Богданов Леонид Николаевич « Управление государственной и муниципальной собственностью в новых условиях: перераспределение собственности, инструменты повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление государственной и муниципальной собстенностью в новых условиях г. Нижний Новгород.
Advertisements

1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
СЛАЙД 1 Докладчик: Романов Сергей Владимирович -заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 10 июля 2010 года Организация.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Управление государственным имуществом Кировской области Киров, 2015.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
В соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
В.В. Далин Центр фискальной политики Баланс активов и пассивов.
Лекция на тему: «Развитие законодательной основы бюджетного учета в Российской Федерации»
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Транксрипт:

Богданов Леонид Николаевич « Управление государственной и муниципальной собственностью в новых условиях: перераспределение собственности, инструменты повышения эффективности использования собственности » г. Москва 28 апреля 2004 г.

Центр фискальной политики Часть I. Общие положения по управлению государственной (субъектов РФ) и муниципальной собственностью

Центр фискальной политики Институциональная классификация государственной и муниципальной собственности Государственные и муниципальные учреждения; Унитарные предприятия (казенные предприятия); Региональная и муниципальная казна, в том числе: денежные средства бюджетов и внебюджетных фондов; акции, доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ; недвижимость и др.; земля; природные ресурсы; другие;

Центр фискальной политики Законодательное регулирование управления имуществом общее: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ; определение политики: Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в гг. и до 2006 г.; Концепция управления имуществом и приватизации - Постановление Правительства РФ - N 1024 от ; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу - Распоряжение Правительства РФ N 1163-р от ; Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» N 131-ФЗ от ; специальное: Постановление ВС «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ... и муниципальную собственность» от ; Проект закона «О государственном и муниципальном имуществе»; Закон « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях » N 161-ФЗ от ; Закон « О приватизации государственного и муниципального имущества » 178-ФЗ от

Центр фискальной политики Часть 2. Новые условия - Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Закон инициирует: перераспределение государственной (региональной) и муниципальной собственности; ограничение состава регионального и муниципального имущества только тем имуществом, которое необходимо для: обеспечения деятельности органов госвласти субъектов РФ (местного самоуправления)ё; решения вопросов местного значения; исполнения делегированных государственных полномочий ; приватизацию (перепрофилирование) имущества, не предназначенного для исполнения полномочий; (противоречие с Гражданским кодексом)

Центр фискальной политики Календарь муниципальной реформы : перераспределени е собственности между регионами и муниципалитетами До 1 января 2005 года утверждается порядок перераспределения имущества между центром, субъектами федерации, муниципальными образованиями, а также порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими сельскими поселениями, городскими округами; В течение 2005 года Правительство РФ и власти регионов обеспечивают безвозмездную передачу муниципалитетам федерального (до 1 января 2006 года) и регионального (до 1 декабря 2005 года) имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Одновременно органы местного самоуправления безвозмездно передают центру и субъектам РФ муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения их полномочий (до 1 января 2006 года); До 1 января 2009 года органы местного самоуправления осуществляют отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего их полномочиям и не переданного в федеральную собственность, собственность субъекта РФ;

Центр фискальной политики Основные положения проекта закона «О государственном и муниципальном имуществе» - I Принципы отнесения имущества к муниципальной собственности: имущество МО формируется исключительно для выполнения возложенных на муниципалитеты полномочий; использование имущества должно носить исключительно целевой характер; предмет и цели деятельности предприятий и учреждений должны четко соответствовать полномочиям МО;

Центр фискальной политики Полномочия муниципальных образований, во исполнение которых они могут владеть имуществом Полномочия МО, определенные федеральным уровнем - ст. 14.1, 15.1, 16.1 закона о МСУ – имущество, необходимое для исполнения возложенных полномочий по вопросам местного значения, краткая формулировка вопросов: ГОМРП - местные бюджеты; местные налоги и сборы; имущество; ЖКХ; дороги и транспорт; ликвидация ЧС; создание условий для обеспечения жителей услугами связи; общественного питания, торговли, бытового обслуживания; архивные фонды МО; территориальное зонирование, земельный контроль; ритуальные услуги муниципальное строительство; пожарная безопасность, обеспечение досуга жителей; охрана объектов культурного наследия, библиотечное обслуживание; обеспечение условий для развития массовой физкультуры и спорта, массового отдыха, благоустройство и озеленение, планирование застройки; сбор и вывоз отходов; освещение улиц и установка указателей ++ - муниципальная милиция; опека и попечительство; муниципальный архив; охрана окружающей среды; экологический контроль; организация утилизации или переработки отходов; опека и попечительство; ведение кадастра; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и др. (за исключением полномочий субъектов РФ); скорой медицинской помощи в МО ++ - содействие в установлении опеки + - библиотечное обслуживание населения + - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений + Полномочия МО, определенные МО самостоятельно – согласно ст. 14.2, 15.2, 16.2 закона о МСУ – имущество, необходимое для осуществления полномочий, возложенных решениями представительных органов местного самоуправления по иным вопросам, не отнесенным к компетенции органов других уровней и не исключенным из их компетенции федеральными и региональными законами;

Центр фискальной политики Схема перераспределения расходных обязательств между государственным и муниципальным уровнями ФРМ Пожарная безопасность Профтехобразование Общеобразовательные школы (учебный процесс) Высшее образование, повышение квалификации Социальная политика (пособия детям, инвалидам, ветеранам; школы-интернаты, детские дома, дома ребенка; социальное обеспечение) Жилищные субсидии, льготы по оплате проезда Субсидирование сельского хозяйства Взносы в ТФОМС Санитарно – эпидемиологический надзор Воинский призыв Милиция (муниципальная) Дошкольное образование Экологический контроль Оздоровительная кампания детей и подростков

Центр фискальной политики Основные положения проекта закона «О государственном и муниципальном имуществе» - II Особенности приобретения,прекращения, владения и пользования имуществом МО: МО может приобретать только имущество, необходимое для осуществления полномочий, а также при чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с федеральными законами. В случае приобретения иного имущества, оно подлежит приватизации; имущество МО закрепляется на праве оперативного управления за казенными предприятиями и учреждениями. В случае использования ими имущества нецелевым образом, оно признается излишним и изымается. Сделки по приобретению и/или распоряжению ими имуществом, не соответствующим целям и предмету их деятельности, считаются ничтожными; ограничение гражданского оборота муниципального имущества, соответствующего полномочиям МО, установленным федеральным уровнем (законом о МСУ). Такое имущество: не может находится в частной собственности; не может быть объектом гражданских сделок; на него не может быть обращено взыскание; подлежит обязательному страхованию; возможность изъятия земельных участков из собственности юридических и физических лиц для размещения муниципальных учреждений и предприятий;

Центр фискальной политики Основные положения проекта закона «О государственном и муниципальном имуществе» - III Особенности перераспределения имущества между уровнями, переходные положения: находящееся в собственности какого-либо уровня публичной власти имущество, необходимое для реализации данного полномочия, подлежит безвозмездной передаче на тот уровень, за которым закреплено выполнение данного полномочия; и наоборот, если в собственности МО находится имущество, необходимое для реализации полномочия другого уровня публичной власти, оно подлежит безвозмездной передаче; передаваемые объекты недвижимости передаются вместе с земельными участками, на которых они расположены; сделки с имуществом, которые может находится исключительно в муниципальной собственности, утрачивают силу по истечении трех лет с момента вступления закона в действие; при принятии федеральных законов, изменяющих или дополняющих полномочия МО, происходит безвозмездное перераспределение имущества; до приватизации имущество, подлежащее приватизации, передается в аренду по рыночным ставкам по итогам торгов (аукционов, конкурсов); акции, доли хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, до их приватизации передаются в доверительное управление по итогам проведения торгов (аукционов, конкурсов);

Центр фискальной политики Основные положения проекта закона «О государственном и муниципальном имуществе» - IV Основы «специального учета» муниципального имущества: - это описание и идивидуализация имущества в реестрах с использованием характеристик, позволяющих подтвердить его отнесение к муниципальной собственности и закрепление за соответствующим правообладателем; деление имущества по следующим категориям: имущество, закрепленное на праве оперативного управления за предприятиями и учреждениями / имущество, находящееся в казне, в том числе земля, недра, интеллектуальная собственность; имущество, необходимое для реализации полномочий, определенных федеральным законодательством / имущество, необходимое для реализации полномочий, принятых самим муниципальным образованием / имущество, предназначенное для коммерческого использования и подлежащее приватизации; классификации объектов: по виду имущества; по их правообладателю; по территориальной принадлежности; по ведомственной принадлежности; принципы ведения реестров муниципального имущества: единство правил ведения составных частей реестра; непрерывность внесения сведений; открытость сведений реестра; информационное взаимодействие и сопоставимость сведений, содержащихся в этих реестрах с другими информационными системами учета и контроля; годовая отчетность о поступлении и выбытии имущества;

Центр фискальной политики Спорные вопросы и проблемы принимаемых положений по управлению государственной и муниципальной собственностью « закрытый перечень» имущества муниципальных образований; урегулирование кредиторской задолженности организаций при передаче имущества другому уровню (получении имущества с другого уровня); финансовое обеспечение приобретения имущества, необходимого для исполнения новых полномочий, принятых федеральным законодательством; переход права собственности при делегировании полномочий с одного уровня власти на другой; ограничение гражданского оборота имущества, необходимого для исполнения полномочий МО будет производиться по виду имущества (школы, больницы, пожарные части) или по его собственнику (муниципальные школы, муниципальные ясли и т.д.);

Центр фискальной политики Новые условия - Программа реструктуризации бюджетного сектора В части управления региональным и муниципальным имуществом предусматривает: оптимизацию сети получателей бюджетных средств (сокращение непрофильных учреждений; устранение дублирования; устранение софинансирования из разных уровней бюджетов); реорганизацию бюджетных учреждений ( привлечение организаций других организационно-правовых форм к предоставлению муниципальных услуг, ограничение субсидиарной ответственности муниципалитета ); отказ от использования права хозяйственного ведения, преобразование ГУП/МУП-ов в казенные предприятия или их приватизация; расширение организационно-правовых форм организаций, предоставляющих бюджетные услуги (создание специализированных и автономных некоммерческих организаций); уточнение порядка участия органов власти в учреждении некоммерческих организаций;

Центр фискальной политики Часть 3. Теоретические разработки в области управления региональным и муниципальным имуществом Накопление российской практики в области управления имуществом; реализация Программ реформирования региональных финансов; реализация Программ реформирования муниципальных финансов; результаты работы ассоциаций муниципальных образований и др.; Теоретическое освоение международных кодексов лучшей практики; Составление российских кодексов лучшей практики; Основные положения Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными и муниципальными финансами (проект МБРР), 2003 г.; Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами (ИЭГ), 2003 г.; Методика диагностики финансового состояния и качества управления региональными финансами (ПАКК), 2003 г.;

Центр фискальной политики Основные направления совершенствования управления имуществом (собранные из программ реформирования и Кодексов лучшей практики) - I Проведение инвентаризации имущества, построение системы учета объектов недвижимости, земельных участков – реестров, кадастров и т.д.; Разработка концепции управления региональной (муниципальной) собственностью; Оценка и повышение эффективности управления и использования собственности: регулярное проведение независимого аудита бюджетных учреждений, ГУП/МУПов и других активов; регулярная публикация результатов; проведение мониторинга эффективности деятельности ГУП/МУПов (казенных предприятий);

Центр фискальной политики Основные направления совершенствования управления имуществом (собранные из программ реформирования и Кодексов лучшей практики) - II Оптимизация объема и структуры региональной (муниципальной) собственности; определение принципов и критериев, на основе которых принимаются решения о сохранении объектов в муниципальной собственности; разработка программы сокращения объема муниципальной собственности; публикация программы приватизации и ее результатов в СМИ; разработка пакета документов для передачи муниципальной собственности в доверительное управление, концессию; Составление и публикация баланса активов и пассивов региона (муниципального образования);

Центр фискальной политики Часть 4. Баланс активов и пассивов региона (муниципального образования) Баланс активов и пассивов региона (муниципального образования) представляет собой свод данных о стоимости финансовых и нефинансовых активов, находящихся в собственности муниципалитета, а также финансовых требований к муниципальному сектору экономики. Баланс активов и пассивов составляется в целях: информирования законодательных (представительных) органов о размере имущества муниципального сектора экономики, а также степени его ликвидности; оценки платежеспособности муниципального сектора экономики; оценки возможности получения доходов от собственности; разработки мер в области политики и управления активами и пассивами; оценки эффективности принятых программ приватизации. Составление Баланса активов и пассивов соответствует теории и практике СГФ, где задана его структура по видам активов и пассивов, а также разграничение данных по подсекторам государственного (муниципального) сектора;

Центр фискальной политики Баланс активов и пассивов (сокращенная форма) ГОССЕКТОР СЕКТОР ОРГАНОВ ГОСУПРАВЛЕНИЯ ГУПы КАЗНАБЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ АКТИВЫАКТИВЫ АКТИВЫ НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ ВАЛЮТА И ДЕПОЗИТЫ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КРОМЕ АКЦИЙ 20 ССУДЫ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ 1200 АКЦИИ И ДР. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ ПРОЧАЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПАССИВЫПАССИВЫ ФИНАНСОВЫЕ ПАССИВЫ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КРОМЕ АКЦИЙ 50 ССУДЫ ДОХОДЫ БУДУЮЩИХ ПЕРИОДОВ 250 ПРОЧАЯ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ АКТИВОВ ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Форма баланса и методология его составления разработана Центром фискальной политики в формате, максимально приближенном к рекомендациям СГФ.