Мировая экономика В.Н. Волков, к.пед.н., доцент СПб АППО www.volkovvn.ucoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История Европейской Интеграции Кафедра европейской интеграции.
Advertisements

Европейский Союз Мировая экономика. Экономическая интеграция Начальная форма экономической интеграции - это зоны свободной торговли Европейский Союз стал.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Выполнила ученица 11 « А » класса Жаудинова Анель.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ЕС (Европейский Союз) 27 Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург,
Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства Вторая половина XX в. – НТР и широкая интернационализация. XV-XVІІ вв. – зарождение мирового капиталистического.
Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.
Международная экономическая интеграция. процесс сближения национальных экономических и политических структур различных стран и формирование на этой основе.
Центр образования 109 Ульянова Т.В.. История ЕС Государства – члены ЕС Интеграция в Евросоюзе Органы управления ЕС Валюта ЕС Перспективы Евросоюза.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Международная торговля (МТ) (10кл.) Халилова Елена Сабитовна МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 1- Базовая школа» п. Куеда, Пермский край.
СТАНОВЛЕНИЕ,СУЩНО СТЬИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
Транксрипт:

Мировая экономика В.Н. Волков, к.пед.н., доцент СПб АППО

Содержание лекций Развитие мировой экономики Мировая экономика в годах Деятельность Всемирного банка, как отражение глобализации Европейский союз как интеграционный проект Образование в мире

Всемирное хозяйство Всемирное хозяйство: самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил и производственных отношений экономическая система. Совокупность: Национальные хозяйства: 209 стран и независимых территорий (данные Мирового банка) Экономические интеграционные структуры (основания: торговля, инвестиции, трудовые ресурсы): свыше 40. Международные хозяйствующие субъекты: свыше ТНК и их зарубежных филиалов с общим объемом продаж более $25 трлн. Объем производства в филиалах – 10%. Надстроечные институты, ООН, региональные, иные (различных форм международных экономических, политических, культурных отношений).

Системность всемирного хозяйства Материальная основа: национальное и международное производство благ, национальные и международные активы Международное производство: производство на экспорт и производство в зарубежных филиалах ТНК Механизм: международные рынки товаров, услуг, капиталов, труда, информации Производственные отношения – рынки Инструменты этих рынков: международная цена, процентная ставка, обменный курс валют

Целостность - взаимодействие и взаимозависимость Множественность. Неравномерность. США, Япония и Германия: 10% населения, 41% мирового дохода, более чем 1/3 покупательной способности всех стран мира На долю богатейшей квинтили (1/5 населения мира) приходится около 85% мирового валового продукта, а на долю беднейшей квинтили – всего 1,5 % мирового валового продукта Свойства мировой экономики

Иерархичность - экономические возможности стран и объединений стран определяют роль в мировой экономике и политике (Первый мир, Третий мир) Структурность - наличие подсистем. Развитые и развивающиеся, страны страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны (НИС), страны–члены ОПЕК, наименее развитые страны Общие цели и задачи: повышение качества жизни, гармонизация жизни человечества в соответствии с концепцией устойчивого развития, решение глобальных проблем Развитие по определенному порядку: нормы международного публичного и частного права Историческая и политико-экономическая категория. Свойства мировой экономики

Этапы развития всемирного хозяйства Условная периодизация: I - первая половина 19 века - до 1914 года; II –1945 годы; III - с 1945 года до конца 1980-х годов; IV (современный) - с начала 1990 годов

Современный этап развития (1) Динамизм экономических показателей, рост темпов роста мировой торговли товарами, услугами, технологиями, капиталами. Решающую роль играет НТП Изменение структурных характеристик мирового производства, обмена, потребления Рост интернационализации (транснационализация) производства, рынков товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации

Рост влияния человеческого фактора, внимания к окружающей среде (экология) Обострение глобальных проблем, в том числе неравномерность развития мирового хозяйства Сильное проявление тенденции: с одной стороны, унификации рынков, с другой стороны, дифференциации национальных и региональных характеристик Рост криминализации мировой экономики, транснационализация преступности Современный этап развития (2)

Показатели развития мировой экономики

10 крупнейших ТНК мира, 2010 НазваниеСтранаКапитализация, млн. $ Сектор General ElectricСША Промышленный конгломерат MicrosoftСША Программное обеспечение и услуги Exxon MobilСША Нефть и газ PfizerСША Фармацевтика, биотехнологии CitigruopСША Банки Wall Mart StoresСША Розничная торговля American IGСША Страхование IntelСША Компьютеры, IT-оборудование British PetroleumВеликобр Нефть и газ HSBCВеликобр Банки

Сопоставления: РФ и США ( )

Индекс развития человеческого потенциала ИРЧП - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс разработан в 1990 году экономистом Махбубом уль-Хаком (Пакистан); с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала (лидеры – Норвегия, Исландия, Швейцария, Канада, Япония); ИРЧП 2009: 1 - Норвегия – 0,971, Россия – 0,817 (71 место), Афганистан – От своих соседей по рейтинговой таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования; Неравномерность регионального ИРЧП в РФ (лидеры – Москва, СПб, Свердловская обл., Татария и др.; аутсайдеры – Псковская обл., Алтай, Тува, Ингушетия и др.)

ИРЧП стран мира, ООН, 2008/2010 Источник: UN Human Development Report, 2010

Международный Банк реконструкции и развития был учрежден после конференции 44 стран, состоявшейся в июле 1944 года в Бреттон-Вуде в штате Нью-Хемпшире, США. Первоначальная миссия – восстановление Европы после Второй мировой войны Всемирный банк: история и миссия

Чем занимается ВБ сегодня? Один из крупнейших в мире источников помощи развитию В 2007 финансовом году ВБ предоставил развивающимся странам $23,6 млрд. в виде кредитов и займов Растущая потребность в аналитических и консультационных услугах Банка Работает в более чем 100 развивающихся странах Основная цель – повышение уровня жизни, сокращение бедности и неравенства, решение возникающих задач в области развития

Владельцы группы Всемирного банка Банк принадлежит на правах собственности странам-членам (акционерам) Крупнейшие страны-акционеры, %

Заемщики Всемирного банка Среди крупнейших заемщиков в 2000-х годах: Бразилия, Мексика, Колумбия; Китай, Индия, Турция, Бангладеш; Эфиопия, Уганда, Конго

Классификация стран, ВБ По регионам - только для стран с низким и средним доходом, или развивающихся (на 1 июля). По валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения (на 1 июля) (до 1993 использовали ВВП) По уровню обремененности внешним долгом (апрель)

Политическая и экономическая интеграция стран мира К началу XXI века в мире сформировались несколько прогрессирующих интеграционных объединений развитых или развивающихся стран: Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) – 3 страны (США, Канада, Мексика); Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) – 5 стран (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (?)); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – 10 стран (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины); Европейский союз (ЕС) – 27 стран

Европейское объединение угля и стали Парижский договор, Экономическое. Регулирование ключевых аспектов экономической деятельности: инвестиции, финансовая помощь предприятиям, ценовая политика, охрана конкуренции в угольной и сталелитейной сфере Политическое. Созданы наднациональные органы (Высший руководящий орган, Общая ассамблея, Совет министров и Суд) Юридическое. Договор стал источником европейского праву; новые органы создавали свои нормативные акты. Решения Суда стали источником прецедентного права Образовательное. Единые процедуры подтверждения профессиональных квалификаций в странах-участницах

Учреждение ЕЭС Римский договор об учреждении ЕЭС (1957) Цели: Гармоничное развитие всех видов экономической деятельности Непрерывный и сбалансированный рост Обеспечение стабильности в Европе Ускоренное повышение уровня жизни граждан Средства: Создание общего рынка Сближение экономической политики 6 государств-членов Взаимное признание дипломов (ст. 57) и профессиональное обучение рабочих и крестьян (ст. 118). Образование – сфера национальных правительств Институты: Комиссия Совет Ассамблея* Суд*

Развитие ЕЭС в годах (1) 1958 – создание Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) 1965 – Договор об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ 1968 – создание Таможенного союза (Прим – РФ, Беларусь и Казахстан) конференция министров образования стран ЕЭС – единое измерение ОС 1972 – первое расширение ЕЭС - вступление Великобритании, Ирландии и Дании

5 основных моментов общеевропейского измерения в области образовательных систем: подтверждено взаимное признание дипломов; обоснование идей формирование европейского университета; кооперация вторичного и высшего образования; создание Европейского центра развития образования; формирование не ограниченных государственными границами вненациональных институтов высшего образования Конференция министров образования стран ЕЭС (1971)

1972 – создание механизма «Валютной змеи» 1975 – Ломейская конвенция со странами Африки, Карибского бассейна и Азиатско- Тихоокеанского региона 1976 – создание Счетной палаты 1979 – первые прямые выборы в Европарламент (1976) 1981 – вступление в ЕЭС Греции 1986 – вступление в ЕЭС Испании и Португалии (формирование «южного пояса» нестабильности 2000-х годов) Развитие ЕЭС в годах (2)

Договор о Европейском Союзе, 1992 Маастрихское соглашение Переход от единому валютного регулирования к экономическому и валютному союзу Три опоры: европейские сообщества, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в области внутренних дел и юстиции

Маастрихский договор установил, что ЕС намерен развивать европейское измерение в образовании путем: изучения языков стран-участниц; мобильности студентов и преподавателей; взаимопризнания дипломов и периодов учебы; обмена опытом и информацией о текущих проблемах в образовательной системе стран- участниц ЕС п.8 ст.126 Маастрихский договор об образовании

«Европейская Конституция» 2002 – Конвент о Будущем Европы 2004 – Подписание главами государств-членов ЕС Европейского Конституционного договора 2005 – Франция и Нидерланды голосуют против этого Договора на референдумах; 18 (более 2/3 - !) стран ратифицировали Договор к 2007 году 2007 – Европейский Совет принимает решение не возвращаться к обсуждению проекта Конституции ЕС и подписать новый Лиссабонский договор

Лиссабонский договор, 2007 Договор о внесении изменений в Договор о ЕС (1992) и Договор об учреждении Европейского сообщества (1957) Реформы ЕС: союз становится правосубъектным, введение должности Президента и Верховного представителя по иностранным делам, подчинение национальных законодательств европейским директивам; прописана процедура выхода из ЕС

Ключевые тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век «Образование для жизни» XXI век «Образование через всю жизнь»

Соотношение МСКО и РОС Уровни МСКОЭквивалент в России ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕДошкольное образование НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕНачальное образование СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Нижняя ступень среднего образования Основное среднее образование Верхняя ступень среднего образования Старшая школа, НПО и СПО на базе полного среднего образования ТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Исследовательские программы повышенного уровня Аспирантура, докторантура

Основные направления реформирования школы в мире Финансирование школы (Funding) Содержание образования и контроль за его качеством (Standards-Curriculum- Assessment) Управление школой (Governance- Management)

Школьные реформы в мире Тренд от «континентальной» модели к «англо-саксонской» (от знания – к умению): - компетентность; - «Триумф PISA»; Выход за рамки «школы Коменского» (индивидуализация) Децентрализация, автономия и общественное участие

Образование - фактор международного позиционирования (геополитика) профессиональное образование становится непрерывным высшее образование становится массовым новые подходы к содержанию и технологиям образования высококонкурентный мировой образовательный рынок, определяемый требованиями ВТО Высшее образование и глобализация Потребность в увеличении инвестиций необходимость соответствия качества образования необходимость адекватности образования рынку труда, запросам экономики интернационализация

Цель Болонского процесса Повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования «Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям»

Хроника Болонского процесса 1988, Болонья, Италия Принятие Magna Charta Universitatum 1997, Лиссабон, Португалия Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе 1998, Париж, Франция Принятие Совместной декларации министрами образования Великобритании, Германии, Италии и Франции (Сорбоннская декларация) 1999, Болонья, Италия 1-я встреча министров высшего образования европейских государств (Болонская декларация) 2001, Саламанка, Испания Конференция европейских вузов и образовательных организаций (Саламанская декларация) 2001, Прага, Чехия 2-я встреча министров высшего образования европейских государств (Пражское коммюнике) 2003, Берлин, Германия 3-я встреча министров образования европейских государств (Берлинское коммюнике) 2005, Берген, Норвегия 4-я встреча министров образования европейских государств (Бергенское коммюнике)

Многоуровневая система высшего образования Введение системы академических кредитов Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов Единое европейское приложение к диплому Контроль качества высшего образования Создание единого европейского исследовательского пространства Основные принципы Болонского процесса

Бакалавр магистр докторант Многоуровневая система высшего образования 4 года 2 года 3 года

От аудиторных часов Европейская система академических кредитов, ECTS (1) к академическим кредитам ECTS – "European Credit Transfer System" Кредиты ECTS: Основаны на ожидаемых результатах обучения и трудоемкости учебной нагрузки студентов, необходимой для их достижения

Реализация положений Болонской декларации в России 11 октября 2007 года Государственная Дума приняла изменения в Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» Переход на подготовку по системе «бакалавриат- магистратура» произошел с 1 сентября 2010 года для всех вузов России Примечание: расходы на 1 студента в год: Россия - около $, США $, страны ОЭСР (среднее значение по 29) $

1. Противоречие между свободным рынком труда и системой узких специальностей (около половины выпускников не находят работу по специальности) 2. Противоречие между спросом на высшее образование и возможностями государственного финансирования Болонский процесс в широком смысле, как творческая адаптация международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Внедрение элементов рыночных отношений в высшую школу Болонский процесс в узком смысле, как реализация направлений Болонской декларации Предпосылки Болонского процесса в России: кризис советской модели

Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывностьМобильность Индивидуа льные учебные планы Многоуровневое образование Расширенная шкала оценивания знаний Кредитная система Асинхрон- ный учебный процесс Мотивированность Ориентация на само- стоятельную работу Конкурен- ция в вузе Учебный процесс Предпосылки Болонского процесса в России: новая рыночная модель