ГРАНИЦЫ ДИДАКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Владимир Александрович Адольф доктор педагогических наук, профессор Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Январь2010 г.
Изменения в обществе Саморазвитие и самореализация. Знания. Бережливость, рациональ- ность, трудолюбие Общественные ценности Сам человек со способнос- тью к саморазвитию, самоорганизации, инно- вации и творческому преоб- разованию информации Сырьевые и производствен- ные ресурсы Основной жизнеобеспечивающий ресурс Повышение качества жизниПовышение уровня жизниОсновной движущий стимул эпохи Интеллектуальный, твор- ческий труд по преобраз- ованию информации различного рода Физический труд по обслуживанию и использованию машинного производства Производительная сила ОбрабатывающийПроизводящийХарактер деятельности УслугиТоварыПреимущественных характер производства Информационное общество Индустриальное обществоПараметр
Изменения в образовании СотрудничествоДоминантнаяРоль учителя Диалог, полилог всех субъектов Монолог, сначала учителя, потом ученика Тип общения в процессе обучения Гибкое, конвергентное (движение мысли по «слу- чайным» траекториям, а не алгоритмам), отказ от стереотипов Рецептурно- технологический Тип мышления Межпредметный, надпред- метный, метапредметный ПредметныйТип преподавания ИнновационнаяИнструктивнаяОбразовательная модель Формирование и развитие способностей к саморазви- тию и самореализации Овладение научными знаниями (от примитив-ных до глубоких) и способнос- тью «обслуживать»социаль- но-производственный конвейер Смысл подготовки человека к осуществлению жизненного сценария, смысл образования Информационное общество Индустриальное обществоПараметр
Разные концепции школы Программа «Школа 2000» Образовательная система «Школа 2100» Модель «Российское образование – 2020» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и пр.
Ребенок в контексте социализации Школа Ученик-педагог И проч. СМИ Общественность Родители Власть ?
Исторический контекст проблемы
Дидактика( поучающий ) Дидактика как наука Дидактика -это взгляды авторов на вопросы обучения Дидактика -это теоретическое руководство для образовательной практики
Качество образования Соотношение цели и результата Показатели(внешние, внутренние) Уровни(индивидуальные, государственные, общецивилизованные);(нормативные, диагностические) Носители (индивидуальные, государственные, общецивилизованные)
Дуальные проблемы выбора человека Человек мира человек с российской идентичностью и сибирской ментальностью Мир природы - мир свободы Конкурентноспособность - комфортность Внешнее - внутреннее Вертикальная горизонтальная Субъектность - объектность
Разрешение дуальных проблем выбора - выход в стороннюю позицию Сторонняя позиция - это способ обретения равновесия в неустойчивом сочетании опор одного уровня, достаточно полно представляющих пограничную ситуацию современного образования: неопределенность, условность, дополнительность (тринитарная методология)
Спасибо за внимание!