Образовательная программа школы Разработчик: Г.А. Давыдов, к.п.н., кафедра УРОС ПОИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем.
Advertisements

Теоретические аспекты проектирования образовательной программы.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Тема Структурные компоненты основной образовательной программы (начального, основного, среднего (полного) общего образования). Губанова Е.В., к.п.н., доцент.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Фоменко И.А., начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и государственной аккредитации ЦКО ГОУ ВПО Академия социального.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Разработка индивидуализированных программ обучения и развития с учётом особенностей и способностей обучающихся. «Организационные и психолого- педагогические.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Транксрипт:

Образовательная программа школы Разработчик: Г.А. Давыдов, к.п.н., кафедра УРОС ПОИПКРО

Образовательная программа – это: Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса (С.Е. Шишов) Документ, дающий представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (из материалов Министерства образования и науки РФ)

Чем образовательная программа отличается от программы развития? Программа развития – это, прежде всего, стратегическое и тактическое управление, осуществляемое с целью перевода школы в новое качественное состояние. Образовательная программа нацелена на решение текущих задач УВП школы Программа развития ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП школы Образовательная программа отражает реальный УВП («здесь и сейчас») Программа развития нацелена на будущую модель выпускника Образовательная программа указывает на существующие цели и результаты УВП (модель выпускника)

Чем образовательная программа отличается от учебной программы? Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения и методов контроля достигнутого уровня содержания образования Образовательная программа (упрощенный вариант определения) – это совокупность учебных программ (и не только!), учебников, и, соответствующих им, педагогических технологий, методов контроля и т.д. определенного уровня содержания образования

Проблемы, которые можно решить с помощью образовательной программы: Согласование дидактического и организационного педагогического аспектов УВП дидактический аспект: уровень содержания образования, учебные программы, учебники, педагогические технологии организационно-педагогический аспект: учебный план, система диагностики и аттестации, режимные условия и т.д. Согласование форм и методов организации УВП учебным возможностям и потребностям учащихся

Видология образовательных программ базовая (1 – 11 кл.) компенсирующего обучения (2 – 9 кл.) расширенная (5 – 7 кл.) гимназическая (5 – 11 кл.) лицейская (8 – 11 кл.) профильная (9 – 11 кл.) индивидуального обучения (1 – 11 кл.) реабилитационная (1 – 11 кл.)

Образовательная программа должна: соответствовать социальному заказу обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа соответствовать образовательным стандартам способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей стимулировать использование более эффективных образовательных технологий соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям способствовать развитию учащегося

Образовательная программа включает в себя: цели и ценности адресность образовательной программы учебный план (пояснительная записка, инвариантную и вариативную части) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану описание: – организационно-педагогических условий – гигиенических требований – педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы – процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы

Структура образовательной программы Цели (модель выпускника; уровень образованности) Содержательный компонент: – учебный план (пояснительная записка, инвариантная + вариативная части) – дополнительное образование (факультативные занятия, кружки, секции и т.д.) – ведущие методы и приемы обучения и воспитания Организационные формы УВП Формы аттестации и контроля Результативный компонент (критерии и показатели)

Характеристика школы и принципов ее образовательной политики Аналитическое обоснование ОП: – анализ внешней и внутренней среды школы – вытекающие проблемы – характеристика научных подходов к школьной практике к решению проблем – выбор вида ОП (с учетом приоритетных направлений образования) Разработка ОП («сеявшие со слезами…») Запуск ОП («… пожнут с песнями») Контроль и коррекция

Анализ внешней среды школы Нормативно-правовая база Региональная программа развития образования Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и т.д. Микросоциальный заказ (родители и окружающий социум) Новые научные концепции и теории Информация об опыте работы других школ

Анализ внутренней среды школы Статистические сведения об учащихся Сведения о здоровье учащихся Результаты текущей и итоговой успеваемости История, традиции и предыдущий опыт работы школы Материально-финансовые возможности школы Социальный заказ учащихся и педагогов Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся и педагогов Социально-психологический климат (для учащихся и педагогов)

Целевой компонент образовательной программы (Зачем? Для чего?) Цели зависят от вида ОП Цели указывают на адресность ОП и ожидаемые результаты Ожидаемые результаты должны быть конкретными и измеримыми

Ожидаемый результат как модель выпускника (по Е.В. Бондаревской): Аксиологический компонент (система ценностных ориентаций) Когнитивный компонент (научные знания о человеке, культуре, истории, природе и т.д.) Деятельностно-творческий компонент (система разнообразных способов деятельности) Личностный компонент (познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции и т.д.)

Ожидаемый результат как модель выпускника (по Е.Н. Степанову): Нравственный потенциал Познавательный потенциал Коммуникативный потенциал Эстетический потенциал Физический потенциал (по О.Е. Лебедеву): Уровни образованности: Грамотность (начальная школа) Функциональная грамотность (основная школа) Общеобразовательная компетентность (средняя школа): – общекультурная – допрофессиональная – методологическая

Подходы к отбору содержания образования Энциклопедизм – чрезмерные энциклопедические знания, не закрепленные (Я.А. Каменский) практическими действиями Формализм – развивается умение мыслить, при недооценке содержания знаний (Ф. Дистервег) Утилитаризм – получение практических умений и навыков, при недооценке (Д. Дьюи) ценности самих знаний и формального образования Дидактизм – подбор содержания обучения исходя из необходимости познания мира воспитанниками и практического воздействия на него

(по И.Я. Лернеру) Образование – это процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя четыре элемента: знания, навыки, ценности, опыт творческой деятельности

Содержательный компонент образовательной программы (Что? и Сколько?) Создание УМК для реализации ОП

В.С. Лазарев Нельзя, чтобы в одном и том же классе преподавание одного предмета строилось на основе технологии развивающего обучения, другого – на основе программированного обучения, а третьего – на основе идей вальдорфской педагогики.

Организационно-педагогический компонент образовательной программы (Как?)

Система диагностического отслеживания (с позиции продвижения ученика в образовательном процессе) дидактическая диагностика (уровень образованности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.) педагогическая диагностика личностного развития (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию) социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации) валеологическая диагностика (анализ заболеваемости, общая умственная работоспособность и функциональное состояние) диагностика учителей (самооценка удовлетворенности работой в школе, пути личностного и профессионального совершенствования) диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП)

Система аттестации учащихся (Определяем уровень обученности, воспитанности и развития личности!) диагностические методы тесты психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности контрольные работы экзамены

Система отслеживания реализации образовательной программы Ребенок (индивидуальная карта учащегося) Служба сопровождения (психолог, социальный педагог, валеолог, логопед и др.) Классный руководитель Учителя-предметники Администрация Родители

Место образовательной программы в системе управления школой Прогнозы Планирование РешенияОбразовательная программа Анализ и синтез Контроль и коррекция Реализация ОП

Схема образовательной программы учебного заведения