В»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «С» Название раздела курса Порядковый номер задания % выполнивших 2009 г.2010 г.2011 г. Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье Экосистемы и присущие им закономерности С1 57,9052,5856,28 Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности С2 39,0052,5858,98 Многообразие организмов Человек и его здоровье. С3 41,8067,7459,77 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности С4 46,7544,5351,03 Клетка как биологическая система С5 38,3340,4448,34 Организм как биологическая система С6 35,3444,8942,53

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «С»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «С»

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «С» Категория участников ЕГЭБалл Процент выполнения задания выпускники текущего года обучающиеся НиСПО выпускники прошлых лет

Е.В.Алексеева ЗАДАНИЯ ЧАСТИ «С»

Е.В.Алексеева В разделе «Организм как биологическая система» - решение разных типов генетических задач и сравнительная характеристика физиологических процессов В разделе «Организм как биологическая система» - решение разных типов генетических задач и сравнительная характеристика физиологических процессов В разделе «Клетка как биологическая система» - знание этапов биосинтеза белка и процессов протекающих в каждом этапе, особенно роль разных видов РНК в данном процессе В разделе «Клетка как биологическая система» - знание этапов биосинтеза белка и процессов протекающих в каждом этапе, особенно роль разных видов РНК в данном процессе знание процессов изменения хромосомного набора на разных фазах митоза и мейоза знание процессов изменения хромосомного набора на разных фазах митоза и мейоза сравнительная характеристика клеток, клеточных органоидов и органических веществ клетки сравнительная характеристика клеток, клеточных органоидов и органических веществ клетки Затруднения из разных блоков информации

Е.В.Алексеева В разделе «Человек и его здоровье» - строение и функции анализаторов, круги кровообращения и движение крови по сосудам, клетки крови и их функции, вегетативная нервная система, строение отделов головного мозга и их функции, Рефлексы головного мозга, строение и функции опорно-двигательного аппарата В разделе «Человек и его здоровье» - строение и функции анализаторов, круги кровообращения и движение крови по сосудам, клетки крови и их функции, вегетативная нервная система, строение отделов головного мозга и их функции, Рефлексы головного мозга, строение и функции опорно-двигательного аппарата В разделе «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» - основные направления и этапы эволюции органического мира, макро- и микро- эволюция, селекция В разделе «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» - основные направления и этапы эволюции органического мира, макро- и микро- эволюция, селекция В разделе «Многообразие организмов» - знание характеристик разных таксонов живой природы и процессов жизнедеятельности живых организмов разных царств живой природы В разделе «Многообразие организмов» - знание характеристик разных таксонов живой природы и процессов жизнедеятельности живых организмов разных царств живой природы Затруднения из разных блоков информации

Е.В.Алексеева Обратить внимание на слабое усвоенные, указанных выше, тем курса биологии, и необходимости использования инновационных технологий в преподавании предмета на слабое усвоенные, указанных выше, тем курса биологии, и необходимости использования инновационных технологий в преподавании предмета на отработку тестовых заданий по типу части А на отработку тестовых заданий по типу части А на организацию самостоятельного поиска и освоения учебной информации школьниками по заданным вопросам на организацию самостоятельного поиска и освоения учебной информации школьниками по заданным вопросам отработку умений и навыков по выполнению разных видов учебной деятельности по биологии, особенно сравнительного анализа, выявления закономерностей, решения биологических задач, составления алгоритмов при описании биологических систем и процессов отработку умений и навыков по выполнению разных видов учебной деятельности по биологии, особенно сравнительного анализа, выявления закономерностей, решения биологических задач, составления алгоритмов при описании биологических систем и процессов

Е.В.Алексеева Обратить внимание в части А на: работу с рисунками по распознаванию биологических объектов, их жизненных форм, основных частей биологических систем и определению их функций, анализу условий обитания биологических объектов работу с рисунками по распознаванию биологических объектов, их жизненных форм, основных частей биологических систем и определению их функций, анализу условий обитания биологических объектов закрепление знаний по строению и функциям систем органов организма человека закрепление знаний по строению и функциям систем органов организма человека закрепление знаний по строению клеток организмов разных царств живой природы закрепление знаний по строению клеток организмов разных царств живой природы усвоение знаний по эволюции биологических систем, видообразованию, антропогенезу усвоение знаний по эволюции биологических систем, видообразованию, антропогенезу усвоение знаний закономерностей существования экологических систем и их саморазвитию усвоение знаний закономерностей существования экологических систем и их саморазвитию

Е.В.Алексеева Обратить внимание в части В: на усиление работы по формированию УУД в области сравнительного анализа, выявления закономерностей, эволюционного и индивидуального развития, алгоритмизации описательных действий на усиление работы по формированию УУД в области сравнительного анализа, выявления закономерностей, эволюционного и индивидуального развития, алгоритмизации описательных действий

Е.В.Алексеева Обратить внимание в части С: усилить практическую направленность биологических знаний, особенно связанных со значением живых организмов для человека, здоровым образом жизни, охраной окружающей среды усилить практическую направленность биологических знаний, особенно связанных со значением живых организмов для человека, здоровым образом жизни, охраной окружающей среды уделить больше внимание на решение генетических задач разных типов, описание биологических объектов и процессов по их графическому изображению уделить больше внимание на решение генетических задач разных типов, описание биологических объектов и процессов по их графическому изображению уделить большее внимание изучению типов деления клеток, изменению хромосомного набора в разных фазах деления, общих результатов деления уделить большее внимание изучению типов деления клеток, изменению хромосомного набора в разных фазах деления, общих результатов деления уделить большее внимание изучению этапов биосинтезе белка и роли нуклеиновых кислот в биосинтезе белка уделить большее внимание изучению этапов биосинтезе белка и роли нуклеиновых кислот в биосинтезе белка

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 1. Биология – наука о живой природе вызвали затруднения отдельные задания по установлению принадлежности объектов к определенному уровню организации жизни в частности, сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 2. Клетка как биологическая система наибольшие трудности и проблемы возникли у участников ЕГЭ при ответе на задания, требующие: сравнения эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза, различных фаз деления клетки, этапов энергетического обмена знания взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, их участие в процессах метаболизма определения хромосомного набора соматических и половых клеток ообое внимание следует обратить на выполнение экзаменуемыми задания С5, в котором предлагалось три типа задач по цитологии: на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на обоснование процессов метаболизма. ообое внимание следует обратить на выполнение экзаменуемыми задания С5, в котором предлагалось три типа задач по цитологии: на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на обоснование процессов метаболизма.

Е.В.Алексеева К числу типичных ошибок, которые были допущены экзаменуемыми, относятся следующие: отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. необходимо обратить внимание, что в интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хроматиды, но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами часто отсутствует пояснение к каждой фазе деления, которое требовалось дать по условию задачи в значительной части работ участники определяли число хромосом, но не определяли число молекул ДНК, как это требовалось в условии задачи

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 3. Организм как биологическая система затруднения в определении партеногенеза как особой разновидности полового размножения, каким организмам он присущ серьезные проблемы при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов в частности, плохие знания циклов развития растений, чередования гаметофита и спорофита у мхов и папоротников затруднения сравнения стадий развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определении последовательности процессов, происходящих при гаметогенезе

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 3. Организм как биологическая система особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании – –чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 3. Организм как биологическая система затруднения в заданиях, контролирующих знания об изменчивости организмов, селекции и биотехнологии затруднения в определении типов мутаций, их причин, наследование соматических мутаций, их отличие от половых особое внимание следует уделить: вопросам селекции агротехническим приемам выращивания культурных растений отличительным признакам сортов, пород и штаммов организмов значению работ Н.И. Вавилова использованию в селекции закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 4. «Система и многообразие органического мира» плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов в частности, затруднения в отличии бактерий от одноклеточных растений, определении способа питания бактерий гниения не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор из практико-ориентированных заданий (С1) самые низкие показатели выявлены при выполнении задания о причинах распространения белых грибов в лесах не смогли объяснить причины распространения грибов, образующих симбиоз с растениями. Вместо этого назывались экологические факторы: тепло, влажность, затененность, особенности почвы

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 4. «Система и многообразие органического мира» затруднения вызвали вопросы физиологического характера (транспорт воды, минеральных и органических веществ; роль корневого давления и транспирации в этих процессах), о принципах классификации цветковых растений, ароморфных признаках папоротниковидных, чередовании поколений у высших споровых растений большинство плохо справились с заданием С2, требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных раздел «Растения»

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 4. «Система и многообразие органического мира» традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 5. Человек и его здоровье хуже всего усвоен материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека многие не смогли определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, установить роль отдельных структур органов слуха и зрения, начальным звеном рефлекторной дуги посчитали кожу вместо рецептора особенно сложными оказались задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания. Не знают, как осуществляется безусловно- и условно-рефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 5. Человек и его здоровье не знают о секреторной функции эпителиальной ткани, связывают выработку пота с функцией подкожной жировой клетчатки кплохо усвоенным относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, ее роли в очищении крови от продуктов обмена веществ об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы не смогли указать причины малокровия, его зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови вызвал затруднение текст о строении и функциях дыхательной системы, в котором необходимо было найти ошибки в тексте и исправить их

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 6. Эволюция живой природы плохо усвоенные и требующие серьезной подготовки: знания о критериях вида и умения определять их по описанию признаков не знают, что основой целостности вида является нескрещиваемость особей с другими видами что увеличение числа популяций вида приводит к освоению разных условий ареала, а значит, и к биологическому прогрессу что макроэволюционные процессы характерны для над видового уровня организации жизни и не связаны с изменениями не особей и популяций, а с изменениями более крупных таксонов

Е.В.Алексеева К типичным ошибкам относится Неумение устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 6. Эволюция живой природы недостаточно усвоены знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира не смогли сделать вывод о родстве и единстве растительного мира на основе сходства в строении и жизнедеятельности растений разных отделов определить, что палеонтологическим доказательством родства птиц и пресмыкающихся служат находки археоптерикса определить эру господства млекопитающих определить признаки приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни упрощение общего уровня организации, усложнение циклов развития, наличие плотных покровов

Е.В.Алексеева Замечания из данных ФИПИ Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности наибольшие трудности: на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей в задании С1 требовалось объяснить, почему луга, которые постоянно используются в сельскохозяйственной деятельности человеком, не зарастают лесом, как это происходит с лугом в естественных условиях

Е.В.Алексеева Выводы и пожелания ФИПИ По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых. Блок 2 «Клетка как биологическая система»: знания о процессах метаболизма и реакциях матричного синтеза, взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки; умение определять число хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, хромосомный набор соматических и половых клеток Блок 3 «Организм как биологическая система»: знания о партеногенезе, индивидуальном развитии организмов, чередовании поколений у растений; умения сравнивать стадии развития зародыша животных, определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе, устанавливать типы мутаций и их признаки Блок 4 «Система и многообразие органического мира»: знания о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, принципах классификации растений; умение определять признаки растений по рисунку, усложнение систем органов беспозвоночных животных и классов типа Хордовые Блок 5 «Человек и его здоровье»: знания об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, взаимосвязях строения и функций тканей, органов дыхания, мочевыделения Блок 6. «Эволюция живой природы»: знания о критериях вида, доказательствах и этапах эволюции органического мира; умения устанавливать последовательность процессов видообразования, формирования приспособленности как результата эволюции, определять критерии вида по описанию признаков Блок 7 «Экосистемы и присущие им закономерности»: умение определять последствия воздействия на экосистемы природных и антропогенных факторов

Е.В.Алексеева Выводы и пожелания ФИПИ 1. Необходимо обеспечить освоение учащимися основного содержания биологического образования и овладения ими разнообразными видами учебной деятельности, предусмотренными компонентом ФГОС по биологии. 2. Целесообразно обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: о метаболизме и редукционном делении клеток; критериях вида, движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; об эмбриональном и о постэмбриональном развитии организмов; об анализаторах и о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем. 3. Следует обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умений анализировать биологическую информацию, осмыслять и определять верные и неверные суждения, определять по рисункам биологические объекты и описывать их. Для достижения положительных результатов целесообразно увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. 4. При текущем и тематическом контроле более широко использовать задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений кратко, обоснованно, по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач по цитологии и генетике. общие рекомендации

Е.В.Алексеева Положительные результаты могут быть достигнуты только при: серьезном выборе образовательными учреждениями и педагогами программного обеспечения по курсу биологии серьезном выборе образовательными учреждениями и педагогами программного обеспечения по курсу биологии использованию инновационных образовательных технологий, электронных учебных изданий использованию инновационных образовательных технологий, электронных учебных изданий проведение дополнительных учебных занятий, дистанционного обучения, различных элективных, факультативных курсов и индивидуально-групповых занятий проведение дополнительных учебных занятий, дистанционного обучения, различных элективных, факультативных курсов и индивидуально-групповых занятий

Е.В.Алексеева